Основной способ правового регулирования

«Особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования»

Статья на тему:

«Особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования»

Первоначально, для того, чтобы выделить особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования рассмотрим само понятие «нормативно-правового регулирования».

В основах гражданского права определено понятие нормативно-правового регулирования как целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Регулирование может быть направлено на внешние правоотношение (регламентация общественных отношений, правила поведения и т.д.), так и на внутренние (саморегулирование).

Обратимся к особенностям выявления недостатков нормативно-правового регулирования и из чего они состоят.

Нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел имеет ряд особенностей. Во-первых, оно осуществляется достаточно массивным и разветвленным объемом нормативных правовых актов. Такая обширная правовая база обусловлена, с одной стороны, многообразием направлений работы в установленной сфере деятельности, а с другой — сложностью проводимых процедур. Во-вторых, явно прослеживается преобладание подзаконного регулирования выполнения возложенных обязанностей.

Изучение правовых явлений, подчиненное практически выполняемым задачам, является целью определения и понимания регулятивной роли нормативно-правовых актов и способов выявления несоответствия в их взаимосвязи и взаимодействии.

Правовым регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения прохождения службы в органах внутренних дел принят Федеральный закон от 30.11.2011 г. №342-ФЗ. Воздействие норм указанного закона, в результате которого реализуются поставленные цели, и есть нормативно-правовое регулирование.

Но если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием.

Также, не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами.

При определении правовых предписаний различаются императивный и диапозитивный методы правового регулирования.

В теории права принято выделять такие способы правового регулирования, как управомочивание (предоставление участнику правовых отношений субъективных прав), обязывание совершить какие-то действия и запрещение (категорическое ограничение определенных действий).

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Так, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права.

Соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью представляет собой эффективность правового регулирования.

Исходя из статистических данных о совершаемых правонарушениях, в сфере правового регулирования имеется немало пробелов и недостатков, связанных именно с его эффективностью.

Добиться повышения эффективности правового регулирования, возможно реализуя направления совершенствования процесса нормотворчества (максимальное соответствие норм права объективно складывающимся обстановке и общественным отношениям) и совершенствования правоприменения (соблюдение норм права и закона является более выгодным по соотношению к их нарушению или игнорированию).

Не стоит забывать о повышении уровня правосознания и правовой культуры, которые в свою очередь имеют определенное внимание на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

В этой связи стоит обратиться к системе проведения мониторинга правоприменения, которая за годы существования доказала свою эффективность.

Читайте также:  Делегированный способ разработки конституции франции

На федеральном уровне проведение мониторинга правоприменения нормативно было закреплено с 2011 года. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» эта процедура ежегодно осуществляется по Плану, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Мониторинг правоприменения предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности реализации законодательства Российской Федерации, обеспечения единства правоприменительной практики, улучшения качества нормотворческой деятельности и совершенствования информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с учетом организационного, методического и информационного сопровождения автоматизированных информационных систем правового назначения на основе использования перспективных программно-технических средств и информационных технологий Приказом МВД России от 25 августа 2017 г. № 680 утверждено Положение о мониторинге правоприменения в системе МВД России.

Отмечено, что одной из главных задач мониторинга является выявление случаев неправильного применения на практике законодательства. Дело в том, что не всегда проблема заключается в норме права, порой вопрос касается неверного его толкования либо правоприменения.

Механизм мониторинга правоприменения представляет собой формирование актуальных проблем, анализирование законодательства, регламентирующего деятельность правоохранительных органов, а также поступающих предложений в том числе граждан, СМИ, институтов гражданского сообщества, формирование и направление в федеральный и территориальный сегменты модуля «Мониторинг» предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики.

Непосредственно сталкиваясь с проблемными вопросами законодательства при осуществлении оперативно-служебной деятельности каждый рядовой сотрудник органов внутренних дел может реализовать право на изменение сложившейся ситуации путем внесения предложений. Ведь одной из задач мониторинга как раз и является выявление случаев неправильного применения на практике законодательства. Но зачастую при анализе и сборе предложений встречаются типичные недостатки: неактуальность предложений (вопрос уже рассматривался ранее, уже подготовлен законопроект на решение указанной проблемы, есть разъяснения или устоявшаяся судебная практика и т.п.), вопрос не отнесен к сфере деятельности органов внутренних дел; автор предложения не может донести основную мысль своего предложения и определить механизм его действия.

Подводя итоги к вышесказанному, хотелось добавить следующее. Договорно-правовой департамент МВД России отмечает, что «работу облегчает «мониторинг»». Начиная с 2011 года предложения по совершенствованию законодательства в автоматизированном режиме поступают в АИС «Мониторинг». Операторами предложений, ответственными за внесение информации в территориальный сегмент модуля «Мониторинг», как правило являются юрисконсульты. При этом в каждом отдельном подразделении, где есть правовой отдел (отделение, группа, направление) установлен свой порядок представления и внесения таких предложений.

Стоит обратить внимание на решение такой важной задачи, тем более что она закреплена законодательно и носит императивный, то есть обязательный к исполнению – характер. Процесс подачи предложений по совершенствованию законодательства очень прост: сотрудники обращаются к юристу своего подразделения. Актуальные предложения выносятся его на рассмотрение и в конечном итоге оно попадает в Договорно-правовой департамент МВД России. А затем рассматривается на предмет актуальности и целесообразности экспертами указанного департамента и профильных подразделений центрального аппарата МВД России. Предложения, признанные целесообразными, реализуются.

Читайте также:  Французский способ подачи блюд кратко

Юрисконсульт правового направления
ОМВД России по Киришскому району ЛО

Источник

Методы, способы, типы правового регулирования

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Читайте также:  Цементный завод производство сухим способом

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования — те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Оцените статью
Разные способы