Учимся преодолевать препятствия
Преодоление любого препятствия – это сложное координационное действие, требующее даже от взрослого человека достаточной пространственной ориентации и физической подготовленности. На занятиях по общей физической подготовке, во время преодоления полосы препятствий, используются все возможные виды передвижений человека: ходьба, бег, прыжки, ползания, лазания. Занятия по преодолению препятствий включают в себя физические упражнения из разных разделов физической культуры (висы, переползания, гладкий бег, ускорения, подтягивания, отжимания, выходы силой, приставные шаги, перепрыгивания и многие другие), что позволяет обучающимся равномерно развивать большинство физических качеств.
Успешно развиваются на таких занятиях не только физические, но и морально-волевые качества, ведь, чтобы преодолеть, например, высокую стену или широкий ров, нужно достаточно смелости и решительности. И даже те дети, которые на первых занятиях боялись это делать, через 2-3 урока без проблем преодолевают такие препятствия.
Невозможно переоценить и влияние навыков, приобретаемых на таких уроках, на исход жизненных ситуаций, в которых может оказаться любой школьник в течение всей своей жизни, будь то криминогенные ситуации или чрезвычайные происшествия любого характера (природного, техногенного и т.д.). Ведь вовремя сориентироваться, преодолеть психологический барьер, принять правильное решение является, порой, единственной возможностью справиться с негативной или опасной ситуацией. Недаром «Преодоление препятствий» является одним из базовых элементов в физической подготовке солдат и офицеров всех армий мира, в том числе и Вооруженных сил Российской Федерации. Навык, приобретаемый на уроках по преодолению препятствий, может сохранить здоровье и даже спасти жизнь.
Для того чтобы освоить технику основных приемов преодоления препятствий, необходимо выполнять приемы 1-2 раза в неделю по 20-30 минут на школьной полосе препятствий. При отсутствии полосы препятствий можно имитировать препятствия любым доступным способом. Рассмотрим основные приемы преодоления препятствий.
Прыжок с приземлением на одну ногу. С ускоряющегося разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой и вынося вторую ногу широким движением вперед-вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.
Прыжок, наступая на препятствие, используется при преодолении препятствий высотой до 0.9 м. С короткого, но энергичного разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой, и подав корпус вперед, мягко наскочить на препятствие другой ногой. Не разгибая колени, провести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и продолжить движение.
Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди. С разбега оттолкнуться перед препятствием левой ногой и, вынося правую руку вперед-вверх, наскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой и правой ногой. Не останавливаясь, пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.
Прыжок в глубину осуществляется из трех различных положений, в зависимости от высоты препятствия.
- Из положения стоя;
- Из положения сидя;
- Из положения виса.
Основное правило при приземлении после любых прыжков: приземляться на слегка согнутые и слегка расставленные ноги.
Перелезание с опорой на грудь применяется для преодоления препятствий высотой до 1,5 метров. Подбежать к препятствию, опереться руками о его верхний край и слегка присесть. Оттолкнувшись ногами от земли, выйти в упор на прямые руки. Не задерживаясь, опереться животом о препятствие. Придерживаясь руками о верхний край препятствия, перенести центр тяжести и спрыгнуть с препятствия.
Пролезание в отверстие головой и ногой вперед. Поставить толчковую ногу перед препятствием, маховую ногу вместе с туловищем и руками направить вперед в отверстие, оттолкнуться руками от нижнего края пролома. Приземлить маховую ногу на пятку, перейти на всю ступню и продолжить движение. При выходе из пролома, чтобы не удариться спиной, не следует резко разгибаться.
Пролезание боком применяется при преодолении узких проломов. Стать (лечь) боком к отверстию и, постепенно просовывая в него руку, плечо, голову, ногу, а затем и все туловище, пролезть в него.
Преодоление препятствий типа «лабиринт». Подбегая к лабиринту, поставьте одну ногу у входа в лабиринт. Взявшись руками за края лабиринта, перенесите центр тяжести на опорную ногу, а вторую ногу резким маховым движением поставьте к следующему проходу лабиринта. Продолжайте такие движения до выхода из лабиринта.
Общий вид единой полосы препятствий
Материал подготовлен методистом ГМЦ ДОгМ Самаренко Р.А.
Источник
Урок 8. Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Гимнастика
Урок 8. Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Гимнастика
Урок 8. Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Гимнастика
- об основных техниках на каких снарядах выполняются гимнастические упражнения
Гимнастика, спорт, спортивная гимнастика, элемент, упражнение, вис, упор, подъем, переворот, простой вис, простой упор, смешанный вис, смешанный упор, снаряд, стенка, бревно, брусья, перекладина.
Основное содержание урока
Нет такого вида спорта, где не применялись бы упражнения из неисчерпаемого арсенала гимнастики.
Самые эффективные из них мы разберем сегодня.
Технические действия, изучаемы в этом уроке:
1. Висы на снарядах
2. Упоры на снарядах
3. Подъемы из виса в упор
Часто одно и то же положение тела может быть то висом, то упором. Все зависит от того, где находятся плечи по отношению к точке хвата (опоры).
Вис – это такое положение тела на снаряде, при котором плечи находятся ниже точки хвата.
Упор – это такое положение тела занимающегося на гимнастическом снаряде (или полу), при котором плечи находятся выше точки опоры.
Упражнения в висах являются эффективным средством развития силы и силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса. Эти упражнения незаменимые помощники в овладении такими важными навыкам, как лазание и преодоление различных препятствий.
Упражнения в висах и упорах можно выполнять на гимнастической стенке, скамейке, бревне, брусьях, кольцах
Но чаще всего их выполняют на перекладине.
Висы и упоры подразделяются на смешанные (выполняются с дополнительной опорой о снаряд или пол какой-либо частью тела, кроме рук) и простые (выполняются без дополнительной опоры.)
Смешанные висы и упоры применяются для преодоления препятствий:
— горизонтальных(передвигаясь по бревну);
— вертикальных (передвигаясь по канату)
Лазание в два приема – основной способ преодоления вертикальных препятствий (каната). Для этого из виса стоя надо захватить канат правой рукой кверху, левой на уровне подбородка. Сгибая ноги вперед, захватить ими канат. Затем, выпрямляя ноги и сгибая правую руку стать на канате, перехватив одновременно левую руку вверх. Далее движения повторяются.
Простой вис может выполняться различным хватом за снаряд (сверху, снизу, разными). Самый распространенный из них – хват сверху.
При выполнении простого виса руки, туловище и ноги составляют прямую линию, хват руками на ширине плеч. Простой вис может выполняться как на прямых, так и на согнутых руках.
Самостоятельно: упражнения в простом висе:
— размахивание в висе в течение 20-30 сек.
— повороты таза в висе с прямыми и согнутыми ногами с максимальной амплитудой 2-3 раза;
— поднимание ног в висе, согнутых и, по мере укрепления мышц живота – прямых;
— сгибание рук в висе(подтягивания).
Выполняя подтягивания, необходимо помнить о следующих правилах: в каждом подходе подтягиваться максимальное количество раз; 2-3 подхода делаются в одном варианте, столько же в другом.
Простые упоры требуют достаточно высокого развития силы. В положении простого упора занимающийся удерживается на снаряде, опираясь на него руками, тело прямое, голова прямо.
Мальчики могут выполнять в упоре на параллельных брусьях размахивание. Изученные элементы можно соединить в комбинации.
Выполнять их можно не только на перекладине и брусьях, но и на бревне, а не которые – на полу и гимнастической скамейке.
Упражнения в висах и упорах включают также переходы из виса в упор, которые называются подъемами. Одним из простейших подъемов является подъем переворотом.
Подъем переворотом махом одной, толчком другой выполняется из положения вис стоя.
Поставив ногу под перекладину, подтянувшись грудью к ней и удерживая руки в согнутом положении, отталкивание опорной ногой, одновременно выполняя мах другой ногой вперед-вверх. После этого быстро соединить ноги и поднять их до касания перекладины животом. Поднимая ноги, одновременно опустить голову и плечи вниз-назад. Достигнув вертикального положения (ноги вверх, голова внизу), энергично согнуться в тазобедренных суставах, опуская ноги до горизонтали. Затем выпрямить руки, поднять спину и прийти в упор.
— вис на согнутых руках, быстрое выпрямление рук, 5 раз;
— поднимание ног в висе 3-4 раза;
— из виса стоя прыжком упор на перекладине
— из упора на перекладине переворот в вис;
Контрольное упражнение: из виса стоя на согнутых руках толчком одной, махом другой подъем переворотом.
Висы и упоры можно соединять в связки и комбинации. На параллельных брусьях для мальчиков и на разновысоких – доя девочек.
Выполни тренировочные задания.
1. Выбери верный ответ.
Разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на гимнастических снарядах:
1) общая гимнастика
3) спортивная гимнастика
4) утренняя гимнастика
2. Заполни пропуски.
_______ – это такое положение тела на снаряде, при котором _______находятся ниже точки хвата.
Вис, упор Плечи, ноги
3. Выбери верные ответы.
Упражнения в висах можно выполнять на следующих снарядах (выберете несколько).
1) гимнастическая стенка
2) гимнастические кольца
5) гимнастическая перекладина
4. Установите соответствие между названием снаряда и его изображением на рисунке.
1)
2)
3)
4)
а) гимнастическая скамья,
б) гимнастическая стенка,
в) разновысокие брусья
5. Заполни пропуск.
_______ висы и упоры выполняются с дополнительной опорой о снаряд или пол какой-либо частью тела, кроме рук
6. Выбери верные ответы.
Вис может выполняться следующими видами хвата (выберите несколько)
7. Заполни пропуск.
При выполнении _______ руки, туловище и ноги составляют прямую линию, хват руками на ширине плеч.
2) простого виса
3) упражнения на кольцах
8. Заполни пропуски.
Простой вис может выполняться как на ___________, так и на _____________ руках.
одной руке, прямых руках, согнутых, обеих руках,
Выполни контрольные задания.
1. Выбери верный ответ.
Основным способом преодоления вертикального препятствия является
2. Заполни пропуск.
_______ висы и упоры выполняются без дополнительной опоры о снаряд или пол какой-либо частью тела
3. Установите соответствие между названием снаряда и его изображением на рисунке.
1)
2)
3)
4)
бревно скамья параллельные брусья разновысокие брусья
1. Выбери верный ответ.
Упражнение, представляющее собой переход из виса в упор называется
2. Заполни пропуски.
_______ – это такое положение тела занимающегося на гимнастическом снаряде (или полу), при котором _______ находятся выше точки опоры.
3. Установите разницу между названием упражнения и его изображением на картинке.
1)
2)
3)
4)
Источник
Физическая культура. 10 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «10» класса.
Урок № 21. Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: способы преодоления различных препятствий; порядок расположения снарядов на полосе препятствий
Бум – это горизонтальное бревно длиной 5 м, поднятое на высоту 1,2 м над землёй, с наклонной балкой для подъёма.
«ГТО» – «Готов к труду и обороне», комплекс физического воспитания населения, направленный на развитие здорового образа жизни и популяризацию спорта.
Перемещение «по-пластунски» — движение по плоскости, с максимальным соприкосновением с поверхностью.
- Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.
- Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Последовательность преодоления полосы: старт из положения «лежа»; бег до бревна (бума) 30 м; передвижение по бревну и соскок; бег 15 м до забора и его преодоление; перелезание «по-пластунски» под 8 воротами; метание из положения лежа в ров; бег 15 м до рва; прыжок через ров; бег 10 м и финиширование.
Старт из положения лежа
По команде «На старт» учащийся занимает исходное положение, лёжа на груди. Руки у линии старта, ноги врозь, носки наружу. По команде «Марш» руки выпрямляются и отталкиваются от земли, одновременно с ними сильнейшая нога выносится как можно ближе к рукам. Стопу ставим на переднюю часть, носком наружу. После отрыва рук от земли и выпрямления ноги начинается бег. Постепенно выпрямляется туловище и нарастает скорость.
После подъёма из стартового положения начинается быстрый бег на 15 м. Ускорение выполняется мощным отталкиванием с полным выпрямлением ноги, стопы не поднимаются высоко.
Передвижение по узкой опоре
Не теряя скорости, нужно вбежать по узкой доске на «бревно» (бум), которое представляет собой горизонтальную балку, расположенную на высоте 1,2 м от земли. По узким опорам необходимо передвигаться осторожно и сосредоточенно, корпус подается вперёд, ноги слегка согнуты, стопы ставятся прямо вдоль опоры (балки). Взгляд направлен вперёд на балку. После соскока следует бег на 15 м до забора.
Перелезание высоких вертикальных препятствий состоит из разбега, толчка, наскакивания на препятствие, выхода в упор и соскакивания. Главный элемент – упор на препятствие. Самостоятельное перелезание барьера осуществляется с опорой на бедро, на грудь, на руки, «зацепом» или «силой».
Нужно лечь на землю, правое бедро отводится в сторону, а противоположная рука, согнутая в локте под прямым углом, продвигается немного вперёд. Затем опираясь на колено и локоть, нужно зафиксировать вес тела, и плавно начать движение другой ногой.
Метание малого мяча производится из положения лёжа в ров для метания, расположенный на расстоянии 15 м.
Перепрыгивание через ров
Перепрыгивание через разрывы в земле без потери скорости бега наиболее рационально способом безопорных прыжков, т. е. без подбора толчковой ноги. Перепрыгивание разрывов до 2,5 метров выполняется с приземлением на одну ногу, более широких рвов — на две ноги.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Отметьте испытания, входящие в полосу препятствий:
- Прыжок через ров
- Прыжок в высоту
- Преодоление высокого забора
- Метание снаряда в ров
- Стрельба по мишени
- Подлезание под низкими преградами
- Метание копья
- Бег по узкой балке
Решение: прыжок в высоту, метание копья, стрельба по мишени являются отдельными спортивными дисциплинами. Они не входят в школьную полосу препятствий.
Дорисуйте учебную деревянную гранату.
Решение: Учебная граната состоит из деревянной ручки и основного элемента. Ручка гранаты тоньше основного элемента, она удобна для держания снаряда.
Источник