Оптическое смешение цветов
В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для художников в их практической работе.
Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстояния кажутся однотонными, а различные цвета сливаются в один цвет.
Первый закон оптического смешения заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать второй хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет.
Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета. К ультрамариновому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному – голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому – ультрамариновый и к голубовато-зеленому – карминно-красный цвет.
Второй закон оптического смешения заключается в том, что при оптическом смешении недополнительных цветов получаются цвета, по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смешении желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желтого с зеленым – синий цвет и т.
Третий закон оптического смешения заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в оптических смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм, и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм, в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный». Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практике живописи пользуются художники.
Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок – в табл.2.
Художники часто применяют в живописи законы оптического смешения цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера – лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптического смешения цветов, изложенные в книге Шеврёля, Поль Синьяк настаивал на преимуществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясностии и блеску».
Но как видно из табл.1, при оптическом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происходит обесцвечивание цвета.
Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера фаюмской живописи, помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрождения, Диего Веласкес и многие другие художники.
Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофана Грека и его учеников свидетельствуют о знании законов пространственного смешения цветов, оживляющих цвет в иконах русской школы.
В живописи использовались и будут использоваться приемы оптического смешения цветов, но рассматривать их можно только как один из возможных приемов построения цветового строя или колорита картины .
Источник
Теория цвета: смешение цветов
Применяемые в живописи краски разделяют по цвету на простые и спектральные, составляющие солнечный цвет. Первые краски нельзя составить из других, но если их смешать, то можно составить все остальные цвета. Выделяют три простых краски: красную – краплак с розово-красным оттенком, желтую – стронциевую с лимонно-желтым оттенком и синюю – лазурь с голубым оттенком.
Леонардо да Винчи первым создал тройную систему цветов.
Им было установлено, что многообразие цвета, найденное еще древними римлянами и греками, ограничено. Леонардо относил к простым цветам: белый, красный, черный, зеленый, синий и желтый. Леонардо да Винчи определил наличие двух возможных аспектов цвета – художественного и физического.
Существующие в живописи несколько видов смешения красок делают возможным получить необходимые цветовые тона или оттенки. Получить нужный цвет и оттенок можно механическим способом, к примеру, смешивая краски на палитре. Также известен оптический метод: тонкий шар просвечивающейся краски наносится поверх уже высохшей, первоначально положенной краски. Художники различают еще и пространственное сочетание как подвид оптического смешения.
Содержание
Механическое смешение
Смешение масляных красок механически обычно производят на палитре. Акварельные же краски смешивают на фаянсовой тарелке, светлой пластмассовой или эмалированной палитре, на белой бумаге и стекле с подложенной белой бумагой. Такие смешения дают возможность получить истинный цвет красок.
Законы оптического соединения цветов при механическом сочетании неприемлемы. Это поясняется тем, что полученный при механическом сочетании цветов результат отличается от того, который образовался вследствие оптического смешения. Для примера соединим три спектральных луча – желтый, красный, синий. Таким образом, получится белый цвет.
Механически смешав краски тех же цветов, можно получить серый цвет. Желтый цвет можно получить при оптическом соединении синего и красного световых лучей, а при механическом смешении две этих краски дадут тускло-коричневый цвет.
Оптическое смешение
Чтобы получить требуемый эффект при оптическом смешении цветов, применяют просвечивающие краски, или, как их еще называют, лессировочные. Палитра масляных красок имеет просвечивающие краски: золотисто-желтая «ЖХ», Ван-Дик коричневый, кобальт синий спектральный, кобальт синий, изумрудная зеленая и волконскоит, тиоиндиго розовая. Еще имеются полулессирующие краски: марс коричневый светлый, марганцевая голубая, сиена натуральная, охра темная.
Для техники корпусного письма создали масляные краски. Корпусное письмо предназначено для отображения рельефной фактуры и передачи света. Мазки масляной живописи часто достигают эффекта пространственной комбинации красок. Это когда используют оптическую смесь пары расположенных близ друг друга цветов. Посмотрев на них с довольно большого расстояния, можно рассмотреть новый цвет. Большинство акварельных красок в палитре относится к лессирующим. Они полностью растворяются в воде (эти краски готовятся на красителях).
При нанесении таких красок на бумагу или на первоначально нанесенную краску цвета просвечиваются или разбеливаются, изменяя тон. Другие акварельные краски изготавливаются посредством земляных пигментов. Краски не способны раствориться в воде, поэтому пигменты оказываются во взвешенном состоянии.
Оптическое сочетание цветов имеет характерные закономерности. Отметим, что к любым оптически образованным хроматическим цветам можно найти другие, так называемые дополняющие хроматические цвета. Такого рода цвет при оптической смеси с первым, взятым в определенной пропорции, будет давать ахроматический цвет – белый или серый. Взаимодополняющими цветами в спектре являются: голубой и оранжевый, красный и зелено-голубой, желто-зеленый и фиолетовый, желтый и синий, пурпурный и зеленый. Данные цвета располагаются на противоположных сторонах цветового круга. Два не дополняющих хроматических цвета в результате оптического смешения дают новый цветовой тон. Этот тон в цветовом круге расположен между сочетаемыми, не дополняющими хроматическими цветами.
Всегда насыщенность цвета, полученная вследствие оптического соединения двух не дополняющих цветов, окажется меньше, чем у смешиваемых цветов.
Пространственное смешение
«Пуантельная» живопись является типичным способом пространственного сочетания красок, при котором точки либо мелкие мазки, находящиеся рядом, создают эффект оптического смешения цветов. На этом принципе основана техника мозаики. Набор мозаики состоит из мелких кусков разноцветного стекла, называемого смальтой. Создавая картину, художнику важно учитывать законы пространственного соединения цветов, так как ее обязательно будут рассматривать с расстояния.
Работая над значительными по своим размерам живописными произведениями, обязательно нужно помнить о достижении возможных эффектов объединения цветов в пространстве, которые рассчитаны на восприятие с больших дистанций.
Художники-импрессионисты в своем творчестве использовали это цветовое свойство. Чаще всего к данному методу обращались те, которые писали мелкими разноцветными пятнами, применяя технику раздельных мазков. Рассматривая картины таких художников с некоторого расстояния, возникает ощущение единого цвета, так как мелкие мазки разных цветов зрительно сливаются.
Спасибо за ваше внимание! Желаем вдохновения и творческих взлетов!
Источник
Оптический способ смешения цветов это
В теории различают два способа смешения цветов: а) слагательный, или оптический, когда два цвета сливаются на сетчатке нашего глаза в один суммарный цвет; б) вычитательный (механический), когда краски смешиваются на палитре или накладываются одна на другую тонким прозрачным слоем — лессировкой
Механический способ смешения цвета
получил свое название вследствие того, что красочная среда, через которую проходит белый луч, поглощает (отнимает) известную долю спектральных цветных лучей. Следовательно, результирующим цветом будет тот, который пропускается красочной средой.
Способами смешения пользуются, чтобы достичь максимальных зрительных эффектов, т. е. вызвать впечатление многокрасочности при минимальном использовании красок. Так, например, уже известно, что только из трех красок: желтой, пурпуровой и голубой — можно получить множество цветов.
От оптического смешения двух положенных рядом небольших цветных мазков или штрихов мы получаем новый, третий цвет. Так, например, красный и желтый дадут оранжевый; зеленый и голубой — аквамариновый; красный и синий — фиолетовый и т. д.
На применении механического способа смешения главным образом основаны техника живописи, полиграфии и набивное текстильное производство.
Взаимно дополнительные пары цветов
Мы уже говорили, что два цвета, дающие при оптическом смешении в определенных пропорциях белый или серый, носят название дополнительных.
Главнейшими взаимно дополнительными парами цветов являются:
- красный — голубовато-зеленый;
- оранжевый — голубой;
- желтый —синий (ультрамариновый);
- желто-зеленый — фиолетовый;
- зеленый — пурпуровый;
- голубовато-зеленый — красный.
При их смешении новых цветовых тонов
не возникает, так как при произвольных количествах получается один из смешиваемых цветов.
На таблице наглядно изображены пары цветов, при оптическом смешении которых получается серый цвет. Это очень легко проверить, если на максвелловский диск поместить два круга из дополнительных цветов (еще раз повторяем — только в определенных количественных отношениях) и начать диск быстро вращать.
Пары цветов, перечисленные выше, в оствальдовском цветовом круге лежат друг против друга. В цветовом круге они несколько сдвинуты.
Пространственное смешение недополнительных цветов (желтого, красного, синего)
Если мы возьмем пару недополнительных цветов и получим из них оптическую смесь, то они будут давать не ахроматические цвета — серые, а новые цвета — хроматические. Эта задача на пространственное смешение основана на получении чисто зрительного эффекта в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии. Мы не увидим выкрашенную плоскость из двух разных цветов, а только один сплошной цвет — суммарный, как результат их смеси. Именно такое смешение цветов (сложение), получаемое на соответствующем расстоянии, носит название пространственного и является одним из видов оптического.
Этот способ имеет широкое применение в текстильной промышленности в частности в ткацком производстве (хлопчатобумажном, шелковом, шерстяном) в тканях из разноцветной пряжи при переплетении основы и утка, при скручивании двух тонких разноцветных нитей в одну (мулине) или же смешивании отдельных крашеных элементарных волокон (меланжирование).
Характерным примером, где можно видеть наглядно эффективное использование и применение такого способа смешения цветов, является широко распространенная клетчатая плательная ткань «шотландка», а также шерстяные пледы, головные платки, шарфы и другие изделия.
На этом принципе основана и мозаичная монументальная живопись, т. е. стенная или плафонная живопись, в которой цветные плоскости выложены из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.
Источник
Механическое и оптическое смешение цвета
В художественной практике мы далеко не всегда пользуемся чистыми цветами. Даже глядя на полосу спектра можно заметить, что оранжевый цвет содержит в себе красный и желтый, а зеленый — желтый и синий, цвет голубой словно состоит из синего и зеленого, а фиолетовый — из синего и красного.
В практике обучения художников сложилась схема основных цветов, состоящая из желтого, красного и синего. Смешивая их между собой на палитре, мы должны получить полный цветовой спектр. На представленной схеме постараемся это воспроизвести.
Таблица 8. Схема механического смешения желтого, красного и синего цветов.
Обратим внимание, что красный, в сочетании с синим, не даст чистый фиолетовый цвет, а скорее коричневый с фиолетовым оттенком. Для получения фиолетового цвета необходимо заменить красный цвет на красный с холодным оттенком. При этом схема основных цветов будет выглядеть следующим образом.
Таблица 9. Схема механического смешения желтого, красного с холодным оттенком и синего цветов.
В научной практике основными цветами принято считать красный, зеленый и синий (иногда синий с голубым оттенком). Причем результат оптического смешения этих цветов может показаться неожиданным хотя бы потому, что в результате смешения красного и зеленого получится желтый.
Таблица 10. Схема оптического смешения красного, зеленого и синего цветов.
Таким образом, мы подошли к двум видам смешения цвета: механическому и оптическому.
К механическому можно отнести следующие смешения:
- Смешение цветов (красок) на палитре, в какой либо посуде кистью, мастихином и прочими приспособлениями.
- Наложение друг на друга прозрачных и цветных пластин на светлом фоне или с подсветкой с обратной стороны.
- Смешение цветов на молекулярном уровне (цветная фотография).
К смешению оптическому относятся:
- Наложение друг на друга цветных световых лучей на светлом экране. (К примеру, если направить в одну точку на экране лучи красный и зеленый, то мы получим желтое пятно).
- Частая смена двух или более цветов, которые наше зрение не успевает фиксировать (детский волчок).
- Разноцветные точки, расположенные рядом, которые на определенном расстоянии, сливаясь в наших глазах, образуют новый цвет. По этому принципу строится живопись художников-пуантилистов (point — франц. точка).
Результат механического и оптического смешения цветов может совпадать, а может и заметно отличаться. Например, красный и жёлтый цвета при любом варианте смешения дают цвет оранжевый, а желтый и синий, дающие при смешении на палитре традиционно зеленые тона, смешиваясь оптически, удивят нас чуть ли не ахроматическим тоном.
Замечено, что результаты оптического и механического смешения становятся похожими в тех случаях, когда смешиваемые цвета расположены близко друг к другу в цветовом круге, и различаются по мере их удаления. Наверняка можно утверждать, что оптическое смешение противоположных (дополнительных) цветов будет очень невыразительным (обесцвеченным) поскольку эти цвета поглощают друг друга.
Ниже приведены работы учеников арт-студии, иллюстрирующие различия двух видов смешения. В верхнем ряду расположены смешиваемые цвета, во втором ряду показан результат механического смешения цветов на палитре, а в третьем — результат оптического смешения, полученный с помощью быстрого вращения исходного круга с двумя цветами с помощью электромоторчика.
Таблица 11. Различия механического и оптического смешения цветов. 1 ряд — смешиваемые цвета, 2 ряд — механическое смешение, 3 ряд — оптическое смешение.
Таблица 12. Различия механического и оптического смешения цветов. 1 ряд — смешиваемые цвета, 2 ряд — механическое смешение, 3 ряд — оптическое смешение.
Таблица 13. Различия механического и оптического смешения цветов. 1-ый ряд — смешиваемые цвета, 2-ой ряд — механическое смешение, 3-ий ряд — оптическое смешение.
Таблица 14. Различия механического и оптического смешения цветов. 1 ряд — смешиваемые цвета, 2 ряд — механическое смешение, 3 ряд — оптическое смешение.
Таблица 15. Различия механического и оптического смешения цветов. 1 ряд — смешиваемые цвета, 2 ряд — механическое смешение, 3 ряд — оптическое смешение.
Интересный результат оптического смешения получается, если изобразить геометрическую композицию пуантилистическим способом акварелью или гуашью.
Таблица 16. Оптическое смешение цветов в геометрической композиции в пуантилистическом стиле
Таблица 17. Оптическое смешение цветов в геометрической композиции в пуантилистическом стиле
Источник