Основная идея деятельностного подхода связана с освоением определенных способов действий

Деятельностный подход в образовании дошкольников

Крутова Мария Владимировна
Деятельностный подход в образовании дошкольников

Мир стремительно меняется: научно – технический прогресс, новые идеи и технологии, конкуренция во всех сферах деятельности, непростые отношения культур и религий, необратимые изменения в природе.

Каким мы хотим видеть в будущем каждого нашего воспитанника? Это должна быть жизнеспособная, духовно, нравственно и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно,новая модель выпускника детского предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть целью современного воспитания является воспитание свободной и самостоятельной личности, личности со сформированной субъектностью.

Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы.

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, признанием дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного образования.

Согласно ФГОС ДО, идет распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. И в настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области. Это новый подход к дошкольному образованию. В дошкольной образовательной организации существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, разбитыми по предметному принципу. Обеспечение систематического интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.

Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, восприятие художественной литературы и фольклора.

В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.

Деятельность — ключевое слово обучения в условиях ФГОС. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.

Основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Дадим определения понятия «деятельность»:

деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования;

деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий;

деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.

Деятельностный подход — субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.

Ребенок не является пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности.

Перечислим принципы деятельностного подхода:

— принцип субъектности воспитания: воспитанник — не объект воспитательно — образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация;

— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:

Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития;

— принцип учета сензитивных периодов развития: ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий;

— принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С.Выготским:

«… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня»;

— принцип обогащения, усиления, углубления детского развития. Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.

— принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности: деятельность должна быть социально — значимой и общественно – полезной;

— принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

— принцип обязательной рефлективности всякой деятельности. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний;

Читайте также:  Курсовая работа способы судебной защиты гражданских прав

— принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

— принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;

— принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Таким образом, деятельностный подходставит перед педагогом следующие задачи:

— создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

— учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

— помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Образовательная деятельность на основании деятельностного подходадолжна иметь следующую структуру:

— создание проблемной ситуации;

— мотивирование к деятельности;

— проектирование решений проблемной ситуации;

— выполнение действий (заданий);

— анализ результатов деятельности;

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе: диалог, проект, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные, педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.

Формы самореализации дошкольников: выставки (тематические и авторские, персональные выставки детских работ, презентации, игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности, коллекции.

Итак, охарактеризовав деятельный подход, проведем сравнительный анализ традиционного процесса обучения и образовательной деятельности при деятельностном подходе:

— задействованная сторона мышления. При традиционном процессе обучения — воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная); при деятельностном подходе — творческая сторона мышления (продуктивная);

деятельность педагога. При традиционном процессе обучения – передача знаний и истин в готовом виде педагогом ребенку; при деятельностном подходе – педагог учит детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем;

деятельность ребенка. При традиционном процессе обучения – восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции; при деятельностном подходе – деятельность приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.

Обобщая изложенное выше,мы делаем следующий вывод: суть воспитания, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Источник

Деятельностный подход
статья на тему

Лекция в рамках стажировочной площадки для учителей Республики Бурятия и презентация-сопровождение

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_deyatelnostnyy_podhod.docx 230.59 КБ
prezentatsiya_k_lektsii_deyatelnostnyy_podhod.pptx 1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу, в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.

Образование должно воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальную справедливость, гуманизм, высокую духовность и нравственность. Таким образом, отечественной системе образования выдвинут новый социальный заказ. Обществу необходимы социально мобильные, творчески действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивающие поступательное движение вперёд при неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод.

Актуальность
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов.
Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.

Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

2. Изменение позиции учителя.

Сейчас у нас очень много бумажной работы: заполняем карты, изучаем стандарты теоретически и совершенно забыли или мало обсуждаем методику преподавания предметов.

Одной из самых главных задач в деле освоения деятельностного-подхода считается изменение личной позиции учителя на уроке. «…Если недостающим умениям и навыкам учителя можно научить на курсах и семинарах, то новым мотивам и целям ни научить, ни научиться невозможно – они формируются по мере того, как человек включается в новую для него деятельность и шаг за шагом овладевает ею, «вживается» в неё. «

За годы работы в школе нам пришлось посетить немало самых разных уроков. Одни были более удачными, другие менее удачными, на каких-то уроках хотелось помочь учителю или просто посочувствовать. Практически на каждом уроке, в первую очередь обращаешь внимание на позицию, которую занимает на уроке учитель: человек, который всё знает и готов поделиться своим знанием с теми, кто тихо и прямо сидит за партой, не шевелясь и не разговаривая; или сурового, немногословного наблюдателя, ждущего, когда его ученик сделает ошибку, или аккуратного, спокойного, убеждённого в том, что в его классе нет высоких результатов, потому что ему, учителю не повезло –такой достался необучаемый контингент… От позиции учителя зависит, сможет ли он реализовать принципы деятельностного обучения в своей практике. Именно поэтому мы начинаем с обсуждения профессионального портрета учителя.

Понимаем, что учитель – это обычный человек, которому могут быть свойственны слабости; человек, подверженный симпатиям и антипатиям; человек, у которого день может сложиться не очень удачно и от этого портится настроение и пропадает вдохновение. Но есть«заповеди», которые учитель деятельностного обучения не нарушит ни при каких обстоятельствах. Вот о них мы и поговорим.

ПЕРВОЕ. Педагог деятельностного обучения убеждён и уверен в том, что каждый его ученик способен подняться на ступень выше.

ВТОРОЕ. Уважение личности ученика проявляется в каждом обращении к ученику, в готовности помогать ему, а не указывать, не вести за собой. Учитель умеет усилить голос ученика, который верно ответил или сделал точное предположение, и в то же время учитель способен сделать незаметным, неслышным неудачный ответ. Эмоциональная и содержательная поддержка нужна каждому ученику в классе. И в этих действиях гуманизм учителя и его сила.

ТРЕТЬЕ. Учитель способен выбирать стиль своего участия в уроке:

от мягко-доверительного до жёстко-требовательного. Учитель деятельностного подхода делает всё для того, чтобы каждый его ученик максимально реализовался. Чутко улавливая настроение и зная обстоятельства внутренней жизни класса, понимая и серьёзно принимая проблемы детей, наблюдая за физическим состоянием каждого из них в течение учебного дня, учитывая даже состояние погоды в конкретный день и час, преподаватель усиливает или ослабляет темп урока, произносит ободряющие слова, шутит или, наоборот, предельно серьёзен и ответственен в создании деловой атмосферы. Каждое слово учителя предельно взвешено, юмор учителя должен быть именно юмором, без сарказма.

ЧЕТВЁРТОЕ. Своё участие в уроке учитель деятельностного обучения видит, прежде всего, в организации учебного сотрудничества. Девизом этой ситуации можно считать латинскую пословицу: «Не для школы – для жизни учимся».Во взрослой жизни каждому нашему ученику, кем бы он ни стал,важно будет уметь строить деловые отношения. И школа просто обязана научить этому в ситуациях учебного сотрудничества по линиям ученик -ученик и ученик — учитель.

ПЯТОЕ: Если у ученика не будет возможности высказать свое мнение на уроке (по учебной теме, по проблеме) невозможно и формирование заинтересованности, учебной мотивации. Значит учитель должен быть готов слушать мнения учащихся, выделять на это время на уроке, не жалеть его и не считать потерянным на пустые разговоры. Учитель заранее планирует дискуссию и в заданиях распределяет между учащимися разные точки зрения, планирует исследование проблемы и ожидает от учащихся вывода.

ШЕСТОЕ. Учитель деятельностного подхода знает об особенностях возраста своих учеников: физиологических, психологических. Это помогает ему правильно выбирать и планировать виды деятельности, актуальные и посильные для каждой возрастной группы.

Замысел, планирование, проведение, анализ, рефлексия, урока – всё это входит в общий контекст деятельности: осмысленной, целенаправленной активности учащихся.

СЕДЬМОЕ. Учитель принимает в качестве важнейшей своей педагогической задачи – формирование у учащихся действий контроля и оценки. Контроль и оценка – это не должностные обязанности учителя, а особые учебные действия, которыми уже владеют взрослые и которые постепенно осваивают дети.

ВОСЬМОЕ. Высокий профессионализм учителя деятельностного подхода заключается в том, чтобы уйти с первого плана на второй или даже третий, а на первый план вывести ученика, вручить ему способы действий, инструменты оценивания и, самое главное, обеспечитьуверенность в том, что у него всё получится. Наверное, это сделать труднее всего.

Пока учитель САМ не захочет работать по-другому, не ощутит внутренней потребности что-то изменить, результата не будет. Надо самому себе ответить на вопрос: хочешь ты быть в выбранной профессии современным и успешным или нет. Если хочешь, путь только один — осваивать деятельностный подход.

3. Сущность деятельностного подхода

  • «Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».

«Теория развивающего обучения»

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод обучения — – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении: учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Под системно – деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Как пишет Л.С. Выготский «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности.

Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Что же означает деятельностный подход?

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение,, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте — будь это система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

4. Принципы деятельностного подхода

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
  • Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.
  • Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
  • Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи.

5. Сравнительный анализ традиционного и деятельностного обучения

Источник

Читайте также:  Способы заливки бетона зимой
Оцените статью
Разные способы