- Тема: Опыление. Способы опыления у цветковых план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок биологии в 6-м классе по теме «Способы опыления у покрытосеменных растений»
- Ход урока
- I. Ориентировочно-мотивационный этап
- II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление.
Тема: Опыление. Способы опыления у цветковых
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром.
Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и его применение в сельском хозяйстве.
Воспитательные. Научить любви и бережному отношению к дикой природе. Раскрыть о значении Красной книги, сохранности видов и популяций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opilenie.zip | 13.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Опыление. Способы опыления у цветковых
Тип урока: урок с компьютерной поддержкой с использованием презентации.
- учебник В.В. Пасечникова «Биология» 6 класс;
- презентация к уроку.
Цели урока: (Слайд 2)
Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром.
Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и его применение в сельском хозяйстве .
Воспитательные. Научить любви и бережному отношению к дикой природе. Раскрыть о значении Красной книги, сохранности видов и популяций.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— что опыление — обязательное условие для оплодотворения;
— что опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика;
— отличие перекрестного опыления от самоопыления;
— особенности перекрестного опыления;
— признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений;
— значение искусственного опыления в сельскохозяйственной практике;
— значение терминов опыление, двойное оплодотворение, центральная клетка, пыльцевход, пыльцевая трубка, зародышевый мешок, пыльцевое зерно, перекрестноопыляемые растения, насе-комоопыляемые растения, ветроопыляемые растения, искусственное опыление.
Учащиеся должны уметь:
— различать насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, цветущие комнатные растения, коллекция семян и плодов .
План урока: (Слайд 3)
Проверка домашнего задания. (Слайд 4) Учитель задает вопросы по прошедшему уроку:
1) Что такое оплодотворение?
2) Из чего образуются семя и плод?
3) Из чего развивается зародыш семени?
4) Какое строение имеют пыльцевые зерна?
5) Как пыльца различных растений приспособлена к разным способам опыления?
6) Как осуществляется двойное оплодотворение?
Изучение нового материала.
1.Объяснение учителя. (Слайд 5)
Опыление — важный процесс, без которого не происходит образования плодов и семян. Опыление может происходить различными способами, а именно самоопылением и перекрестноопылением.
1) Самоопыление. (Слайд 5,6) При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка.
На модели цветка гороха показать механизм самоопыления еще в закрытых бутонах. Самоопыляемые растения могут опыляться и перекрестно.
У насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений при длительных дождях, сильных ветрах также может происходить самоопыление.
2) Перекрестное опыление. (Слайд 7)
Раскрыть биологическое значение перекрестного опыления, его преимущества перед самоопылением.
— Как пыльца переносится с одного цветка на другой?
— Почему в холодную дождливую погоду бывают низкие урожаи плодово-ягодных культур?
Около 150 культурных растений нуждаются в перекрестном опылении, многие из них опыляются насекомыми, в основном пчелами.
а) Насекомоопыляемые растения. (Слайд 7)
Доказано, что опыление пчелами повышает урожайность вишни и черешни в 7 раз, малины и крыжовника — в 2 раза, огурцов — в 10 раз.
Признаки цветков насекомоопыляемых растений:
1) одиночные цветки крупные, мелкие собраны в соцветия; (Слайд 8)
2) яркая окраска околоцветника (каждый вид насекомых-опылителей предпочитает определенную окраску цветков); (Слайд 9)
3) наличие нектара и аромата; (Слайд 10)
4) особое строение пыльцевых зерен.
Ботаники сравнивают яркие краски цветков с зазывающими вывесками ресторанов.
И это сравнение не случайно.
У насекомоопыляемых растений эволюция цветков шла в направлении усиления их сигнальных свойств, привлекающих опылителей. Венчик, пыльца и тычинки не только интенсивно окрашены, но и контрастируют по окраске друг с другом. Многие растения скрывают тычинки внутри венчика, защищая пыльцу от дождя. Часто такие цветки выглядят как сигнальные копии настоящих тычинок, что также служит для привлечения насекомых.
Многие цветки, у которых тычинки прячутся в лепестках и потому являются невидимыми, имитируют их на месте расположения лепестков цветка. Так, тычинки льнянки обыкновенной полностью спрятаны в трубке венчика. (Слайд 11) Маска, которая завершает трубку, представляет имитацию единичной тычинки. Шмель садится на такую маску-«тычинку» и открывает цветок своим весом, получая доступ к тычинкам настоящим. Зверобой привлекает опылителей большим количеством тычинок, каждая из которых продуцирует небольшое количество пыльцы. (Слайд 12) Цветки коровяка имеют нити, напоминающие тычинки. (Слайд 13) Три верхние тычинки у этого растения более выразительны, чем две нижние. Посетители цветков обращают внимание на верхние тычинки и принимают такое положение, когда пыльца с невзрачных тычинок прилипает к ним. У рододендронов части цветка, имитирующие тычинки, показывают посетителям цветков путь к нектару. (Слайд 14)
Нектар растений — сахаристый сок. Пчелы перерабатывают его в пчелиный мёд. Основные углеводные компоненты нектара — глюкоза, фруктоза, сахароза. Их соотношение может быть различным у разных видов растений. У некоторых растений в состав нектара входят другие сахара, а также аминокислоты, белки, витамины, эфирные масла. Чемерица, багульник, рододендрон выделяют ядовитый нектар. (Слайд 14)
Растения, чей нектар содержит глюкозу и фруктозу, посещаются пчёлами интенсивнее, чем те, в нектаре которых преобладают дисахариды. Каждому сорту мёда присущи свой цвет, вкус, аромат. В зависимости от красящих веществ, входящих в состав нектара, цвет мёда может быть от бесцветного до почти чёрного. В светлых цветочных медах преобладает фруктоза, в тёмных — глюкоза. Чем больше в мёде фруктозы, тем дольше он остается жидким. У тёмных медов выше амилазная активность и общая кислотность, а также содержание белка. Мёд содержит в среднем 300 ккал в 100 г, или 1250 кДж усваиваемой энергии. В состав мёда входят протеины, органические кислоты, многие микроэлементы и витамины (С, РР, К, Н, каротин, витамины группы В).
Мёд повышает функциональное состояние центральной нервной системы, улучшает питание тканей, обеспечивает нормальную проницаемость кровеносных сосудов, повышает устойчивость организма к инфекциям, стимулирует выработку антител, нормализует обмен веществ. Мёд обладает бактерицидным и фуницидным действием.
Противопоказанием для употребления мёда может служить только индивидуальная непереносимость.
Растения, с которых пчёлы собирают нектар, называются медоносными. Таких насчитывается более 1000 видов. Нектар вырабатывают особые органы цветка — нектарники. Нектарники могут развиваться из клеток околоцветника, цветоложа, тычинок и плодолистиков. У лютика они имеют вид углублений — «медовых ямок». У барбариса на лепестках образуется по два мешковидных вздутия ярко-жёлтого цвета. (Слайд 15) У растений, околоцветник которых изменился в шпорец, нектарник располагается внутри этого шпорца (живокость, борец). У растений семейства мальвовых и липовых нектарник образуется на внутренней стороне чашелистиков. У капустных — у основания тычиночных нитей. У Иван-чая — в углублении в виде чаши вокруг столбика пестика. Закладываются нектарники в период образования бутонов, а полного развития достигают в момент раскрытия пыльников. После опыления количество выделяемого нектара значительно уменьшается.
б) Ветроопыляемые растения.
У ветроопыляемых растений цветки мелкие, невзрачные, часто с редуцированным околоцветником, но дающие массу сухой, легкой пыльцы. Такие цветки называют анемофильными — «любящими ветер». Ольха, осина. (Слайд 16,17)
Для того чтобы пыльца попала на рыльца пестиков женских цветков, её должно быть очень много. У лещины, дуба, сосны, кукурузы, ржи, конопли (Слайд 18, 19) целые облака пыльцы взлетают вверх, подхватываются порывами ветра и разносятся во все стороны. Большая часть пыльцы не попадает на рыльце. Её сбивают капли дождя, она оседает на почву, траву, листья и кору деревьев, серовато-жёлтой пленкой покрывает лужи, пруды. Лишь очень малое её количество прилипает к рыльцам, покрытым клейкой массой. Диаметр отдельной пылинки ветроопыляемых растений не превышает нескольких тысячных долей миллиметра.
Признаки цветков ветроопыляемых растений: (Слайд 20)
1) цветки не имеют крупных ярких лепестков (они мешали бы переносу пыльцы ветром);
2) не имеют нектарников, большинство лишены запаха;
3) образуют много пыльцы. Пыльца легкая, так как пыльцевые зерна мелкие, сухие; 4) тычинки располагаются открыто, высовываясь из цветка наружу, где их обдувает ветер;
5) рыльца крупные и пушистые; как и тычинки, высовываются из цветка.
Ветроопыляемые растения растут группами, образуя заросли или рощи. Как правило, зацветают раньше, чем развернутся почки и распустятся листья.
III. Закрепление изученного. (Слайд 21)
1) Каким образом переносится пыльца с одного цветка на другой?
2) Какие насекомые являются опылителями культурных растений?
3) Что привлекает насекомых?
4) Почему клевер опыляется только пчелами и шмелями?
5) Чем цветки ветроопыляемых растений отличаются от насекомоопыляемых?
6) В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром?
Домашнее задание: § 44 учебника; подготовить сообщения на темы: «Насекомоопыляемые растения», «Ветроопыляемые растения». (Слайд 22)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен.
Презентация к уроку биологии на тему: Опыление. Способы опыления у цветковых.
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ.
Сформировать на уроке понятие о цветении и опылении; познакомить с различными типами опыления цветков и факторами, их определяющими; раскрыть преимущество перекрестного опыления по сравнен.
раскрыть значение опыления; познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений; познаком.
Тест составлен по материалам учебника Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. «Биология, 6 класс».
Источник
Урок биологии в 6-м классе по теме «Способы опыления у покрытосеменных растений»
Разделы: Биология
Тема урока: “Способы опыления у покрытосеменных растений”.
Место урока в теме: 16-й урок в теме “Жизнь растений”.
Программа: В.В.Пасечник. Биология.
Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, репродуктивный.
Цель урока: изучение способов опыления у покрытосеменных растений.
образовательные:
- познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; приспособлениями у растений к различным способам опыления;
- показать значение опыления в жизни растений.
развивающие:
- учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
- развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.
воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
- осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.
Оборудование: таблица “Виды опыления”, разноуровневый тест “Виды опыления”, термины на магнитных карточках.
Учащиеся должны знать:
- способы опыления у покрытосеменных растений;
- особенности строения цветков опыляемых насекомыми, цветков ветроопыляемых растений;
- биологическую роль опыления;
- значение опыления для повышения урожайности культурных растений.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).
Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.
Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни покрытосеменных растений – опылении.
II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
1. Повторение терминологии, которая будет использована при изучении новой темы.
Работа проводится в движении. Ученики быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.
Перечень понятий к теме “Способы опыления”
Содержание понятий
Объём знаний
Цветок
Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка, венчик), пестики, тычинки.
Половое размножение
Главные части цветка
Тычинка – мужской генеративный орган цветка
Строение: тычиночная нить, пыльник.
Спермии
Яйцеклетки
Пыльцевое зерно
Вегетативная клетка даёт начало пыльцевой трубке, генеративная делится с образованием двух спермиев.
Зародышевый мешок
Оплодотворение
Зигота
Эндосперм
Опыление
2. Повторение схемы “Развитие покрытосеменных”
Учитель заостряет внимание, что для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.
3. Физминутка проводится на уроке перед изучением нового материала и способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)
- И.п. – о.с. 1 – руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад. 3-4 – руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз.
- И.п. – ноги врозь, руки к плечам. 1 – руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разъединить. 3 – мах правой ногой назад, хлопок в ладони над головой. 4 – и.п. 5-8 – то же с махом левой ноги назад. Повторить 4-6 раз.
- И.п. – сидя. 1 – голову повернуть на лево. 2-3 – голову повернуть на право и наклонить назад. 4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз (очень медленно).
III. Изучение нового материала.
Учитель читает текст. Ученикам предлагается прослушать и ответить на вопросы карточки №1.
Текст: “Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.
После прочтения текста проводится беседа по вопросам карточки.
Вопросы к тексту
Учитель указывает на биологическую сущность перекрестного опылении: при перекрестном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособное.
Учитель зачитывает информацию, после которой предлагается проблемный вопрос.
Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромную работу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, что с одного улья получают несколько десятков килограмм мёда.
Проблемный вопрос: Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают на цветки?
Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр196 и ответить на вопросы карточки №2.
Вопросы к тексту:
- Что насекомые получают от посещения цветков?
- Что делает цветки приметными для насекомых?
- Каковы признаки насекомоопыляемых цветков?
Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (2 колонка) в тетради.
Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Признаки цветка
Насекомоопыляемые растения
Ветроопыляемые растения
1. Венчик
Яркий
2. Расположение тычинок
Внутри цветка
3. Рыльца пестиков
Небольшие
Большие, часто перистые
4. Пыльца
Есть у многих
6. Нектар
Есть у многих
Вопрос учителя: Все ли растения имеют яркоокрашенный околоцветник?
Демонстрация гербариев ржи, березы, орешника, ольхи.
Это ветроопыляемые растения.
Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр197 и ответить на вопросы карточки №3.
Вопросы к тексту:
- Какие растения опыляются ветром?
- В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром?
- Почему ветроопыляемые растения растут зарослями?
- Почему рыльце пестика у ветроопыляемых растений мохнатое, перистое и выдвинуто за пределы цветка?
- Почему тычинки ветроопыляемых растений свисают вниз?
- В пыльниках ветроопыляемых растений созревает много пыльцы. Какое это имеет значение?
Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (3 колонка) в тетради.
Для первичного закрепления знаний учитель предлагает познавательные задачи:
- Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета?
- Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произошло?
- Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появятся листья?
- Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности?
Учитель обозначает следующую проблему: Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился, образовался плод.
Каким путём здесь произошло опыление?
Ученики: здесь произошло самоопыление.
Учитель задаёт вопросы, на которые ученики должны высказать своё мнение, учитель дополняет ответы учеников.
- Что такое самоопыление?
- Обычно самоопыление происходит ещё в нераскрывшемся цветке. Почему?
- Как должны располагаться тычинки по отношению к пестику, чтобы произошло самоопыление?
Демонстрация гербариев самоопыляющихся растений (картофель, горох).
Ученик зачитывает информацию, приготовленную заранее: Самоопыление возникло в процессе эволюции как резервный способ опыления. Используется для выведения новых сортов культурных растений. Самоопыляемые растения могут опыляться перекрестно. У насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений при неблагоприятных условиях (дождь, сильный ветер) также может произойти самоопыление.
Учитель: мы рассмотрели все виды естественного опыления.
При уборке урожая кукурузы встречаются початки с редко расположенными зерновками. Почему такое явление может наблюдаться и что нужно делать, чтобы предотвратить это явление?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Искусственное опыление применяется для того, чтобы увеличить урожай некоторых культур, для создания новых сортов культурных растений.
Сообщение ученика по теме “Техника искусственного опыления”.
Вывод: Таким образом, мы рассмотрели все способы опыления. Опыление – это необходимое условие для образования плодов и семян у дикорастущих растений и повышения урожайности культурных растений.
IV. Закрепление.
Для закрепления знаний по теме “Способы опыления” учитель предлагает познавательные задания:
Один из законов американского эколога Коммонера гласит: “Всё связано со всем”. Какую логическую связь можно установить между звеньями цепи:
Клевер — шмели — мыши — численность кошек в деревне.
Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым- Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Однажды Незнайка прослушал лекцию “доктора цветочных наук Чашелистикова” и выдал следующие строки:
Во поле берёза стояла
и её пчела опыляла…
Как на нашей грядке
Расцвёл горошек сладкий
Мушки, пчёлки налетят,
Будем урожая ждать.
Найдите ошибки.
Источник