- Оптимизация бизнес-процессов
- Что такое оптимизация бизнес-процессов
- Управление оптимизацией бизнес-процессов
- Методы и способы оптимизации бизнес-процессов
- Как оптимизация бизнес-процессов влияет на работу
- Что такое бизнес-процессы
- Когда стоит проводить улучшение бизнес-процессов
- Пошаговая инструкция по оптимизации бизнес-процессов в компании
- Описание (схема) бизнес-процесса
- Оценка необходимости изменений
- Методы улучшения БП
- 6 эффективных приемов оптимизации
- Внедрение оптимизации
- Пример оптимизации бизнес-процесса
- ТОП-5 распространенных ошибок оптимизации бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов — это работа над усовершенствованием действий компании и поиск оптимальных решений для достижения ее целей. Так, с помощью оптимизации можно сократить время на выполнение операций, снизить себестоимость товаров и услуг, повысить качество продукции, достигнуть прозрачности операций и распределения ресурсов, усилить контроль за деятельностью организации, высвободить ресурсы для развития предприятия, улучшить работу систем управления и планирования.
Что такое оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация целесообразна в следующих обстоятельствах:
- в случаях слишком медленного принятия и реализации управленческих решений;
при неудовлетворительном качестве продукции;
при отсутствии четко обозначенных границ ответственности;
при слабой координации работы отделов;
при несоответствии уровня производительности численности штата.
Необходимость в оптимизации также возникает при снижении рентабельности бизнеса на фоне падения темпов роста экономики или спроса, и в случае поиска дополнительных источников для роста компании.
Управление оптимизацией бизнес-процессов
Управление оптимизацией бизнес-процессов осуществляется в соответствии с принципами:
- наличия платформы — описания процессов. Прежде чем преобразовывать те или иные процессы, требуется их описать и проанализировать. Описание бизнес-процессов составляется в виде текстов или графиков и включает всю последовательность действий работников в рамках процесса. Если отдельные виды деятельности не удается описать из-за из переменчивости, то их необходимо стабилизировать;
«чистки рыбы с хвоста». Правильные процедуры оптимизации всегда начинаются с изучения базовых элементов и отдельных операций в бизнес-процессах;
расчета вероятностей «проседания» каких-либо потоков и соотношения вреда и пользы по результатам изменений при оптимизации отдельного процесса. Данный принцип предусматривает гибкость процессов оптимизации, то есть сглаживание отрицательных результатов;
обеспечения информационной поддержки сотрудников и разъяснения преимущества внедряемых новшеств. Конечной целью оптимизации является не сокращение числа рабочих мест, а перераспределение функционала для повышения эффективности бизнеса.
Для оценки необходимости улучшения бизнес-процессов применяется ряд критериев, к которым относятся качество конечного продукта и промежуточных операций, целесообразность действий работников, компактность и скоординированность отдельных частей бизнес-модели и эффективность управления процессами.
Качество конечного продукта оценивается через отзывы (рекламации) клиентов, промежуточный результат — по удобству выполнения последующих операций, эффективность управления — по коэффициентам сложности процессов, потребления ресурсов, процессности (то есть отсутствия логически необоснованных, не связанных с другими этапами действий), контролируемости и регламентированности.
Оптимизация имеет «эволюционный» характер и применяется столько раз, сколько это необходимо для компании.
Методы и способы оптимизации бизнес-процессов
К наиболее популярным методам оптимизации бизнес-процессов компании относятся:
- инжиниринг — комплекс внедрения инновационных технологий для моделирования организационной структуры деятельности компании и для формирования технико-технологической базы производственной деятельности. Кроме того, метод инжиниринга предусматривает введение усовершенствованных технологий менеджмента;
реинжиниринг — переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов для достижения высоких показателей. Реинжиниринг дает возможности существенного роста технологическим процессам и усовершенствования технических средств;
метод непрерывного совершенствования (Continuous Process Improvement-CPI). CPI-метод предусматривает планирование процессов с усовершенствованными этапами в ходе непрекращающихся производственных процессов. В соответствии с этим методом нововведения внедряются сначала в отдельные подразделения организации, а затем — во всей компании в целом;
Total Quality Management (TQM). Этот метод предполагает создание продуктов, отвечающих потребностям пользователей и рынков. При этом план разработки продукта составляется параллельно с существующими проектами или для замещения прежних товаров. Все мероприятия подразумевают усовершенствование производственных процессов в сжатые сроки. Одно из главных условий, необходимых для реализации Total Quality Management — составление документов системы качества. Также требования TQM включают клиентоориентированность, отведение ведущей роли топ-менеджерам, вовлеченность сотрудников в достижение целей, процессный подход, постоянное совершенствование работы, системный подход к управлению.
Способы оптимизации бизнес-процессов предприятия — это исключение всех ненужных шагов, изменение последовательности операций и их дробление или слияние, вынесение операций за границы процесса (передача на аутсорсинг), автоматизация.
Более подробно узнать о методиках, принципах и особенностях оптимизации бизнес-процессов можно узнать в рамках курсов по программе MBA IT, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на курсы можно здесь.
Источник
Как оптимизация бизнес-процессов влияет на работу
Кажется, что в бизнесе всегда есть, что улучшить чтобы: производить дешевле, продавать выгоднее, привлекать больше клиентов. Но стремление к изменениям может оказаться губительным для компании. Сегодня расскажем: когда действительно надо оптимизировать бизнес-процессы, как это сделать грамотно и не «наломать дров».
Что такое бизнес-процессы
Бизнес-процессы — это фиксированный порядок действий, направленных на решение конкретной задачи, достижение четкой цели. Чтобы было понятнее, рассмотрим простой пример.
Клиент хочет заказать пиццу с доставкой на дом. Он зашел на сайт, собрал заказ, заполнил все поля, нажал последнее «ОК». Что происходит дальше?
Заказ попадает в обработку. Менеджер «забирает» заявку с сайта, отправляет на кухню, где пиццу готовят, собирают полностью заказ и передают в службу доставки. Там заказы распределяют по адресам, строят маршруты, быстро довозят, чтобы каждый клиент получил горячую пиццу в оговоренное время.
Здесь мы видим сразу три бизнес-процесса:
- Менеджер обрабатывает заявку (перезванивает клиенту, уточняет детали, подтверждает заказ), проверяет наличие продуктов на складе и передает информацию на кухню.
- Кухня готовит, комплектует и передает пакет в службу доставки.
- Заказ доставляется клиенту.
Все они взаимосвязаны и нацелены на один результат — максимально быстро обработать заявку. Каждое звено выполняет свою часть общей задачи.
Когда стоит проводить улучшение бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов — это некие изменения в привычной последовательности действий, которые должны привести к их ускорению и большей эффективности.
Бывает и так, что затраты на оптимизацию превышают результат от них. Не всякий бизнес «потянет» дополнительные расходы, особенно если потребуются инвестиции с длинной окупаемостью.
Пример непродуманной оптимизации. Владелец нашей пиццерии вложился по максимуму: нагрузил аналитический отдел (или отдал задачу на аутсорс), чтобы выявить слабые места и продумать оптимизацию, заказал разработчикам программу по автоматизации учета, комплектации и сборки заказов, бота программисты написали.
Вроде заявки стали обрабатываться быстрее и прибыль должна вскоре покрыть все расходы, но…
Количество заказов не увеличилось — не учли сезонный спад. Плюс «вылезла» необходимость дополнительных вложений в рекламу, чтобы удержать спрос в «несезон». Итог: вложения не окупаются, падает прибыльность бизнеса в целом.
Чтобы понять, нужны ли изменения, и четко сформулировать ожидаемые результаты, оцените:
- Насколько быстро принимаются и реализуются управленческие решения.
- Страдает ли качество продукта/услуги.
- Насколько четко разграничена ответственность сотрудников.
- Хорошо ли скоординированы действия разных подразделений, насколько хорошо выстроена коммуникация.
- Оправдана ли численность сотрудников при настоящей производительности.
Если по какому-то пункту есть явное неудовлетворение и оно обосновано фактами — пора подумать об оптимизации бизнес-процессов в организации.
Пошаговая инструкция по оптимизации бизнес-процессов в компании
Последовательность действий при оптимизации такая:
- Составить схемы бизнес-процессов.
- Оценить необходимость в изменениях.
- Понять проблемы и выбрать методы их решения.
- Решить, как именно нужно изменить процессы.
- Внедрить изменения.
Разберем каждый шаг подробнее.
Описание (схема) бизнес-процесса
Прежде чем что-то улучшать, надо понять, как это вообще работает. Чтобы было наглядно и понятно, механику бизнес-процесса обычно представляют в виде схемы. Нарисовать ее можно в графическом редакторе, майнд-карте, системе BPMN, а можно и рукой на бумаге набросать.
Как это сделать:
- Обозначьте начало и конец процесса. Если взять наш пример, то обработка заказа начинается в момент регистрации заявки на сайте и заканчивается передачей заказа на кухню.
- Постройте цепочку из ключевых действий. «Снятие» заявки -> Обратный звонок клиенту -> Проверка наличия продуктов на складе -> Передача заказа на кухню.
- Добавьте переменные действия (которых выполняются не всегда). Если на складе нет какого-то из пунктов заказа (например, закончился напиток), менеджер снова звонит клиенту, чтобы изменить позицию в заказе или отменить заявку полностью.
- Прописать роли всех участников. Именно роли, а не должности. Например, если менеджер консультирует клиента, то его роль — консультант.
- Прописать всю необходимую документацию. То есть вообще все: приказы, инструкции, техническую документацию, схемы сборки и т.д.
- Вписать в схему используемые ресурсы. Это ПО, инструменты, сырье и т.д.
- Дополнить цифрами эффективности, производительности.
- Обозначить связь с другими бизнес-процессами.
Оценка необходимости изменений
Глядя на описание процесса, можно понять:
- страдает ли качество продукта;
- устраивают ли промежуточные результаты;
- какие действия сотрудников неэффективны или излишни;
- не слишком растянуты или запутаны отдельные элементы схемы;
- кто за что должен отвечать.
Наверняка захочется перекроить бизнес, чтобы одним махом решить все проблемы. Но тут нужно понимать, что:
- Оптимизация — не панацея. Все процессы взаимосвязаны: улучшение одного может повлечь серьезное «проседание» в другом или даже нескольких. Здесь важно оценить результаты и соотношение польза-вред.
- Нельзя оптимизировать «наобум». Всегда есть созависимые процессы. Изменение одного обязательно вызовет последствия в других. Нужно тщательно прописать все детали процессов и их связи между собой. Если процессы нестабильны и прописать их как типовые не получится — не стоит и начинать оптимизацию. Сначала нужно выстроить стабильные процессы.
- Идем от частного к общему. То есть начинаем всегда с изучения мелких элементов, их влияния на следующие узлы, потом переходим к более глобальным.
- Реформы всегда встречают сопротивление. Так устроены люди, это нормально. Кто-то боится, что его сократят, кто-то — что нагрузка станет больше, а кому-то просто некомфортно менять привычный распорядок.
Методы улучшения БП
Прежде чем выбирать, как именно будете улучшать бизнес-процессы, оцените проблемы, которые надо решить:
- много ли действий ндо совершить сотруднику, насколько они сложные, удобно ли отделам взаимодействовать между собой;
- сколько времени тратится на решение задачи и можно ли его сократить;
- насколько удобно размещены рабочие места, оргтехника;
- какова минимальная стоимость производства, как быстро она «отбивается», легко ли регулировать объемы производства;
- действительно ли компании нужно такое количество сотрудников и можно ли сделать их труд более эффективным.
И уже отталкиваясь от обнаруженных проблем, выбирайте комплекс методов оптимизации:
- Устранение всего, что тормозит и снижает эффективность действий.
- Упрощение структуры и организации работ в целом.
- Стандартизация элементов процесса (ПО, расходников, комплектации) и т.д.).
- Сокращение времени и себестоимости производства.
- Ускорение процесса.
- Изменение технологии производства и критериев оценки продукта.
- Упрощение взаимодействия между сотрудниками и отделами.
- Внедрение дополнительных действий, документов, инструментов.
6 эффективных приемов оптимизации
Эти приемы чаще всего используют для улучшения бизнес-процессов (как самые проверенные и эффективные):
- Убрать лишние действия. Подробная схема-описание наверняка выявит промежуточные действия сотрудников, без которых можно обойтись или объединить для большей эффективности.
- Автоматизировать. Если есть оборудование или ПО, которое может полностью заменить человека, и достаточный для его покупки (или разработки) капитал, — лучше это внедрить. Сократится время на исполнение задачи, и будут исключены риски, связанные с человеческим фактором.
- Поменять порядок действий. Здесь нужно понять, какие действия влияют на скорость и качество всего процесса в целом, и что будет, если их поменять местами. Например, если раньше менеджер пиццерии сразу отдавал заказ на кухню, а там выяснялось, что не хватает продуктов для выполнения заявки, то менеджеру приходилось звонить с извинениями и отменять заказ. А если менеджер выяснит наличие продуктов на складе до обратного звонка клиенту (для подтверждения заказа), то уже на этапе подтвердения заказа сможет заменить позиции в заявке либо отменить совсем до ее попадания к поварам.
- Объединение действий по временному или территориальному признаку. Яркий пример: производство консервов прямо на рыболовном судне.
- Дробление большого процесса на мелкие действия. Например, продажу электротехники можно разбить на: личное общение консультанта с клиентом, проверку товара на исправность и оформление гарантийного талона, оплату покупки на кассе. Такой конвейерный подход ускорит продажу в разы.
- Выведение действий «наружу». Сложные и ресурсоемкие задачи можно передать на аутсорс профессионалам, которые справятся с ними быстрее и эффективнее.
Внедрение оптимизации
Казалось бы, продумали изменения, осталось дело за малым — внедрить изменения и радоваться росту прибыли. Но на практике это может занять от полутора до двух месяцев. Шаги такие:
- Разработка новой документации.
- Пробный запуск и отладка измененного процесса на реальных задачах.
- Корректировка действий и всей документации на основании результатов пробного запуска.
- Утверждение нового технического регламента и документации и введение их в постоянный оборот.
Пример оптимизации бизнес-процесса
Давайте пофантазируем. Что можно улучшить в бизнес-процессах из нашего примера?
- В работе менеджера. Обратный звонок можно заменить на смс-подтверждение заказа. Если заказов слишком много и менеджер не справляется, можно внедрить оформление заявки, например, через телеграмм-бота. Который проверит наличие продуктов на складе, отправит заявку на кухню, а адрес и время доставки — в службу доставки.
- На кухне. Держать заготовки для пиццы, салатов и запас напитков (опираясь на спрос).
- В работе службы доставки. Автоматизировать построение маршрутов.
Плюсом после доставки заказа можно добавить автоматический смс-запрос на обратную связь, чтобы клиент оценил качество обслуживания, вкус блюда или написал претензию.
- сокращается время обработки заявки;
- исключаются ошибки из-за человеческого фактора;
- ускоряется приготовление блюд;
- заказ доставляют еще горячим;
- обратная связь позволяет выявить и оперативно исправить слабые места в бизнес-процессах.
ТОП-5 распространенных ошибок оптимизации бизнес-процессов
- Концентрироваться на психологически важных, но несущественных элементах процесса. Допустим, наша пиццерия доставила клиенту холодную пиццу. Клиент оказался склочный — случился скандал. При этом менеджер отдела доставки и водитель утверждают, что не отклонялись от прописанного регламента работы. Кажется, что надо оптимизировать регламенты доставщиков. Но на самом деле причина может лежать в неисполнении регламентов на кухне и копать надо именно там.
- Улучшение «наобум». В бизнесе интуитивные решения часто оказываются неэффективными. В оптимизации надо обязательно просчитывать влияние любого изменения на связанные процессы. Там может случиться коллапс. Например, если автоматизировать обработку заявок, но не подготовить кухню к наплыву заказов, то производство в какой-то момент просто «встанет».
- Вмешательство высшего управляющего звена. Конечно, управляющие кадры понимают в бизнесе больше рядовых сотрудников. Но они практически никогда не могут объективно оценить предложения по оптимизации. Просто потому, что не знают того множества нюансов, которые были учтены при их разработке. К тому же ТОП-ы тратят свое рабочее время, которое могли уделить решению своих прямых рабочих задач.
- Масштабность вносимых изменений. Глобальная оптимизация легко ломает более мелкие, но уже идеально отлаженные и достаточно эффективные процессы. Механизм всего бизнеса ломается изнутри.
- Синдром отличника. Шлифовать бизнес-процессы можно до бесконечности. Но тогда внедрение изменений постоянно откладывается, то есть теряется сам смысл оптимизации.
Оптимизация — достаточно эффективный инструмент для повышения рентабельности бизнеса. Важно не увлекаться и помнить, что иногда лучшее — враг хорошего. Тут легко скатиться до изменений ради изменений, тогда потеряется смысл оптимизации как таковой. Также важно учитывать интересы рядовых сотрудников, которые могут не выдержать кардинальных или перманентных изменений — придется набирать новый персонал. А это потери времени и новые вложения. Подходить к оптимизации нужно серьезно и, если возможно, отдать этот процесс в руки профессионалов.
Источник