Основной способ передачи знаний у кочевников тест с ответами

Тесты по дисциплине «Культурология»

Тесты по дисциплине «Культурология»

1. Культурология как наука сложилась в:
1) В последней трети XIX в.
2) В начале XV в.
3) В конце XVIIв.
4) В первой половине XVI в.
5) В середине XVIII в.

2. Сфера материально-производственной деятельности человека и её результаты – это культура:
1) Духовная

2) Материальная
3) Техническая
4) Этническая
5) Экологическая
3. Термин «реформация» в переводе с латинского означает:
1) Возрождение
2) Процветание
3) Переворот
4) Приспособление

5) Преобразование
4. Понятие «полис» в культуре Древней Греции означало:
1) Страна
2) Рынок

3) Город-государство
4) Политика
5) Крепость
5. Культура эпохи Возрождения (Ренессанс) в Европе началась в:
1) Англии

2) Италии
3) Ирландии
4) Германии
5) Испании
6. Знаменитая картина Леонардо да Винчи, хранящаяся в наши дни в Лувре:
1) «Мона Лиза» (Джоконда)
2) «Афинская школа»
3) «Сикстинская мадонна»
4) «Богоматерь Конестабля»
5) «Тайная вечеря»
7. «Цивилизация – это конец культуры, её старость, антипод духовности». Это мысль принадлежит:
1) Морган

2) Шпенглер, Руссо, Фурье
3) Гердер, Тайлор, Тойнби
4) Данилевский
5) Белл
8. К функциям культуры не относится:
1) Информативная функция
2) Познавательная функция

3) Разрушительная функция
4) Регулятивная функция
5) Функция приспособления к среде
9. Поклонение животным, растениям или явлениям природы как родоначальнику и покровителю рода – это:
1) Фетишизм
2) Пантеизм
3) Анимизм

4) Тотемизм
5) Магия
10. Какое из нижеприведенных суждений правильно раскрывает понятие «миф»:
1) сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях
2) сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого
3) короткий устный рассказ, о каком – либо случае, будто бы имевшем место в действительности
4) тайный религиозный обряд, к участию в котором допускаются только посвященные
5) ритуал, сопровождаемый песнопением и магическими заклинаниями
11. Основоположником даосизма был:
1) Чжан Хэн
2) Ян Шан

3) Лао-Цзы
4) Чжан Цянь
5) Кун Фу цзы
12. Конфуцианство возникло в:
1) IV в. до н.э. . в Индии
2) I в. н. э. в Палестине
3) V в. н. э. в Византии
4) VII в. н. э. на Аравийском полуострове

5) VI в . до н.э.. в Китае
13. Боги Древней Индии:
1) Брахма, Вишну и Шива.
2) Осирис, Исида, Маат, Тот, Ра.
3) Денгир, Мардук, Шамаш, Ан-Ки.
4) Артемида, Гелиос, Ника, Дионис.
5) Юпитер, Юнона, Минерва, Диана.
14. Основоположником буддизма был:
1) Арьябхата
2) Лао-Цзы
3) Заратуштра

4) Сидхартха Гаутама
5) Калхани
15. К какому времени относится возникновение ислама?
1) VI – V вв. до н. э.

2) 662 год.
3) Первая половина I в.
4) V –VI вв.
5) VII –VIII вв.
16. Христианство возникло в:
1) IV в. до н. э. в Индии
2) VI в. до н. э. в Китае
3) V в. н. э. в Византии
4) VII в. н. э. на Аравийском полуострове

5) I в. н. э. в Палестине
17.Богиня плодородия и материнства у кочевников:
1) Томирис

2) Умай –Ана
3) Кунсулу
4) Бопай
5) Айша-Биби
18. Как называется состязание акынов:
1) Айтыс
2) Сарын
3) Кюй
4) Напев
5) Макам
19. Известный ученый, лингвист, просветитель, редактор газеты «Қазақ»:
1) М. Жумабаев
2) Ж. Аймауытов
3) М. Дулатов

4) А. Байтурсынов
5) С. Асфендияров
20. Первопредок тюркских шаманов, музыкант и жырау:
1) Ж. Баласагун
2) Кожа Ахмет Яссауи
3) Асан Кайгы

4) Коркыт
5) Кашгари
21. Ученый, исследовавший шаманизм у казахов:
1) М. Кашгари

2) Ш. Уалиханов
3) Ж. Баласагуни
4) Абай
5) Ы. Алтынсарин
22. Автор трилогии «Кочевники»:
1) И. Есенберлин
2) М. Макатаев
3) О. Суйлеменов
4) А. Кашаубаев
5) М. Шаханов
23. Выдающийся казахский композитор – кюйши, выходец из Западного Казахстана, автор знаменитых кюев «Адай», «Сарыарка» — это:
1) Даулеткерей

2) Таттимбет
3) Сейтек
4) Ахан- Серы

5) Курмангазы
24. Автор « Очерков о Джунгарии»:
1) Абай
2) А. Байтурсынов

4) С. Торайгыров
5) М. Жумабаев
25. Великий казахский поэт 19 века, переводивший произведения Лермонтова и Пушкина на казахский язык:

2) Г. Мусрепов
3) Г. Мустафин

1) спортивный праздник
2) древнее верование
3) подарок

4) свадебный ритуал « открытия лица» невесты
5) культ предков
27. Главные герои эпоса « Кыз Жибек»:
1) Козы- Корпеш

2) Толеген и Жибек
3) Кобыланды
4) Алпамыс
5) Ер- Тостик
28. Мифологический предок древних тюрков:
1) лебедь

2) лошадь
3) тигр
4) беркут

5) волк
29. Как называется восточный Новый год у казахов:
1) «Наурыз»
2) « День Независимости»
3) « День Победы»
4) « Алас»
5) « Коктас»
30. В каком городе находится мавзолей Х.А. Яссауи?
1) Исфиджаб

2) Туркестан
3) Сыганак
4) Шаш
5) Тараз

1. Культуру, как целостную систему, обычно принято делить на формы:
1) Религию, искусство, образование
2) Биологическую и духовную

Читайте также:  Способы получения пентадиена 1 3

3) Материальную и духовную
4) Биологическую и физическую
5) Физическую и материальную
2. Сфера духовного производства и его результаты – это культура:
1) Духовная
2) Техническая
3) Этническая
4) Экологическая
5) Материальная
3. Древнегреческий поэт, которого по праву называют «отцом трагедии».
1) Софокл
2) Менадр

3) Эсхилл
4) Аристофан
5) Еврипид
4. Самая знаменитая работа художника Рафаэля:
1) «Афинская школа»
2) «Богоматерь Конестабля»
3) «Тайная вечеря»
4) «Мона Лиза» (Джоконда)

5) «Сикстинская мадонна»
5. Идея о том, что цивилизация – это прогресс культуры, принадлежит:
1) Шпенглер, Руссо, Фурье
2) Морган

3) Белл
4) Гердер, Тайлор, Тойнби
5) Данилевский
6. Что первоначально подразумевалось под словом «культура»:
1) Правила поведения в обществе
2) Интеллектуальные достижения человечества
3) Создание искусственной природы
4) Воспитание и образование

5) Способы обработки земли
7. Вера в способность человека особым образом воздействовать на животных, людей и явления природы – это:
1) Фетишизм
2) Пантеизм
3) Анимизм

4) Магия
5) Тотемизм
8. Что такое мифология?
1) Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в устном народном творчестве.
2) Религиозное философское учение, которое признает существование бога, как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей, и таинственными образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.
3) Вера в общее происхождение какой-либо группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлений.
4) Фантастическое отражение в создании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных.
5) Вера в одушевление всех окружающих явлений как материального, так и духовного.
9. Основоположником конфуцианства был:
1) Чжан Хэн

2) Кун Фу Цзы
3) Лао-Цзы
4) Ян Шан
5) Чжан Цянь
10. Буддизм возник в:
1) VI в. до н. э. в Китае
2) I в. н. э. в Палестине
3) V в. н. э. в Византии

4) IV в. до н. э. в Индии
5) VII в. н. э. на Аравийском полуострове
11. Эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» – это памятники культуры:
1) Египта
2) Шумеров
3) Китая
4) Вавилона

5) Индии
12. Основное понятие буддизма – это:
1) Ритуал

2) Страдание
3) Счастье
4) Польза
5) Сострадание
13. Что такое Сунна?
1) Сборник преданий о жизни, поступках и высказываниях пророка Мухаммеда, как образец и руководство для каждого мусульманина.
2) Свод религиозно-этнических предписаний ислама, опирающих на Коран.
3) Разработанная в Средние века мусульманская религиозно-правовая доктрина.
4) Одна из сект в исламе.
5) Мусульманская община.
14. К казахским эпосам не относится:
1)«Кобланды»
2)«Алпамыс
3)«Кыз Жибек»

4)«Манас»
5)«Айман-Шолпан»
15. К какому типу цивилизации относится казахская культура:
А)Кочевой
В)Западной
С)Восточной
Д)Среднеазиатской
Е)Ближневосточной
16. Реформатором казахского алфавита был:
1) И. Алтынсарин

2) А. Байтурсынов
3) А. Кунанбаев
4) А. Бокейханов
5) Ш. Кудайбердиев
17. При каком хане был принят свод законов «Жеті жарғы»:
1) Тауке

2) Абылай
3) Есим
4) Касым
5) Жанибек

18. Казахский ученый, путешественник и этнограф начала 19 века:
1) Аль- Фараби
2) Ы. Алтынсарин

3) Ш. Уалиханов
4) А. Кунанбаев

5) Мирза Хайдар
19. Главный товар вывоза из казахской степи в 19 веке:

1) товары производства

5) скот
20. Автор философского труда «Три Истины»:
1) М. Дулатов
2) Ы. Алтынсарин

3) Ш. Кудайбердиев

4) Абай
5) Ш. Уалиханов
21. Известный казахский советский актер:
1) Ш. Калдаяков
2) А. Днишев

3) М. Шаханов
4) О. Суйлеменов

5) А. Ашимов
22. Что изготовляли казахи из верблюжьего молока?
1) шубат
2) кумыс
3) айран
4) шалап
5) курт
23. Номад — это:
1) кочевник
2) охотник
3) ремесленник
4) земледелец

5) кузнец
24. Великий казахский кюйши 19 века:
1) Бухар жырау
2) М. Утемисов

3) Курмангазы
4) Асан кайгы
5) Н. Тлендиев
25. Древнее название города Отрар:

26. Известный казахский советский кинорежиссер:
1) А. Днишев

3) Ш. Айманов
4) Е. Брусиловский
5) Ч. Айтматов
27. Сборно-разборное жилище кочевников — это:
1) шалаш
2) яранга

5) юрта
28. Х.А. Яссауи был…
1) основоположником тюркского суфизма
2) полководцем
3) шаманом
4) жырау

5) математиком
29. Основной способ передачи знаний у кочевников:
1) книги

2) устное народное творчество
3) письменные источники
4) школы
5) книги
30.Символ единения и гостеприимства у тюрков:
1) казан
2) юрта
3) фибула
4) акинак
5) мечеть

Правильные ответы к тестам по дисциплине «Культурология»

Источник

Рабочая программа по дисциплине «Культурология»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Актауский учетно-технологический колледж

Зам. директора по учебной работе

1119000 «Холодильно-компрессорные машины и установки»

(Код и наименование специальности)

(Код и наименование квалификации)

1226000 «Технология и организация производства продукции и предприятий»

(Код и наименование специальности)

(Код и наименование квалификации)

Рабочая программа составлена преподавателем истории Кожирбаевой Ж.М. рассмотрена и утверждена на предметно-цикловой комиссии.

Протокол № ____ от «___»_________________ 2016 г.

Читайте также:  Эффективный способ от кашля для ребенка

Председатель ПЦК _________________________

Рабочая программа составлена для специальностей 1119000 «Холодильно-компрессорные машины и установки» и 1226000 «Технология и организация производства продукции и предприятий» в соответствии с Типовой учебной программой по дисциплине «Культурология» по специальностям технического профессионального образования на базе общего среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан 2015 года.

Пояснительная записка __________________________________________4

Планируемые результаты обучения дисциплины ____________________5

Тематический план и содержание дисциплины ______________________6

Тематический план дисциплины __________________________________6

Содержание рабочей программы дисциплины ______________________7

Контроль планируемого результата обучения _____________________10

Перечень литературы и средств обучения _________________________19

Настоящая рабочая программа составлена с учетом требований Государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального образования, Государственного общеобязательного стандарта среднего образования Республики Казахстан от 2012 года. Общее количество часов – 36. Теоретические занятия – 36, все часы в 1 семестре.

Основная роль и значение дисциплины заключается в развитии, актуализации всех творческих способностей обучающихся, гармоничном развитии их интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Значительную роль в решении этой задачи должно сыграть изучение цикла гуманитарных дисциплин. Ключевая роль в гуманитарной подготовке специалистов принадлежит культурологии. В соответствии с общеобязательным стандартом обучающийся должен научиться понимать и уметь объяснять явления культуры, их роль в человеческой жизнедеятельности, различать формы и типы культуры, знать историю мировой и отечественной культуры, заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.

При составлении данной рабочей программы проведена интеграция с общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Методы оценивания знаний и умений обучающихся направлены на достижение единства требований, повышение объективности оценок.

Планируемые результаты обучения дисциплины

Компетенции, запланированные в стандарте и образовательной программе

Результаты, запланированные в рабочей учебной программе

В результате изучения дисциплины обучающийся должен обладать компетенциями

Понимать и применять духовные ценности и нормы, основанные на идеалах человеческих качеств.

В результате изучения дисциплины обучающиеся

-теоретическую основу и историю формирования науки культурологии;

-историю развития мировой культуры и теорию отечественной культуры;

-сущность культуры как социального феномена, ее роль в развитии личности и общества;

-анализировать ценности и нормы, формирующие толерантность и активную личностную позицию;

-обосновывать единство мировой культуры, определять общее и особенное в культурах Востока и Запада;

-анализирования роли отечественной культуры в системе мировых ценностей;

-в проведении сравнительного анализа общечеловеческих норм и ценностей.

3. Тематический план и содержание дисциплины

3.1 Тематический план дисциплины

Кол-во учебных часов

Раздел 1. Основные вопросы теории культурологии

Тема 1.1. Введение. Культурология – наука о культуре

Тема 1.2. Культура и искусство

Раздел 2. Мировые культуры и цивилизации

Тема 2.1. Архаическая культура. Миф – вид культуры

Тема 2.2. Культура Древнего Востока

Тема 2.3 Античная культура

Тема 2.4 Арабско-персидская культура средневековья

Тема 2.5 Культура Европы в эпоху Возрождения (Ренессанса) и культура Нового времени

Тема 2.6 Развитие культуры России

Раздел 3 . Теория и история отечественной культуры

Тема 3.1 Древняя культура и цивилизация казахов, истоки казахской культуры

Тема 3.2 Средневековая тюркская культура

Тема 3.3 Ценности кочевой цивилизации

Тема 3.4 Традиционная культура казахов. Устное народное творчество и музыкальное искусство

Тема 3.5 Развитие культуры Казахстана в советский период

Тема 3.6 Современный период казахской культуры

Тема 3.7 Культура отношений

Раздел 4. Роль мировых религий в развитии культуры

Тема 4.1 Культура буддизма

Тема 4.2 Цивилизация христиан

Тема 4.3. Исламская цивилизация

Всего по дисциплине:

3.2. Содержание рабочей программы дисциплины

Раздел 1. Основные вопросы теории культурологии. Предмет культурологии, его функции. Культура – мир человека. Основная функция культуры в обществе. Основные системы культуры. Материальная и духовная культура, ее роль в системе ценностей. Функция культуры в формировании человека и наследственности. Культура как сложное общественное явление. Культурология – образовательная система науки, ее ценность. Соотношение понятий культуры и цивилизации. Концепции в культурологии. Культурология как наука в разделе общественных наук. Концепция мыслителей о культурологии. Современные теории о типологии культур. История и логика развития понятия культура. Понятие искусства. Тип исполнительского искусства. Искусство архитектуры. Художественное искусство. Кино.

По окончании раздела обучающийся должен

-теоретическую основу и историю формирования науки культурологии;

-историю развития мировой культуры и теорию отечественной культуры;

-сущность культуры как социального феномена, ее роль в развитии личности и общества;

-анализировать ценности и нормы, формирующие толерантность и активную личносткую позицию;

-обосновывать единство мировой культуры, определять общее особенности в культурах Востока и Запада.

Раздел 2. Мировые культуры и цивилизации. Первобытная культура и ее характеристика. Миф как вид культуры. Первобытные религии. Возникновение и особенности культуры Востока. Вавилонская культура – центр древней культуры человечества. Египетская культура: пирамиды, письменность, мировоззрение и вероисповедание. Значение культуры Древнего Китая: учения Конфуция, Дао. История китайского иероглифа. Древнекитайское искусство. Основные направления в индийской культуре и первые философские школы. Наука и искусство Древней Индии. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Значение греческой культуры. Древнегреческая философия и космология. Поэмы Гомера. Древнегреческая скульптура и архитектура. Спартанское воспитание. Афинская демократия и ее значение. Новизна в культуре античного Рима. Формирование римской историографии. Ораторское искусство Рима. Цицерон. Последовательность греко-римской культуры. Роль античной культуры в становлении современной европейской цивилизации. Средневековая арабско-персидская культура и ислам. Духовные и материальные особенности культуры стран, принимающие ислам. Особенности персидской культуры. Шедевры персидской культуры: поэмы Омар Хайяма, Сагди, Хафиза, Низами, Руми. Религиозные и художественные каноны средневековой культуры. Период культуры в эпоху Возрождения. Культура Европы в эпоху Реформации. Рационализм в культуре. Культура в эпоху Просвещения. Произведения Данте, Леонардо да Винчи, Рафпэля, Микеланджело и их место в мировой культуре. Контроль над способностями человека в эпоху Ренессанса. Культурные наследия в эпоху Возрождения. Научные и технические открытия в эпоху Нового времени. Романтизм в искусстве. Культура в Древней Руси. Мировоззрение древних славян. Принятие христианства. Русское летописание. Искусство архитектуры и скульптуры. 17-18 вв. Современная русская культура. Древнеславянское мировоззрение. Софийский собор. Роль Москвы в развитии славянской культуры. Культура России в 20-21 веках.

Читайте также:  Реферат изобретения как способа

По окончании раздела обучающийся должен

-формирование и особенности Вавилонской культуры;

-значение культуры Древнего Китая; неповторимость учений Конфуция,Дао, Будды;

-основные направления в индийской культуре и своеобразие индийских эпосов в мировой культуре;

-разбираться в многообразии культурных практик в современном мире;

-представлять и объяснять перспективы развития современной цивилизации;

-распознавать ценности мировой культуры.

Раздел 3. Теория и история отечественной культуры. Архаическая культура номадов. Андроновская культура. Космогония и мифология древних кочевников. Искусство саков. Петроглифы. Великий Шелковый путь и развитие городской культуры. Тюркская цивилизация и ее особенности. Орхоно-Енисейский рунические письмена — памятники древнетюркской литературы. Поэмы Культегина, Тонукока, Бильге кагана. Памятники Кулешор, Мойыншор. Особенности Иртышской, Таласской письменности. Влияние арабско-персидской культуры. Аль-Фараби о пути к истине. Арабско-исламские истоки культуры казахов. Памятники средневековья. «Книга Дадем Коркут» и «Огуз Наме». «Дивани луга ат-тюрк» Махмуда Кашгари – исследование культуры тюркских племен. «Кутадгу билик» Жусупа Баласагуна – энциклопедия средневековой тюркской культуры. «Дивани хикмет « Хожа Ахмета Яссауи. Книга «Кодекс Куманикус». Номадизм как составная часть мировой цивилизации. Мировоззрение и верование кочевников. Особенности кочевой цивилизации. Роль кочевого скотоводства в жизни номадов. Социальная типология казахской культуры. Материальная и духовная культуры кочевников. Традиции и обряды кочевников. Казахские национальные игры. Ремесло казахского народа. Этнография казахов. Национальная одежда. Столярное и ювелирное искусство. Обработка кожи, изделия из кожи. И предметы домашнего обихода. Ш. Уалиханов – первый художник казахского народа. А. Кастеев – первый профессиональный художник казахского народа. Особенности традиционной казахской культуры. Устное народное творчество. Образ батыров в жанре устного народного творчества. Лирические поэмы устного народного творчества: «Козы Корпеш – Баян Сулу», «Кыз Жибек». Институт биев и ораторское искусство в казахской культуре. Айтыс – словесный шедевр казахского народа. Казахские традиционные песни, его жанры. Песни Абая. Национальные инструменты, народные песни кюй. Творчество народных певцов-композиторов. Возрождение национальной культуры в советский период. Развитие сферы образования в период 20-30 годов. Развитие литературы и искусства. Подготовка национальных кадров для развития народного хозяйства . развитие казахской науки. С.Асфендияров, А.Байтурсынов, К. Жубанов, К.Сатпаев. Новый период казахской литературы: С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Ж. Аймауытов, М. Ауэззов и т.д. Казахстанская культура в период Великой Отечественной войны. Развитие культуры Казахстана в 70-90 гг. 20 века. Основные ценности парадигмы и противоречия культуры 20 века. Многонациональная культура Казахстана. Типы современной казахской культуры. Либерализация духовной жизни. Мрдерн, его особенности, социальная и художественная направленность. Авангард как социокультурное явление. Современная казахская литература. Современное искусство: художество, театр, кино. Достижения казахстанской культуры. Место культуры Казахстана в мировой цивилизации. Культура отношений. Культура семьи. Семейный ценности. Семейные, брачные отношения. Культура современных отношений. Телефон и Интернет. Культура в общественных местах. Культура питания. «Вы» и «Ты».

По окончании раздела обучающийся должен

-типологию современной казахской культуры;

-историю и теорию отечественной культуры;

-ценности кочевой цивилизации;

-традиционную казахскую культуру;

-особенности развития современной культуры РК;

-заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия;

-анализировать роль культуры РК в мировой цивилизации.

Раздел 4. Роль мировых религий в развитии культуры. Роль религии в индийской культуре. Веды, Упанишады, Брахманы и Атманы. Философские учения, возникшие на основе Вед: джайнизм, буддизм, чарвака-локаята и др. Буддизм. Направления буддизма: Хинаяма, Махаяма. Индуизм – новое направление буддизма. История буддизма. История распространения культуры Будды. Индуизм.Социально-культурные предпосылки возникновения религии христианства. Идея христианства. Роль христианства в развитии европейской культуры. Гуманность в религии христианства. Католическая церковь и Папа Римский. Русская церковь. Протестанты и христианское направление. Место христианской религии в мировой цивилизации. История возникновения и распространения исламской культуры. Коран – священная книга ислама. Исламские направления. Обряды и традиции современной исламской цивилизации. Теория и практика ислама. Художественная литература в исламском мире. Религиозно-культурные традиции ислама. Цивилизация и ислам. Религиозный экстремизм в Казахстане.

По окончании раздела обучающийся должен

-типологию религий и их роль в развитии мировой религии;

-историю и нынешнее состояние мировых и традиционных религий;

-распознавать ценности мировых религий;

-разбираться в многообразии религиозных течений и направлений.

4. Контроль планируемого результата обучения.

1. Тесты охватывают практически все темы дисциплины и позволяют организовать тематическую проверку знаний учащихся.

Источник

Оцените статью
Разные способы