Оригами как способ развития мелкой моторики

Оригами как средство развития мелкой моторики рук детей старшей и подготовительной групп
статья на тему

Оригами как средство развития мелкой моторики рук

Скачать:

Вложение Размер
origami_kak_sredstvo_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx 110.8 КБ

Предварительный просмотр:

Оригами как средство развития мелкой моторики рук

Одним из достаточно эффективных средств развития мелкой ручной моторики является оригами. Оригами («сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц.

Кроме развития мелкой моторики рук, точных движений пальцев, оригами имеет множество и других достоинств, играющих большую роль в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Также складывание фигурок из бумаги стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Искусство оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), то есть одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Также активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.

Оригами — это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.

Существует несколько видов оригами.

  1. Простое оригами — стиль оригами, целью которого является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки (рис. 1).

Рисунок 1. Простое оригами.

  1. Модульное оригами – это разновидность оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться (рис. 2)

Рисунок 2. Модульное оригами.

  1. Складывание по развёртке (рис.3) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели.

Рисунок 3. Складывание по развёртке

  1. Мокрое складывание (рис. 4) — техника складывания, в которой используется смоченная водой бумага для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости.

Рисунок 4. Мокрое складывание

На занятиях со старшими дошкольниками, обычно используют простое оригами, наиболее доступное для детей данного возраста.

Обучение технике оригами или ее элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца. А в старшей и подготовительной группах продолжать обучение, совершенствуя умения детей складывать фигурки из бумаги.

Выбор методов и их применение зависят от задач обучения и опыта, которым владеют дети. Но воспитатель, приступая к занятиям оригами с детьми, должен сам освоить основы техники складывания бумаги: термины и условные знаки, способы получения базовых форм.

Процесс выполнения любой поделки в технике оригами можно записать в виде схем, для этого используется единая система условных знаков (приложение 1). Большинство фигур оригами на этапе дошкольного обучения складываются одинаково, то есть имеют одну основу. Эту основу называют «базовыми формами оригами». Для старших дошкольников доступны такие простые базовые формы, как треугольник, книга, дверь, воздушный змей, а также более сложные: блин, двойной треугольник, двойной квадрат (приложение 2).

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать нужно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, беседы и т.д.

Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки. Складывание следует сопровождать пояснением, точно ориентирующим действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженное — сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название — «мороженное», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми. Сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол. Само же мороженное можно «слизнуть», немного опустив уголок.

Для того чтобы получить базовую форму «блинчик» следует представить, что плоскость квадрата — блин, в серединку которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла. Для этого следует подвести (опустить) к центру квадрата все четыре угла, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата — «поздороваться», а не заходить один за другой — «не наступать друг другу на ноги», иначе утолки «поссорятся» и фигурка не получится. При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам-сгибам.

Использование игровых моментов повысит интерес детей к изготовлению фигурок из бумаги.

Третья часть заключается в обыгрывании поделок, оценке результата, применении для оформления детского сада или кукольного театра.

Перед занятием педагог должен приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, другой в развернутом), материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумага определенного цвета, формы, размера, фактуры и, если необходимо, клей, карандаши, фломастеры. Традиционно для изготовления оригами не используется клей, но для того чтобы фигурки имели большее сходство с реальными предметами, часто оформляют их в виде аппликации.

Важно создавать условия и для свободной самостоятельной деятельности детей. В этом случае огромное значение имеет организация условий пространства. Идеальными можно считать условия, при которых в доступном для детей, хорошо освещенном месте находилось бы все необходимое для изготовления поделок.

Очень важно регулярно просматривать вместе с детьми все то, что им удалось сделать. При этом нужно демонстрировать искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата.

Изготовленные поделки (оригамушки) дети могут дарить другим людям, украшать ими комнату и т. д. – таким образом, использование оригами самое разнообразное.

Деятельность оригами имеет огромный развивающий потенциал для старших дошкольников. «Систематические занятия с детьми оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению, в том числе и подготовки руки к письму».

Источник

Обобщение опыта «Работа с бумагой в технике «оригами» как эффективное средство развития мелкой моторики у детей»

Вера Строганова
Обобщение опыта «Работа с бумагой в технике «оригами» как эффективное средство развития мелкой моторики у детей»

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка»

Строганова Вера Юрьевна, воспитатель

Обобщение опыта по теме: «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

“Ум ребенка находится на

кончиках его пальцев”

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы:

Тема моего мастер – класса выбрана не случайно. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука — это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука — это своего рода внешний мозг».

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.

Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.

В качестве дополнения я выбрала для развития у детей мелкой моторики рук именно работу с бумагой в технике оригами. Оригами – это такой вид деятельности, в котором равноценно задействованы обе руки (в отличие от письма и рисования, где доминирует ведущая рука).

Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством техники оригами.

Задачи:

Обучать различным приемам работы с бумагой. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Формировать умения следовать устным инструкциям. Создавать композиции, выполненные в технике оригами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивать у детей способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, пространственное воображение, творческие способности

Воспитывать интерес к искусству оригами. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.

Оригами («ори» — сгибать, «гами» –бумага) – японское искусство складывания из бумаги, зародилось в 16 веке в Японии, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и, конечно, игра.

Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.

Оригами является универсальным конструктором, потому что позволяет из любого листа бумаги создать законченную игрушку – например птицу или самолет.

В чем же развивающая функция этого искусства?

Во-первых, занятия оригами прекрасно развивают мелкую моторику рук. Совершенствует и координирует движения пальцев и кистей рук (в процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук). Оригами влияет на общее интеллектуальное развитие, в том числе и на развитие речи. Обучая детей складыванию бумаги необходимо сначала научить детей делать четкие и ровные сгибы, чтобы у ребенка получалась красивая и ровная поделка, научить ребенка проглаживать сгиб с помощью колец округлых ножниц или гранью карандаша.

Во-вторых, занятия оригами положительно влияют на развитие мышления. Взрослый, объясняя и показывая каждый этап работы, наглядно ориентируется на схему, поэтому заниматься оригами нужно начинать с 4-5 летнего возраста.

Этапы складывания я сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме в виде «оригамских сказок». Например: «Жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Нижний Уголок в гости к Верхнему Уголку, здравствуй, Верхний Уголок!».

Самостоятельное складывание по схемам возможно только тогда, когда дети уже достаточно усвоили данный процесс. Именно в этом и заложена основная цель обучения – развивать мыслительную деятельность детей. Зачастую взрослый ограничивается показом поэтапного выполнения работ. Изготовлению схем, обучению складыванию по ним обычно отводится на второй план. Учить детей складывать поделку необходимо по схеме. Ведь только такая методика позволяет решить поставленную задачу – развивать мышление.

Чтобы закрепить знание условных обозначений в оригами; умение «читать» схемы я в своей работе использую дидактическую игру «Назови и покажи», «Конструкторское бюро»

В-третьих, изготовление фигурки из бумаги развивает воображение. По ходу выполнения поделки ребенок представляет себе ее вид, как и чем украсит, как будет с ней играть, кому подарит. Поэтому взрослый предлагает детям самостоятельно украсить свою фигурку с помощью фломастера, карандаша и т. д. В конце работы обязательно надо предложить ребенку обыграть игрушку.

В-четвертых, оригами развивает память. Как часто дети после работы снова и снова просят бумагу и десятки раз складывают понравившуюся игрушку. Возникает вопрос как в полной мере развивать память? Ответ один- помогут только схемы, по которым следует изготавливать игрушку. Все проработанные схемы надо складывать в одном месте, так чтобы они были доступны ребенку. В свободное время он сам может самостоятельно ими воспользоваться.

С этой целью у меня создан альбом «Пооперационные карты – схемы»

В-пятых, складывая поделку из бумаги, ребенок тренирует внимание. Ведь, чтобы правильно выполнить работу, надо сконцентрироваться и внимательно слушать взрослого.

Оригами же это искусство, которое:

• помогает развивать художественный вкус и логику;

• эффективно способствует формированию пространственного воображения;

• развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме, способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);

• активизирует мыслительные процессы;

• совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;

• воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;

• способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;

• влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:

• доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;

• абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;

• оригами не требует больших материальных затрат;

• оригами — коллективное творчество.

Работу в данном направлении я начала с детьми старшего возраста.

В своей работе использовала следующие методы обучения:

Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение; показ (выполнение) воспитателем;

Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.

Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.

Система подобранных мною занятий предусматривает следующие моменты:

• сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовывать содержательное общение детей;

• взаимосвязь занятий по оригами с другими видами деятельности — игровой (театрализованной, сюжетно-ролевой); а также с рисованием, математикой, речевым развитием, музыкой;

• использование перед каждым занятием пальчиковой гимнастики;

• реализацию определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка, обеспечение ему постоянного внимания; отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью, признание его права на выбор, подтверждение достижений ребенка. Его уникальности, закрепление веры в успех.

• развитие сотрудничества с родителями.

В основе любой поделки лежит определенная заготовка – БАЗОВАЯ ФОРМА. Каждая форма имеет свое название. Поделки для детей 4,5 – 5 лет основаны на одной базовой форме – «треугольник», для детей 5 – 6 лет формы: «треугольник», «двойной треугольник», «блин», «воздушный змей», в 6 – 7 лет доступны более сложные базовые формы: «ромб», «водяная бомбочка».

Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Для закрепление знаний о базовых формах оригами я сделала дидактическую игру «Покажи правильно»

При обучении технике оригами следует соблюдать общие правила:

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумагу для оригами необходимо подбирать тонкую, упругую, хорошо сгибающуюся, цветную.

4. Показ изготовления лучше производить на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

5. При показе избегать лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки оригами организовывать поэтапно: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия тщательно проглаживать, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки

8. Углы и стороны в процессе складывания точно совмещать.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного учреждения. Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать оригамские фигурки. Оригамские игрушки мы используем в уголках-микроцентрах для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры – Игра «Магазин» (кошельки, сумочки). Игра в «Цветочный магазин» (тюльпан, астра, роза, цветик — семицветик).

— Центр физической культуры — «Игрушка-ловушка» — позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость. Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др.

-Центр изобразительного искусства — Композиции, объединяющие ИЗО и оригами: «Ах, осень!», «Снегири», «Птичья столовая», и др.

-Театральный центр —

а) Пальчиковый театр (оригамские головки);

б) Настольный театр «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка» и т. д.

в) Игрушки для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.

г) Театр с ободками-масками.

— Оригами в интерьере, в центре природы : «Гриб боровик», «Ваза с тюльпанами», «Ветка рябины», «Кошечка» и др.

Оригамские модели также применяются:

на праздниках (дарим оригамские открытки, приглашения);

на выставках (в группе, внутри учреждения, на районных и городских, на российских и международных).

В группе создан уголок оригами, где находятся пооперационные карты — схемы, альбомы, лучшие работы детей, материалы для складывания поделок, дидактические игры «Назови и покажи», «Покажи правильно», «Лягушки прыгают в пруду» и т. д. В любое время ребенок может самостоятельно реализовать свой замысел, научить друзей, поиграть в игры, посмотреть альбомы.

Работы регулярно украшали раздевальную комнату, чем привлекли внимание родителей, которые активно включились в работу. Оригами стало общим увлечением детей и родителей, что повлияло на создание благоприятного микроклимата в группе.

Дети стали приносить из дома книги по оригами и готовые поделки, а родители — консультироваться в вопросе техники. В родительском уголке были помещены консультации по знакомству, значению и освоению техники оригами: «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей», «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» и т. д. Был проведен мастер-класс для родителей с детьми «Птица счастья»

Изготовление поделок из бумаги заинтересовало коллег из других детских садов. Мной был проведен мастер – класс «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» на ГМО воспитателей города.

С темой «Развитие взаимоотношений старших и младших братьев и сестер в семье с помощью совместного художественного труда» участвовала на региональной конференции «Воспитание семейных ценностей: взаимодействие образовательной организации и семьи»

Результаты работы по развитию мелкой моторике рук за 2016 — 2018 год.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая планомерная работа по использованию техники оригами способствует всестороннему интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников. Помогает развивать мелкую моторику у дошкольников. Оказывает положительное воздействие на развитие речевого аппарата, обогащению словаря. Развивает у детей способности работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует пространственное воображение и глазомер. Воспитывает эстетический вкус. Формирует культуру труда, учить аккуратности, умению доводить начатое дело до конца, что подтверждает итоговая диагностика.

Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995

Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами в вашем доме. М, «Легкая промышленность», 1995

Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. С-Пб, «Химия», 1995

Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Ферма оригами. С-Пб, «Химия», 1996

Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Всё об оригами. Справочник. Санкт — Петербург: «Кристалл», М: «Оникс», 2005

Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

Жихарева О. М. Оригами для дошкольников С-Пб, «Кристалл», 2012

Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт -Петербург, «Дельта», 1996

Соколова С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», Санкт — Петербург: «Валери СПД», 2003

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» В последнее время современные родители часто слышат.

Конспект мастер-класса по изготовлению поделок в технике оригами «Оригами как средство развития мелкой моторики» Конспект мастер-класса по изготовлению поделок в технике оригами «Оригами, как средство развития мелкой моторики» Цель: познакомить.

Мастер-класс с родителями в технике оригами как средство развития мелкой моторики у детей .

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста В ходе моей профессиональной деятельности была проведена научно — исследовательская работа на тему: «Нетрадиционные техники работы с бумагой.

Обобщение опыта по теме «Роль развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой.

Обобщение опыта работы «Нетрадиционные техники изображения как средство развития творчества детей» Актуальность опыта Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных,.

Обобщение опыта по теме самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей» Видео Министерство образования Республики Мордовия МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида Обобщение педагогического опыта.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста Видео «Пластилинография — как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста»Цель :познакомить детей.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Почему я выбрала эту тему? Работаю с детьми раннего возраста и свою деятельность по своему профессиональному развитию начала с изучения.

Источник

Читайте также:  Способы лечения различных болезней
Оцените статью
Разные способы