Органолептический способ определения качества молока

Анализ качества молока

Качественное молоко — то, которое соответствует всем установленным ГОСТам. В них указано, что продукт должен быть представлен в виде непрозрачной жидкости, которая в определенных случваях может иметь жирный отстой, например, в том случае, если доля жира в продукте более 4,7%.

Основной метод проверки качества молокаорганолептический, т.е. проверка молока на его внешний вид, запах, вкус, цвет. Запах и вкус должны быть чистыми, без посторонних привкусов, которые не свойственны свежему молоку; для топлёного молока характерен выраженный привкус пастеризации, белый цвет с лёгким желтоватым оттенком.

Все отклонения, связанные с изменением органолептических качеств имеют бактериальное происхождение, т.е. другими словами, результатом изменения является вмешательство вредных бактерий. К подобному может привести нарушение условий хранения молока, санитарных норм, технологий сдаивания.

Помимо органолептических показателей, существуют физико-химические свойства молока, к ним относятся:

  • удельный вес
  • кислотность
  • содержание жира
  • сухой остаток

Все эти показатели напрямую зависят от его химического состава. Плотность (удельный вес) зависит от температуры (понижается с ее повышением), химического состава (понижается при увеличении содержания жира и повышением при увеличении количества белков, лактозы и солей), а также от давления, действующего на него.

Кислотность молока зависит от состояния обмена веществ в организме животных, которое определяется кормовыми рационами, породой, возрастом, физиологическим состоянием, индивидуальными особенностями животного, стадией лактации и т.д.

Чтобы отслеживать все эти показатели и своевременно принмать меры, необходимо проверять молоко с помощью специальных анализаторов это устройства, которые определяют содержание белка, жира, лактозы, сухого вещества, соматических клеток и бактерий.

Анализаторы молока обычно стоят в лабораториях на приёмке сырья, отслеживают параметры продукции и выявляют фальсификаты (молоко от коров не той породы, разбавленная жидкость и другие). Также приборы могут использоваться для исследования других молочных продуктов: сливок, йогурта, кефира. Некоторые устройства работают также и с восстановленным молоком.

Такие приборы необходимы на молочных производствах по многим причинам. Во-первых, экспресс-проверка не занимает много времени, соответственно, не отнимает много часов от срока годности продукта. Во-вторых, позволяет найти отклонения в сырье и их причину. В-третьих, измерения позволяют повышать рентабельность производственной линии.

Жидкость наливается в особую пробирку, ставится во внешнюю часть прибора под трубочки. Во время работы устройство пропускает через себя некоторое количество молока, анализирует его и выдаёт результаты на экран. Также информацию можно отправлять на компьютеры производственной сети и даже управлять приборами с помощью мобильных приложений.анализатора молокаПринципы работы физического или химического

В анализаторах для определения соматических клеток (сортности молока) и бактерий используется технологии проточной цитометрии, то есть физические, а не биологические методы, что не повлияет на качество молока.

Раньше, когда анализаторы молока были не настолько популярными даже на самых небольших хозяйствах, для определения качества сырья использовали микроскопы и метод ручного подсчёта клеток и бактерий, а также микробиологический контроль с помощью претифильмов – особых тест-полосок.

Источник

Органолептические методы оценки качества молока

Физиологические нормы потребления молочных продуктов

Основная польза молочных продуктов для человека заключается в обеспечении организма незаменимыми строительными материалами — полноценным белком и кальцием в сочетании с другими минералами и витаминами. Неоспорима польза этих продуктов в детском и младенческом возрасте. Однако и для взрослого человека молочные продукты имеют первостепенное значение в деле сохранения и укрепления здоровья. Примерно 80% суточной нормы кальция пополняется за счет употребления молочной продукции.

Молоко используется непосредственно как продукт питания и как сырье для переработки. Основной вид молочного сырья (свы­ше 90 %) — коровье молоко. Вместе с тем в некоторых регионах получают и используют молоко других животных (кобылье, козье, верблюжье).

-Нормы питания, определяющие величины потребления пи­щевых веществ, основываются на данных научных исследований обмена жиров, белков, углеводов, воды, минеральных ионов, вита­минов у различных групп населения.

-При определении физиологических норм питания с позиций удов­летворения потребностей организма в пластических веществах исхо­дят из того, что большинство из них может синтезироваться в организме. Другие вещества (незаменимые жирные кислоты, незаме­нимые аминокислоты, все минеральные вещества и микроэлементы, витамины) в организме человека не синтезируются и должны посту­пать с пищей.

Так, источником аминокислот являются белки пищи, резервом белка или аминокислот организм не располагает. Это обуславливает необходимость поступления в организм белка из расчета 0,75-1 г на кг массы тела взрослого человека в сутки. При этом 55-60% суточной потребности белка должно обеспечиваться белками животного происхождения (молоко, молочные продукты, яйца, мясо, рыба).

В соответствии с физиологически обоснованными нормами ежегодно каждый человек должен потреблять цельного молока и кефира около 130 л, около 5 кг сметаны и сливок, до 10 кг творо­га, около 2,5 кг сыра, что составляет в пересчете на цельное мо­локо около 350 л.

Физиологические нормы потребления молочных продуктов.

Молочный продукт

Норма употребления

за сутки / г за год / кг Цельное молоко и кисломолочные напитки 330 120 Кисломолочный творог 25 9,1 Сметана 18 6,5 Масло сливочное 16 5,9 Твердый сыр 17 6,1

В молоке и молочных продуктах удачно сочетаются полноценные белки, легкоусвояемые жиры, минеральные вещества и витамины. Недаром молоко называют «пищей, приготовленной самой природой». Но целиком и полностью польза молочной продукции проявляется только в том случае, если она изготовлена из свежего натурального сырья.

Оценка качества молочных товаров

Качество молока и сливок оценивают по органолептическим, физико-химическим и бактериологическим показателям.

Органолептические показатели:

-Консистенция молока и сливок должна быть однородной, без осадка, у сливок — без сбившихся комков жира и хлопьев белка.

-Цвет — белый со слегка желтоватым или кремовым оттенком (у нежирного молока допускается слегка синеватый оттенок).

-Вкус и запах — чистые, без посторонних привкусов и запахов.

Основные физико-химические показатели качества молока и сливок:

Читайте также:  Способ решения задачи по начертательной геометрии

-массовая доля жира (в %, не менее),

-кислотность (в градусах Тернера, не более),

-отсутствие фосфатазы (в пастеризованных молоке и сливках),

-для молока — плотность (г/см 3 , не менее),

Бактериологические показатели — общее количество микроорганизмов в 1 мл молока (сливок) и титр бактерий группы кишечных палочек (БГКП).

Показателям безопасности молока и сливок:

— содержание токсичных элементов (свинца, кадмия, меди, цинка, ртути, мышьяка),микотоксинов (афлотоксина М1), антибиотиков, гормональных препаратов, пестицидов, радионуклидов (цезия-134,-137; стронция-90),

— микробиологические (санитарно-гигиенические) показатели. Указанные показатели безопасности являются общими для молочных товаров.

Условия и сроки хранения. Температура молока и сливок при выпуске с предприятия должна быть не более 8°С (пастеризованных) и 20°С (стерилизованных).

Пастеризованные молоко и сливки хранят при температуре не выше 8°С в течение 36 ч с момента окончания технологического процесса.

Стерилизованное молоко хранят при температуре не выше 20°С — от 10 суток до 6 месяцев в зависимости от вида упаковки, режима стерилизации и температуры хранения, стерилизованные сливки при той же температуре — не более 30 суток

Органолептические методы оценки качества молока

Оценку запаха и вкуса молока проводит комиссия, состоящая не менее чем из трех экспертов, специально обученных и аттестованных. Запах и вкус определяют как непосредственно после отбора проб, так и после их хранения и транспортирования в течение не более 4 ч при температуре 4 ± 2 °С. Анализируемые пробы сравнивают с предварительно подобранной пробой молока без пороков запаха и вкуса, получившей оценку 5 баллов. Результаты оценки этой пробы не включают в обработку.

-Сразу после открывания колбы определяют запах молока. Затем молоко (20 ± 2 см 3 ) наливают в сухой чистый стеклянный стакан и оценивают вкус.

-Оценку проводят по пятибалльной шкале. На основании балльной оценки оформляется экспертный лист:

-Если расхождение в оценке отдельными экспертами превышает один балл, оценка пробы должна быть повторена не ранее чем через 30 мин. За окончательный результат испытания принимают среднее арифметическое результатов оценок, присужденных экспертами. Результат округляют до целого числа.

-Молоко с оценкой 5-4 балла относят к высшему, первому или второму сорту в зависимости от других показателей. Молоко с оценкой 3 балла относят в зимне-весенний период года ко второму сорту, в остальные периоды года — к несортовому.

-Физико-химические показатели должны соответствовать требованиям приведенным в табл. 1 при степени чистоты по эталону механической загрязненности не ниже 1-й группы.

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Органолептическая оценка качества молока и молочных продуктов. Определение физико-химических показателей качества молока»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Органолептическая оценка качества молока и молочных продуктов. Определение физико-химических показателей качества молока »

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАПАСОВ СЫРЬЯ

по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Жихарева В.В., преподаватель ГАПОУ ТКСТП

Методическая разработка разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1565 от 09.12.2016 г.;

Рабочей программы по дисциплине ОП. 02 Организация хранения и контроль запасов сырья по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело;

Методических рекомендаций для студентов по выполнению практических занятий и лабораторных работ по дисциплине ОП. 02 Организация хранения и контроль запасов сырья по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело от 19.06.2018г.

В рамках учебной дисциплины ОП.02 Организация хранения и контроль запасов сырья, программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, по теме 1.4 «Товароведная характеристика молочных товаров» проводится урок по теме: «Органолептическая оценка качества молока и молочных продуктов. Определение физико-химических показателей качества молока ».

Урок проходит в форме лабораторной работы в рамках одной пар – 90 минут.

Предварительно обучающиеся должны знать:

ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;

общие требования к качеству сырья и продуктов;

условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных продуктов;

методы контроля качества продуктов при хранении.

Лабораторная работа на тему: « Органолептическая оценка качества молока и молочных продуктов. Определение физико-химических показателей качества молока » проводится после изучения тем:

Классификация продовольственных товаров;

Товароведная характеристика свежих овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки;

Товароведная характеристика зерновых товаров;

Ассортимент, товароведная характеристика, общие требования к качеству молока и молочных продуктов.

Предметная цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности студентов, создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения студентами знаний и способов действий по оценке качества молока органолептическим и инструментальным методами.

В процессе выполнения лабораторной работы студенты должны сделать органолептическую оценку молока и определить плотность молока по ГОСТ 54758-2011 «Молоко и продукты переработки молока. Методы определения плотности», на основе проведенных органолептических и лабораторных исследований сделать вывод по качеству молока.

Для лабораторных исследований требуется лабораторная посуда: мерные цилиндры, мерные стаканы и лабораторные приборы: ареометр для молока, термометр. Перед проведением практической части студентам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с лабораторной посудой.

В результате лабораторной работы студенты будут уметь:

принимать решения по организации процессов контроля расхода и хранения продуктов.

Образовательные результаты (формирование элементов компетенций):

ПК 1.1. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 2.1. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 3.1. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 4.1. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 5.1. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.

Читайте также:  Афобазол показания способ применения

ПК 6.3. Организовывать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного персонала.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

Технологическая карта занятия

1.Дисциплина ОП.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАПАСОВ СЫРЬЯ

2.Тема Товароведная характеристика молочных товаров

Тема урока: «Органолептическая оценка качества молока и молочных продуктов. Определение физико-химических показателей качества молока »

3.Вид лабораторная работа

4.Тип учебное занятие по совершенствованию знаний и способов действий (умений, навыков)

5.Цель: определить органолептические и физико-химические показатели качества молока.

Образовательная изучить алгоритм действий по определению качества молока, методы определения качества молока.

Воспитательная способствовать развитию мыслительной деятельности студентов, коммуникативной деятельности, коллективному поиску.

Развивающая воспитывать у студентов интерес к выбранной профессии; добросовестность, внимательность и аккуратность при работе.

Межпредметные связи: ПМ 01 Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента; ПМ 02 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания; ПМ 03 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания; ПМ 04 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания; ПМ 05 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания.

-Лабораторная посуда: мерные цилиндры, мерные стаканы;

-Лабораторные приборы: ареометр для молока, термометр.

-Натуральные образцы: молоко.

-ГОСТ 31450-2013 Молоко питьевое. Технические условия.

-ГОСТ Р 54758-2011 Молоко и продукты переработки молока. Методы определения плотности.

-ГОСТ 28283-2015 Молоко коровье. Метод органолептической оценки вкуса и запаха.

1. Организационный момент: (2-3 мин)
— оценка готовности аудитории
2. Мотивация, сообщение темы, цели занятия. (5 –7 мин.)

2.1 Сообщение темы, цели занятия;

2.2 Значение изучаемой темы;

2.3 Взаимосвязь данной темы с предыдущей темой.

2.4 Деление обучающихся на подгруппы (по 6 человек)
3. Актуализация знаний студентов ( 10 мин)
3.1 Фронтальный опрос
4. Самостоятельная работа студентов (50 мин)
4.1 Изучение студентами задания на лабораторную работу.
4.2 Пояснения преподавателя по выполнению лабораторной работы.

Проводится инструктаж по технике безопасности при работе с лабораторной посудой.

4.3 Выполнение лабораторной работы.

Консультации преподавателя в процессе выполнения лабораторной работы (наблюдение за студентами, оказание помощи, корректировка их деятельности, контроль над правильностью выполнения отдельных операций, проверка аккуратности и правильности ведения самоконтроля).

Текущий инструктаж в ходе выполнения лабораторной работы.

9. Подведение итогов (15 мин)

Защита лабораторных работ студентов в подгруппах.

9.2 Подведение итогов

9.3 Выставление оценок.

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

— Умение определять этапы работы, их выполнение – 1 балл

— Самостоятельный подбор оборудования и материалов – 1 балл

— Организация рабочего места. Соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте. Отношение к труду, соблюдение правил трудовой дисциплины – 1 балл

— Самостоятельность и качество выполнения расчетов – 1 балл

— Умение анализировать полученные результаты работы. Оформление отчета о выполненной работе – 1 балл

9.4 Рефлексия (3 мин.)

Что нового вы узнали после нашего урока?

10.Домашнее задание повторить по учебнику М.В.Володина Организация хранения и контроль запасов и сырья, тему: «Молочные товары», стр.79-81.

Развернутый план проведения учебного занятия:


1. Организационный момент: (2-3 мин)
— оценка готовности аудитории;

-отметка присутствующих.
2. Мотивация, сообщение темы, цели занятия. (5-7 мин.)

2.1 Сообщение темы, цели занятия;

Тема урока: «Органолептическая оценка качества молока и молочных продуктов. Определение физико-химических показателей качества молока »

Вид: лабораторная работа

Цель занятия: определить органолептические и физико-химические показатели качества молока.

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

2.2 Значение изучаемой темы:

Основные проблемы, с которыми сталкивается современный человек: качество продуктов питания и их безопасность. Продуктов питания огромное количество. «Если отец болезни не всегда известен, то всегда мать ее – пища».

2.3 Взаимосвязь данной темы с предыдущей:

На предыдущем уроке мы проходили с вами тему « Товароведная характеристика молочных товаров», на котором вы изучили:

— Ассортимент, товароведная характеристика, общие требования к качеству молока и молочных продуктов;

— Условия и сроки хранения, кулинарное назначение молока и молочных продуктов.

А сегодня при выполнении практического задания, вам необходимы будут ранее полученные знания (о молоке).

2.4 Деление обучающихся на подгруппы (по 6 человек)

3. Актуализация знаний студентов. ( 10 мин)

3.1 Фронтальный опрос (отвечать можно в подгруппах)

Что такое молоко?

Молоко — это продукт нормальной секреции молочной железы коровы. С физико-химических позиций молоко представляет собой сложную полидисперсную систему, в которой дисперсной средой является вода, а дисперсной фазой — вещества, находящиеся в молекулярном, коллоидном и эмульсионном состоянии. Молочный сахар и минеральные соли образуют молекулярные и ионные растворы. Белки находятся в растворенном (альбумин и глобулин) и коллоидном (казеин) состоянии, молочный жир — в виде эмульсии.

Читайте также:  Способы организации коммуникаций менеджмент

Какие виды молока вы знаете?

Разновидность молока: Парное. Так называют свежий, только что сдоенный продукт. Без термообработки. Парное молоко – теплое, оно еще хранит температуру буренки.

Цельное. Так называют молоко, которое не подвергалось никакому искусственному воздействию, кроме термического. Его структура, состав и жирность остается неизменным. Жирность цельного молока – 8-9,5%. Небольшой срок хранения – скисает через сутки.
Виды молока в зависимости от обработки.

Пастеризация заключается в тепловой обработке молока при температурах ниже 100°С. Дома молоко просто кипятят, доводя до 100°С – это приводит к разрушению большой части витаминов и питательных веществ. Пастеризация позволяет сократить потери питательности, уничтожив микробы. После термообработки молоко охлаждают и фасуют. Пастеризованное молоко, поставленное в холодильник, хранит свой вкус в течение 5 дней.

Стерилизация молока – тепловая обработка, при которой происходит полное уничтожение микроорганизмов, грибков, спор, ферментов. Стерилизованное молоко может храниться до 6 месяцев, причем без консервантов.

Ультрапастеризацию часто называют еще асептической пастеризацией. Методика предусматривает обработку сырого молока сверхвысокими температурами. Длительность воздействия – всего 3-4 секунды. Температура – 135-145°С. Затем продукт сразу охлаждают до 4-5°С и разливают в асептические пакеты. Преимущества ультрапастеризации: уничтожение всех микроорганизмов и их спор; сохранение значительной части молочного белка; высокая сохранность витаминного и минерального состава; продолжительная сохранность – 6-8 недель.

Топленое молоко получают путем нагрева сырья до 85°С. Выдержка – полчаса. Есть еще один вариант топления – нагрева до 105°С с выдержкой в 15 минут. Топленое молоко – вкуснейший продукт с ореховым привкусом. Цвет топленого молока – насыщенно-кремовый. При обработке происходит существенные изменения в составе молока: белки разрушаются почти полностью; разрушаются витамины; растет массовая доля жиров.

В чем состоит уникальность молока? Почему оно белого цвета?

За его цвет отвечает сложный белок под названием казеин. В коровьем молоке его количество достигает 87 % от всех белков, в женском – 40 %. Вещество находится в продукте в виде кальциевой соли (казеинат кальция) и содержит в своем составе буквально все аминокислоты, которые необходимы человеку для его жизнедеятельности. Что интересно, из 20 этих аминокислот 8 не вырабатываются человеческим организмом, поэтому в обязательном порядке должны поступать в кровь через пищу.
Находясь в молоке, казеин создает в нем шарообразные частички, так называемые мицеллы. Они настолько легкие и маленькие, что не выпадают в осадок, а плавают в жидкости и придают ей белый цвет. Если казеин выделить из молока и подвергнуть просушке, то в итоге получиться порошок белого цвета, не имеющий ни вкуса, ни запаха. Благодаря своему молочному оттенку казеин даже используют для приготовления казеиновой краски, которой рисуют по дереву, холсту или бумаге.

Какое применение молоку вы можете указать?

Первые, вторые блюда, каши, молочные супы.

Почему молоко хорошо усваивается?

В любых молочных продуктах присутствуют магний, натрий, хлор, калий, фосфор, йод, цинк. Самым важным элементом молока является кальций. Он обеспечивает легкую усвояемость продукта и способствует укреплению скелетных костей.

Какой показатель качества молока является основным?

Самым важным элементом молока является кальций.

Какие режимы и сроки хранения необходимо соблюдать при хранении молока?

Хранение молока при температуре 2-6 0 С не более 36 часов.

Как делится молоко по содержанию жира?

Чем отличается пастеризованное от стерилизованного молока?

Пастеризация проводится при температуре ниже температуры кипения, стерилизация – при температуре 105-150 0 С

4. Самостоятельная работа студентов (50 мин)

4.1 Изучение студентами материала для лабораторной работы и порядка выполнения практической части:

При органолептической оценке внешний вид, цвет, наличие или отсутствие видимых примесей определяют на основании осмотра образцов муки.

Внешний вид молока – обращают внимание на однородность консистенции и отсутствие осадка. Однородность консистенции устанавливают при перемешивании молока, а наличие осадка – осмотром дна тары.

При определении цвета, запаха молоко наливают в стакан и рассматривают при рассеянном свете, обращая внимание на отсутствие посторонних оттенков. Вкус молока исследуют лишь в том случае, если продукт не имеет посторонней окраски. Нельзя пробовать молоко от больных животных.

Плотность молока определяют с помощью ареометра (лактоденсиметра) при температуре 20°С, который имеет две шкалы: верхняя показывает температуру молока, нижняя — истинную плотность.

Оборудование: ареометр, стеклянный цилиндр на 250 мл.

Ход определения. В цилиндр по стенке наливают 150-200 мл тщательно перемешанного молока (температура 10-25°С), затем медленно погружают сухой и чистый ареометр, не допуская его соприкосновения со стенками. Через 1-2 мин делают отсчеты по шкалам термометра и ареометра с точностью до половины минимального деления. Если температура молока 20°С, то показания ареометра соответствуют истинной плотности. Если температура молока во время определения была выше или ниже 20°С, то вносят поправку по специальной табл. 25 или с помощью поправки 0,0002 на каждый градус разницы в температуре. Если температура выше 20°С, то поправку прибавляют к показаниям ареометра, если ниже, то вычитают.

Например, при температуре 18°С ареометр показывает плотность 1,030. В этом случае разница температур составляет 20—18=2, а величина поправки 2×0,0002=0,0004. Следовательно, плотность молока равна 1,030—0,0004=1,0296. В целях упрощения расчетов рекомендуется показания ареометра переводить в градусы (А). Для этого принимают во внимание только последние цифры: например, 1,030=30°А или в наших расчетах 30—0,4=29,6 °А.

Точность определения плотности молока зависит от ряда факторов: слишком низкая или высокая температура молока, его плохое перемешивание перед исследованием, грязный ареометр или он соприкасается со стенками цилиндра. Объективно оценить плотность молока можно только в случае, если она известна для натурального молока, полученного на ферме в данный период лактации при существующих условиях кормления и содержания.

Приведение показателей ареометра к температуре 20’С .

Таблица 1 – Требования к молоку по основным органолептическим и физико-химическим показателям

Нормы для молока с содержанием жира, %

Внешний вид и консистенция

Однородная жидкость без осадка

Чистые, без посторонних, несвойственных свежему молоку привкусов и запахов

Источник

Оцените статью
Разные способы