Основной способ осуществления государственных расходов
3 тБУИПДЩ ВАДЦЕФБ, ЙИ РМБОЙТПЧБОЙЕ Й ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ
3.1 ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПДЕТЦБОЙЕ Й ПУПВЕООПУФЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС ТБУИПДПЧ РП ЪЧЕОШСН ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ
3.1.1 ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ТБУИПДПЧ тПУУЙКУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ Ч УПЧТЕНЕООЩИ ХУМПЧЙСИ. лМБУУЙЖЙЛБГЙС ТБУИПДПЧ
уПДЕТЦБОЙЕ Й УФТХЛФХТБ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ТБУИПДПЧ ПРТЕДЕМСАФУС РТПЗТБННБНЙ тПУУЙКУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ Й ЛПОЛТЕФОЩНЙ ЪБДБЮБНЙ ОБ ПЮЕТЕДОПК ЖЙОБОУПЧЩК ЗПД.
зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ ПИЧБФЩЧБАФ:
- тБУИПДЩ ВАДЦЕФПЧ ЧУЕИ ХТПЧОЕК, Ф.Е. ТБУИПДЩ ЛПОУПМЙДЙТПЧБООПЗП ВАДЦЕФБ, ЛПФПТЩЕ Ч УПЧПЛХРОПУФЙ ПВТБЪХАФ ГЕОФТБМЙЪПЧБООЩЕ ТБУИПДЩ ЗПУХДБТУФЧБ.
- дЕГЕОФТБМЙЪПЧБООЩЕ ТБУИПДЩ, Ф.Е. ТБУИПДЩ ДТХЗЙИ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ПВТБЪПЧБОЙК
у ГЕМША ПРТЕДЕМЕОЙС ТПМЙ Й ЪОБЮЕОЙС ВАДЦЕФОЩИ ТБУИПДПЧ Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ ПВЭЕУФЧБ ЙИ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФ РП ПРТЕДЕМЕООЩН РТЙЪОБЛБН
рП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ УПДЕТЦБОЙА Й ЧМЙСОЙА ОБ РТПГЕУУ ТБУЫЙТЕООПЗП ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ ТБУИПДЩ ВАДЦЕФБ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФУС ОБ ФЕЛХЭЙЕ Й ЛБРЙФБМШОЩЕ ТБУИПДЩ. зТХРРЙТПЧЛБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ ОБ ФЕЛХЭЙЕ Й ЛБРЙФБМШОЩЕ ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЕК ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ тж.
фЕЛХЭЙЕ ТБУИПДЩ — ЬФП ТБУИПДЩ ОБ РПЛТЩФЙЕ ФЕЛХЭЙИ ЪБФТБФ (РПФТЕВОПУФЕК) ЗПУХДБТУФЧБ.
л ФЕЛХЭЙН ТБУИПДБН ВАДЦЕФБ ПФОПУСФУС:
- тБУИПДЩ РП УПДЕТЦБОЙА УПГЙБМШОЩИ ЙОЖТБУФТХЛФХТ,
- ъБФТБФЩ РП УФЙНХМЙТПЧБОЙА ОБТПДОПЗП ИПЪСКУФЧБ,
- фЕЛХЭЙЕ УХВУЙДЙЙ ОЙЦЕУФПСЭЙН ПТЗБОБН ЧМБУФЙ,
- чЩРМБФБ РТПГЕОФПЧ РП ЗПУХДБТУФЧЕООПНХ ДПМЗХ,
- тБУИПДЩ РП УПДЕТЦБОЙА ПТЗБОПЧ ХРТБЧМЕОЙС Й Ф.Д.
лБРЙФБМШОЩЕ ТБУИПДЩ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ДЕОЕЦОЩЕ ЪБФТБФЩ, УЧСЪБООЩЕ У ЧМПЦЕОЙЕН Ч ПУОПЧОПК ЛБРЙФБМ Й РТЙТПУФ ЪБРБУПЧ.
л ЛБРЙФБМШОЩН ТБУИПДБН ПФОПУСФУС:
- йОЧЕУФЙГЙЙ, РТЕДПУФБЧМСЕНЩЕ ЙЪ ВАДЦЕФБ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЙОЧЕУФЙГЙПООЩНЙ РТПЗТБННБНЙ,
- вАДЦЕФОЩЕ ЛТЕДЙФЩ, РТЕДПУФБЧМСЕНЩЕ ОБ ЙОЧЕУФЙГЙПООЩЕ ГЕМЙ,
- тБУИПДЩ ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ ЛБРЙФБМШОПЗП ТЕНПОФБ ЪДБОЙК, УППТХЦЕОЙК,
- й ДТХЗЙЕ ТБУИПДЩ ЛБРЙФБМШОПЗП ИБТБЛФЕТБ.
ч УПУФБЧЕ ЛБРЙФБМШОЩИ ТБУИПДПЧ НПЦЕФ ВЩФШ ПВТБЪПЧБО ВАДЦЕФ ТБЪЧЙФЙС. рПТСДПЛ Й ХУМПЧЙС ЖПТНЙТПЧБОЙС ВАДЦЕФБ ТБЪЧЙФЙС ПРТЕДЕМСАФУС ЖЕДЕТБМШОЩН ВАДЦЕФПН.
тБУИПДЩ, УПЗМБУОП вАДЦЕФОПК лМБУУЙЖЙЛБГЙЙ тж РПДТБЪДЕМСАФУС:
- рП ЖХОЛГЙПОБМШОЩН РТЙЪОБЛБН ДЕСФЕМШОПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ. л ОЙН ПФОПУСФУС ТБУИПДЩ ОБ:
- зПУХДБТУФЧЕООПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ,
- нЕЦДХОБТПДОБС ДЕСФЕМШОПУФШ,
- уФЙНХМЙТПЧБОЙЕ РТПНЩЫМЕООПУФЙ,
- тБЪЧЙФЙЕ УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ,
- пИТБОХ ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ Й Ф.Д.
- чЕДПНУФЧЕООЩН РТЙЪОБЛБН ТБУИПДПЧ, Ф.Е. Ч ТБЪТЕЪЕ РПМХЮБФЕМЕК ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ. тБУИПДЩ РП ЧЕДПНУФЧЕООПНХ РТЙЪОБЛХ ХФЧЕТЦДБАФУС УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩНЙ ПТЗБОБНЙ. жЕДЕТБМШОЩН ЪБЛПОПН П ВАДЦЕФЕ ХФЧЕТЦДБАФУС ТБУИПДЩ ФПМШЛП РП РТСНЩН РПМХЮБФЕМСН УТЕДУФЧ ЙЪ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ.>
- ьЛПОПНЙЮЕУЛЙН РТЙЪОБЛБН ТБУИПДПЧ, Ф.Е. РП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ ОБЪОБЮЕОЙА.
ьФП НПЗХФ ВЩФШ ТБУИПДЩ:
- оБ ПРМБФХ ФТХДБ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ УМХЦБЭЙИ,
- оБ ПРМБФХ ЛПННХОБМШОЩИ ХУМХЗ,
- оБ РТЙПВТЕФЕОЙЕ ЙОЧЕОФБТС,
- й Ф.Д.
жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ТБУИПДПЧ У ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РП ЧЙДБН, УПЗМБУОП УФБФШЕ 84 вАДЦЕФОПЗП ЛПДЕЛУБ. тБУИПДЩ, УПЧНЕУФОП ЖЙОБОУЙТХЕНЩЕ ЙЪ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ, ВАДЦЕФПЧ УХВЯЕЛФПЧ тж Й ВАДЦЕФПЧ НХОЙГЙРБМШОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК ПРТЕДЕМЕОЩ УФБФШЕК 85 вАДЦЕФОПЗП ЛПДЕЛУБ тж. уХВЯЕЛФЩ ЖЕДЕТБГЙЙ ЖЙОБОУЙТХАФ ФБЛЦЕ ЪБФТБФЩ , ПРТЕДЕМЕООЩЕ УФБФШЕК 86, Б НХОЙГЙРБМШОЩЕ ПВТБЪПЧБОЙС — УФБФШЕК 87 вАДЦЕФОПЗП ЛПДЕЛУБ.
уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА РПМЙФЙЛХ, РТПЧПДЙНХА ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ.
уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ Ч ДЙОБНЙЛЕ ПФПВТБЦЕОБ Ч УИЕНЕ:
уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ
3.1.2 рТЙОГЙРЩ Й ЖПТНЩ ВАДЦЕФОПЗП ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС
зПУХДБТУФЧЕООЩЕ УТЕДУФЧБ ТБУРТЕДЕМСАФУС Й ТБУИПДХАФУС РХФЕН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС
жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ — ВЕЪЧПЪЧТБФОПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ, РТЕДПУФБЧМСЕНЩИ Ч ТБУРПТСЦЕОЙЕ РТЕДРТЙСФЙК, ПТЗБОЙЪБГЙК Й ХЮТЕЦДЕОЙК ДМС ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ЙИ ХУФБЧОПК ФЕЛХЭЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ.
жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК НПЦЕФ ПУХЭЕУФЧМСФШУС ЙЪ УМЕДХАЭЙИ ЙУФПЮОЙЛПЧ:
- йЪ УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ;
- уТЕДУФЧ ЧОЕВАДЦЕФОЩИ ЖПОДПЧ;
- уПВУФЧЕООЩИ УТЕДУФЧ ИПЪСКУФЧЕООЩИ ПВЯЕДЙОЕОЙК Й РТЕДРТЙСФЙК.
жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ОБ ПУОПЧЕ ЕДЙОЩИ РТЙОГЙРПЧ:
- вЕЪЧПЪЧТБФОПУФШ;
- гЕМЕОБРТБЧМЕООПУФШ, РТЕДНЕФОП-ГЕМЕЧПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ РП УФБФШСН ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ: ОБ ЪБТБВПФОХА РМБФХ, ЛПНБОДЙТПЧЛЙ, ФЕЛХЭЙЕ ТБУИПДЩ Й Ф.Д.
- жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ Ч НЕТХ ЧЩРПМОЕОЙС ТБВПФ (ХУМХЗ) — РПЛЧБТФБМШОПЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ Ч НЕТХ ЧЩРПМОЕОЙС ТБВПФ
- уПВМАДЕОЙЕ ЖЙОБОУПЧПК ДЙУГЙРМЙОЩ — ЪБЛПООПЕ ТБУИПДПЧБОЙЕ УТЕДУФЧ.
зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ ПУХЭЕУФЧМСАФУС ОБ ПУОПЧЕ ДЕКУФЧХАЭЕЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ. пТЗБОЩ ЖЕДЕТБМШОПЗП ЛБЪОБЮЕКУФЧБ ТБЪТЕЫБАФ ЖЙОБОУЙТПЧБФШ ФПМШЛП ФЕ ТБУИПДЩ, ЛПФПТЩЕ РТЕДХУНПФТЕОЩ ОПТНБФЙЧОЩНЙ БЛФБНЙ Й ХФЧЕТЦДЕОЩ ЪБЛПОБНЙ П ВАДЦЕФБИ, ВАДЦЕФОПК ТПУРЙУША, УНЕФБНЙ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК.
вАДЦЕФОПЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ Ч тж ЙНЕЕФ 2 ТБЪОПЧЙДОПУФЙ:
- жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК, ПВЯЕДЙОЕОЙК, ЙНЕАЭЙИ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА Й ЖЙОБОУПЧХА УБНПУФПСФЕМШОПУФШ;
- жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК.
- иПЪСКУФЧЕООЩЕ РТЕДРТЙСФЙС УЧПЙ ПУОПЧОЩЕ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩЕ Й УПГЙБМШОЩЕ ТБУИПДЩ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ ЪБ УЮЕФ УПВУФЧЕООЩИ УТЕДУФЧ Й ЛТЕДЙФПЧ. жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЙЪ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ВАДЦЕФБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС МЙЫШ Ч ТБНЛБИ ЪБЛПОПЧ.
оБРТЙНЕТ, Ч ЧЙДЕ ЗПУХДБТУФЧЕООПК РПДДЕТЦЛЙ, УПЗМБУОП ЪБЛПОХ П ВАДЦЕФЕ, ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ВБЪПЧЩИ ПФТБУМЕК РТПНЩЫМЕООПУФЙ (ХЗПМШОПК), УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ, ЧПЪДХЫОПЗП, ЧПДОПЗП Й НПТУЛПЗП ФТБОУРПТФБ Й Ф.Д. - зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ВАДЦЕФОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС ПФОПУСФУС Л ОЕРТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УЖЕТЕ. пОЙ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБГЙПОБМШОЩК ДПИПД ОЕ УПЪДБАФ (ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЪДТБЧППИТБОЕОЙЕ, ЗПУХДБТУФЧЕООПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ, ПВПТПОБ Й Ф.Д.) Й РПЬФПНХ РПМОПУФША ЖЙОБОУЙТХАФУС ЙЪ ВАДЦЕФБ. иПФС ЙН Ч РТЕДЕМБИ ХУФБЧБ ТБЪТЕЫЕОБ РТЕДРТЙОЙНБФЕМШУЛБС ДЕСФЕМШОПУФШ. дПИПДЩ РТЕДРТЙОЙНБФЕМШУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЪБЮЙУМСАФУС ОБ ЧОЕВАДЦЕФОЩЕ УЮЕФБ Й ЙУРПМШЪХАФУС ЧОХФТЙ ДБООПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС.
рТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч УМЕДХАЭЙИ ЖПТНБИ:
- бУУЙЗОПЧБОЙС ОБ УПДЕТЦБОЙЕ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК;
- пРМБФБ РП ЗПУХДБТУФЧЕООЩН (НХОЙГЙРБМШОЩН) ЛПОФТБЛФБН ЪБ ФПЧБТЩ Й ХУМХЗЙ;
- фТБОУЖЕТФЩ ОБУЕМЕОЙА;
- бУУЙЗОПЧБОЙС ОБ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ РПМОПНПЮЙК, РЕТЕДБЧБЕНЩИ ОБ ДТХЗЙЕ ХТПЧОЙ ЧМБУФЙ Й ОБ ЛПНРЕОУБГЙА ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ТБУИПДПЧ, ЧПЪОЙЛБАЭЙИ ЙЪ-ЪБ ТЕЫЕОЙК ЧЩЫЕУФПСЭЙИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ;
- вАДЦЕФОЩЕ ЛТЕДЙФЩ АТЙДЙЮЕУЛЙН МЙГБН;
- уХВЧЕОГЙЙ Й УХВУЙДЙЙ, АТЙДЙЮЕУЛЙН Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙН МЙГБН;
- йОЧЕУФЙГЙЙ Ч ХУФБЧОЩЕ ЛБРЙФБМЩ АТЙДЙЮЕУЛЙИ МЙГ;
- вАДЦЕФОЩЕ УУХДЩ, ДПФБГЙЙ, УХВЧЕОГЙЙ Й УХВУЙДЙЙ ВАДЦЕФБН ДТХЗЙИ ХТПЧОЕК, ЗПУХДБТУФЧЕООЩН ЧОЕВАДЦЕФОЩН ЖПОДБН;
- лТЕДЙФЩ ЙОПУФТБООЩН ЗПУХДБТУФЧБН;
- уТЕДУФЧБ ОБ ПВУМХЦЙЧБОЙЕ Й РПЗБЫЕОЙЕ ДПМЗПЧЩИ ПВСЪБФЕМШУФЧ.
3.1.3 уНЕФОП-ВАДЦЕФОПЕ РМБОЙТПЧБОЙЕ Й ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ТБУИПДПЧ
уНЕФОП-ВАДЦЕФОЩН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕН ОБЪЩЧБЕФУС ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ДЕОЕЦОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ ХЮТЕЦДЕОЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК, ДЕКУФЧХАЭЙИ Ч ОЕРТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УЖЕТЕ.
л ФБЛПЧЩН ПФОПУСФУС, ОБРТЙНЕТ, УПГЙБМШОП-ЛХМШФХТОБС УЖЕТБ, ПВПТПОБ, ПТЗБОЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС Й ДТХЗЙЕ.
ьФЙ ХЮТЕЦДЕОЙС РПМХЮБАФ УТЕДУФЧБ ОБ УЧПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ЙЪ ВАДЦЕФБ ОБ ПУОПЧЕ ЖЙОБОУПЧЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, ОБЪЩЧБЕНЩИ УНЕФБНЙ.
ч ВАДЦЕФОХА УЖЕТХ ЧИПДСФ УМЕДХАЭЙЕ УПГЙБМШОП-ЛХМШФХТОЩЕ НЕТПРТЙСФЙС Й ХЮТЕЦДЕОЙС:
- жХОДБНЕОФБМШОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС Й УПДЕКУФЧЙЕ офр;
- оБГЙПОБМШОБС ПВПТПОБ;
- рТБЧППИТБОЙФЕМШОБС ДЕСФЕМШОПУФШ Й ПТЗБОЩ ВЕЪПРБУОПУФЙ;
- уХДЕВОБС УЙУФЕНБ Й ПТЗБОЩ РТПЛХТБФХТЩ тж;
- уПДЕТЦБОЙЕ РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩИ Й ЙУРПМОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ.
лБЦДПЕ ВАДЦЕФОПЕ ХЮТЕЦДЕОЙЕ ЙНЕЕФ УНЕФХ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ. уНЕФБ ХУФБОБЧМЙЧБЕФ ПВЯЕН, ГЕМЕЧПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ Й РПЛЧБТФБМШОПЕ ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ УТЕДУФЧ, ЧЩДЕМЕООЩИ ЙЪ ВАДЦЕФБ.
жПТНЩ УНЕФ ДМС ЧУЕИ ФЙРПЧ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК ПРТЕДЕМСАФУС нЙОЙУФЕТУФЧПН ЖЙОБОУПЧ тж.
рТПГЕУУ ХФЧЕТЦДЕОЙС УНЕФЩ УПУФПЙФ ЙЪ УФБДЙК, УЧПКУФЧЕООЩИ ВАДЦЕФОПНХ РТПГЕУУХ: УПУФБЧМЕОЙА, ТБУУНПФТЕОЙА, ХФЧЕТЦДЕОЙА Й ЙУРПМОЕОЙА.
уНЕФБ ДЕКУФЧХЕФ Ч ФЕЮЕОЙЕ ВАДЦЕФОПЗП РЕТЙПДБ, Ф.Е. У 1 СОЧБТС РП 31 ДЕЛБВТС. дПЛХНЕОФ РПДРЙУЩЧБЕФУС ЗМБЧОЩН ВХИЗБМФЕТПН Й ДЙТЕЛФПТПН ВАДЦЕФОПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС, ХФЧЕТЦДБЕФУС ЗМБЧОЩН ТБУРПТСДЙФЕМЕН ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ.
уНЕФЩ ТБЪМЙЮБАФУС РП ЛТХЗХ Й ФЙРХ ПИЧБФЩЧБЕНЩИ ЙНЙ ХЮТЕЦДЕОЙК.
рП ЛТХЗХ ХЮТЕЦДЕОЙК УНЕФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ:
- йОДЙЧЙДХБМШОЩЕ
- уЧПДОЩЕ
- гЕОФТБМЙЪПЧБООЩЕ НЕТПРТЙСФЙС.
йОДЙЧЙДХБМШОБС УНЕФБ УПДЕТЦЙФ ТБУИПДЩ Й ДПИПДЩ ФПМШЛП ПДОПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС. пОБ РПЪЧПМСЕФ ХЮЙФЩЧБФШ ПУПВЕООПУФЙ ДБООПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС, ИБТБЛФЕТ Й НБУЫФБВЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ. йОДЙЧЙДХБМШОЩЕ УНЕФЩ ХЮТЕЦДЕОЙК, РТЙОБДМЕЦБЭЙИ Л ПДОПК ПФТБУМЙ ЙМЙ УЖЕТЕ ДЕСФЕМШОПУФЙ, ПВЯЕДЙОСАФУС УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ НЙОЙУФЕТУФЧБНЙ, ЧЕДПНУФЧБНЙ, ПТЗБОБНЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС Ч УЧПДОЩЕ УНЕФЩ.
нЙОЙУФЕТУФЧБ, ЧЕДПНУФЧБ РТЕДПУФБЧМСАФ ЙИ (УЧПДОЩЕ УНЕФЩ) Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЖЙОБОУПЧЩЕ ПТЗБОЩ ДМС ЧЛМАЮЕОЙС Ч ВАДЦЕФ.
уФТХЛФХТОЩНЙ РПДТБЪДЕМЕОЙСНЙ УНЕФЩ СЧМСАФУС УФБФШЙ ТБУИПДПЧ, ЛБЦДБС ЙЪ ЛПФПТЩИ ЙНЕЕФ РТЕДНЕФОП-ГЕМЕЧПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ.
дМС ЧУЕИ ВАДЦЕФОЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК Й ХЮТЕЦДЕОЙК ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ РТПЙЪЧПДЙФУС РП ХЛТХРОЕООЩН УФБФШСН:
- пРМБФБ ФТХДБ;
- фЕЛХЭЙЕ ТБУИПДЩ;
- лБРЙФБМПЧМПЦЕОЙС Й ЛБРЙФБМШОЩК ТЕНПОФ.
тБУИПДЩ ПУХЭЕУФЧМСАФУС УФТПЗП Ч РТЕДЕМБИ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС РПУФБФЕКОП.
уНЕФЩ УПУФБЧМСАФУС ОБ ПУОПЧЕ ОПТН ТБУИПДПЧ.
оПТНЩ ТБУИПДПЧ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФУС ОБ ПВСЪБФЕМШОЩЕ Й ОЕПВСЪБФЕМШОЩЕ.
пВСЪБФЕМШОЩЕ ОПТНЩ — ЬФП ОПТНЩ, ЙУРПМШЪХЕНЩЕ РТЙ УПУФБЧМЕОЙЙ УНЕФЩ. пОЙ РТЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ЙЪНЕОЕОЩ (ЫФБФЩ, УФБЧЛЙ ЪБТБВПФОПК РМБФЩ, ТБУИПДЩ ОБ ЛПНБОДЙТПЧЛЙ, РЙФБОЙЕ Й НЕДЙЛБНЕОФЩ). ч РЕТЙПД ЙОЖМСГЙЙ, ХЮТЕДЙФЕМЙ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК РП УПЗМБУПЧБОЙА У ЖЙОБОУПЧЩНЙ ПТЗБОБНЙ НПЗХФ ЧОПУЙФШ ЛПТТЕЛФЙЧЩ Ч ОПТНЩ.
оЕПВСЪБФЕМШОЩЕ (ЙМЙ ЖБЛХМШФБФЙЧОЩЕ) ОПТНЩ — ОПТНЩ, ЙУРПМШЪХЕНЩЕ РТЙ УПУФБЧМЕОЙЙ УНЕФЩ. пОЙ НПЗХФ ЙЪНЕОСФШУС У ХЮЕФПН ЛПОЛТЕФОЩИ ПУПВЕООПУФЕК ХЮТЕЦДЕОЙК Й РПДМЕЦБФ ПВСЪБФЕМШОПК ЛПТТЕЛФЙТПЧЛЕ.
л ФБЛЙН ОПТНБН ПФОПУСФУС: ЧУЕ ИПЪСКУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ (ЪБФТБФЩ ОБ ПФПРМЕОЙЕ, ПУЧЕЭЕОЙЕ, ТБУИПДЩ ОБ УПДЕТЦБОЙЕ ЪДБОЙК Й ДТ.)
уХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ОЕПВСЪБФЕМШОЩИ ОПТН ПВХУМБЧМЙЧБЕФУС ФЕН, ЮФП ВАДЦЕФОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС ТБВПФБАФ Ч ТБЪМЙЮОЩИ ХУМПЧЙСИ.
оБРТЙНЕТ, 2 ПОЛПМПЗЙЮЕУЛЙИ УФБГЙПОБТБ НПЗХФ ТБВПФБФШ Ч ТБЪМЙЮОЩИ РПНЕЭЕОЙСИ. зПТПДУЛЙЕ Й УЕМШУЛЙЕ ХУМПЧЙС ФПЦЕ ТБЪМЙЮОЩ. рПЬФПНХ ЛБЦДПЕ ХЮТЕЦДЕОЙЕ НПЦЕФ ЙЪНЕОСФШ ЬФЙ ОПТНЩ, ОП Ч РТЕДЕМБИ ПВЭЕК ОПТНЩ, ЛПФПТЩЕ УППФЧЕФУФЧХАФ ЕЗП ТЕБМШОЩН РПФТЕВОПУФСН.
оПТНЩ ТБУИПДПЧ РПДТБЪДЕМСАФУС ФБЛЦЕ ОБ НБФЕТЙБМШОЩЕ Й ДЕОЕЦОЩЕ
нБФЕТЙБМШОЩЕ ОПТНЩ СЧМСАФУС ЗМБЧОЩНЙ. пОЙ ЪБЛМАЮБАФ Ч УЕВЕ ПРТЕДЕМЕООПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП НБФЕТЙБМШОЩИ УТЕДУФЧ ОБ ЕДЙОЙГХ ЙЪНЕТЕОЙС ТБУИПДПЧ. оБРТЙНЕТ, ЛПМЙЮЕУФЧП РТПДХЛФПЧ РЙФБОЙС ОБ 1 ВПМШОПЗП Ч ДЕОШ, ЛПМЙЮЕУФЧП ЬМЕЛФТПЬОЕТЗЙЙ ДМС ПУЧЕЭЕОЙС ЛМБУУБ Й Ф.Д.
дЕОЕЦОЩЕ ОПТНЩ ПФТБЦБАФ УФПЙНПУФШ НБФЕТЙБМШОЩИ ОПТН
оПТНЩ ТБЪТБВБФЩЧБАФУС ойй Й ХФЧЕТЦДБАФУС РТБЧЙФЕМШУФЧПН.
ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ГЕМЕЧПК ОБРТБЧМЕООПУФЙ ОПТНЩ ДЕМСФУС ОБ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ Й ЛПНВЙОЙТПЧБООЩЕ.
л ЙОДЙЧЙДХБМШОЩН ПФОПУСФУС ОПТНЩ, УПДЕТЦБЭЙЕ ТБУИПДЩ ФПМШЛП ОБ ПДОХ ГЕМШ. пОЙ ЙУРПМШЪХАФУС РТЙ УПУФБЧМЕОЙЙ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ УНЕФ ХЮТЕЦДЕОЙК.
лПНВЙОЙТПЧБООБС ОПТНБ — ПВЭБС УХННБ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ ОПТН РП ПРТЕДЕМЕООПНХ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПНХ РПЛБЪБФЕМА. оБРТЙНЕТ: ТБУИПДЩ ОБ УПДЕТЦБОЙЕ 1 ВПМШОПЗП Ч ВПМШОЙГЕ (ЛПКЛП-ДЕОШ).
рТЙНЕОЕОЙЕ ОПТН РПЪЧПМСЕФ ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООП УПУФБЧМСФШ УЧПДОЩЕ УНЕФЩ Й РПМШЪПЧБФШУС ЙНЙ.
чПРТПУЩ ДМС УБНПЛПОФТПМС
- оБЪПЧЙФЕ ЖПТНЩ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ.
- хЛБЦЙФЕ РТЙОГЙРЩ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ
- ч ЛБЛЙИ ЖПТНБИ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ВАДЦЕФОПЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ?
- лБЛЙЕ ЧЙДЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ ЖЙОБОУЙТХАФУС Ч УНЕФОПН РПТСДЛЕ?
- пИБТБЛФЕТЙЪХКФЕ УЙУФЕНХ ОПТН ДМС УПУФБЧМЕОЙС ВАДЦЕФОЩИ УНЕФ.
- лБЛПК ПТЗБО ХФЧЕТЦДБЕФ УНЕФХ ЗПТПДУЛПЗП ХРТБЧМЕОЙС ПВТБЪПЧБОЙС?
ъБДБЮЙ ДМС УБНПЛПОФТПМС
рТПБОБМЙЪЙТХКФЕ ДЙОБНЙЛХ БУУЙЗОПЧБОЙК ЙЪ ВАДЦЕФБ УХВЯЕЛФБ ЖЕДЕТБГЙЙ ОБ РПДДЕТЦЛХ ПФТБУМЕК НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ ЪБ РПУМЕДОЙЕ 2 ЗПДБ. хЛБЦЙФЕ, Ч ЛБЛЙИ ЖПТНБИ ПОЙ РТЕДПУФБЧМСМЙУШ.
оБЪПЧЙФЕ РТЙЮЙОЩ, ПРТЕДЕМЙЧЫЙЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ПВЯЕНБ, УПУФБЧБ, УФТХЛФХТЩ Й ЖПТН РТЕДПУФБЧМЕОЙС УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ ОБ РПДДЕТЦЛХ ПФТБУМЕК НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ.
© гЕОФТ ДЙУФБОГЙПООПЗП ПВТБЪПЧБОЙС пзх, 2002
Источник
Тема 3. Государственные расходы
Целью изучения темы является ознакомление с сущностью и структурой государственных расходов.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач :
- ознакомление с сущностью государственных расходов;
- изучение принципов организации государственных расходов;
- ознакомление с видами государственных расходов.
Оглавление
3.1. Понятие и принципы организации государственных расходов
При возникновении финансовой науки внимание учёных было занято преимущественно процессами формирования доходов. Только во II половине XIX в. появляются так называемые цивильные листы, где отражались расходы на содержание монарха и членов его семьи, расходы на народное образование, пенсии по старости, расходы на развитие народного хозяйства. К концу же XIX в. ситуация изменилась на противоположную – учеными было признано, что в финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение, т. к. частное хозяйство не может тратить больше, чем у него есть доходов.
Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.
Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, социальной, управленческой, военной и т. д.
Объём и структура государственных расходов в ВВП зависят от следующих факторов:
- этапа общественного развития, внешней и внутренней политики государства;
- уровня благосостояния населения;
- размера государственного сектора в экономике и др.
Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).
В настоящий период в странах со смешанной экономикой определяющими остаются централизованные государственные расходы, а государственный бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций. Таким образом, расходы государственного бюджета уже государственных расходов. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для их последующего перераспределения и использования в целях государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей её территории.
Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение.
Финансовое звено внебюджетных фондов осуществляет расходы, обусловленные назначением этих фондов. Сюда относятся расходы по социальному обеспечению и социальному страхованию граждан страны, обязательному медицинскому страхованию, занятости населения, проведению различных экономических мероприятий и пр.
Расходы, относящиеся к финансам государственных предприятий, включают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и капитальные, т. е. инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. В составе текущих расходов основное место занимает заработная плата, а также затраты по различным элементам, обеспечивающим производство продукции или предоставление услуг. Среди инвестиций наиболее крупные расходы относятся к пополнению парка оборудования, строительно-монтажным работам. Расходы государственных предприятий подчинены задаче обеспечения воспроизводства общественного капитала, стимулирования получения монополиями высоких прибылей.
Расходы государства осуществляются либо финансированием, либо путём предоставления ссуд и кредитов. Основной способ осуществления государственных расходов — это финансирование , т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня. Безвозмездность и безвозвратность финансирования отличают его от кредитования.
Финансирование осуществляется в различных формах, зависящих от субъекта, которому предназначаются государственные средства. Формы и методы финансирования государственных расходов определяются сущностью производственных отношений, экономической природой и функциями государства.
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определённых принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, бесплатность, соблюдение режима экономии, контроль за их использованием.
Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. п.
Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов.
Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, выделяемые на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к итогу использования государственных ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.
Бесплатность означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований.
Принцип соблюдения режима экономии может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.
Контроль направлен на борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, на соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств.
3.2. Виды государственных расходов
Государственные расходы могут классифицироваться по различным признакам. Дадим характеристику основных видов госрасходов (рис. 1).
Риc. 1. Классификация государственных расходов
В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные – это те расходы, которые или увеличивают преимущественное достояние государства или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы – это те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными.
По характеру потребностей расходы делятся на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные – отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и пр.), а чрезвычайные – посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займа).
В самом общем виде расходы государства могут быть разделены на две большие группы:
- расходы, обусловленные внутренними проблемами;
- расходы, связанные с внешними функциями государства.
Основную часть расходов составляет первая группа. Лишь в случае войны или внешнеэкономической экспансии доля второй группы может возрасти.
По целевому назначению расходы государства подразделяются на три группы: текущие расходы (бюджет текущего потребления), капитальные (бюджет развития) и расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов. Каждая группа расходов утверждается отдельно.
Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству, выплату процентов по государственному долгу – внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на текущие нужды и др.
Капитальные расходы включают в себя затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.
По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:
- Расходы на социальные цели.
- Внешнеэкономические расходы.
- Экономические расходы, или расходы по вмешательству в экономику.
- Расходы на оборону страны, военные расходы.
- Расходы на управление.
- Расходы по обслуживанию государственного долга.
Кратко рассмотрим каждую из них.
Расходы на социальные цели . Бюджетные ресурсы направляются не только на финансирование сферы материального производства, но также в непроизводственную сферу: образование, здравоохранение, культуру и т. д. Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного назначения осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру. Удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании. Повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т. к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа. Расходы на социальные нужды – это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Социальное обеспечение охватывает и неработающих и не могущих работать постоянно или временно по состоянию здоровья. Основная часть расходов социального характера финансируется за счёт бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию к постоянному росту в виду развития научно-технического прогресса и роста роли профсоюзов. За счёт социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.
Экономические расходы – имеют важное народно-хозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорацию), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низко рентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная, космическая и т. д.; финансирование убыточных отраслей – угольно-добывающих, сельского хозяйства, научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных исследований, требующих крупного сосредоточения финансов.
Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав всегда включаются такие основные группы расходов: на содержание личного состава, вооружение, материально-техническое оснащение; на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки; на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; на подготовку кадров; на создание запасов и ресурсов на случай войны и др. Это – прямые военные расходы. Существуют косвенные военные расходы, т. е. расходы на ликвидацию последствий войны и милитаризации, пенсии и пособия участникам войны, на восстановление разрушенного хозяйства, затраты на перевод экономики на мирные рельсы. Скрытые военные расходы включают в себя исследовательские расходы, расходы на подготовку к мобилизационным мероприятиям, по подготовке населения на случай ведения войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Доходы государства, получаемые от реализации третьим странам военной техники и технологий, не сокращают военных расходов, поскольку предприятия, производящие вооружение, как правило, не относятся к военному ведомству, однако составляют значительную часть доходов бюджета.
Расходы на управление – сюда входят расходы на содержание законодательных органов, правительства, местных органов власти и управления, милиции, органов судопроизводства и прокуратуры.
Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это – прямые субсидии компаниям из бюджета (субсидируют некоторые виды товаров, в частности, имеющих важное значение для военно-промышленного комплекса), освобождение экспортёров от налогов, предоставление кредита экспортёру или импортёру на льготных условиях, страхование экспорта и т. п. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.
Среди расходов федерального бюджета России особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Данный вид затрат зачастую включается в состав внешнеэкономических расходов. Государственный долг возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами, т. е. государство становится заёмщиком финансовых средств или у населения, банков и предприятий, и в этом случае возникает внутренний государственный долг, или у другого государства или международных финансовых организаций, когда возникает внешний государственный долг. Формами привлечения заёмных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.).
Государственные расходы по признаку участия в общественном воспроизводстве подразделяются на средства государства, направляемые на финансирование материального производства и непроизводственной сферы. Такое разграничение в направлении средств характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.
По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на социально-культурные мероприятия:
- образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное страхование, науку, искусство, культуру;
- военные расходы и расходы на содержание органов государственной власти и управления.
Выводы
- Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.
- Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определённых принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, бесплатность, соблюдение режима экономии, контроль за их использованием.
- Государственные расходы могут классифицироваться по различным признакам, основными из которых являются: экономические результаты, уровень управления, общественное назначение.
Вопросы для самопроверки
- Как можно классифицировать государственные расходы?
- Назовите традиционные группы расходов госбюджета и дайте им характеристику.
- Какие принципы положены в основу построения системы государственных расходов?
- Назовите методы финансирования государственных расходов?
- Что такое производительные и непроизводительные государственные расходы?
Литература
Законодательные и инструктивные материалы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Т.Д. «Элит-2000», 2005.
- Общая теория финансов: Учебник/ Ред. Л. А. Дробозина. – 1995, с. 122 — 174.
- Финансы: Учебник/ Ред. М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Б. М. Сабанти. – 2002, с.187 — 202.
- Бернар Ив. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2 тт.: Пер. с фр. Т. 1./ И. Бернар, Ж.-К. Колли. – 1994.
- Деева А. И. Финансы: Учеб. пособие/ А. И. Деева. – 2004.
- Крутякова Ю. А. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие/ Ю. А. Крутякова. – 2005.
- Лаптев, С. В. Основы теории государственных финансов: Учеб. пособие/ С. В. Лаптев, Ф. В. Филина. – 2001.
Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Название практикума | Аннотация |
Тема 3. Государственные расходы |