Оптимальный способ педагогической деятельности

Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора

Между различными методами существует органическая взаи­мосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенно­го круга педагогических задач, но при этом косвенно способст­вует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

В практической деятельности учитель, выбирая методы педа­гогической деятельности, обычно руководствуется целями воспи­тания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на воору­жение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В ос­нову педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи ко­торых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципи­ально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития уча­щихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосно­вения к личности, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагоги­ческого воздействия является решительное, неукоснительное тре­бование, но неуместными будут лекция или диспут.

Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содер­жание и принципы, уровень подготовленности класса и его раз­витие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенно­сти учащихся, особенности личности самого педагога.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как взаимосвязаны между собой методы и приемы педагогической деятельности?

2. Подготовьте схему классификации методов педагогической дея­тельности, выделив в ней: основание классификации, авторов данной классификации, основные группы методов.

3. Назовите основные факторы, обусловливающие выбор методов педагогической деятельности.

4. Какая из известных вам классификаций методов обучения и вос­питания кажется наиболее удачной? Обоснуйте свой выбор.

5. В чем состоит отличительная особенность методов проблемного обучения?

6. Что означает оптимальный выбор методов педагогической деятель­ности?

7. Обоснуйте дидактическую ценность индуктивных и дедуктивных методов.

8. В чем состоит оптимальная особенность методов контроля эффек­тивности педагогического процесса? Каковы возможности машинного, компьютерного контроля в школе?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М., 1989.

Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. — М., 1990.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. — М., 1980.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Л.Скаткина. — М., 1982.

Коротав В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. — М., 1983.

Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: Книга для учителя. — М., 1989.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — 2-е изд. — М., 1972.

Читайте также:  Мр153 дульные насадки способ применения

Паламарчук П.Ф. Школа учит мыслить. — М., 1986.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.

Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю.К.Бабанского и др. — М., 1980.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — Киев, 1975.

Ушинскчй К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. Т. 8. — М., 1950.

Раздел IV ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Наше педагогическое производство нико­гда не строилось по технологической ло­гике, а всегда по логике моральной пропо­веди. Именно поэтому у нас отсутству­ют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособле­ний, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя

• Сущность педагогической технологии • Структура педагогического мастерства • Сущность и специфика педагогической задачи • Типы педагогических задач и их характеристика • Этапы решения педа­гогической задачи • Проявление профессионализма и мастерства учи­теля в решении педагогических задач

Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 1730 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Выбор методов и средств обучения
статья на тему

Успех обучения зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т.е. методов обучения.

Скачать:

Вложение Размер
vybor_metodov_i_sredstv_obucheniya.docx 64.01 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор методов и средств обучения

Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения.

Под методом обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») понимают систему упорядоченных и целенаправленных взаимодействий между преподавателями и студентами, обеспечивающих реализацию педагогических целей обучения.

Существуют следующие методы обучения.

По источнику информации:

— словестные , наглядные , практические.

По способу усвоения :

— информационно-рецептивный,инструктивно-репродуктивный,продлемного изложения,эвристический , исследовательский.

По способу деятельности преподавателя и обучающегося:

— устное изложение, работа обучающихся, наблюденеи обучающихся.

По дидактической цели:

методы сообщения новых знаний,методы закрепления новых знаний,методы проверки и оценки знаний.

Соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К. Бабанского):

— методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,методы ее стимулирования и мотивации,методы контроля и самоконтроля.

Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени. Выбор, как правило, определяется следующим:

1. Целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин.

2. Целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения.

3. Характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.).

4. Характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.).

5.Организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.).

6. В идом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении.

7.Физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.

К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.

Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.

В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

1. Компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени).

2. Адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.).

3. Информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование).

4. Интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).

Выбор методов и средств обучения.

Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:

– закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;

– общих целей обучения, воспитания и развития человека;

– конкретных образовательно-воспитательных задач;

– уровня мотивации обучения;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– количества и сложности учебного материала;

– уровня подготовленности учащихся;

– возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

– сформированности у учащихся учебных навыков;

– типа и структуры занятия;

– взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

– особенностей личности педагога, его квалификации.

Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения:

1. Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;

2. Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается;

3. Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;

4. Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.

5. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения для проведения занятий, направленных на результативность учебного процесса.

Источник

Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора

Между различными методами существует органическая взаи­мосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенно­го круга педагогических задач, но при этом косвенно способст­вует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

В практической деятельности учитель, выбирая методы педа­гогической деятельности, обычно руководствуется целями воспи­тания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на воору­жение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В ос­нову педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи ко­торых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципи­ально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития уча­щихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосно­вения к личности, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагоги­ческого воздействия является решительное, неукоснительное тре­бование, но неуместными будут лекция или диспут.

Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содер­жание и принципы, уровень подготовленности класса и его раз­витие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенно­сти учащихся, особенности личности самого педагога.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как взаимосвязаны между собой методы и приемы педагогической деятельности?

2. Подготовьте схему классификации методов педагогической дея­тельности, выделив в ней: основание классификации, авторов данной классификации, основные группы методов.

3. Назовите основные факторы, обусловливающие выбор методов педагогической деятельности.

4. Какая из известных вам классификаций методов обучения и вос­питания кажется наиболее удачной? Обоснуйте свой выбор.

5. В чем состоит отличительная особенность методов проблемного обучения?

6. Что означает оптимальный выбор методов педагогической деятель­ности?

7. Обоснуйте дидактическую ценность индуктивных и дедуктивных методов.

8. В чем состоит оптимальная особенность методов контроля эффек­тивности педагогического процесса? Каковы возможности машинного, компьютерного контроля в школе?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М., 1989.

Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. — М., 1990.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. — М., 1980.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Л.Скаткина. — М., 1982.

Коротав В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. — М., 1983.

Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: Книга для учителя. — М., 1989.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — 2-е изд. — М., 1972.

Паламарчук П.Ф. Школа учит мыслить. — М., 1986.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.

Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю.К.Бабанского и др. — М., 1980.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — Киев, 1975.

Ушинскчй К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. Т. 8. — М., 1950.

Раздел IV ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Наше педагогическое производство нико­гда не строилось по технологической ло­гике, а всегда по логике моральной пропо­веди. Именно поэтому у нас отсутству­ют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособле­ний, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя

• Сущность педагогической технологии • Структура педагогического мастерства • Сущность и специфика педагогической задачи • Типы педагогических задач и их характеристика • Этапы решения педа­гогической задачи • Проявление профессионализма и мастерства учи­теля в решении педагогических задач

Источник

Читайте также:  Лучший способ планирования дня
Оцените статью
Разные способы