Орфографический навык способы формирования

Формирование орфографических навыков учащихся. Что входит в это понятие?

Главное внимание учителя русского языка и литературы должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.

Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения.

Объем знаний по орфографии определен школьной программой по русскому языку. Кроме того, в программе указаны основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся того или иного класса.

  • высокий уровень преподавания орфографии;
  • связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
  • знание орфографических правил;
  • знание схемы, применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
  • упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.

Причем следует подчеркнуть, что «упражнение и правильно понятая тренировка — это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи; в процессе которой первоначальное движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется». Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.

Как известно, формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Орфография изучается в 1-3 (начальный курс) и в 5-6 (основной курс) классах. Повторяется в 7-8 классах и в 9, 10, 11 классах. Таким образом, в первые шесть лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем — совершенствуются.

Что изучается в начальной школе

  1. Обозначение звуков буквами.
  2. Раздельное написание слов.
  3. Употребление больших (прописных) и малых (строчных) букв.
  4. Перенос частей слова с одной строки на другую.

Орфография в 5-6 классах

Орфография в старшей школе

  • обращаться к справочной литературе
  • исправлять ошибки
  • вести работу по предупреждению ошибок.

Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи

Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык — это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы». При таком совмещении орфографическое действие становится способом выполнения другого действия. В результате вырабатывается прочный орфографический навык.

Что значит «развить речь учащихся»? Развить речь учащихся — это значит работать над произношением, значением морфем, слов и фразеологизмов, над словосочетаниями, предложениями связной (контекстной) речью.

  1. Овладение нормами русского литературного языка (нормами литературного произношения, словообразования и образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью);
  2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.

Изучение орфографических правил как руководство к действию

И последнее: необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся уяснили основные принципы каждой части русской орфографии и чтобы эти принципы были для них своеобразными «общими правилами». Внутри первой и второй частей русской орфографии правила группируются с учетом опознавательного признака орфограммы. Прежде чем изучать новое правило, необходимо повторить все ранее изученные правила с этим же опознавательным признаком. Это будет способствовать систематизации знаний по орфографии, глубокому освоению формулировок правил, осмысленному запоминанию обобщенной схемы их применения. Такая работа важна на всех этапах изучения орфографии в школе: при формировании орфографических навыков в 5, 6, 7 классах, в ходе совершенствования в 8, 9 классах, при обучении учащихся 10, 11 классов самостоятельной работе.

  1. Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков «Орфографический словарь», Москва, Просвещение, 2000 г.
  2. С.Г. Бархударов, С.И.Ожегов « Орфографический словарь русского языка»
  3. Н.В. Соловьев « Русское правописание», орфографический справочник. СПб 2000 г.

Об авторе: Данилова Маргарита Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 212 Санкт-Петербург Фрунзенского района

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Статья «Формирование орфографических навыков на уроках русского языка»

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Формирование у школьников прочных орфографических навыков является одной из важных задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, а также взаимопонимание людей в письменном общении.

Читайте также:  Проверенный способ от долгов

Одной из ведущих проблем в начальных классах является проблема формирования орфографического навыка. Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно, есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Эти вопросы постоянно волнуют учителя-практика, если он по-настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности младших школьников.

Дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме зависит от того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах.

Знание правила — это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило, — третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке, — это применение правила на практике на основе алгоритма. На данном этапе обучения одна из главных целей – научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.

На этапе изучения нового материала будут полезны и очень уместны развернутые решения орфографических задач, к которым обращаемся не только при изучении нового орфографического материала, но и при повторении, обобщении, проверке умений. Когда учащиеся отрабатывают применение алгоритма до автоматизма, алгоритм проходит стадию свертывания. У ребёнка вместо нагромождения правил, вместо хаоса, в голове утверждается орфографический порядок.

Я считаю главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма, базовым орфографическим умением является умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью. Неумение выделять орфограммы при письме — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Большое значение придается графическому изображению орфограммы (это фиксация пути рассуждения по применению правила на практике на основе алгоритма, это письменное решение орфографической задачи, по сути дела, это письменный орфографический разбор).

Впервые полное графическое обозначение дается на уроке знакомства с правилом во время работы над алгоритмом. Задание “обозначить орфограммы” вводим в упражнения учебника, в минутки чистописания, в проверочные, контрольные работы. Ведется обязательный учёт того, как учащиеся решают орфографические задачи, умеют ли письменно фиксировать путь рассуждения по применению правила на практике. то есть умеют ли обозначать орфограмму. Очень важно, чтобы учащиеся понимали, что решений орфографических задач столько, сколько орфограмм в слове.

Чтобы решать орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы, необходима “орфографическая база”, умение видеть орфограммы. Мало знать правило, нужно научить школьника на его основе составлять алгоритм решения, помня при этом, что любой алгоритм начинается с определения того места, где возникла орфографическая задача.

Орфографическая зоркость формируется постепенно, при выполнении разнообразных упражнений, а именно: письмо — орфографическое проговаривание, словарный диктант, связанный с запоминанием графического образа слова, обучающие диктанты — предупредительный. объяснительный, «Проверяй себя” и другие. Опыт показывает, что только проведение целенаправленной, систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительный результат: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Орфографическая зоркость легко поддаётся учёту. Что стоит за номером орфограммы? Это конечно же умение видеть орфограмму и, правильно решать орфографическую задачу, пользуясь алгоритмом.

Видят ли ученики орфограмму? Сколько орфограмм видят? Насколько правильно? Это тот ряд вопросов, ответы на которые дают право говорить о сформированности орфографической зоркости у каждого ученика и в классе в целом.

Виды упражнений для развития орфографической зоркости

на уроках русского языка

Анализ учебников и дидактического материала по русскому языку убедил в том, что в учебном комплексе содержится разнообразный материал для развития речи и мышления, варианты основных орфограмм представлены достаточно полно, рекомендуется рд ценных приемов по нахождению орфограммы.

В учебниках предлагаются, например, такие задания: “Подчеркните пять слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением”, “Назовите слова на знакомые вам правила”, “Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. Подберите и напишите 2-3 слова на это правило”.

Ряд упражнений направлен на практическое обучение разным способам контроля: “Проверь себя постановкой вопроса к прилагательному”, “Выдели безударные окончания существительных 1 склонения, в скобках напиши слово, подстановкой которого можно проверить правильность окончания”, “Заметь! В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и перед -ть- в неопределённой форме. но перед -ть тоже может быть безударная гласная. В таком случае написание слова надо проверять по словарю”.

Читайте также:  Что такое отварочный способ затирания

Орфографическая зоркость развивается постепенно, и в процессе выполнения разнообразных упражнение, которые обеспечивают зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. При проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек происходит слуховое восприятие. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Целесообразно при выполнении упражнений. в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому “в памяти” движений остается память движений речевого аппарата. “В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а так же подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове”.

Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем — на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль. который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

2. Комментированное письмо.

При выполнении домашних упражнений очень важно для каждого ребёнка уметь комментировать свое письмо. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля. так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование — это вид упражнения, включающее объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

Например, под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю. подобрав проверочное слово — перелёт. В окончании глагола гласная е. доказываю: неопределённая форма подлетать не на -ить, это глагол-исключение, значит, первое спряжение. пишу окончание -ет”.

При комментировании, или орфографической работе, ученик должен, в первую очередь, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.

Также комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах (“вижу орфограмму”, “” вижу две орфограммы”), не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.

3. Графическое выделение орфограмм (подчёркивание).

Возможно, при выполнении всех письменных работ.

На определенной ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развернутого комментария (или на ряду с ним) используется письменное комментирование: подчёркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное. ак включение обоснования в процессе самостоятельного письма. Такое комментирование создает лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используют условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой; предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркиваются двумя чертами. Образец письменного объяснения тоже имеет важную роль: он “служит целям разъяснения условий, определяющих написание той или иной орфограммы (опора на зрительную орфографическую память), а в дальнейшем используется как приём письменного объяснения допущенной орфографической ошибки”

Графическое обозначение орфограмм и их количество в слове позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование орфографической зоркости у детей. При подчёркивании орфограмм (съел, в море) — определить её тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство её правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в нахождении объяснении орфограмм.

В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки.

Аналогичным образом орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику необходимо записать не всё слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные минуты.

Читайте также:  Компрессия данных с помощью алгоритма хаффмана способ реализации свойства

Например: укажите безударные гласные в следующих словах: знамена, площадка, холодный, низина, ленивый, крольчата, связать. далекий, вишневый, держать. кленовый. каток.

Проверять задания следует вдвоем: автор (ученик, выполнивший задание) шепотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:

а) ставит около слова “+”, если считает слово подходящим;

б) ставит “?”, если не уверен, а сосед не смог его убедить (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачеркивает слово, если нашел его “неподходящим” и сумел доказать автору его неправоту.

При выполнении упражнений возможно использовать дифференцированный подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имён существительных — названий животных с парными согласными на конце слова (лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными н конце или перед согласными ( солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, лёгкая походка, редкая книжка, крепкая верёвка).

Развивающие игры и упражнения

Кто может слова-корабли с пропущенными буквами провести к острову “о”, или “а”, “е”, “и”, или “я”?

  • Поставьте слова-цветы в вазы. В одной вазе — слова с “ь”, а в другой — без мягкого знака.
  • Выпишите из загадки слова с безударными гласными в корне слова. Объясните их правописание.

Весной веселит, летом холодит.

Осенью питает, зимой согревает.

  • Словарная работа.
  • Сейчас мы проведём необычную работу. Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его, просигналить в этом слове “опасное” место, записать слово в тетрадь. Откройте тетради и приготовьтесь записывать слова. Но сначала посмотрите на схему-опору (схема-опора с опасными гласными — елочка с шишками).

1. Крупное хищное животное с большим грузным телом.

Он всю зиму в шубе спал.

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной… (медведь).

2. Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

Кто же это? (Лиса).

3. По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом — ушки торчком. (Заяц).

4. И в лесу — заметьте, дети, —

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих, —

Мыши прячутся, дрожа.

Очень уж суровы

  • Какие слова записали? (Медведь, лиса, заяц, сова)
  • Какие из этих слов из словаря? (Медведь, заяц).
  • Возьмите с ёлки шишки-буквы и вставьте их в наши слова. (Четыре ученика по очереди выходят к доске, срывают шишки. вставляют в слова, орфографически проговаривая.)
  • Какое слово здесь лишнее? (Сова).
  • Почему? (Это птица.)
  • Можем ли слово сова записать без раздумий? Почему? (Слышится без ударения “а”, а писать надо “о”. Проверочное слово “совы”.)
  • Вспомните правило. (Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение.)
  • Подчеркните в словах парные звонкие и глухие согласные буквы. Обозначьте звуки.

1. Дуб — суп, рукав — жираф, круг — звук, народ — пилот, вез — нес, еж — ерш.

2. Дубы — супы, рукава — жирафы, круги — звуки, народы — пилоты, вези — неси, ежи — ерши.

· Вставьте пропущенные буквы. Слова первого столбика соедините с подходящими по смыслу словами из второго столбика. Прочитайте полученные словосочетания.

Медведи — медве.ь Неуклюжий

Львы — ле. Прекрасный

Лебеди — лебе.ь Колючий

Ужи — у. Изворотливый

  • Обозначьте звуки.Вставьте в слова пропущенные буквы.

Дуб — ду… — ду. ки — ду..рава.

Глаза — гла… — гла. ки — гла. ной.

Зубы — зу… — зу. ки — зу. ной.

1. Обведите слова с сомнительной согласной.

Дом, кот, шарф, раки.

2. Обведите парные согласные.

3. Найдите и обведите проверочное слово, к слову, дуб.

4. Поставь, где нужно, букву т.

Тор…, са…, кана…, пара….

5. Подчеркни “лишнее” слово.

Лук, пилот, жар, лед.

· Я буду читать отрывки из разных художественных произведений, вы должны записать только слова с парными согласными на конце.

1. Выпал снег на порог,

Кот слепил себе пирог.

3. Мороз и солнце! День чудесный.

Ещё ты дремлешь, друг прелестный?

· Какие слова выписали? Какую согласную писали на конце слов и почему? (Дети читают слова и сразу называют проверочные.)

· Какие из написанных вами слов нельзя переносить? (Снег, кот. поп, лоб, друг)

· Почему эти слова нельзя переносить? (Слова можно переносить с одной строки на другую по слогам, а в этих словах — по одному слогу.)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы