Организации выполняющие работы подрядным способом
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
НДС по строительным материалам можно принять к вычету после того, как в бухгалтерском учете оформлена запись по дебету счета 10 (при наличии счета-фактуры). К подрядчику не переходит право собственности на переданные ему в работу материалы. Поэтому материалы до приемки работ будут числиться на балансе у заказчика.
Не нужно начислять НДС на стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления, т.к. работы выполняет подрядная организация.
Обоснование вывода:
Вычет НДС по строительным материалам
Вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании ст. 171 НК РФ в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ. Для принятия к вычету входящего НДС необходимо, чтобы имущество приобреталось для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). Вычет сумм налога производится на основании счетов-фактур продавцов после принятия на учет имущества на основании первичных документов (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Входной НДС по приобретенным строительным материалам принимается к вычету после оприходования их на счете 10, даже если материалы используются для проведения строительно-монтажных работ для собственного потребления (абзац 1 п. 6 ст. 171, абзац 1 п. 5 ст. 172, абзацы 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 18.02.2019 N 03-07-11/9840, от 17.07.2019 N 03-07-10/53067, ФНС России от 11.04.2018 N СД-4-3/6893@, от 20.03.2015 N ГД-4-3/4428@)).
Указанные налоговые вычеты могут быть заявлены организацией в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных материалов (работ, услуг) независимо от момента ввода объекта строительства в эксплуатацию (п. 1.1 ст. 172 НК РФ, письма Минфина России от 18.02.2019 N 03-07-11/9840, от 12.09.2017 N 03-07-10/58705, от 01.09.2017 N 03-07-11/56395, от 26.12.2016 N 03-07-10/77953, от 08.12.2016 N 03-07-10/73279, ФНС России от 11.04.2018 N СД-4-3/6893@).
По истечении трех лет с момента принятия на учет рассматриваемых материалов (работ, услуг) налогоплательщик утрачивает право на применение налоговых вычетов по НДС (определение ВАС РФ от 12.03.2014 N ВАС-1925/14 по делу N А75-3261/2013, постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.10.2018 N Ф08-8239/2018 по делу N А53-38223/2017).
Таким образом, НДС по строительным материалам можно принять к вычету после того, как в бухгалтерском учете оформлена запись по дебету счета 10 (при наличии счета-фактуры), т.к. покупка этих материалов в конечном итоге предназначена для деятельности, облагаемой НДС. Дожидаться окончания строительства не нужно.
Передача материалов подрядчику в переработку подразумевает, что право собственности на них остается за организацией (п. 1 ст. 220, ст. 703 ГК РФ).
Для целей бухгалтерского учета материалы, переданные организацией для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты их стоимости и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ (изготовленной продукции), определены как давальческие материалы (п. 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания)).
В момент передачи материалов организация должна оформить накладную на отпуск материалов на сторону (например, по форме N М-15, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а) с пометкой «давальческие материалы».
Поскольку при передаче своих материалов подрядчику как давальческих право собственности на них не переходит к подрядчику, стоимость таких материалов организация с баланса не списывает, а учитывает на счете 10, субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». На это указывается и в п. 157 Методических указаний.
Подрядчик обязан использовать предоставленные организацией материалы экономно и расчетливо. После окончания работы он обязан представить отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия организации уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у него неиспользованного материала (п. 1 ст. 713 ГК РФ).
НДС по СМР для собственного потребления
Выполнение СМР для собственного потребления признается объектом налогообложения НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
По мнению представителей финансового ведомства, в качестве СМР для целей применения пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ следует рассматривать работы капитального характера, в результате которых создаются объекты недвижимого имущества, в том числе здания, сооружения и т.п., или изменяется первоначальная стоимость данных объектов в случаях достройки, реконструкции, модернизации и по иным аналогичным основаниям (письма Минфина России от 15.11.2017 N 03-07-11/75377, от 30.10.2014 N 03-07-10/55074).
Если строительство собственных объектов осуществляется силами подрядчика, но из материалов заказчика, то стоимость давальческих материалов, приобретенных заказчиком для строительства в собственных интересах, не включается в налоговую базу налогоплательщика по СМР. Также у заказчика строительства не возникает объекта налогообложения и при передаче давальческих материалов. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.03.2011 N 03-07-10/05. Этот же вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 4445/08, постановления ФАС Московского округа от 13.12.2010 N КА-А40/14232-10-2.
Минфин разъясняет, что стоимость работ, выполняемых привлеченными подрядными организациями, не подлежит обложению НДС у заказчика (письмо Минфина России от 09.09.2010 N 03-07-10/12). Суды данную позицию поддерживают (смотрите решение ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06 (письмом ФНС России от 04.07.2007 N ШТ-6-03/527 указанное решение ВАС РФ доведено до сведения налоговых органов)).
Таким образом, начислять НДС на стоимость строительно-монтажных работ не нужно т.к. работы выполняет подрядная организация. Объект обложения НДС по таким СМР у заказчика отсутствует, в том числе и при передаче подрядчику давальческих материалов.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. НДС при выполнении СМР для собственного потребления;
— Энциклопедия решений. Учет передачи материалов в переработку на сторону;
— Вопрос: Организация учитывает строительные материалы на счете 10-8. Ей передаются материалы на давальческой основе подрядчику, осуществляющему строительные работы. Как организации отразить это в бухгалтерском учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2009 г.)
— Вопрос: Организация, применяющая общую систему налогообложения, изготавливает хозяйственным способом сушильные шкафы для собственного производства (выпускаемая продукция облагается НДС). Шкафы являются технологическим оборудованием, не связаны с объектом недвижимости; их можно передвигать из одного помещения в другое, не причиняя ни помещению, ни шкафу ущерба. Каков бухгалтерский и налоговый учет поступления изготовленных хозяйственным способом основных средств? Включаются ли в первоначальную стоимость шкафа общехозяйственные расходы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
— НДС от начисления до возмещения. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (В. Семенихин, газета «Финансовая газета», N 37, октябрь 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
13 ноября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Организации выполняющие работы подрядным способом
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, сметы подрядчика для принятия к бухгалтерскому учету основного средства будет недостаточно. Организации кроме актов выполненных работ следует иметь также договор подряда на выполнение работ и составить первичный учетный документ на прием и ввод в эксплуатацию объекта основных средств, утвержденный учетной политикой (акт приемки-передачи объекта основных средств).
Первоначальная стоимость объекта ОС (трансформатора) должна формироваться с учетом фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п.п. 8, 14 ПБУ 6/01).
В данном случае стоимость осуществленных подрядчиком работ (на приобретение, сооружение, изготовление и монтаж), выполненных в рамках исполнения договора подряда, будет формировать первоначальную стоимость объекта ОС, если данные работы непосредственно связаны с сооружением рассматриваемого объекта.
Обоснование позиции:
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Для целей бухгалтерского учета производственное оборудование, в отношении которого выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01, принимается к учету в качестве объекта ОС по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).
В соответствии с положениями п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью объекта ОС, приобретаемого за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе:
— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
— суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;
— таможенные пошлины и таможенные сборы;
— невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС;
— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект ОС;
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС.
Не включаются в фактические затраты на приобретение ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением ОС.
Поэтому в рассматриваемой ситуации стоимость самого трансформатора, а также стоимость выполненных работ по установке и монтажу оборудования, а также суммы, уплаченные за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования, включаются в его первоначальную стоимость. В дальнейшем стоимость объекта ОС погашается путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).
Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Так, при заключении договора строительного подряда, включающего монтаж оборудования, стоимость смонтированного оборудования, которая определяется на основании сметы как стоимость работ по его монтажу с учетом цены оборудования (без НДС), отражается в бухгалтерском учете заказчика по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п.п. 2.3, 3.1.1, 3.1.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, Инструкция по применению Плана счетов).
Первоначальная стоимость смонтированного оборудования списывается со счета 08, субсчет 08-3, в дебет счета 01 «Основные средства» (п.п. 4, 7, 8 ПБУ 6/01, Инструкция по применению Плана счетов). Данное оборудование принимается к бухгалтерскому учету в качестве самостоятельного объекта основных средств (п. 6 ПБУ 6/01, смотрите, например, письма Минфина России от 05.06.2015 N 07-01-06/32581, от 20.02.2008 N 03-03-06/1/121).
Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия объекта основных средств к учету, в бухгалтерском учете и учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» (п.п. 17, 21, 25 ПБУ 6/01, Инструкция по применению Плана счетов).
Как указано в вопросе, подрядная организация на выполненные работы предоставит соответствующие акты: акт о приемке выполненных работ (формы N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат, акт приема законченного строительством объекта, акт приема законченного строительством объекта приемочной комиссией (формы N КС-3), которые, по нашему мнению, будут являться основанием для признания произведенных расходов по выполненным работам и формировать первоначальную стоимость объекта.
Вместе с указанными актами для принятия к учету основных средств, построенных подрядным способом, необходимо иметь: договор подряда; акт приемки-передачи объекта основных средств (п. 3.2.2 Положения N 160, п. 38 Методических указаний N 91н) (может быть разработан самостоятельно на основе формы ОС-1а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
На основании акта о приеме-передаче объекта основных средств открывается инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма может быть разработана на основе формы N ОС-6).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения основных средств за плату;
— Энциклопедия решений. Определение первоначальной стоимости амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли;
— Вопрос: Одновременно со строительством основного здания организация построила на своей территории хозблок. Это капитальное сооружение, состоящее из 9 боксов, возведённых на ленточном фундаменте и связанных между собой. Данное строение было возведено по устному согласованию подрядчика с организацией в качестве бонуса к строительству основного здания. Документы подрядчика на строительство хозблока отсутствуют, в том числе не содержится информации о строительстве подрядчиком хозблока в качестве бонуса и в договоре на строительство основного здания. Хозблок используется для общехозяйственных нужд, в том числе для хранения инвентаря (лопаты, метлы, снегоуборочная машина и другое). Как организация может принять к учёту этот хозблок, притом что отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие его строительство? Как сформировать стоимость объекта? Можно ли учитывать налог на имущество по хозблоку в налоговой базе по налогу на прибыль?;
— Вопрос: Подрядчик при передаче объекта основных средств не предоставил часть документов (формы КС-2, КС-3). Акт по форме КС-11 подписан заказчиком в одностороннем порядке. Какие риски возникают у юридического лица в случае эксплуатации объектов основных средств без отражения их в бухгалтерском учете (несвоевременного отражения в бухгалтерском учете) из-за отсутствия документов от подрядчика?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
28 ноября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник