- Как увеличить средний чек и запись клиентов
- Что же может помочь в увеличении количества записавшихся (перезаписавшихся)?
- 1. Знание администраторами и специалистами техники продаж.
- 2. Использование скриптов продаж.
- Как превратить клиента в постоянного?
- 1. Использовать стандарты обслуживания клиента
- 2. Также поможет в увеличении повторной записи клиентов так называемый календарь записи.
- Но что касается дополнительных продаж? Какие приемы помогут в увеличении среднего чека?
- Способ № 1. Бланк индивидуальной программы
- Способ № 2. Использование специальных предложений на средства домашнего ухода
- Способ № 3. Чек-лист допродаж
- Повышение среднего чека в салоне красоты: стратегии и приемы
- Стратегии увеличения среднего чека
- Дополнительные продажи
- Предложение дорогой услуги
- Советы для повышения среднего чека
- Информировать клиентов
- Продвигать сложные услуги
- Проводить консультации
- Изучить ЦА
- Презентовать сопутствующие товары
- Формировать комплекты
Как увеличить средний чек и запись клиентов
Многие владельцы бизнеса в индустрии красоты в последние два года отмечают стойкое снижение покупательской способности. Клиенты всё реже приходят на услуги, снижается среднегодовое количество визитов клиентов, продаж абонементов и дорогих услуг. Всё это, безусловно, сказывается на среднем чеке и общем доходе предприятий индустрии красоты.
Это происходит на фоне подорожания оборудования и расходных материалов в совокупности со снижением количества первичных клиентов.
Как выживать в таких условиях не только крупным сетевым салонам, но и небольшим предприятиям?
Планируя и проводя рекламную кампанию для привлечения в салон клиентов, многие руководители не задумываются об этапе записи на услугу. На вопрос: «Сколько из десяти позвонивших клиентов ваши администраторы в силах записать на услугу?» – как правило, руководители отвечают: «Восемь – девять». До тех пор пока не начинают этот показатель измерять. На практике оказывается, что администраторы записывают максимум трех – четырех клиентов из десяти позвонивших. Почему такое происходит?
Проблема – в неумении администраторов работать с обращениями клиентов: администраторы не «открывают» клиента, не выявляют его истинные потребности; презентация услуг, как правило, оставляет желать лучшего, уже не говоря про работу с возражениями. 95 процентов администраторов не «отрабатывают» возражения типа: «дорого» и «я подумаю»!
Чтобы точно знать, над чем работать, и вести статистику обращений, я рекомендую завести Журнал откликов (лучше – в электронном виде). Выглядит он примерно так:
№ | Число | Ф. И. О. клиента | На что отклик (источник рекламы) | Записался или нет (на какую дату) | Пришел/не пришел | Сумма за услугу | На какую сумму купил косметику | Перезаписался или нет |
---|
Кроме того, такой журнал позволит вам подсчитать количество перезаписавшихся клиентов и сумму продаж средств домашнего ухода (что тоже влияет на средний чек).
Что же может помочь в увеличении количества записавшихся (перезаписавшихся)?
1. Знание администраторами и специалистами техники продаж.
Продажа услуг и средств домашнего ухода в клиниках и салонах красоты – это всегда помощь клиенту в решении его проблемы. Поэтому для успешной продажи, для того чтобы клиент захотел приобрести услугу/продукт, он должен понять, как это ему поможет, и ценность услуги или продукта. Администраторы и специалисты должны применять технику продаж медицинских и салонных услуг. Техника основана на принципах общения и выявления потребностей клиента. Она включает шесть этапов:
- «открытие» (этап установления контакта, администратор или специалист должен понравиться клиенту, чтобы он был расположен к общению);
- выявление потребностей (интервьюирование поможет понять ожидание клиента, его страхи, сомнения, реальную мотивацию, а также его ценности);
- презентация (используя ответы клиента, специалист (администратор) рассказывает об услуге (продукте) на языке ценностей клиента и акцентирует внимание на главных для клиента свойствах);
- обоснование (цель на этом этапе – показать, что именно предлагаемая услуга (товар) лучше всего поправит здоровье и внешний вид);
- работа с возражениями (переговоры, устраняющие сомнения клиента, и аргументация, усиливающая желание приобрести услугу или товар);
- «закрытие клиента» (получение согласия на покупку услуги или товара).
Для обучения ваших сотрудников вам придется задействовать тренинги по продажам и сервису. Однако обратите внимание: тренинги должны включать не только теоретическую часть, но и практическую отработку техники продаж с выполнением заданий и тренировками. Нелишним будет приобрести видеокурс по продажам, по нему можно обучать новеньких или освежать знания давно работающих сотрудников.
2. Использование скриптов продаж.
Если у вас нет времени долго обучать и тренировать персонал, а ошибки они совершают постоянно, очень рекомендуем внедрить скрипты – готовые сценарии для разговора с клиентами. Скрипты хороши тем, что это готовый шаблон разговора, который остается только заучить и использовать на практике.
Скрипты – это довольно большой объем описания различных сценариев разговора с клиентами, благодаря которым персонал салона изучает универсальную модель построения общения и обслуживания:
- Как отвечать на входящий звонок клиента.
- Как встречать «первичного» клиента».
- Как продавать и допродавать товары и услуги.
- Как «реанимировать» «спящих» клиентов и заполнять запись.
- Как общаться с недовольными клиентами и сглаживать любые конфликты, создавая лояльных клиентов.
- Как обзванивать клиентов, чтобы они записывались на услуги и не отменяли визит.
- Как работать с сомнениями и возражениями клиентов, особенно с такими, как «подумаю» и «дорого».
- Как продавать средства домашнего ухода и предлагать клиенту депозиты и программы (абонементы и др.).
Использование таких скриптов – это прекрасный задел для увеличения продаж в вашем салоне.
Самые большие потери связаны с тем, что клиент приходит и становится «одноразовым». Как известно, привлечь одного нового клиента стоит в пять раз дороже, чем удержать уже существующего. Конечно, это не значит, что можно перестать заниматься внешним продвижением предприятия и поставить крест на новых посетителях, но в условиях экономического кризиса (отсутствия больших бюджетов на внешнюю рекламу) на первое место выходит необходимость работы со своей клиентской базой и акцентирование внимания на увеличении количества визитов постоянных клиентов и количества допродаж.
Как превратить клиента в постоянного?
1. Использовать стандарты обслуживания клиента
Клиент, которого обслужили на самом высшем уровне, скорее всего, вернется вновь. Согласно исследованию, которое подробно описал в своей книге «Клиенты на всю жизнь» Карл Сьюэлл, клиент, впечатленный сервисом, в 75 процентах случаев вернется вновь. Таким образом, наша главная задача – предоставлять выдающийся сервис.
«Слабое сервисное звено» в большинстве случаев – администратор. Например, равнодушное, холодное отношение к клиентам, пусть и вежливое, – не выдающийся сервис. Недостаточно улыбнуться, поздороваться, проводить в зону ожидания и продолжить болтать с коллегой. Администратор уделяет клиенту внимание, пока тот находится в его поле зрения, предлагает ему напитки, каталоги, спрашивает о самочувствии, может устроить экскурсию по салону и т.д. Администратору необходимо убедиться, что клиент не нуждается в его помощи, и только после этого возвращаться к своим другим обязанностям, а также помнить, что администратор всегда на виду и именно по его поведению, внешнему виду, манерам, речи, настроению и умению общаться клиенты оценивают предприятие индустрии красоты в целом.
Предоставлять выдающийся сервис проще всего, если у вас прописаны стандарты сервиса для администратора и сотрудников. Это как минимум:
- как встречать клиента;
- как проводить экскурсию;
- как работать с недовольным и «трудным» клиентом и т.д.
Выучив и усвоив несколько рекомендаций для создания стандартов, персонал не будет допускать ошибок в общении с клиентами, и клиенты будут всегда в восторге от сервиса.
Вещи, которые выводят клиентов из себя:
- плохая реакция на потребность или вопрос;
- плохое настроение сотрудников;
- плохое обслуживание;
- выслушивание оправданий, почему обслуживание невозможно (почему говорят «нет»);
- равнодушные люди;
- неспособность решать проблемы;
- невозможность пробиться к «живому» работнику при звонке по телефону;
- невозможность получить помощь в случае удачи в предыдущем пункте;
- сотрудники, действующие так, как будто делают одолжение.
Вещи, которые создают незабываемое обслуживание:
- улыбка;
- искренняя забота о клиенте;
- дружелюбное отношение;
- фразы при общении:
- «да, конечно!»;
- «с удовольствием помогу вам»;
- «я здесь для того, чтобы вам помочь»;
- «не проблема, сделаем!»;
- «считайте, что уже сделано»;
- предоставление услуги с превышением;
- комплименты;
- подарки клиентам;
- отточенное мастерство предоставления услуги (товара);
- правильное, эффективное общение;
- быстрое обслуживание;
- оперативное предоставление информации;
- компетентность сотрудников;
- чистота и опрятность помещений и персонала.
Кроме того, в стандартах имеет смысл прописать миссию, организационную политику предприятия и принципы обслуживания. Это поможет каждому сотруднику лучше ориентироваться и не совершать ошибок при обслуживании клиентов.
2. Также поможет в увеличении повторной записи клиентов так называемый календарь записи.
Как показывает практика, большинство предприятий в нашей индустрии не используют этот прием, в связи с чем сталкиваются с проблемой кризиса и «мертвых сезонов». При правильном использовании этого инструмента проблема записи и перезаписи клиентов не так остро стоит перед руководством предприятий индустрии красоты. Календарь обзвона – это не просто фиксация записанных клиентов, это – планировщик посещений на много месяцев вперед, и его заполненность зависит от действий сотрудников, а не от рекламы, как может показаться на первый взгляд.
Календарь записи может вестись в электронном виде (что предпочтительнее), а может быть в виде обычного планинга. В этот календарь администратор заносит рекомендации по записи клиента на следующее посещение, даже если оно состоится лишь через месяц, два-три и т.д.
Как это работает? Например, когда клиент расплачивается, предложите ему заранее предварительно записаться на повторный визит или прислать сообщение (позвонить) с напоминанием о рекомендованном визите. Можете предложить дополнительную скидку за раннюю запись (аналогично раннему бронированию в отелях) или просто аргументировать это удобством для клиента (не нужно помнить о визите и можно бронировать удобные для клиента время и дату).
Например, клиент делает стрижку каждые два месяца. Он посетил ваш салон 10 августа. Предложите ему в момент расчета заранее предварительно записаться на 10 октября и напомните о визите за три-четыре дня до планируемой даты. Ранняя запись позволит вам не только избежать пробелов в записи, но и повысить лояльность клиентов, «привязав» их к себе.
Если же клиент откажется от записи (а тем более просто от напоминания о рекомендованном визите), значит, ему что-то не понравилось. Для вашего предприятия это шанс выяснить причину недовольства и ее ликвидировать. Клиент должен чувствовать, что вам небезразлично его мнение, что вы готовы предпринять меры и исправить ситуацию.
Но что касается дополнительных продаж? Какие приемы помогут в увеличении среднего чека?
Способ № 1. Бланк индивидуальной программы
При каждом посещении клиенту расписывается индивидуальная программа посещений, которая составляется либо профильным специалистом (у которого обслуживался клиент), либо всеми специалистами салона (что предпочтительнее, но сложнее организовать). Например, мастер-стилист пишет, что клиенту рекомендовано сделать стрижку и окрашивание, а потом несколько процедур лечения волос, мастер по маникюру и педикюру рекомендует (назначает) свои услуги, а косметолог (вот она, золотая жила, где индивидуальная программа должна применяться в 100 процентах случаев!) расписывает рекомендованные косметологические процедуры. Важная деталь – не забывайте рекомендовать не только услуги, но и продукцию для домашнего ухода (давайте полезные советы).
Способ № 2. Использование специальных предложений на средства домашнего ухода
На каждое средство домашнего ухода у вас должно быть специальное предложение. Например: «При покупке двух средств – третье в подарок!» или «При покупке трех средств ухода за лицом – скидка 20%!». Всё должно быть оформлено красиво и ярко, клиент должен знать об этих предложениях. Но мало эти предложения разработать, о них нельзя забывать рассказывать. Здесь вам поможет скрипт допродаж для администраторов и мастеров.
Например, когда клиент расплачивается (продажа дополнительных сопутствующих товаров), администратор говорит: «Я рекомендую вам сыворотку для домашнего ухода за вашими волосами. Это очень эффективное средство против секущихся кончиков. Эффект действительно впечатляет… (Рассказывает об эффекте.) Тем более сейчас при покупке двух средств действует скидка – … процентов. Вы непременно должны это попробовать!»
Но как контролировать работу администраторов по продажам средств для домашнего ухода? Для этого используйте способ № 3.
Способ № 3. Чек-лист допродаж
Выглядит такой чек-лист примерно так:
№ | Ф. И. О. клиента | Время | Запрос | Результат (выписать возражения, если были) |
---|---|---|---|---|
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Итого:
Клиентов всего за день:_______________.
Из них приобрели товар или услугу:_____________.
% продаж (количество продаж/количество клиентов): ___________.
Такой чек-лист не только позволит контролировать процесс продаж у ваших администраторов, но и будет мотивировать их продавать. Ведь вы будете видеть, какие у клиента были возражения, скольким клиентам средства домашнего ухода были предложены и какие результаты от продаж. Соответственно, ваши администраторы просто НАЧНУТ ПРЕДЛАГАТЬ и будут выписывать возражения, с которыми они столкнулись, а значит, вы в дальнейшем сможете эти возражения с ними отработать (или изменить что-то в своей ценовой или ассортиментной политике продаж), и у администраторов будет алгоритм работы с возражениями.
Конечно, это далеко не все способы увеличения как записи, так и среднего чека, но, поверьте, даже введение этих небольших изменений в вашу работу сможет дополнительно принести вам в кассу не одну тысячу рублей.
Источник
Повышение среднего чека в салоне красоты: стратегии и приемы
Средний чек – это сумма, которую в среднем оставляет клиент. Параметр характеризует сразу несколько аспектов работы салона: умение администратора и мастеров продавать услуги, отношение постоянных клиентов к салону, а также эффективность маркетинговых акций.
Стратегии увеличения среднего чека
Работать над увеличением показателя необходимо с первых дней существования салона. Необходимо рассчитывать нужный уровень среднего чека в соответствии с количеством клиентов, чтобы выполнить план по продажам и не упустить прибыль.
Многие предприниматели упускают работу по среднему чеку и концентрируются только на расширении клиентской базы. Например, был привлечен новый клиент, который посещает салон на протяжении нескольких месяцев. Однако если каждый раз он пользуется одной и той же услугой, значит, работники взаимодействует с ним не эффективно. В результате бизнес становится нерентабельным, потому что часть продукции становится невостребованной.
Существует две стратегии повышения чека – предлагать дополнительный продукт или переводить клиента на более дорогую услугу вместо той, что он выбрал.
Дополнительные продажи
К любой услуге салона можно предложить что-то в дополнение. Причем это может быть как товар, связанный с процедурой, так и что-то еще. Например, клиент хочет записаться на маникюр и покрытие ногтей лаком. В дополнение можно предложить педикюр. Важна цена дополнительного продукта: она должна составлять не более 50 % от стоимости основной услуги, чтобы клиенту было психологически комфортно заплатить больше, чем он планировал.
Делать подобные допродажи необходимо с помощью скриптов и предварительной подготовки. Сначала необходимо подготовить ассортимент – полный список товаров и услуг. Затем к каждой позиции необходимо подобрать 1–2 дополнение, которые можно предложить. Например:
- к стрижке можно предложить окрашивание, а также аксессуары для укладки – расчески, лак для фиксации, воск и другие аналогичные средства;
- к окрашиванию волос можно предложить услугу мелирования, а также шампунь, бальзам, маски для поддержания цвета;
- к маникюру можно предложить покрытие ногтей лаком, педикюр, масло для ногтей, крем для рук;
- к массажу можно предложить крем или масло для тела, а также массаж другого вида.
Затем необходимо составить скрипт допродаж. Он необходим для администраторов, чтобы они знали, как правильно подвести диалог с клиентом к допродаже. Многие работники салонов или мастера чувствуют себя неуверенно, когда нужно самим проявить инициативу и что-то продать клиенту. Благодаря скрипту работник будет знать, как правильно подвести клиента к покупке и с большей вероятностью получить согласие на дополнительную услугу.
Вот что еще можно сделать для увеличения чека в рамках этой стратегии:
- оказывать вторую услугу в том же кабинете. Нужно уточнить, есть ли свободный мастер, который может выполнить процедуру прямо сейчас. Если клиенту придется ждать, пока освободится другой мастер, или переходить в другой кабинет, он может отказаться от допуслуги и заплатить только за то, ради чего изначально записывался;
- упомянуть о скидках и акциях. Денежная выгода – это триггер, который может подтолкнуть клиента к дополнительным услугам. Упоминать о скидке необходимо на этапе записи посетителя на процедуру. Однако нужно придумать более оригинальную фразу, чем заезженное информирование об акциях.
Предложение дорогой услуги
Во многих салонах красоты работают специалисты, которые выполняют одинаковую процедуру, но обладают разной квалификацией. Например, мастер по маникюру может быть новичком, опытным или топ-мастером. В зависимости от опыта, квалификации будет отличаться качество работы и цена. Тогда можно предлагать клиентам записаться на ту процедуру, которую они выбрали, но к более квалифицированному мастеру.
Для такой стратегии повышения среднего чека тоже нужен скрипт, чтобы администраторы не отпугнули клиентов более высокой ценой. Например, общение может строиться следующим образом. Человек записывается на процедуру и интересуется ее стоимостью. Администратор отвечает, что в салоне работает несколько мастеров. Он предлагает посетителю ответить на несколько вопросов, чтобы определить, какой мастер ему подходит. Вот чем можно поинтересоваться:
- поводом, для которого клиент заказывает процедуру. Например, если человеку нужна новая стрижка, так как предстоит важное мероприятие. Тогда стрижка должна быть выполнена красиво, аккуратно и подобрана правильно. То есть необходим мастер с опытом и квалификацией, чьи услуги стоят чуть дороже;
- особенностями кожи, волос, ногтей клиента. Например, клиентка записывается в салон красоты, чтобы визажист сделал ей макияж. В числе особенностей ее кожи и лица – возрастные изменения. Лифтинг-макияж более сложен в выполнении, к тому же не каждый мастер умеет его делать красиво. И это снова приводит к необходимости записаться к визажисту опытному с более высоким ценником;
- ожиданиями, которые есть от процедуры. К примеру, клиентка записывается на маникюр с покрытием и хочет сложный комплекс услуг – наращивание ногтей, ручной рисунок на нескольких ногтях. Эти навыки могут быть только у некоторых мастеров.
Важно подбирать мастера так, чтобы его цена соответствовала услугам. То есть, если у посетителя салона рядовые запросы, он наводит красоту в штатном режиме, а не ради какого-то события, ему нужен простой дизайн, однотонное окрашивание, то не нужно предлагать ему ТОП-мастера. В этом случае лучше записать его к рядовому сотруднику с бюджетным ценником, но повысить средний чек за счет продажи дополнительного продукта.
Советы для повышения среднего чека
Прирост выручки зависит не только от того, как работники используют техники допродаж, но и от ряда других факторов. Увеличить средний чек можно, если использовать в работе салона следующие советы.
Информировать клиентов
Часто посетители салона не покупают какие-либо товары или услуги, потому что не знают об их существовании. Например, в парикмахерской можно не только сделать стрижку и окрашивание, но и купить профессиональные средства для волос. Однако они не выставлены в зале, информации о них нет в прайс-листе. Чтобы их приобрести, необходимо обратиться к мастеру. Даже если клиенту потребуется какое-то из этих средств, он купит его в другом месте, где он уверен в наличии нужного товара.
Поэтому нужно донести до аудитории полный перечень оказываемых услуг и продаваемых товаров. Например, можно сделать так:
- распечатать список товаров и услуг, повесить его на видном месте в зоне администратора и в рабочем помещении салона. Например, рядом с сушкой для волос, с клиентскими креслами, в зоне ожидания;
- разместить прайс-лист на странице в соцсетях, закрепить его в вечных сторис или в альбоме;
- там же написать несколько постов о каждой группе товаров и услуг отдельно. Ведь не все пользователи умеют искать информацию в профилях.
Продвигать сложные услуги
Некоторые высокомаржинальные услуги не продаются, потому что у клиентов нет понимания, что они из себя представляют. Следовательно, не сформирована потребность в них. Поэтому нужно подробнее рассказать клиентам о сложных и непопулярных услугах. Это можно сделать с помощью буклетов, которые будут лежать в открытом доступе в салоне. Также необходимо обязать мастеров рассказать о своих редких услугах во время выполнения процедуры. Если салон ведет соцсети, то там тоже акцентировать внимание на услугах.
Необходимо донести до клиентов, какие мастера работают в салоне и какие у них есть компетенции. Например, мастер по педикюру одновременно может быть подологом. То есть он может выполнять не только эстетические процедуры, но и лечить ряд заболеваний. Наверняка среди аудитории салона найдутся те, кто захочет проконсультироваться с мастером-подологом.
Проводить консультации
Третий совет напрямую связан со вторым. Чтобы увеличить средний чек, можно запустить новые услуги – консультация у мастеров. Например, консультированием могут заниматься подолог, косметолог, трихолог, дерматолог, если такие есть в штате. Ведь среди клиенток салона лишь единицы довольны состоянием своих волос, ногтей или кожи.
Изучить ЦА
Одна из причин, по которой в салоне низкий средний чек – отсутствие товара или услуги, в которой заинтересована целевая аудитория. Так как ее нет, клиентки обращаются за ней к другим мастерам. Чтобы правильно сформировать ассортимент своих услуг, необходимо изучить потребности целевой аудитории:
- провести опрос среди клиентской базы – по телефону, через анкету на стойке администратора, а также в соцсетях;
- поговорить с работниками салона. Часто во время процедуры клиенты откровенничают. Возможно, они упоминали о своих незакрытых потребностях или о том, какие услуги заказывают в других местах;
- изучить форумы, группы, паблики, где общается целевая аудитория.
Клиентский спрос необходимо изучать не только на процедуры красоты, но и на сопутствующие товары. Например, после окрашивания клиентке предлагают купить профессиональный шампунь для окрашенных волос. Она отказывается, потому что не заинтересована в предложенной марке. Но она купила бы средство ухода, будь оно от другого производителя. У целевой аудитории есть свои представления о хороших и качественных товарах, поэтому салону нужно их знать.
Презентовать сопутствующие товары
Шампуни, бальзамы, кремы, масла и прочая сопутствующая продукция должна находиться в зоне видимости посетителей салона. Они должны иметь возможность свободной подойти, рассмотреть и выбрать что-то для себя. В некоторых салонах витрина с уходовыми средствами есть, но ее располагают позади стойки администратора. Это отсеивает часть посетителей: те, кто не готов покупать средство прямо сейчас, постесняются попросить администратора показать средство ближе.
Также важно, чтобы витрина выглядела привлекательно. Товары следует группировать либо по производителям, либо по назначению. Если на упаковках нет названия на русском языке, нужно его прописать на ценнике, чтобы клиент понимал, для чего это средство. Кроме ценников с актуальной стоимостью, необходимо разместить на витрине брошюры или аннотации, в которых будет подробнее рассказано о каждом средстве. Далеко не все посетители салона разбираются в профессиональной космецевтике, поэтому в аннотациях нужно указывать все, что поможет посетителю выбрать:
- назначение средства;
- эффект, который от него можно получить;
- способ использования;
- для какого типа волос, кожи подходит;
- противопоказания и возможные последствия от использования.
Формировать комплекты
Еще один эффективный совет, который может повысить чек на 50 % – это комплектовать несколько товаров и услуг и продавать их вместе. Самый известный комплект в бьюти-индустрии – маникюр и покрытие ногтей лаком. Однако также можно комплектовать:
- стрижку и окрашивание;
- мелирование или сложное окрашивание и нанесение маски на волосы;
- маникюр и педикюр;
- стрижку и укладку;
- шугаринг зоны бикини и временный татуаж.
Все советы можно применять как в салонах красоты, где оказываются разные услуги, так и в тех салонах, которые специализируются на одном направлении работы. Также советы может адаптировать под себя любой бьюти-мастер.
Источник