Основной способ деятельности правого полушария

Научная электронная библиотека

1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий

Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).

Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).

Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).

Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.

Дихотомия — разделение или классификация на две, не обязательно равные части (Бехтерева Н.П., 1971).

Левое полушарие — вербальное, логическое, «рассудочное», пользуется механизмами последовательного анализа информации как об одном, так и о нескольких стимулах, обработка информации происходит аналитически, последовательно. Левое полушарие (у праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций, оно хорошо понимает время, глаголы. С этим полушарием связаны речевой слух, чтение, письмо, положительные эмоции, восприятие приятного, смешного. Выключение левого полушария приводит к депрессии.

Правое полушарие — невербальное, образное, ассоциативное, оно воспринимает действительность целиком, обработка информации происходит глобально (холистически) (Фишман М.Н., 1989). Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Правое полушарие способно геометрически воспринимать мир. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), целостно, обрабатывает одновременно большое количество элементов, что обеспечивает образный охват ситуации, формируя полный образ из фрагментов. С правым полушарием связан анализ звуков, интонации и образность речи, оно почти не понимает глаголов, абстрактных терминов, не способно на ложные высказывания, понимает юмор. Выключение правого полушария приводит к эйфории (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1988; Денисов З.В., 1978; Ильюченок Р.Ю. и др. 1989; Спрингер С., Дейч Г., 1983;).

По данным В.Л. Бианки (1983), в случае одновременного предъявления серии зрительных раздражителей доминирует правое полушарие, а в случае последовательного — левое. При этом время опознания раздражителей правым полушарием меньше такового для левого полушария, что может быть связано с последовательным перебором признаков сигналов в левом полушарии. Конкретные и абстрактные аспекты восприятия, по его мнению, латерализованы в правом и левом полушариях соответственно.

Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).

При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).

Читайте также:  Способы натяжения арматуры реферат

Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.

В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.

Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».

Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.

Накопление знаний о специфике работы левого и правого полушарий мозга и закономерностях их взаимодействия подтверждает справедливость положения о том, что в осуществлении любой функции принимает участие весь мозг в целом — и левое и правое полушарие. Однако каждое полушарие делает это, используя присущие ему стратегии.

Итак, с левым полушарием связаны следующие формы мышления: логическое, абстрактное, последовательное, линейное, символическое, вербальное, временное, дискретное основанное на реальности. С правым — интуитивное, хаотическое, конкретное, невербальное, образное, вневременное, аналоговое, ориентированное на фантазии.

Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.

Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).

Читайте также:  Каким способом наиболее часто размножают heliotropium выберите правильный ответ

Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.

В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).

Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).

В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).

Источник

Научная электронная библиотека

1.2. Межполушарная асимметрия и основные психические функции человека

Другой полюс нейрофизиологического уровня — интегральный, он характеризуется функцией клеточных популяций, деятельностью морфофункциональных центров, взаимодействием центров и анализаторов, возникновением нейрофункциональных систем различного уровня сложности.

Рисунок 1.1. Иерархия функциональной организации мозга

Безусловные рефлексы, доминанты, элементарные и высшие формы временной связи, условный рефлекс, элементарные и сложные формы поведения животных и человека — все эти процессы примыкают к психическому уровню и поэтому называются психофизиологическими.

Аналогично могут рассматриваться процессы психического уровня от более элементарных (психометрических — восприятие, память, скорость обработки информации, эмоционально-волевая сфера) до интегральных (интеллект, сознание, адекватность восприятия и поведения сложившимся обстоятельствам и т.д.). Эти положения используются как примерная схема психопатологического обследования.

Межполушарная асимметрия и сознание

При рассечении мозолистого тела и при избирательном поражении правого или левого полушария было установлено:

У правшей при нарушениях правого полушария нарушения сознания проявляются утратой чувства реальности и собственной личности, окружающий мир теряет свое объективное значение. При поражении левого полушария — это «провалы или наплывы мыслей», отключения сознания по типу сумеречных с сохранением психомоторной активности.

У левшей нарушения сознания мало зависят от стороны поражения. Преобладают галлюцинации, они неотчетливы, смазаны и полимодальны (зрительные, слуховые, осязательные), по силе близки к реальности.

Гипотеза Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой (1981) выражена метафорой: правое полушарие адресуется к настоящему и прошлому, левое — к настоящему и будущему.

Асимметрия проявляется не только на уровне мозга и соответствующих психических функций, распространяющихся на сенсорную сферу и моторную деятельность, но и на эмоционально-волевую сферу человека. От ее типа и степени выраженности зависят индивидуальные особенности поведения.

Межполушарная асимметрия и эмоции

Многие авторы объясняют эмоциональные различия особенностями функциональной асимметрии мозга (Tucker D.M., 1981; Davidson R.J.,
Fox N.A., 1982; Davidson R.J., 1993; Симонов П.В, 1998).

Более эмоциогенным считается правое полушарие. Существует корреляция активности лицевой мускулатуры и эмоций. Правое полушарие связано с негативными эмоциями (при ослаблении левого полушария у больных возникает пессимизм, беспокойство, плаксивость. При снижении активности правого полушария возникает беспричинная эйфория индифферентное настроение, частый смех (Деглин В.Л., Николаенко Н.Н., 1975; Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1993). Правое полушарие имеет отношение к преимуществу левой половины поля зрения, при оценке выражения лица, эмоционального тона голоса, таких проявлений чувств как плач, смех, музыка. Левая половина лица больше выражает отрицательные эмоции, а правая — положительные. Есть мнение, что правое полушарие воспринимает отрицательные эмоции, а левое ответственно за восприятие и экспрессию положительных. При поражении левого полушария депрессивные переживания относятся за счет растормаживания правого и при поражении правого полушария эйфория рассматривается как растормаживание левого полушария.

Читайте также:  Китайский способ посадки картофеля урожай громадный

Также предполагается, что тенденция правого полушария к синтезу и объединению многих сигналов с построением глобального образа стимулирует и эмоциональные переживания. Левое полушарие анализирует во времени сигналы и ослабляет эмоциональные реакции.

Исследования Е.Д. Хомской с соавторами (1997) показали различие в характере и познании базальных эмоций у испытуемых с различными профилями латеральной организации мозга. Согласно этим данным правши скорее опознают радость и горе, а левши — страх и гнев. Помимо общей замедленности реакций у испытуемых с амбидекстральным типом профиля латеральной организации, как у левшей, наблюдается более короткое время опознания эмоций страха и гнева.

В.А. Москвин (1988; 1990) выявил особенности эмоционального реагирования в зависимости от преобладания функций того или иного полушария — «правополушарные» индивиды в большей степени склонны продуцировать и переживать негативные эмоциональные состояния, а также более негативно оценивать одни и те же ситуации по сравнению с «левополушарными» субъектами, что позволяет говорить о наличии индивидуальных стилей эмоционального реагирования.

Согласно «закону Геодакяна» все новые функции первоначально формируются в левом полушарии с последующим их перемещением в правое. Это положение справедливо как для процесса эволюции и филогенеза, так и для процесса обучения.

Сущность левого полушария — оптимизм, положительные эмоции, сущность правого — «дух отрицания», дух сомнения, отрицательные эмоции. Каждое полушарие при ослаблении другого стремится «навязать» человеку свою волю, но в норме хорошо отрегулированное их взаимодействие приводит к плодотворным результатам. Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия, тревожные опасения правого полушария действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не размышлять о собственных успехах. Однако неумеренная активность правого полушария может не только воспрепятствовать реализации интеллектуальных усилий, но и вызвать сомнение в ценности самой жизни.

Исходя из этих особенностей эмоциональной сферы, находящихся под контролем левого и правого полушарий, выстраиваются и различные стратегии поведения человека.

Люди логического типа (левополушарная доминанта) в поведении придерживаются стратегии избегания неудач: они уверены в себе и все, что от них зависит, они с успехом сделают, но они способны предвидеть и возможные препятствия, трудности, поэтому еще до их возникновения могут предупредить, избежать их. Люди художественного типа (правополушарная доминанта) часто повышенно тревожны, страдают многочисленными комплексами, в том числе и комплексом неполноценности, так как их стратегия мышления не дает возможности точно оценить их адекватность в меняющихся условиях среды. И только успех способен подтвердить правильность их решений, действий. Именно поэтому в поведении они выстраивают «стратегию успеха».

Таким образом, от латерального фенотипа человека зависят не только особенности мыслительных процессов, сенсорики и анатомического строения, но и особенности эмоциональной сферы и поведения, то есть от преобладания того или иного полушария зависят все проявления человека.

Источник

Оцените статью
Разные способы