Ошибки это способ стать лучше

Совершать ошибки — это нормально: почему важно совершать ошибки

Не бывает идеальных людей. Мы все совершаем ошибки, но каждый из нас относится к ним по-разному. К сожалению, некоторые студенты и новички на работе воспринимают свои ошибки как конец света. Такой подход изнашивает нервную систему и заставляет себя ненавидеть, но это неправильно. Ошибки — обычная часть жизни, из которой можно извлечь полезные уроки. В этой статье мы расскажем, насколько важно для человека совершать ошибки и преодолевать возникшие трудности.

Почему мы боимся совершить ошибку

Причина страха кроется в психике человека и в том, как он воспринимает мир вокруг себя. Обычно мы боимся не самой ошибки, а последствий, которые она может вызвать:

  • Общественное осуждение. Мы не хотим, чтобы о нас думали плохо. Некоторым невыносима мысль о том, что окружающие увидят их неидеальные стороны. Люди — социальные существа, которым важно одобрение со стороны.
  • Внутреннее осуждение. Никто не винит себя лучше, чем мы сами. Возможно, ваш страх основан на том, что вы не можете принять себя неидеального. Многим сложно смириться с тем, что они иногда ошибаются.
  • Выход из зоны комфорта. Совершённая ошибка заставляет людей действовать и искать выход из сложившейся ситуации, но не всем это по душе. Некоторые осознают это и предпочитают делать всё правильно с первого раза, тем самым увеличивая свой страх перед ошибками.

Может какая-то из этих трёх причин лежит в основе вашего страха? Подумайте, чего на самом деле вы боитесь.

Почему ошибки — это нормально

Успех невозможен без поражений. Неблагоприятные условия делают нас лучше и сильнее. Неудачи — часть таких условий, важно научиться принимать связанный с ними дискомфорт. Совершать ошибки не критично и не зазорно. Главное найти в себе силы и попробовать ещё раз.

Вам нужно осознать, что совершать ошибки вполне нормально. Если вы студент или новичок на работе, ваши ошибки — это процесс обучения новому. Не нужно из-за них так сильно переживать. Тревога может привести вас к разочарованию, стрессу и бездействию.

Чему нас учат ошибки

Все люди растут путём совершения ошибок и извлечения уроков из них, поэтому вы не исключение. Чтобы не разочароваться и не утонуть в жалости к себе после очередной неудачи, прокрутите в голове список того, чему нас учат ошибки.

1. Анализировать

Ошибки делают нас умнее и учат анализировать свои действия. После неудачи никому уже не захочется что-то предпринимать не разобравшись. Анализ помогает предотвратить подобные ошибки в будущем.

2. Тренировать критическое мышление

Признание ошибки требует зрелости и адекватной самооценки. Никто не идеален, однако к идеалу нужно стремиться. Критическое мышление помогает увидеть ситуацию под другим углом и найти более эффективное решение в следующий раз.

3. Накапливать поучительный опыт

Жизнь циклична, поэтому вы ещё не раз столкнётесь с похожими ситуациями. Именно поэтому важно воспринимать ошибки как способ получить новый опыт. Это не только предотвратит будущие ошибки, но и прокачает ваш интеллект.

4. Принимать на себя ответственность

Дети отличаются от взрослых тем, что прячутся от своих ошибок и винят всех вокруг. Если вы считаете себя взрослым человеком, значит, вы можете взглянуть правде в глаза и взять на себя ответственность за ошибку.

5. Находить новые источники вдохновения

Каждая ваша ошибка даёт вам возможность найти нестандартный способ её решения. Такой подход развивает креативное мышление и не позволяет унывать.

6. Понимать окружающих

Наши ошибки помогают понять окружающих, которые тоже неидеальны. Человеческая натура такова, что мы все делаем что-то не так. Собственные ошибки дают нам почувствовать эмоции окружающих и учат относится к ним более снисходительно.

7. Выходить из зоны комфорта

Если вы делаете одни и те же задачи изо дня в день, совершенная ошибка вас встряхнёт и вытащит из зоны комфорта. Каждая неудача — возможность отойти от привычного хода событий и посмотреть на мир по-новому.

Совершать ошибки — значит, развиваться интеллектуально и социально. Позволяйте себе иногда оступаться и накопить бесценный опыт. Ещё больше полезных и мотивирующих советов вы найдёте в нашем телеграм-канале.

Источник

Шесть способов учиться на своих ошибках

Вы, вероятно, много раз слышали о том, что совершать ошибки и извлекать из них уроки — лучший способ достичь совершенства. Но сказать легче, чем сделать. Общество порой очень жестко наказывает человека за ошибки. Да и уметь из них извлекать уроки — целое искусство, специально которому никто не учит. Так что овладеть им нужно самому. Вот шесть способов для этого.

Будьте готовы признавать свои ошибки

Кэтрин Шульц, американский журналист и писатель, в своей лекции «On Being Wrong» на TED говорит, что мы, когда думаем о самих себе, редко признаем свою неправоту. У себя в мыслях мы почти всегда правы.

Осознание того, что мы ошибаемся, приносит боль. Это вызывает неловкость и заставляет чувствовать себя глупо. Но еще хуже, когда мы совершаем ошибки и пытаемся не испытывать чувство вины, придумывая для себя оправдания. Желание чувствовать, что мы всегда правы, делает нас зависимыми. Эта привязанность не позволяет предотвращать ошибки и учиться на них, чтобы не допускать в будущем.

Читайте также:  Способ решения социального конфликта конкуренция

Первым шагом к «выздоровлению» является признание, что вы ошиблись. Скажите себе: «Я неправ» и терпите дискомфорт, который приходит вместе с этим. Окружающие воспринимают такое поведение как признак интеллекта и честности.

Признание своих ошибок также тренирует осознанность — способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.

Избегайте руминации

Дискомфорт, о котором говорилось выше, временный. Сьюзан Нолен-Хоексема, доктор философии, психолог и профессор Йельского университета, указывает, что вместо того, чтобы зацикливаться на своих ошибках, нужно практиковать адаптивный самоанализ.

Это означает, что необходимо выделить время, чтобы подумать об ошибке и изменить свое поведение, не допустить повторения ситуации в будущем. Не можете понять, когда в голове играет заезженная пластинка с записью произошедшего, а когда происходит адаптивный самоанализ? Вот два вопроса, которые помогут разобраться:

  • Это удерживает меня в прошлом? Если да, то это заезженная пластинка для ваших мыслей («руминация», на языке психологов).
  • Это помогает мне учиться и расти? Если да, то это адаптивный самоанализ.

Самый лучший способ практиковать адаптивный самоанализ — задавать правильные вопросы.

Задавайте правильные вопросы

Когда вы допустили ошибку, чтобы отрефлексировать ее, нужно задать себе несколько вопросов. Вот некоторые из них:

  • Есть ли что-то, что поможет исправить ошибку?
  • Что можно спасти в этой ситуации?
  • Есть ли скрытая возможность в ошибке?
  • В чем была причина ошибки?
  • Вы допустили ошибку в стратегии или методе, который выбрали?
  • Вы совершили ошибку, выполняя план?
  • Что можно сделать иначе?
  • Были ли какие-нибудь предупреждающие знаки, которые вы пропустили?
  • Вы сделали какие-то предположения, которые оказались неправильными?
  • Эта ошибка выявила что-то, о чем вы не знали до ее совершения?
  • Что сработало? Что не сработало?
  • Эта ошибка показала, что вам не хватает навыков? Или практики?
  • Эта ошибка указала на черту характера, которая тянет вас назад? Например, высокомерие или негибкость в мышлении.
  • Что вы сделаете, чтобы не повторять эту ошибку снова?

Изучите свои ошибки, тщательно проанализировав ответы, которые дадите.

Сочувствуйте себе

Как только вы задали себе вопросы и определили уроки, которые можете извлечь из сделанной ошибки, отпустите все оставшиеся отрицательные чувства, которые могут возникнуть; проявите сострадание к себе.

Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что сострадание к себе может быть очень полезным. Они выяснили, что те ученики, которые совершили ошибку в тестах и которым позже дали возможность пожалеть себя, быстрее справлялись с негативными эмоциями и принимались за учебу снова.

Что они делали? Просто повторяли аффирмации. Вот некоторые фразы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда совершите ошибку:

  • Мои ошибки не определяют мою личность.
  • Никто никогда не преуспевал в жизни, не совершая ошибок.
  • Ошибки — часть человеческого существования.
  • Я горд тем, что попробовал.
  • Я сделал ошибку, но не собираюсь долго корить себя за это.
  • Теперь я лучше подготовлен к своей следующей попытке.
  • Я благодарен этой ошибке за то, что стал лучше.
  • Я собираюсь понять, в чем заключается ошибка и попробовать еще раз.

Учитесь на ошибках и двигайтесь без страха

Худшее, что может произойти — дать ошибкам возможность влиять на ваши дальнейшие действия.

Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Жизнь, наполненная ошибками, не только более почетная, но и более полезная, чем жизнь, потраченная на то, чтобы ничего не делать».

У вас должен быть страх перед отсутствием действием, а не боязнь ошибиться. Даже если вы все тщательно спланировали и избегаете ошибок, рано или поздно они все равно будут. Это абсолютно нормально. Будьте готовы сделать выводы и, вооружившись новыми знаниями, пробуйте еще и еще.

Применяйте пробный подход к жизни

Мир невероятно сложный. Никто, даже самые умные люди на планете, не знают, что будет завтра, ведь слишком много факторов влияют на ближайшее будущее. Метод проб и ошибок — лучшая техника решения проблем на все времена:

  • Когда вы столкнулись с проблемой, примите решение использовать несколько разных подходов.
  • Создайте систематический способ определить, что работает, а что нет.
  • Проанализируйте полученные данные, внесите необходимые изменения и повторите попытку.

Помните, жизнь требует смелых, постоянных экспериментов. Не останавливайтесь. Желаем вам удачи!

Источник

Культ провала: как умение ошибаться помогает построить карьеру

Неспособность сотрудников признавать свои ошибки и учиться на них всегда дорого обходилась бизнесу. При этом — парадокс — корпоративная культура чаще всего побуждает работников всеми правдами и неправдами отстаивать свою правоту. Постепенно в западные, да и российские компании приходит понимание: чем выше зона ответственности человека, тем осознанней он должен подходить к собственным ошибкам, признавать их, своевременно делать правильные выводы и передавать этот опыт всей команде.

Такой подход к ошибкам относительно новый и еще проходит процесс трансформации, но бизнес постепенно движется в сторону «культа факапов» — и это не может не радовать.

Что есть ошибка

Ошибка в работе — это когда после совершенного действия или принятого решения человек получает совсем не тот результат, на который рассчитывал изначально. Важно оговориться: рассуждая об ошибках, я не говорю о случаях ненадлежащего выполнения своей работы, об отсутствии вовлеченности и уж тем более о халатности. Такое отношение к своему делу я считаю неприемлемым и предпочту расстаться с таким человеком.

Поколение X и даже Y (так называемые бумеры и миллениалы) выращены на установке о необходимости быть непогрешимыми. Нам внушали, что ошибаться нельзя, это неправильно, это не пристало ни просто человеку, ни тем более профессионалу.

Сегодня же в противовес этому принципу, например, американские венчурные фонды не рассматривают стартапы предпринимателей, которые не могут предъявить им опыта предыдущих неудач. Да-да, как бы парадоксально это ни звучало, вам нужно ошибаться, чтобы доказать свою профессиональность. Когда у вас нет, как это модно сейчас называть, «факапов», вас вряд ли воспримут всерьез.

Читайте также:  Основные способы пожаротушения охлаждение очага

Реалии таковы, что в мире не существует людей, которые не ошибаются, поэтому ждать этого от своих коллег, подчиненных, окружения совершенно бессмысленно. И еще более нездорово не позволять ошибаться самому себе.

Ошибка — это, в первую очередь, опыт. Да, вы пришли не туда, но при этом получили знания и наработки, которые позволят в следующий раз эту самую ошибку уже не совершить. Зачастую, после неудачи возникает неприятное послевкусие, которое вызвано эмоциями. Если абстрагироваться от эмоций и начать смотреть на ошибку как на опыт, оно исчезнет.

Какими бывают ошибки

Ошибиться можно на каком угодно участке своего карьерного пути — все люди разные, у всех свой бэкграунд и слабые места, и это нормально. Но я все же выделяю два самых часто встречающихся типов ошибок в руководстве.

Ошибка найма — это когда управленец нанимает «не тех людей», сотрудников, которые по тем или иным причинам не показывают результатов, о которых вы договаривались на берегу. Проанализировав собственный опыт, а также мнения многих компаний, могу с уверенностью сказать, что ошибки найма возникают по трем основным причинам. Во-первых, это неправильная оценка совместимости потенциального сотрудника с «ДНК компании» — с ее культурным кодом. Во-вторых, это давление срочности. Все мы знаем, что существуем в вечном режиме аврала, когда необходимый профессионал нам был нужен «еще вчера». И, в-третьих, это решение, принятое при нехватке достойных кандидатов. Эти три обстоятельства приводят к тому, что в компании оказывается неподходящий человек, который в коллектив не вписывается, даже будучи профессионалом. Такой человек не сможет стать эффективным. С ним придется прощаться, и это всегда нехорошо для коллектива, компании, бизнеса.

В моем личном опыте есть пример, когда я взял взрослого и опытного человека в свою команду, но не выявил и вовремя не отследил его несоответствие нашей культуре. «ДНК» этого руководителя совершенно не совпадала с корпоративным культурным кодом и после ряда сложностей и конфликтов нам пришлось расстаться. Тем не менее, благодаря этой истории чуть позже мы совершенно по-другому выстроили процесс оценки и профилирования кандидатов, стали больше внимания уделять cultural fit [культурному соответствию. — Forbes], присматриваться не столько к достижениям, которые описывает кандидат, сколько к тому, как он строит отношения с коллегами и как анализирует собственный опыт.

Для себя я также определил, что буду уделять больше внимания продвижению на ключевые управленческие позиции собственных людей, а не искать их извне. За несколько лет мы успешно вырастили несколько эффективных менеджеров, улучшили климат в команде. Я абсолютно убежден, что соответствие кандидата корпоративной культуре компании — это обязательный фактор успеха найма, и эта ошибка здорово помогла мне наработать правильное понимание и практический опыт.

Не существует людей, которые не ошибаются, поэтому ждать этого от своих коллег или от себя совершенно бессмысленно

Но даже если человек отлично справляется со своим функционалом, можно допустить ошибку, попытавшись вознаградить его, например, повышением. Совершенно точно отличный сотрудник останется таким же эффективным в новой, казалось бы, более выгодной роли.

Однажды у меня был один человек в подчинении, отличный эксперт, и я решил дать ему возможность попробовать себя в менеджерской роли, которой он очень хотел. В этой менеджерской роли сотрудник очень много работал, но результата не было. Он брал на себя еще больше проектов, сидел до ночи в офисе, но его собственные результаты, как и результаты команды, неуклонно ухудшались.

Соответствие кандидата корпоративной культуре компании — это обязательный фактор успеха найма

Когда два человека подряд покинули команду, я закатал рукава и стал разбираться в происходящем в формате микроменеджмента. И выяснил, что его ошибка заключалась в формальной требовательности, управлении людьми исключительно на основании аналитики и цифр, без лидерства и ролевой модели. Как оказалось, этот менеджер жил глубоким убеждением, что побеждает самый умный и аналитичный, и офис не место для проявления человеческой натуры, «этим надо дома заниматься». Разговоры не помогли, пришлось расстаться. Этот случилось довольно давно, но фраза «Хочешь потерять хорошего эксперта — сделай его менеджером», поверьте, вполне актуальна в корпоративном мире и по сей день.

Ошибки при принятии управленческих решений. Каждый управленец может признаться в своеобразном «кладбище» проектов, которые угасли по его вине. Чаще всего, это следствие ошибок в принятии управленческих решений. Причиной обычно служит то, что руководитель не слушает и не воспринимает всерьез мнение членов своей команды, не анализирует особенности текущей ситуации и не учитывает нюансы, характерные различия, создающие конфликт интересов.

В моей практике был и такой опыт, когда я пытался объединить усилия нескольких департаментов, руководствуясь идеями синергии. Однако я не учел, что при ближайшем рассмотрении эти отделы имели скрытый конфликт интересов. В конечном счете проект не «взлетел» так, как планировалось. Опыт, который я вынес из этой ситуации: важно узнать мнения команд и принять во внимание культурологические нюансы и региональные различия внутри нашего «государства» — компании. Мне казалось, что нашего «ДНК» будет достаточно, чтобы прийти к результату, но, как уже было сказано ранее, соответствие культурному коду — это обязательный фактор успех, но не единственный.

В итоге я пришел к выводу, что синергия — вещь нужная, системная и, главное, стратегическая, но достигать ее нужно через общую материальную цель и определить маршрутную карту к ней необходимо прежде, чем начинать двигаться к синергии.

Убийца креатива

В моей собственной профессиональной жизни, безусловно, тоже были случаи, когда в момент осознания промаха я чувствовал глубокое разочарование самим собой. Но когда я устраивал себе разбор полетов, то понимал: если простить себя и приглядеться к ситуации без эмоций, то всегда найдется то, что я смогу системно поправить в своем видении, отношении, бизнесе.

Читайте также:  Способы документирования по госту

Самое страшное, что несет в себе боязнь ошибиться, — это исчезновение творческого потока. В условиях, когда люди боятся совершить любую ошибку, они не чувствуют в себе смелости экспериментировать, а эксперименты обеспечивают движение вперед.

Когда люди боятся совершить любую ошибку, они не чувствуют в себе смелости экспериментировать, а эксперименты обеспечивают движение вперед

Если говорить о поколении Z — самых молодых сотрудниках во всех компаниях на сегодняшний день — то они чаще всего приходят на работу, чтобы самореализовываться. А этот процесс требует свободы и не может проходить в условиях тотального контроля, под угрозой неминуемого наказания.

Поэтому важно принять тот факт, что ошибки неизбежны. А это значит, что необходимо придумать способ переплавлять их во что-то полезное, прикладное и эффективное для всей команды. Сегодня не может стоять цели «быть непогрешимым». В процессе эксперимента и творчества ошибки могут, будут и даже должны случаться. Нужно научиться делать выводы, а приобретенный в процессе опыт искусно превращать во всеобщее достояние. В результате в компании наработаются алгоритмы и установиться культура, при помощи которых правильные решения будут находиться быстрее и легче.

Начать с себя

Чтобы полностью изменить отношение к ошибкам и начать на них учиться, в первую очередь необходимо поменяться самому — изменить свой modus operandi (с латинского «образ действия») в этом контексте.

Задайте себе несколько вопросов и честно на них ответьте. Как я поступаю, когда ошибаюсь сам? Какая реакция возникает у меня, когда ошибаются мои сотрудники? Какие последствия влечет моя реакция? Ответив на эти достаточно сложные вопросы, начните нарабатывать осознанность — понимать, какую эмоцию вы испытываете, совершив ошибку, и почему. То же самое касается эмоций, которые возникают при ошибках сотрудников.

Для наработки нового отношения к ошибкам я бы порекомендовал действовать в двух направлениях: психологическом и практическом. У проблемы принятия ошибок есть серьезная психоэмоциональная подоплека, и, чтобы в ней разобраться, можно поработать с коучем или психологом. Обсудить, что вы чувствуете в подобных ситуациях и найти корни ваших реакций и поведенческих паттернов, которые эти реакции за собой влекут. Например, если в школе вас наказывали за ошибки (а в советские времена это случалось постоянно), то страх оступиться будет преследовать вас и во взрослой жизни.

Необходимо начать проговаривать со своей командой, что факапы — это часть общего пути, и люди не будут за них наказаны

В практической плоскости хорошо помогает подход формализации понятий при анализе ошибок. В компании или хотя бы в рамках отдельной команды создайте безопасную среду для их совершения. Разработайте формат работы над ошибками и обсуждайте полученные выводы с членам команды. Это позволит остальным учиться на чужих ошибках и страх поделиться своим не самым удачным опытом постепенно сойдет на нет.

Необходимо начать проговаривать со своей командой, что факапы — это часть общего пути, и люди не будут за них наказаны. В этом деле главная задача менеджера не дать сотруднику впасть в самобичевание, а вместо этого помочь ему переплавить ошибку в опыт.

В нашей компании, например, существует практика разбирать, почему мы не выиграли тендер. Скорее всего, мы в чем-то ошиблись, раз этого не произошло. Но если мы будем искать виноватых, то никакого урока из этого не извлечем, поэтому анализируем все имеющиеся на руках факты и приходим к выводу, чего избегать в будущем.

Не ошибался — не жил

Умение предвидеть и предугадывать развито в людях в разной степени, но даже профессионалы-«экстрасенсы» ошибаются. Я бы никогда не взял в команду человека, который утверждает, что ни разу не ошибался. Скорее всего, ему надо набираться зрелости, взрослеть и учиться честно смотреть на самого себя. Интересны те люди, которые вынесли ценный опыт, знания, навыки и компетенции из своих разнокалиберных провалов, которые случаются у всех людей без исключения.

Сегодня многих руководителей беспокоит вопрос, как понять, насколько допущенные кандидатом ошибки серьезны и какое их количество допустимо. Надо сказать, что число ошибок не так важно, как пропорция между успехом и провалом. Если человек осваивает что-то новое, на первых этапах количество ошибок может превышать количество удач. Однако если в своей профессиональной деятельности, где человек претендует на экспертный уровень, ошибки будут составлять больше 10–15% от всего объема принятых решений, необходимо разобраться в алгоритмах принятия решений и понять причины этих ошибок.

Отличить правду от выдумки можно с помощью правильных вопросов, зачастую неудобных

Также все сильно зависит от вида деятельности. Предположим, ученые разрабатывают новый препарат. Вначале именно большое количество ошибок приведет их либо к успеху, либо к полному закрытию проекта. И в этой ситуации даже сворачивание проекта может быть успехом — своевременно перестать инвестировать ресурсы во что-то безнадежное. А если главный бухгалтер периодически ошибается при сведении баланса или менеджер постоянно теряет людей — здесь явно что-то не так.

Чтобы нащупать тонкую грань между неудачником-непрофессионалом, который все время ошибается, и экспериментатором-новатором, который готов идти нестандартным путем, нужно внимательно изучить человека: провести грамотное собеседование, и не одно. Отличить правду от выдумки можно с помощью правильных вопросов, зачастую неудобных, и еще лучше — анализа невербальной составляющей ответов. Руководителю сегодня очень важно отличать людей, ошибающихся в процессе поиска истины, от профессиональных сказочников, бодро рассказывающих на собеседованиях продуманные заготовки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes

10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes

Источник

Оцените статью
Разные способы