Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.
В практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.
Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как взаимосвязаны между собой методы и приемы педагогической деятельности?
2. Подготовьте схему классификации методов педагогической деятельности, выделив в ней: основание классификации, авторов данной классификации, основные группы методов.
3. Назовите основные факторы, обусловливающие выбор методов педагогической деятельности.
4. Какая из известных вам классификаций методов обучения и воспитания кажется наиболее удачной? Обоснуйте свой выбор.
5. В чем состоит отличительная особенность методов проблемного обучения?
6. Что означает оптимальный выбор методов педагогической деятельности?
7. Обоснуйте дидактическую ценность индуктивных и дедуктивных методов.
8. В чем состоит оптимальная особенность методов контроля эффективности педагогического процесса? Каковы возможности машинного, компьютерного контроля в школе?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М., 1989.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. — М., 1990.
Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. — М., 1980.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Л.Скаткина. — М., 1982.
Коротав В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. — М., 1983.
Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: Книга для учителя. — М., 1989.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — 2-е изд. — М., 1972.
Паламарчук П.Ф. Школа учит мыслить. — М., 1986.
Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.
Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю.К.Бабанского и др. — М., 1980.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — Киев, 1975.
Ушинскчй К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. Т. 8. — М., 1950.
Раздел IV ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя
• Сущность педагогической технологии • Структура педагогического мастерства • Сущность и специфика педагогической задачи • Типы педагогических задач и их характеристика • Этапы решения педагогической задачи • Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 1730 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Выбор методов и средств обучения
статья на тему
Успех обучения зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т.е. методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_metodov_i_sredstv_obucheniya.docx | 64.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Выбор методов и средств обучения
Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения.
Под методом обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») понимают систему упорядоченных и целенаправленных взаимодействий между преподавателями и студентами, обеспечивающих реализацию педагогических целей обучения.
Существуют следующие методы обучения.
По источнику информации:
— словестные , наглядные , практические.
По способу усвоения :
— информационно-рецептивный,инструктивно-репродуктивный,продлемного изложения,эвристический , исследовательский.
По способу деятельности преподавателя и обучающегося:
— устное изложение, работа обучающихся, наблюденеи обучающихся.
По дидактической цели:
методы сообщения новых знаний,методы закрепления новых знаний,методы проверки и оценки знаний.
Соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К. Бабанского):
— методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,методы ее стимулирования и мотивации,методы контроля и самоконтроля.
Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени. Выбор, как правило, определяется следующим:
1. Целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин.
2. Целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения.
3. Характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.).
4. Характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.).
5.Организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.).
6. В идом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении.
7.Физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).
Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.
К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.
Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.
В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:
1. Компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени).
2. Адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.).
3. Информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование).
4. Интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).
Выбор методов и средств обучения.
Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
– закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
– общих целей обучения, воспитания и развития человека;
– конкретных образовательно-воспитательных задач;
– уровня мотивации обучения;
– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
– времени, отведенного на изучение того или иного материала;
– количества и сложности учебного материала;
– уровня подготовленности учащихся;
– возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– сформированности у учащихся учебных навыков;
– типа и структуры занятия;
– взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
– особенностей личности педагога, его квалификации.
Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения:
1. Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;
2. Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается;
3. Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;
4. Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.
5. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения для проведения занятий, направленных на результативность учебного процесса.
Источник
Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.
В практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.
Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как взаимосвязаны между собой методы и приемы педагогической деятельности?
2. Подготовьте схему классификации методов педагогической деятельности, выделив в ней: основание классификации, авторов данной классификации, основные группы методов.
3. Назовите основные факторы, обусловливающие выбор методов педагогической деятельности.
4. Какая из известных вам классификаций методов обучения и воспитания кажется наиболее удачной? Обоснуйте свой выбор.
5. В чем состоит отличительная особенность методов проблемного обучения?
6. Что означает оптимальный выбор методов педагогической деятельности?
7. Обоснуйте дидактическую ценность индуктивных и дедуктивных методов.
8. В чем состоит оптимальная особенность методов контроля эффективности педагогического процесса? Каковы возможности машинного, компьютерного контроля в школе?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М., 1989.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. — М., 1990.
Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. — М., 1980.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Л.Скаткина. — М., 1982.
Коротав В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. — М., 1983.
Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: Книга для учителя. — М., 1989.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — 2-е изд. — М., 1972.
Паламарчук П.Ф. Школа учит мыслить. — М., 1986.
Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.
Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю.К.Бабанского и др. — М., 1980.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — Киев, 1975.
Ушинскчй К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. Т. 8. — М., 1950.
Раздел IV ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя
• Сущность педагогической технологии • Структура педагогического мастерства • Сущность и специфика педагогической задачи • Типы педагогических задач и их характеристика • Этапы решения педагогической задачи • Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
Источник