- Орфографическое чтение по методике Тоцкого П.С. материал по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- СТАТЬЯ «Орфографическое чтение как основа правописания»
- Просмотр содержимого документа «СТАТЬЯ «Орфографическое чтение как основа правописания»»
- Моу «причулымская основная общеобразовательная школа»
- Главная > Документ
- Орфографическое чтение, как способ обучения грамотному письму
- Система работы по исправлению ошибок
Орфографическое чтение по методике Тоцкого П.С.
материал по русскому языку на тему
Развитие грамотности у ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfograficheskoe_chtenie.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДИКЕ П.С. ТОЦКОГО.
Грамотность ребёнка непосредственно связана с орфографической зоркостью, которую необходимо тренировать. Для этого можно использовать такой приём как орфографическое чтение. Начальная школа ставит перед собой задачу формирования речевых навыков учащихся, развитие их мышления, познавательных способностей. Развитие же мыслительных способностей тесно связано с развитием речи.
Основная работа по развитию речи младших школьников проводится на уроках русского языка и литературного чтения. Однако, чтобы сохранить уровень речевой культуры, а тем более поднять этот уровень, нужны общие усилия в борьбе за грамотность и культуру речи. И каждый учитель начальной школы ищет пути достижения главной цели – научить детей грамоте.
В своей практике работы я использую всё, что видела у коллег, что нахожу в методической литературе. Но есть ещё проблема такого характера. Не у всех ребят сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, присутствует должная помощь и контроль со стороны семьи, хорошее здоровье. Следовательно, необходимо было найти оптимальные способы обучения, которые были бы одинаково успешны для всех учеников. И такой способ есть в методике Петра Семёновича Тоцкого.
Основная идея системы П.С. Тоцкого – орфографическое и орфоэпическое чтение. Система так и называется «Орфография без правил». Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память – особый вид моторной памяти. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки значений каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционную память последовательно подскажет слово, даже не переводя его в звуки, и ученик запишет его на бумаге орфографически правильно.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не остаётся в памяти движений речевого аппарата.
Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отмечают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.
Обучая двум видам чтения, мы преследуем следующие цели:
— передачу мыслей и чувств орфоэпическим чтением;
— отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.
Разумеется, орфографическое чтение не панацея, но, активно используя эту методику на протяжении многих лет, я добиваюсь хороших результатов, подтверждённых срезовыми контрольными работами.
Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставится цель научиться правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчётливо, что облегчает его восприятие и повторение.
Чтение для ребёнка может быть двойным: на слух без книги чтение со слежением по книге. Всё это на первом этапе. Когда идётчтение вслух за учителем, рёбёнок слышит образец чтения и копирует его с такой же скоростью за учителем. Здесь отрабатывается артикуляционная база, улучшается качество произношения, такое чтение ведёт к общему развитию речевого аппарата.
Подготовка и проведение зрительного диктанта.
В этом виде работы я стараюсь идти в направлении максимальной эффективности :
— совершенствование навыков быстрого, орфографически правильного письма;
— развитие речи учащихся;
— обогащение словарного запаса;
— уточнение лексического значения слов;
— умение определять текст перед нами или набор предложений;
-определение вида текста;
— совершенствование умения правильного построения предложений;
— совершенствование речевого аппарата;
— развитие артикуляционной памяти;
— совершенствование навыков орфографического чтения;
— совершенствование техники чтения (темп чтения, осмысленность, выразительность);
— закрепление знаний орфограмм изученных видов.
Текст готовится заранее на двух сторонах классной доски (или файлах презентации), на одной из которых предложения закрыты.
По ясному небу едва неслись редкие облака. Они были похожи на весенний запоздалый снег. Облачка быстро таяли на синем небе. Наступила тяжёлая, утомляющая жара. Мы с товарищами долго бродили по лесу. Ноги путались и цеплялись в длинной траве. Она обильно поливалась горячим солнцем .
Работа над текстом.
1. Самостоятельное чтение про себя.
2.Орфографическое чтение, пауза после каждого слова.
3. Орфографическое чтение, пауза на знаках препинания.
4. Вопросы по содержанию текста.
— Текст ли это? Докажите.
— Как можно озаглавить текст? Почему?
— Как вы понимаете выражение «едва неслись»?
— Какого цвета были облака? Как вы это определили?
— Почему автор употребил выражение «длинная трава», а не «высокая трава»?
— Что значит «обильно»? Подберите синонимы к этому слову.
Целесообразно один и тот же текст использовать два – три раза. Если текст взят впервые, то закончить устную работу можно орфографическим чтением с паузами на знаках препинания. Можно так же использовать словесное рисование к тексту.
Работу над орфограммами можно варьировать исходя из подготовленности класса:
— учитель заранее сам подчёркивает все орфограммы, ученики объясняют хором или «цепочкой»;
— ученики сами выделяют орфограммы с полным объяснением 4
— выделить в предложениях на доске только те орфограммы, которые не подчиняются орфографическому чтению.
Конечный этап работы над текстом – зрительный диктант. Открывается та часть доски, где предложения закрыты. Каждое предложение демонстрируется 3-5 секунд. Дети читают про себя. Предложение стирается учителем. Ученики записывают по памяти.
Можно выполнить самопроверку или взаимопроверку, сравнивая запись в тетради с текстом, записанным на доске.
Работа над текстом проводится по – разному, но главной, неотъемлемой частью является орфографическое чтение.
Мы привыкли к тому, что, объяснив правило, тут же применяем его на практике и получаем результат. При орфографическом чтении картина меняется. Результат не приходит сразу. Речевой аппарат не сразу приобретает навыки нужных движений. Встречаются слова, которые необходимо произносить многократно. Зато потом образуется прочный фундамент для правописания.
Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Так на уроках чтения можно минутку отвести на орфографическое чтение или прочитать орфографически: один абзац в тексте, над которым осуществляется работа на уроке чтения или окружающего мира; задачу или задание по учебнику математики. Такая работа способствует и более полному восприятию текста. Если встретилось новое слово, то следует выяснить его лексическое значение; прочитать три раза орфографически; подобрать синонимы; произнести их орфоэпически; разобрать орфограммы. За короткое время дети не приобретут навыки правильного орфографического произношения всех слов в диктанте. Но ежедневное применение орфографического чтения на каждом уроке, несомненно, принесёт хороший результат. И вы убедитесь в этом через 3-4 месяца работы по методике Петра Семёновича Тоцкого.
Использование орфографического чтения в процессе обучения младших школьников – эффективнейшая методика. Разумеется, если осуществляется систематически на всех уроках.
Источник
СТАТЬЯ «Орфографическое чтение как основа правописания»
Грамотность ребенка непосредственно связана с орфографической зоркостью, которую необходимо тренировать.
Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ «Орфографическое чтение как основа правописания»»
«Орфографическое чтение как основа правописания»
Научить ребёнка читать – это половина дела. Научить его грамотно писать – это другая половина дела. Соединить правильное чтение и грамотное письмо в целое – это мечта любого учителя. Грамотность ребёнка непосредственно связана с орфографической зоркостью, которую необходимо тренировать. Для этого можно использовать такой приём как орфографическое чтение. И, памятуя о том, что «для каждого недуга в этом мире лекарство есть, иль вовсе нет спасенья, ты отыскать старайся то лекарство, а если нет его, не мучь себя напрасно», я стала искать пути достижения главной цели – научить детей грамоте. Конечно, я использовала в работе всё, что видела у коллег, что удавалось найти в методической литературе, но дело было за малым – не у всех ребят сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, присутствует должная помощь и контроль со стороны семьи, хорошее здоровье. Следовательно, необходимо было найти оптимальные способы обучения, которые были бы одинаково успешны для всех учащихся. И такой способ я нашла в методике П.С. Тоцкого, которая, как мне кажется, наиболее эффективна.
В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее, особый вид моторной памяти, и слуховая память. Первичная из них – артикуляционная, а слуховая — выполняет роль связующего звена. Артикуляционная память зависит от врождённых способностей и степени тренировки органов речи, от индивидуального темпа движения речевых органов.
Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Чем раньше начинают учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение позволяет увеличить словарный запас учащихся, так как ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки значений каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционная память подскажет правильный вариант написания.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет целостность и не останется в памяти движений речевого
аппарата. Дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо различают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.
Обучая этим видам чтения, мы преследуем следующие цели:
1. передачу мыслей и чувств орфоэпическим чтением.
2. отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.
Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставить целью научит правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчётливо, что облегчает его восприятие и повторение.
Важное место при отработке орфографического чтения могут занимать разного рода словари. Работа с ними имеет ту особенность, что каждый раз в них встречаются новые сочетания звуков, которые необходимы для тренировки речевого аппарата. Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором. Учитель читает слово или сочетание слов, дети повторяют их точно так же, не растягивая слова на слоги. Основным пособием для орфографического чтения является букварь, но можно использовать и другую книгу, доступную по содержанию. С первых шагов надо приучать детей читать орфографически и цифры, и математические тексты, в которых имеется много необходимых слов.
Для обучения орфографическому чтению учитель сам может готовить материалы, используя возможности компьютера. Покажу это на примере. Слайд с текстом в 50-60 слов. Он рассчитан на 3-5 минут орфографического чтения. Дети читают текст вполголоса, не мешая друг другу; каждый в своём темпе, чтобы лучше запомнить. Потом один ученик выходит к доске, становится лицом к классу. Учитель просит другого ученика, сидящего за партой, читать фразы обычным чтением, а ученик, стоящий у доски, должен повторить эти фразы орфографическим чтением. Остальные контролируют правильность произношения.
Орфографическое чтение можно проводить на разных уроках. Такое прочтение текста не только не будет мешать смысловому восприятию его, а наоборот, подготовит почву для логического восприятия при повторном чтении текста.
В 1-м классе обучение чтению сопровождается движением руки по слогам слова. Совпадение буквы и звука облегчает процесс обучения. При этом ведущее место принадлежит голосу чтеца. Он первым произносит слоги, а дети повторяют услышанное. У ребёнка развито умение подражать
звукам, повторять слова на слух. Повторение за учителем вслух имеет решающее значение, так как ребёнок учится преодолевать артикуляционные препятствия. Обычно дети преодолевают их легко, и нам кажется, что это механическое повторение. Но это не так. Взрослый, не знающий русского языка, человек даже при многократном повторении не воспроизведёт слова без акцента, а ребёнок, не знающий русского языка, сделает это без акцента. Какой же можно сделать вывод? Повторение за учителем не только небесполезно, но и имеет решающее значение при написании слов. Ведь когда ребёнок научится беспрепятственно повторять за учителем, он легко начнёт и читать. Когда идёт чтение за учителем, ребёнок слышит образец чтения и, копирует его с такой же скоростью, повторяет вслух. Здесь отрабатывается артикуляционная база, улучшается качество произношения. Такое чтение ведёт к общему развитию речевого процесса.
При орфографическом чтении результат приходит не сразу, так как не сразу речевой аппарат приобретает навыки нужных движений. Встречаются слова, которые необходимо произносить многократно. Но это заложит прочный фундамент для правописания.
Очень хочется сразу иметь конкретный результат, например, хорошие результаты диктанта. Но разве могут дети за короткое время приобрести навыки правильного орфографического произношения всех слов в диктанте? Конечно нет! Для этого нужно ежедневно на каждом уроке отводить по 5-10 минут для орфографического чтения, и тогда можно быть уверенным, что это обязательно принесёт хороший результат!
Источник
Моу «причулымская основная общеобразовательная школа»
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Орфографическое чтение, как способ обучения грамотному письму
Как показывают исследования А. Р. Лурия, Л. К. Назаровой и других на начальных ступенях обучения письму наряду со слуховым и зрительным анализом большое значение имеют речевые кинестезии (проговаривание) они позволяют более точно воспринимать речь.
В современной школе начинает забываться методика П. С. Тоцкого – учителя с большим стажем педагогической работы. В основе его работы – орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребёнок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии,т. к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением. Многолетняя практика ряда учителей показывала высокую эффективность метода орфографического чтения.
Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата. По утверждению П.С. Тоцкого дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим. Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставится цель научиться правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо, что облегчает его восприятие и повторение.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность и не останется в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся.
Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором. Учитель читает слово или словосочетание, дети повторяют их точно в том же отрезке времени, не растягивая слова на слоги. Когда дети приобретут навыки чтения, можно проводить устный орфографический диктант. Учитель читает текст обычным чтением, а дети хором произносят слова, сочетания слов орфографическим чтением, т.е. так как пишут. Если в каком-то слове допускается ошибка, она становится заметна на фоне правильного звучания, тогда слово следует повторить.
Система работы по исправлению ошибок
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…”.
Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными.
К сожалению, в практике не редко наблюдается такая организация работы над ошибками, которая мало способствует формированию у детей сознательных орфографических навыков. Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе, и начинаться с формирования самостоятельного нахождения ошибок. В процессе обучения грамоте, учителю следует каждому ученику выдавать “волшебный квадрат”. Это квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты.
В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с памяткой “Работа над ошибками” В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.
Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке “Работа над ошибками” имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом.
Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы “РНО”, что означает “работа над ошибками”. Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.
Аналогичная работа проводиться при заполнении “дырок” в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный диктант, учитель даёт установку, что можно делать “дырки”. Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить проверочное слово, ставят пропуски, т.е. “дырки”. Пользуясь цифровыми обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые буквы.
Одним из приёмов работы над ошибками считаю, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих, необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки. “Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью”.
Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся. Чтобы заставить ребят серьёзно относиться к своим ошибкам, и возбудить желание избавиться от них, можно дать возможность ребятам 1 класса писать не ручкой, а карандашом. Этот приём, предложенный Н. Зайцевым, даёт положительный результат.
Обобщив всё сказанное выше, система работы по исправлению ошибок строится следующим образом:
1)Использование “ Волшебного квадрата” при самостоятельном нахождении ошибок в 1 классе.
2)Использование цифрового обозначения орфограмм.
3)Дифференцированное исправление ошибок учителем.
4)Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы.
5)Заполнение пропусков в словах с “дырками”, пользуясь цифровым обозначением орфограмм.
6)Использование памятки в работе над ошибками.
Нет необходимости доказывать, что данные приёмы работы над ошибками, названные выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.
Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят “как сидят” и ручку держат “как держится”. Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких,-тем более, что к 5—б годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.
Выделяя последовательность того, ч ему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать , следует подчеркнуть три основных момента:
1) научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
2) научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
3) научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.
Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.
Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.
Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще — “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.
Как надо сидеть при письме?
Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк (да, да, у каждого времени свой характерный почерк). Конечно, изменялась и поза при письме, и орудия письма. Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас. Вот эти правила:
1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или,в крайнем случае, опирались на него равномерно.
3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для пра-воруких).
4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).
Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол (рис. 6 А, Б). Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.
Крышка парты (стола) во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны зрения и снижения утомления мышц шеи и спины. Наклонное положение позволяет видеть книгу, тетрадь под наибольшим углом зрения и наименьшем наклоне головы, а также значительно облегчает аккомодацию глаз при письме.
Итак, правильная поза при письме:
опираться спиной на спинку стула;
не опираться грудью на стол;
ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
туловище, голову, плечи держать ровно;
обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола (рис. б).
Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу (рис. 7). По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.
1. Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:
нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо;
необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;
несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
выполнить все задания в медленном темпе.
2. Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо (рис. 8):
ручка должна составлять одну линию с рукой;
рука при этом должна располагаться под линией письма;
особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
свет при письме падает справа.
Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.
Источник