Органы государства по способу осуществление полномочий
Статья 26.1. Определение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
4. Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Указанные требования распространяются также на указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
4.1. В случае, если в соответствии с федеральным законом полномочия федеральных органов государственной власти переходят к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты, принятые органами исполнительной власти РСФСР, а также правовые акты федеральных органов исполнительной власти, полномочия по принятию которых перешли к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, федеральных органов исполнительной власти, которыми урегулированы указанные правоотношения, не применяются.
В случае, если в соответствии с федеральным законом полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации переходят к федеральным органам государственной власти, правовые акты, принятые краевыми, областными, городскими (городов республиканского подчинения) Советами народных депутатов или их исполнительными комитетами, краевыми, областными, городскими (городов федерального значения) администрациями, а также правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по принятию которых перешли к федеральным органам государственной власти, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия федеральными органами государственной власти и вступления в силу правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми урегулированы указанные правоотношения, не применяются.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 12-ФЗ)
5. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением об установлении Правительством Российской Федерации особого порядка реализации отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона. Установление такого порядка допускается на определенный срок в целях совершенствования механизмов предоставления государственных услуг.
(п. 5 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
6. Особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территории инновационного центра «Сколково» устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
(п. 6 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)
7. Особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях опережающего социально-экономического развития устанавливаются Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
(п. 7 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ)
8. Особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(п. 8 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ)
9. Особенности осуществления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».
(п. 9 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 194-ФЗ)
Источник
Тема 2. Государственные органы
Вопросы к изучению:понятие и признаки государственного органа, понятие органа государственной власти, виды государственных органов.
Понятие государственного органа.Государство в целях осуществления своей деятельности, создает соответствующие структуры, именуемые органы, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.
Государственный орган – самостоятельный элемент государственного аппарата, образуемый в законодательном порядке, имеющий собственную структуру, определенные нормативно-правовым актом (законом, указом Президента РФ) полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и взаимодействующий с другими органами государства.
Признаки государственного органа:
— самостоятельный элемент государственного аппарата, действует специализированно от имени государства в системе других органов;
— наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;
— наличие собственной правовой основы (организации, структуры, целей, задач и функций);
— издание обязательных для исполнения актов (нормативных правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции.
Орган государственной власти – разновидность государственного органа, который образуется и осуществляет деятельность на основе принципа разделения властей. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды Российской Федерации. Государственная власть в РФ также осуществляется органами государственной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ).
Классификация государственных органов. Современные страны отличаются большим разнообразием государственных органов. В целях систематизации государственных органов используют классификации. Классификация (видообразование) в данном случае представляет собой группирование государственных органов по одному из используемых критериев (например, территория действия, способ формирования или др.). В теории государства основными классификациями государственных органов являются, в основе которых лежат следующие критерии:
1) порядок создания государственных органов и характер выполняемых ими задач;
2) территориальная сфера деятельности;
3) порядок осуществления компетенции;
4) характер полномочий;
5) срок полномочий;
6) порядок формирования;
7) структура или способ организации государственных органов.
В зависимости от порядка создания и характера выполняемых задачгосударственные органыклассифицируют на законодательные, исполнительные, судебные органы, органы контрольной власти и иные органы.
Законодательные органы избираются населением, обладают исключительным правом принятия законодательных актов (Федеральное Собрание РФ, законодательные собрания субъектов РФ). Исполнительные органы наделены полномочиями властного характера для выполнения задач по управлению государственными делами, т.е. по осуществлению задач управления посредством применения правовых норм к конкретным обстоятельствам, организации исполнения и проверки исполнения, а также путем установления правовых норм для развития положений, содержащихся в законе (Правительство РФ, правительство субъектов РФ). Судебные органы осуществляют правосудие и уполномочены применять государственное принуждение (федеральные суды, суды субъектов РФ). Деятельность органов контрольной власти состоит в проверке соответствия актов и действий государственных иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности (Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы в субъектах РФ). К иным органам государственной власти относят органы, выполняющие специальные государственные задачи, особый порядок формирования и компетенцию. К числу таких органов относится система избирательных комиссий.
В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на федеральные рганы государственной власти и органы государственной власти убъектов Федерации.
Федеральные органы государственной власти – органы, в полномочия которых входит управление делами всей Российской Федерации, принятые ими законы распространяют свое действие на всю территорию РФ. Такими органами являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, федеральные органы исполнительной власти, суды РФ (за искл. мировых судей, уставных судов).
Органы государственной власти субъектов Федерации – органы, в полномочия которых входит управление делами конкретного субъекта Российской Федерации. Они могут осуществлять свое правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и нормативные правовые акты в субъектах Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. К их числу относятся Законодательное Собрание, Правительство и иные органы исполнительной власти, Уставный суд, Контрольно-счетная палата и др.
По порядку осуществления компетенции государственные органы могут быть единоличными и коллегиальными. Единоличный орган состоит из одного должностного лица государства (Президент РФ). Коллегиальный орган состоит из нескольких должностных лиц. Правительство РФ является коллегиальным органом, состоящим из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
По характеру полномочий государственные органы делятся на органы общей, специальной и межотраслевой компетенции. При этом под компетенцией следует понимать определяемый конституцией или законом объем полномочии государственного органа.
Органы общей компетенции осуществляют руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности. Они создаются для решения широкого круга задач, например, осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью и др. Перечисленные меры осуществляет Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ и др.
Органы специальной компетенции создаются для выполнения определенного рода задач, связанных с определенной сферой государственного властвования. На такие органы возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности, например Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, МВД России.
Органы межотраслевой компетенции ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение, например Минфин России, контрольные органы.
По срокам полномочий государственные органы могут быть постоянными и временными. Постоянные органы государственной власти создаются без ограничения срока действия, например, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ. Что касается временных, то они создаются на определенный срок, например, Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума РФ избирается сроком на 5 лет.
В зависимости от порядка формирования государственные органы могут избираться и формироваться.
Органы государственной власти избираются гражданами РФ. Например, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ избираются посредством выборов на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Органы государственной власти могут формироваться другим государственным органом. Правительство РФ формируется путем назначения Председателя и членов Правительства РФ. ЦИК России формируется на паритетных началах Президентом РФ и палатами Федерального Собрания РФ.
По структуре или способу организации выделяют простыеи сложные государственные органы. К простым государственным органам относят такие органы, не имеющие внутреннего подразделения, например нотариат. Сложные государственные органы обладают соответствующей структурой, организаций, например министерства, федеральные службы.
Источник