Ощущение способ формирования чувственного восприятия

Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Анастасия Александровна Олейникова
Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Внеклассный урок по психологии в четвертом классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Участники данного урока — ученики четвертого класса (учащиеся 10-11 лет).

Тема урока: «Чувственное восприятие себя – ощущение»

Цель: Ознакомление учащихся с различными видами ощущений.

1. «Образовательная: познакомить учащихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение этого психического процесса для человека;

2. «Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений.

3. «Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями.

• Материалы для опытов;

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна.

— Ребята, Я вижу у вас сегодня хорошее настроение, давайте поделимся им с другими. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарив свое хорошее настроение.

— Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на которой вы будете записывать основные понятия сегодняшнего урока. А к концу урока у вас получится памятка.

2. Вводная часть:

(На экране слайд с фразой – Хочу все знать). Слайд № 1

— Ребята, посмотрите, на экране написана фраза, прочтите ее.

— Как вы понимаете эту фразу?

— Правильно. Фраза: «Хочу все знать!» будет нашим девизом на уроке, потому что у нас сегодня урок открытия новых знаний, и мы вместе с вами узнаем много интересного.

— Скажите, вы могли бы посчитать все свои знания в уме? («Нет».)

— Это сделать очень сложно. Все наши знания не появляются внезапно. Накопление наших знаний идет постепенно, через ощущение и восприятие. А это – мостик познания. Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен мостику нашего познания, который называется ощущением.

3. Основная часть:

— Ощущение возникает только при непосредственном контакте с предметом. Чтобы в этом убедиться, сейчас мы проведем с вами эксперимент. Для этого мне нужно 3 человека. Я приготовила стаканы с водой. (Учащиеся пробуют заранее приготовленную воду: соленую, сладкую и кислую).

— Какую вы попробовали воду?

— Как вы это узнали? («Ощутили»).

— Чем ощутили? («Языком»).

— А сейчас я пройду по классу с мешочком. В нем лежат 2 предмета. Вам надо запомнить их форму. (подхожу к каждому ребенку)

— Итак, какая форма у этих предметов? Если вы затрудняетесь в определении формы предмета, значит, как можно назвать эту форму? («Неопределенная»).

— Итак, предметы имеют форму, назови, пожалуйста («Один круглый, другой – мягкий и неопределенной формы».)

— Как вы узнали форму предмета? («Ощутили».)

— Чем мы определили форму предметов? («Руками»).

— А вы догадываетесь, что это за предметы? («Нет».)

— А теперь закройте глаза, а я подойду к вам, если вы что-то почувствуете, скажите: «Я ощущаю». (Психолог подносит предметы к носу учащихся).

— Сейчас вы догадались, что это за предметы? («Не совсем»).

— А как узнали об одном предмете? («Ощутили»).

— Чем ощутили? («Носом»).

(Из мешочка достают апельсин и резинку).

— А теперь вы знаете, что это за предметы? («Да»)

— Как вы узнали? («Увидели»)

— Чем увидели? («Глазами»)

(Учитель понижает голос до шепота).

— Сейчас вы слышите, что я говорю? Как вы услышали мой голос? («Ощутили».)

— Чем вы ощутили? («Ушами»).

— Итак, мы познаем мир через ощущение. А что же такое ощущение? Как выдумаете, ребята? (ответы детей)

— Давайте запишем научное определение понятия ощущение. Ощущение – это мостик познания, через который каждый человек познает свойства окружающего мира. Слайд № 2

— Посмотрите на экран, почему сравнивают ощущения с мостиком? («Ощущение помогает познавать окружающий мир»).

— Правильно, ощущение это мостик от нас к познанию окружающей действительности.

— С ощущениями человек знакомится с первых дней жизни. Многие из них становятся для него любимыми.

— А сейчас, я, предлагаю вам определить, какие лакомства больше всего любят дети, отгадав загадку:

Разные ношу одежды,

Но внутри я, как и прежде:

И сгущёна, мармеладна.

И с изюмом, и с орешком,

Вместе с кремом, вперемешку.

Во всём мире знают дети,

Нет вкусней меня на свете!

И сразу в рот меня кладите.

— Вы догадываетесь, о чем идет речь? (ответы детей)

— Кто из вас любит конфеты, поднимите руку?

— А что вы ощущаете когда их едите? («Сладость», «вкус»).

— А теперь послушайте другую загадку?

В руке у Танечки

Зима в стаканчике.

В руке у Галочки

Зима на палочке.

— Догадались о чем здесь речь? (ответы детей)

— А кто из вас любит мороженое?

— Что вы ощущаете, когда едите мороженое? («Ощущаем прохладу».)

— А мы можем ощущать времена года? («Летом – жарко, зимой – холодно».)

— Ребята, а чем мы ощущаем времена года? («Кожей»).

— Все наши ощущения появляются благодаря органам чувств.

— Давайте перечислим, какие органы чувств помогают нам ощущать окружающий мир? (ответы детей) Слайд 3

— А теперь давайте, вернемся к нашим опытам.

— Каким органом чувств вы ощутили воду? (ответы детей) Правильно, языком. Слайд № 4

— С какими ощущениями связан этот орган? Правильно, с вкусовым ощущением. Запишите на листике.

— А какими органами чувств вы ощутили предметы в мешочке? («Руками, кожей»).

С какими ощущениями связан этот орган? (ответы детей) Чувство – осязание (Запись в тетради). Слайд № 7

— Ребята, а когда вы убедились какие предметы лежат в мешочке? («Когда увидели глазами»).

— А с какими ощущениями связаны эти органы? (ответы детей)

— Правильно. Запишите в тетради – это зрительные ощущения.

— А когда вы приходите домой, как вы узнаете, что приготовила мама на обед? Какой орган поможет узнать это? («Нос») С каким ощущением связан этот орган?

— Правильно, запишите, чувство – обоняние.

— А какой орган помогает нам слышать друг друга? («Ухо»)

— А с какими ощущениями связан этот орган?

— Правильно, запишите – это слуховые ощущения.

Физкульминутка «Органы чувств».

— А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Органы чувств». Сначала правая рука берет нос, а левая – правое ухо, а потом – левая рука берет нос, а правая – левое ухо; потом все сначала. Выполняем упражнение по хлопку.

— Ребята, у вас у всех с первого раза получилось? (ответы детей)А к концу у кого получилось? (ответы детей)Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? («Нужна тренировка»).

— Сколько органов чувств помогают нам ощущать и познавать мир?

Читайте также:  Способ применения карбоната кальция

— Как вы думаете, можно ли развивать ощущения? (ответы детей).

— Не следует думать, что ощущения совершенствуются сами собой, без всяких усилий. Чтобы ощущения развивались, необходимо специально упражнять органы чувств. Добиться улучшения ощущений можно и другим путем: путем выполнения работы, где ощущения будут необходимы.

— Как вы думаете, людям каких профессий необходимо развивать свои ощущения и почему? (ответы детей). Слайд № 11

— Правильно, художнику, танцору, преподавателю иностранного языка, настройщику музыкальных инструментов и другим представителям различных профессий приходится ежедневно совершенствовать свои ощущения.

— В каждой профессии присутствуют ощущения, которые человеку необходимо развивать. А вы хотите попробовать развивать свои ощущения? Тогда мы с вами поиграем и узнаем, у кого ощущения развиты лучше.

Психогимнастическое упражнение «Узнай, кто это?» или игра «волшебный мешок»

(Один из учеников выходит и встает перед классом и пытается запомнить ребят. Затем он закрывает глаза. Ребята из класса меняются местами, а ученик с закрытыми глазами пытается угадать, кто перед ним сидит — на ощупь. Затем пытаются угадать остальные.)

(«Волшебный мешочек» Задача игры: на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, описать и назвать его)

— Итак, мы с вами пытались развивать свои ощущения. Как вы думаете, это у нас получилось? (ответы детей).

— Ребята, вы заметили, что ощущения развиты у всех по-разному?

— А зачем надо развивать свои ощущения? («Чтобы получать больше знаний и умений»).

— С помощью простого опыта можно проверить, у кого лучше слух. Надо сесть боком друг к другу и закрыть глаза.

К каждому из участников психолог по очереди приближает и удаляет карманные часы. Услышав тиканье часов, ученик должен сказать «слышу», а перестав слышать, сказать «не слышу». Так можно определить предел слуховых ощущений и кто лучше слышит.

— Все почувствовали? («Нет»).

— Это ребята потому, что одни ощущения развиты у одних людей сильнее, а других слабее. Необходимо их тренировать.

— А теперь проверим, у кого самые чувствительные кожные ощущения, то есть руки.

Каждому из участников с закрытыми глазами я кладу на ладонь кусочек ваты разной величины. Если участник чувствует вату, он говорит «чувствую». Выигрывает тот, кто сможет почувствовать самый маленький кусочек ваты.

— Все ощутили вату? (ответы детей).А как выдумаете, почему?

— А теперь представьте себе на мгновение, что нас лишили органов чувств. Попробуйте, закройте глаза.

— А теперь скажите, что произойдет, если нас лишат каких-либо органов чувств? (ответы детей)А если человек лишен слуха?

— А мы можем оказать помощь людям, лишенным какого-нибудь чувства? Приведите примеры. (ответы детей).

— Люди, лишенные каких-либо органов чувств компенсирует эти чувства за счет других. Одно чувство у них отсутствует, а другое наоборот очень сильно развито. Например, известная певица Диана Гурцкая лишена зрения, но при этом хорошо поет, так как у нее развит музыкальный слух. Слепые дети не видят, у них отсутствует орган чувств — зрение, но при этом развит орган чувств – кожные покровы и они при помощи рук могут читать.

— Ребята, к таким людям нужно быть внимательными и оказывать им посильную помощь.

— Ребята, а вы помните девиз нашего урока?

— Почему ощущения – это мостик познания?

— О каких ощущениях мы сегодня говорили на уроке? Перечислите их.

— Для чего нужно развивать ощущения?

— Какой опыт вам понравился больше всего?

— Дома вы можете повторить эти опыты с родителями и друзьями, чтобы узнать какие ощущения развиты у них, а поможет вам в этом наша памятка, которую мы составляли с вами в течение всего урока.

— Ребята, в течение всего урока мы познакомилось с вами с различными видами ощущений. Нарисуйте на альбомном листе тот орган чувств, при помощи которого, на ваш взгляд, наиболее развит определённый вид ощущения.

— А сейчас, я предлагаю вам на листе бумаги нарисовать смайлик

• Если вы считаете, что знания, полученные сегодня на уроке вам пригодятся – нарисуйте, смайлик – улыбку;

• Если на ваш взгляд знания полученные сегодня вам не пригодятся – смайлик – огорчение.

— Ребята, мне понравилось сегодня с вами общаться, поэтому мой смайлик – улыбка.

— Спасибо за урок, до свидания! Слайд № 14

Применялись следующие методы обучения:

1. Наглядный (просмотр слайдов).

2. Словесный (индивидуальные и хоровые ответы на поставленные вопросы).

3. Частично-поисковый (ориентируясь на жизненный опыт — шли к получению новых знаний).

4. Проблемный (искали ответ на полученные задачи).

Источник

Ощущения: что это такое и какими они бывают

Ощущения, восприятие, чувства… – в научной психологии очень много похожих друг на друга понятий, разницу между которыми человеку, далекому от этой науки, увидеть очень сложно. Тем не менее каждое из этих понятий имеет свой уникальный смысл, знание которого позволяет лучше понять самого себя и познать свою природу.

В данной статье мы детально рассмотрим понятие ощущений, их основные виды, физиологические механизмы, свойства, функции и закономерности. А в заключение расскажем, как развивать свои ощущения, чтобы достичь успехов в профессиональной деятельности или же просто научиться воспринимать окружающий мир более тонко, наслаждаясь простыми вещами.

Если вы хотите узнать не только об ощущениях, но и о других областях психологического знания, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Самопознание», с помощью которой вы научитесь лучше понимать самого себя и обязательно найдете жизненный путь, который сделает вас поистине счастливым.

Понятие «ощущения»

Изначально ощущения рассматривались в философии: к ним относили все явления чувственного отражения мира, в том числе восприятие и память. В 18 веке В. Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, четко разграничил различия между ощущениями и другими смежными понятиями, что вслед за ним подтвердили и другие психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. А в 19 веке сформировалась наука психофизика, изучающая взаимодействие между физическими процессами и субъективными ощущениями, в рамках которой исследования ощущений происходят и по сей день.

В результате под ощущением стали подразумевать простейший психический процесс, который присущ абсолютно любому живому организму в ходе его познавательной деятельности.

Ощущения – это процесс отображения психикой отдельных свойств явлений и предметов окружающего мира, в котором задействованы все органы наших чувств.

Ощущения считаются первой ступенью познавательной деятельности человека, которая служит основой для протекания более сложных познавательных процессов (восприятие, речь, память, мышление и др.) Так, например, восприятие складывается из ощущений и является целостным отображением предметов и явлений, а не отдельных их свойств (в отличие от ощущений).

Для лучшего понимания приведем пример: если вы наслаждаетесь розой, то ваше целостное впечатление от нее «она прекрасна» – это восприятие, а ощущением будет называться то, что вы почувствуете ее чудесный аромат или колкие шипы, или подумаете о том, что у нее красивые лепестки. Таким образом, восприятие – это совокупность нескольких ощущений, благодаря которым складывается целостное преставление об объекте.

Чтобы лучше разобраться в том, что же такое ощущения, узнаем, каковы их физиологические механизмы и закономерности.

Читайте также:  Как пополнить женскую энергию 85 способов

Физиологические механизмы и закономерности ощущений

В процессе возникновения ощущений задействованы две стороны: раздражитель, воздействующий на организм, и анализаторы, которые воспринимают это раздражение. Ощущение является не пассивным отражением, а активным процессом, в ходе которого происходит совместная работа всех частей анализатора.

Анализатор – это часть нервной системы, которая обладает способностью различать воздействие внешних раздражителей. Он состоит из трех частей:

  • Рецепторы – нервные окончания, расположенные в органах чувств, которые характеризуются пониженным порогом раздражительности при повышенной чувствительности к самим раздражителям. Это позволяет рецепторам реагировать на даже самые незначительные воздействия и отражать чрезмерное воздействие раздражителя на организм. Есть два вида рецепторов: экстерорецепторы (обрабатывают информацию, поступающую от внешнего мира) и интерорецепторы (обрабатывают информацию, поступающую от самого организма).
  • Центральная часть – участки головного мозга, способные различить соответствующий им раздражитель (например, зрительный) и преобразовать его воздействие в само ощущение.
  • Проводящие пути – передают возбуждение органов чувств и рецепторов к центральной части анализатора.

Кратко этапы работы анализаторных систем можно продемонстрировать следующим образом:

  1. Воздействие внешнего раздражителя на рецептор анализаторной системы.
  2. Передача стимула по рефлекторной дуге.
  3. Попадание стимула в зону в коре головного мозга, соответствующую определенному рецептору.
  4. Реакция психики (или анализаторной системы) на стимул.

Ощущения также подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся пороги ощущений, адаптация, синестезия и сенсибилизация.

Пороги ощущений

Ощущение может возникнуть только в том случае, если раздражитель имеет определенную величину. Если эта величина будет меньше или больше нормы, то человек ничего не почувствует (например, мы не способны ощутить пылинки на нашей одежде или услышать сверхвысокие частоты). Для обозначения этой величины в психофизике используется понятие «пороги чувствительности».

Нижний абсолютный порог – это то, какой минимально должна быть величина раздражителя для того, чтобы вызвать хотя бы самое слабое ощущение. Способность реагировать на самые слабые раздражители называется абсолютной чувствительностью.

Верхний абсолютный порог – это та величина воздействия раздражителя, при которой ощущение превращается в боль или вовсе исчезает.

Абсолютный порог и чувствительность анализатора характеризуются обратно пропорциональной зависимостью друг от друга: чем выше чувствительность, тем меньше величина порога (например, человеку с развитым обонянием потребуется гораздо менее насыщенный аромат кофе либо меньшая дистанция для того, чтобы почувствовать его запах, чем тому, у кого этот рецептор не развит).

Анализаторы людей обладают разной степенью чувствительности из-за того, что органы чувств непрерывно развиваются в процессе индивидуального развития человека. На них влияет множество факторов, главные из которых – это профессиональная принадлежность индивида и его интересы. Так, сомелье может различить самые тонкие нотки вина, в то время как другие люди их даже не почувствуют. Кроме того, возраст и здоровье человека также влияют на степень чувствительности анализаторов и величину индивидуальных порогов: при наличии заболеваний и с возрастом степень чувствительности анализаторов снижается.

Адаптация

Органы чувств могут приспосабливаться к раздражителю, изменяя чувствительность своих анализаторов путем ее повышения или понижения в разной степени.

Такая способность называется адаптацией и имеет три степени:

  • Изменение чувствительности (если раздражитель слабый). Так, когда мы входим в темную комнату, сначала нам сложно что-то увидеть, но постепенно чувствительность анализатора повышается, и мы начинаем различать предметы. А если мы потом заходим в другую – более светлую – чувствительность анализатора снова понижается.
  • Притупление ощущения (если раздражитель слишком сильный). Это можно увидеть, например, при погружении руки в холодную воду.
  • Полное исчезновение ощущения (если раздражитель действует слишком долго).

Наибольший диапазон адаптации характерен для зрительного анализатора, затем – для кожного, слуховой же анализатор практически не обладает способностью к адаптации (к шуму можно привыкнуть, но не перестать его слышать). Что касается скорости, то быстрее остальных адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы.

Синестезия

Иногда у человека могут возникнуть «фантомные» ощущения, не характерные для анализатора, под влиянием которого они появляются. Так, например, вид лимона способен заставить почувствовать кислый вкус во рту, а под воздействием звуков могут возникнуть зрительные образы.

Сенсибилизация

Сенсибилизация – это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних (психических) факторов.

Ряд причин, по которым может возникнуть сенсибилизация:

  • Значимость того или иного воздействия. Например, наш слух становится острее, если мы действительно хотим услышать какой-либо звук и «прислушиваемся» к тексту песни или чьему-то разговору.
  • Физиологические факторы. Состояние организма и наличие в нем определенных веществ также могут привести к изменению чувствительности того или иного анализатора. Например, введение в организм витамина А способно увеличить зрительную чувствительность.
  • Взаимосвязь анализаторов. Работа анализаторов системна, поэтому, например, на зрительную чувствительность влияют изменения температуры, вкусовые ощущения и звуки.
  • Тренировка. Повторяющиеся упражнения также способствуют повышению чувствительности анализаторов. Например, занятия музыкой могут привести к развитию острого слуха. О данном методе сенсибилизации мы подробнее поговорим в конце нашей статьи, чтобы показать вам, как можно развивать свои ощущения.

Интересен также феномен, получивший название «компенсаторная сенсибилизация», в рамках которого чувствительность анализатора повышается по причине недостаточной чувствительности в другом анализаторе. Например, у слепых людей зачастую наблюдается повышение слуховой чувствительности, что позволяет им достигать небывалых успехов, например, в музыкальной деятельности.

Уверены, что эти знания помогли вам в общих чертах понять природу ощущений. И теперь мы расскажем о том, зачем вообще человеку нужны ощущения.

Основные функции и базовые свойства ощущений

Как уже было сказано, ощущения являются основой нашего познания. С помощью ощущений живой организм обретает знания о действительности, которые помогают ему выжить.

Все ощущения, независимо от их вида, выполняют три основные функции:

  • сигнальная функция – дают организму информацию об окружающем мире;
  • отражательная функция – помогают организму сформировать свой субъективный образ мира для ориентации в нем;
  • регулятивная функция – позволяют организму адаптироваться к условиям внешнего мира и подстраиваться под возникающие в нем изменения.

Если у человека функционируют все органы чувств и на него непрерывно действуют внешние раздражители, он получает необходимое для здорового существования количество информации. А вот в случае нарушений в функционировании органов чувств или отсутствия внешних раздражителей может возникнуть ряд серьезных расстройств ощущений: анестезия (отсутствие ощущений), гипестезия (ослабевание ощущений), гиперестезия (усиление ощущений), парестезия (неприятные ощущения на коже при отсутствии какого-либо раздражения) и сенестопатия (неприятные ощущения внутри тела при отсутствии каких-либо недугов внутренних органов).

Однако самым опасным нарушением является «чувственный голод» или сенсорная депривация, которая приводит к снижению психической активности к нулю, т.е. погружает человека в состояние сна.

Помимо общих функций, существует также ряд свойств, присущих абсолютно каждому ощущению:

  • Специфические характеристики (зрительные ощущения характеризуются яркостью, насыщенностью и т.д., тактильные – мягкостью, твердостью и т.д.)
  • Продолжительность (в течение какого времени) и интенсивность (с какой силой), с которыми раздражитель воздействует на тот или иной анализатор.
  • Верхний и нижний абсолютные пороги чувствительности, т.е. определенная характеристика силы воздействия со стороны раздражителя, которую соответствующие органы чувств могут воспринимать без ущерба психике.
  • Способность определить источник воздействия и то место, на которое он воздействует.

Однако наличие общих свойств не отменяет того, что существует множество абсолютно разных ощущений, каждое из которых возникает как реакция на отдельное раздражение и отражает конкретные свойства объектов. Чтобы лучше понять феномен ощущений, рассмотрим, какие они бывают.

Читайте также:  Флотация способ разделения смесей

Классификации ощущений

Существует несколько типологий ощущений, выведенных на разных основаниях, однако тесно взаимосвязанных между собой и в чем-то даже похожих.

Классификация по виду модальности

Базируется на разнообразии органов чувств, которые участвуют в формировании того или иного ощущения. Как мы уже узнали ранее, каждое ощущение отражает лишь свойство, соответствующее его модальности.

Есть пять основных типов ощущений, которые разделяются между собой в зависимости от анализаторных систем:

  • Зрительные ощущения помогают нам понять цвет, размер, отдаленность предметов и явлений окружающего мира.
  • Слуховые ощущения отвечают за восприятие громкости звуков окружающего мира, а также их тембра, длительности и высоты.
  • Обонятельные ощущения позволяют чувствовать запах, различать их типы и виды, а также их характер – безопасность или вредность.
  • Вкусовые ощущения помогают различать вкус пищи по разным характеристикам, таким как горечь, кислота, сладость, соленость.
  • Осязательные ощущения помогают нам реагировать на прикосновения, температуру и боль.

Мы рассмотрели основную классификацию видов ощущений в зависимости от органов чувств, которые отвечают за их возникновение. Однако внутри этих пяти основных модальностей можно выделить еще несколько подвидов ощущений по их качеству или субмодальности. Например, зрительные ощущения можно разделить на пространственные и цветовые.

Классификация по месту расположения рецепторов (Ч. Шеррингтон)

Вторая не менее известная типология ощущений базируется на анатомическом расположении рецепторов. Согласно этой классификации, выделяют три вида ощущений:

  • Интероцептивные (органические) ощущения. Сообщают о состоянии внутренних процессов нашего организма (жажда, голод и т.д.) и о боли. Рецепторы, соответственно, расположены во внутренних органах и тканях тела.
  • Экстероцептивные ощущения. Рецепторы располагаются на поверхности тела и отвечают за получение сигналов из окружающего мира для отображения свойств предметов и явлений и получение знаний. Подразделяются на два вида: контактные (объект действует непосредственно на рецепторы: вкусовые и осязательные) и дистантные (объект находится на расстоянии от рецепторов: слуховые, зрительные).
  • Проприоцептивные ощущения. Сигнализируют о положении нашего тела в пространстве и движении, которое оно совершает. Их рецепторы расположены в мышцах, вестибулярном аппарате и связках. Сюда относятся мышечно-двигательные ощущения, ощущения равновесия и движения.

Кроме двух основных классификаций ощущений существует еще две, менее известные, но тоже довольно интересные типологии:

  • Генетическая классификация английского невролога Х. Хэда – разделяет ощущения на два вида на основе соответствующей им чувствительности: протопатические (примитивные, органические ощущения, которые слабо дифференцируются и сложно локализуются, – голод, жажда и т.п.) и эпикритические («высокие» ощущения, которые отделены от эмоциональных состояний и являются объективным отражением объектов внешнего мира).
  • Классификация по уровню осознания – подразумевает разделение ощущений на: осознаваемые (все модальные ощущения – слуховые, звуковые и т.д.) и неосознаваемые (субсенсорные ощущения – например, равновесия).

Теперь, когда вы лучше знаете о том, что такое ощущения, и какими они бывают, перейдем к завершающей части нашей статьи – развитию ощущений.

Развитие ощущений: зачем и как это делать?

Чувствительность является врожденной и безусловно-рефлекторной, однако она также является потенциальным свойством личности. Если вы не будете развивать свою сенсорную организацию, вы, безусловно, не потеряете способность видеть, чувствовать, слышать и т.д. Однако эти способности будут ограничены и не раскроют весь потенциал, заложенный в вас природой.

Но если вы научитесь тренировать свои ощущения, вы сможете открыть для себя совершенно новый мир, полный красок и многообразия, и наслаждаться поистине прекрасными вещами, которые являются довольно простыми, но вместе с тем недоступными тому, кто обладает недостаточно развитой чувствительностью: например, получать удовольствие от классической музыки или тончайших ноток вина.

Кроме того, чувствительность к внешним раздражителям играет огромную роль в некоторых профессиональных сферах. Например, она просто необходима музыкантам, художникам, парфюмерам, поварам и т.д. Только те люди, которые обладают развитой чувствительностью, способны достичь нетривиальных успехов в этих областях. Поэтому, если вы хотите обладать идеальным музыкальным слухом или непревзойденным художественным вкусом, вам потребуется развивать свою чувствительность.

Есть два основных способа усовершенствования своих ощущений – это развитие чувствительности анализаторов и улучшение своей способности различения, т.е. умения четко дифференцировать различные свойства предметов окружающего мира.

В основе развития ощущений лежит ограничение первоначальной генерализации возбуждений в корковых отделах анализаторов путем выработки специальных дифференцировок. Поэтому чтобы усовершенствовать свои ощущения, при выполнении какой-либо деятельности вам необходимо выделять в ней отдельные элементы и сосредотачивать свое внимание именно на них, а не на всем процессе в целом.

Например, если говорить о музыкальном слухе, то для его развития вы можете либо повысить порог своей слуховой чувствительности, либо научится различать в сложных звуковых раздражителях их составные части – музыкальные тоны. Оптимальным путем будет совершенствование двух этих составных частей одновременно – именно так вы сможете развить свои ощущения в максимальной степени.

С помощью регулярных упражнений вы сможете значительно улучшить свою чувствительность и научиться воспринимать мир на более высоком уровне. В психологическом методе, известном как «Инегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)» такие упражнения называются психотехниками. Вот некоторые из них:

  • Придумывайте рассказы, прослушав шумы (это могут быть шепот, свист, шипение змей, шелест листвы и т.д.)
  • Угадывайте различные многокомпонентные ароматы с завязанными глазами, связывайте их со своими воспоминаниями или фантазиями, а затем делайте зарисовки получившихся ассоциаций.
  • «Оживляйте» картины. Описывайте их (лучше всего – на иностранном языке) и выражайте эмоции, которые от них испытываете. Старайтесь прочувствовать все ощущения, которые у вас возникают: возможно, вы чувствуете холод или сухость, слышите пение птиц, чувствуете запах моря…
  • Прослушивайте музыкальные произведения и представляйте их в цвете (например, фрагмент «Испанского танца» Э. Грандоса, «Лебедя» К. Сен-Санса или музыки Р. Вагнера к опере «Гибель богов»).

Несмотря на то, что все предложенные упражнения имеют определенную направленность на развитие одного канала восприятия, они являются полифункциональными и позволяют усовершенствовать все виды чувств одновременно.

Кроме того, вы можете использовать следующие методы повышения чувствительности анализаторов:

  • Остроте зрения способствует прием витаминов А, Е и С (вы можете принимать их в форме биологических добавок или добавить в свой рацион продукты, богатые ими), а также гимнастика для глаз.
  • Для совершенствования слуха принимайте магний, слушайте музыку разных жанров, научитесь петь или играть на музыкальных инструментах. Старайтесь больше времени проводить в тишине и избегайте шумных мест.
  • Обоняние проще всего улучшить путем применения практики ароматерапии: вдыхайте несколько приятных запахов ежедневно, а когда вы научитесь их различать, увеличьте их количество.
  • Чтобы научиться лучше различать вкусы, сократите потребление соли и сахара, избегайте полуфабрикатов, усилителей вкуса и т.д., т.к. эти компоненты негативно влияют на вкусовую чувствительность. А вот морепродукты и натуральные специи способствуют ее развитию.
  • Повысить чувствительность кожи можно с помощью практики взаимодействия с различными фактурами. Постарайтесь как можно больше дотрагиваться до разных поверхностей и рельефов и научитесь различать их с закрытыми глазами.

Выполнение этих несложных упражнений и использование вышеупомянутых методов повышения чувствительности обязательно поможет вам сделать свои ощущения более ясными и отчетливыми. Однако перед применением витаминов и минералов обязательно проконсультируйте с врачом, ведь иногда даже самые полезные вещества могут не подходить конкретно вашему организму.

Желаем вам успехов в самопознании и саморазвитии и надеемся, что наша статья окажется для вас полезной!

Источник

Оцените статью
Разные способы