Опыление способы опыления 6 класс

Тема: Опыление. Способы опыления у цветковых
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособ­ленностью цветков к опылению насекомыми, ветром.

Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и его применение в сельском хозяйстве.

Воспитательные. Научить любви и бережному отношению к дикой природе. Раскрыть о значении Красной книги, сохранности видов и популяций.

Скачать:

Вложение Размер
opilenie.zip 13.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Опыление. Способы опыления у цветковых

Тип урока: урок с компьютерной поддержкой с использованием презентации.

  1. учебник В.В. Пасечникова «Биология» 6 класс;
  2. презентация к уроку.

Цели урока: (Слайд 2)

Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром.

Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и его применение в сельском хозяйстве .

Воспитательные. Научить любви и бережному отношению к дикой природе. Раскрыть о значении Красной книги, сохранности видов и популяций.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— что опыление — обязательное условие для оплодотворения;

— что опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика;

— отличие перекрестного опыления от самоопыления;

— особенности перекрестного опыления;

— признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений;

— значение искусственного опыления в сельскохозяйственной практике;

— значение терминов опыление, двойное оплодотворение, центральная клетка, пыльцевход, пыльцевая трубка, зародышевый мешок, пыльцевое зерно, перекрестноопыляемые растения, насе-комоопыляемые растения, ветроопыляемые растения, искусственное опыление.

Учащиеся должны уметь:

— различать насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, цветущие комнатные растения, коллекция семян и плодов .

План урока: (Слайд 3)

Проверка домашнего задания. (Слайд 4) Учитель задает вопросы по прошедшему уроку:

1) Что такое оплодотворение?

2) Из чего образуются семя и плод?

3) Из чего развивается зародыш семени?

4) Какое строение имеют пыльцевые зерна?

5) Как пыльца различных растений приспособлена к разным способам опыления?

6) Как осуществляется двойное оплодотворение?

Изучение нового материала.

1.Объяснение учителя. (Слайд 5)

Опыление — важный процесс, без которого не происходит образования плодов и семян. Опыление может происходить различными способами, а именно самоопылением и перекрестноопылением.

1) Самоопыление. (Слайд 5,6) При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка.

На модели цветка гороха показать механизм самоопыления еще в закрытых бутонах. Самоопыляемые растения могут опыляться и перекрестно.

У насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений при длительных дождях, сильных ветрах также может происходить самоопыление.

2) Перекрестное опыление. (Слайд 7)

Раскрыть биологическое значение перекрестного опыления, его преимущества перед самоопылением.

— Как пыльца переносится с одного цветка на другой?

— Почему в холодную дождливую погоду бывают низкие урожаи плодово-ягодных культур?

Около 150 культурных растений нуждаются в перекрестном опылении, многие из них опыляются насекомыми, в основном пчелами.

а) Насекомоопыляемые растения. (Слайд 7)

Доказано, что опыление пчелами повышает урожайность вишни и черешни в 7 раз, малины и крыжовника — в 2 раза, огурцов — в 10 раз.

Признаки цветков насекомоопыляемых растений:

1) одиночные цветки крупные, мелкие собраны в соцветия; (Слайд 8)

2) яркая окраска околоцветника (каждый вид насекомых-опылителей предпочитает определенную окраску цветков); (Слайд 9)

3) наличие нектара и аромата; (Слайд 10)

4) особое строение пыльцевых зерен.

Ботаники сравнивают яркие краски цветков с зазывающими вывесками ресторанов.

И это сравнение не случайно.

У насекомоопыляемых растений эволюция цветков шла в направлении усиления их сигнальных свойств, привлекающих опылителей. Венчик, пыльца и тычинки не только интенсивно окрашены, но и контрастируют по окраске друг с другом. Многие растения скрывают тычинки внутри венчика, защищая пыльцу от дождя. Часто такие цветки выглядят как сигнальные копии настоящих тычинок, что также служит для привлечения насекомых.

Многие цветки, у которых тычинки прячутся в лепестках и потому являются невидимыми, имитируют их на месте расположения лепестков цветка. Так, тычинки льнянки обыкновенной полностью спрятаны в трубке венчика. (Слайд 11) Маска, которая завершает трубку, представляет имитацию единичной тычинки. Шмель садится на такую маску-«тычинку» и открывает цветок своим весом, получая доступ к тычинкам настоящим. Зверобой привлекает опылителей большим количеством тычинок, каждая из которых продуцирует небольшое количество пыльцы. (Слайд 12) Цветки коровяка имеют нити, напоминающие тычинки. (Слайд 13) Три верхние тычинки у этого растения более выразительны, чем две нижние. Посетители цветков обращают внимание на верхние тычинки и принимают такое положение, когда пыльца с невзрачных тычинок прилипает к ним. У рододендронов части цветка, имитирующие тычинки, показывают посетителям цветков путь к нектару. (Слайд 14)

Нектар растений — сахаристый сок. Пчелы перерабатывают его в пчелиный мёд. Основные углеводные компоненты нектара — глюкоза, фруктоза, сахароза. Их соотношение может быть различным у разных видов растений. У некоторых растений в состав нектара входят другие сахара, а также аминокислоты, белки, витамины, эфирные масла. Чемерица, багульник, рододендрон выделяют ядовитый нектар. (Слайд 14)

Растения, чей нектар содержит глюкозу и фруктозу, посещаются пчёлами интенсивнее, чем те, в нектаре которых преобладают дисахариды. Каждому сорту мёда присущи свой цвет, вкус, аромат. В зависимости от красящих веществ, входящих в состав нектара, цвет мёда может быть от бесцветного до почти чёрного. В светлых цветочных медах преобладает фруктоза, в тёмных — глюкоза. Чем больше в мёде фруктозы, тем дольше он остается жидким. У тёмных медов выше амилазная активность и общая кислотность, а также содержание белка. Мёд содержит в среднем 300 ккал в 100 г, или 1250 кДж усваиваемой энергии. В состав мёда входят протеины, органические кислоты, многие микроэлементы и витамины (С, РР, К, Н, каротин, витамины группы В).

Мёд повышает функциональное состояние центральной нервной системы, улучшает питание тканей, обеспечивает нормальную проницаемость кровеносных сосудов, повышает устойчивость организма к инфекциям, стимулирует выработку антител, нормализует обмен веществ. Мёд обладает бактерицидным и фуницидным действием.

Противопоказанием для употребления мёда может служить только индивидуальная непереносимость.

Растения, с которых пчёлы собирают нектар, называются медоносными. Таких насчитывается более 1000 видов. Нектар вырабатывают особые органы цветка — нектарники. Нектарники могут развиваться из клеток околоцветника, цветоложа, тычинок и плодолистиков. У лютика они имеют вид углублений — «медовых ямок». У барбариса на лепестках образуется по два мешковидных вздутия ярко-жёлтого цвета. (Слайд 15) У растений, околоцветник которых изменился в шпорец, нектарник располагается внутри этого шпорца (живокость, борец). У растений семейства мальвовых и липовых нектарник образуется на внутренней стороне чашелистиков. У капустных — у основания тычиночных нитей. У Иван-чая — в углублении в виде чаши вокруг столбика пестика. Закладываются нектарники в период образования бутонов, а полного развития достигают в момент раскрытия пыльников. После опыления количество выделяемого нектара значительно уменьшается.

б) Ветроопыляемые растения.

У ветроопыляемых растений цветки мелкие, невзрачные, часто с редуцированным околоцветником, но дающие массу сухой, легкой пыльцы. Такие цветки называют анемофильными — «любящими ветер». Ольха, осина. (Слайд 16,17)

Для того чтобы пыльца попала на рыльца пестиков женских цветков, её должно быть очень много. У лещины, дуба, сосны, кукурузы, ржи, конопли (Слайд 18, 19) целые облака пыльцы взлетают вверх, подхватываются порывами ветра и разносятся во все стороны. Большая часть пыльцы не попадает на рыльце. Её сбивают капли дождя, она оседает на почву, траву, листья и кору деревьев, серовато-жёлтой пленкой покрывает лужи, пруды. Лишь очень малое её количество прилипает к рыльцам, покрытым клейкой массой. Диаметр отдельной пылинки ветроопыляемых растений не превышает нескольких тысячных долей миллиметра.

Признаки цветков ветроопыляемых растений: (Слайд 20)

1) цветки не имеют крупных ярких лепестков (они мешали бы переносу пыльцы ветром);

2) не имеют нектарников, большинство лишены запаха;

3) образуют много пыльцы. Пыльца легкая, так как пыльцевые зерна мелкие, сухие; 4) тычинки располагаются открыто, высовываясь из цветка наружу, где их обдувает ветер;

5) рыльца крупные и пушистые; как и тычинки, высовываются из цветка.

Ветроопыляемые растения растут группами, образуя заросли или рощи. Как правило, зацветают раньше, чем развернутся почки и распустятся листья.

III. Закрепление изученного. (Слайд 21)

1) Каким образом переносится пыльца с одного цветка на другой?

2) Какие насекомые являются опылителями культурных растений?

3) Что привлекает насекомых?

4) Почему клевер опыляется только пчелами и шмелями?

5) Чем цветки ветроопыляемых растений отличаются от насекомоопыляемых?

6) В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром?

Домашнее задание: § 44 учебника; подготовить сообщения на темы: «Насекомоопыляемые растения», «Ветроопыляемые растения». (Слайд 22)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен.

Презентация к уроку биологии на тему: Опыление. Способы опыления у цветковых.

Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ.

Сформировать на уроке понятие о цветении и опылении; познакомить с различными типами опыления цветков и факторами, их определяющими; раскрыть преимущество перекрестного опыления по сравнен.

раскрыть значение опыления; познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений; познаком.

Тест составлен по материалам учебника Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. «Биология, 6 класс».

Источник

Урок биологии в 6-м классе по теме «Способы опыления у покрытосеменных растений»

Разделы: Биология

Тема урока: “Способы опыления у покрытосеменных растений”.

Место урока в теме: 16-й урок в теме “Жизнь растений”.

Программа: В.В.Пасечник. Биология.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, репродуктивный.

Цель урока: изучение способов опыления у покрытосеменных растений.

образовательные:

  • познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; приспособлениями у растений к различным способам опыления;
  • показать значение опыления в жизни растений.

развивающие:

  • учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
  • развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
  • осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: таблица “Виды опыления”, разноуровневый тест “Виды опыления”, термины на магнитных карточках.

Учащиеся должны знать:

    способы опыления у покрытосеменных растений;
  • особенности строения цветков опыляемых насекомыми, цветков ветроопыляемых растений;
  • биологическую роль опыления;
  • значение опыления для повышения урожайности культурных растений.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.

Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни покрытосеменных растений – опылении.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

1. Повторение терминологии, которая будет использована при изучении новой темы.

Работа проводится в движении. Ученики быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.

Перечень понятий к теме “Способы опыления”

Содержание понятий

Объём знаний

Цветок Орган размножения покрытосеменных растений Цветки:

Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка, венчик), пестики, тычинки.

Половое размножение Форма размножения организмов, при которой новый организм развивается из зиготы, образующийся при слиянии женской и мужской половой клеток.

Главные части цветка Пестик – основная часть цветка, участвующая в образовании плода

Тычинка – мужской генеративный орган цветка Строение: завязь и рыльце, часто приподнятое с помощью столбика

Строение: тычиночная нить, пыльник.

Спермии Мужская половая клетка многих растительных организмов. Безжгутиковые, активно не двигаются.

Яйцеклетки Женские половые клетки Развиваются в зародышевых мешках семязачатков.

Пыльцевое зерно Пылинки, образующиеся в гнёздах пыльника Состоит из вегетативной и генеративной клеток.

Вегетативная клетка даёт начало пыльцевой трубке, генеративная делится с образованием двух спермиев.

Зародышевый мешок Центральная часть семяпочки цветковых растений Здесь развивается семяпочка и происходит двойное оплодотворение.

Оплодотворение Слияние половых клеток мужской и женской У растений предшествует опыление

Зигота Клетка, образующаяся в результате слияния гамет разного пола.

Эндосперм Запас питательных веществ в семени растений. Развивается из оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка.

Опыление Перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестиков у цветковых растений. Перекрестное опыление, самоопыление

2. Повторение схемы “Развитие покрытосеменных”

Учитель заостряет внимание, что для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.

3. Физминутка проводится на уроке перед изучением нового материала и способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)

  1. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад. 3-4 – руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз.
  2. И.п. – ноги врозь, руки к плечам. 1 – руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разъединить. 3 – мах правой ногой назад, хлопок в ладони над головой. 4 – и.п. 5-8 – то же с махом левой ноги назад. Повторить 4-6 раз.
  3. И.п. – сидя. 1 – голову повернуть на лево. 2-3 – голову повернуть на право и наклонить назад. 4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз (очень медленно).

III. Изучение нового материала.

Учитель читает текст. Ученикам предлагается прослушать и ответить на вопросы карточки №1.

Текст: “Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

После прочтения текста проводится беседа по вопросам карточки.

Вопросы к тексту

  • Когда может произойти образование плодов и семян у клевера?
  • Что такое опыление?
  • Почему только шмели опыляют клевер?
  • Как происходит опыление насекомыми опылителями?
  • Как вы думаете, как называется такое опыление?
  • Учитель указывает на биологическую сущность перекрестного опылении: при перекрестном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособное.

    Учитель зачитывает информацию, после которой предлагается проблемный вопрос.

    Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромную работу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, что с одного улья получают несколько десятков килограмм мёда.

    Проблемный вопрос: Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают на цветки?

    Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр196 и ответить на вопросы карточки №2.

    Вопросы к тексту:

    1. Что насекомые получают от посещения цветков?
    2. Что делает цветки приметными для насекомых?
    3. Каковы признаки насекомоопыляемых цветков?

    Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (2 колонка) в тетради.

    Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

    Признаки цветка

    Насекомоопыляемые растения

    Ветроопыляемые растения

    1. Венчик

    Яркий Невзрачный или отсутствует

    2. Расположение тычинок

    Внутри цветка Открыто, пыльники на длинных нитях

    3. Рыльца пестиков

    Небольшие

    Большие, часто перистые

    4. Пыльца Не очень много, липкая, крупная Очень много, сухая, мелкая

    Есть у многих

    6. Нектар

    Есть у многих

    Вопрос учителя: Все ли растения имеют яркоокрашенный околоцветник?

    Демонстрация гербариев ржи, березы, орешника, ольхи.

    Это ветроопыляемые растения.

    Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр197 и ответить на вопросы карточки №3.

    Вопросы к тексту:

    1. Какие растения опыляются ветром?
    2. В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром?
    3. Почему ветроопыляемые растения растут зарослями?
    4. Почему рыльце пестика у ветроопыляемых растений мохнатое, перистое и выдвинуто за пределы цветка?
    5. Почему тычинки ветроопыляемых растений свисают вниз?
    6. В пыльниках ветроопыляемых растений созревает много пыльцы. Какое это имеет значение?

    Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (3 колонка) в тетради.

    Для первичного закрепления знаний учитель предлагает познавательные задачи:

    1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета?
    2. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произошло?
    3. Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появятся листья?
    4. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности?

    Учитель обозначает следующую проблему: Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился, образовался плод.

    Каким путём здесь произошло опыление?

    Ученики: здесь произошло самоопыление.

    Учитель задаёт вопросы, на которые ученики должны высказать своё мнение, учитель дополняет ответы учеников.

    1. Что такое самоопыление?
    2. Обычно самоопыление происходит ещё в нераскрывшемся цветке. Почему?
    3. Как должны располагаться тычинки по отношению к пестику, чтобы произошло самоопыление?

    Демонстрация гербариев самоопыляющихся растений (картофель, горох).

    Ученик зачитывает информацию, приготовленную заранее: Самоопыление возникло в процессе эволюции как резервный способ опыления. Используется для выведения новых сортов культурных растений. Самоопыляемые растения могут опыляться перекрестно. У насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений при неблагоприятных условиях (дождь, сильный ветер) также может произойти самоопыление.

    Учитель: мы рассмотрели все виды естественного опыления.

    При уборке урожая кукурузы встречаются початки с редко расположенными зерновками. Почему такое явление может наблюдаться и что нужно делать, чтобы предотвратить это явление?

    Ученики высказывают свои предположения.

    Учитель: Искусственное опыление применяется для того, чтобы увеличить урожай некоторых культур, для создания новых сортов культурных растений.

    Сообщение ученика по теме “Техника искусственного опыления”.

    Вывод: Таким образом, мы рассмотрели все способы опыления. Опыление – это необходимое условие для образования плодов и семян у дикорастущих растений и повышения урожайности культурных растений.

    IV. Закрепление.

    Для закрепления знаний по теме “Способы опыления” учитель предлагает познавательные задания:

    Один из законов американского эколога Коммонера гласит: “Всё связано со всем”. Какую логическую связь можно установить между звеньями цепи:

    Клевер — шмели — мыши — численность кошек в деревне.

  • Что лишнее: клевер, черемуха, рожь. Объясните.
  • Встреча в “Цветочном городе”

    Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым- Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Однажды Незнайка прослушал лекцию “доктора цветочных наук Чашелистикова” и выдал следующие строки:

    Во поле берёза стояла
    и её пчела опыляла…
    Как на нашей грядке
    Расцвёл горошек сладкий
    Мушки, пчёлки налетят,
    Будем урожая ждать.
    Найдите ошибки.

    Источник

    Читайте также:  Способ абсолютных разниц для мультипликативной модели
  • Оцените статью
    Разные способы