ОПРОСНИК «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ» — МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (16-–18 лет)
Предлагаемый адресат опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» — юноши и девушки 14-17 лет. Опросник позволяет изучить способы и стратегии психологического преодоления негативных ситуаций. Стратегия преодоления — актуальный ответ личности на требования негативной ситуации. Стратегия представляет собой комбинацию способов преодоления, которые определяются как действия человека, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, и разворачиваются в когнитивной, поведенческой или эмоциональной сферах.
Бланк опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС)
Инструкция: Подумай, что ты делаешь, когда случаются негативные ситуации (это ситуации, когда ты сталкиваешься с определенными трудностями, которые вызывают неприятные переживания, ты чувствуешь внутреннее напряжение и беспокойство). Отметь в бланке для ответов (х) те способы преодоления, которые ты используешь в негативных ситуациях.
Ключ к опроснику СПНС
Наименование шкалы | Пункты, составляющие шкалу | Количество пунктов |
Поиск поддержки | 3, 4, 5, 14, 22 | |
Повышение самооценки | 1, 6, 8, 9, 11, 17, 20, 21 | |
Самообвинение | 7, 15, 18, 23, 24 | |
Анализ проблемы | 2, 10, 12, 13, 16 | |
Поиск виновных | –10, 18, 19, 25 |
Для получения «сырых» показателей по шкале нужно просуммировать ответы респондента на каждый пункт, входящий в шкалу.
Пункт 18 входит в шкалы «самообвинение» и «поиск виновных», пункт 10- — в шкалы «анализ проблемы» и «поиск виновных» (пункту в этой шкале присваиваются обратные значения, то есть баллам 0, 1, 2, 3, 4 присваиваются, соответственно, значения 4, 3, 2, 1, 0.
Результаты стандартизации опросника СПНС
Психологические нормы (в баллах) по шкалам опросника СПНС
Шкалы | Стандартные оценки (М±а) |
Поиск поддержки | 7,987±3,674 |
Повышение самооценки | 15,766±4,459 |
Самообвинение | 7,714±3,479 |
Анализ проблемы | 11,733±3,О81 |
Поиск виновных | 6,212±2,965 |
Таблица перевода «сырых» баллов в стены по шкалам опросника СПНС
Уровни | Стены | «Сырые» баллы по шкалам | ||
Поиск поддержки | Повышение самооценки | Самообвинение | Анализ проблемы | Поиск виновных |
Низкий | 3-7 | 2–5 | ||
1–2 | 8-9 | 1–2 | 6–7 | |
3–4 | 10–11 | 2–3 | ||
Средний | 5–6 | 12–13 | 4–5 | 9–10 |
14–15 | 6–7 | 5–6 | ||
8–9 | 16–17 | 8–9 | 12–13 | |
10–11 | 18–20 | 8–9 | ||
Высокий | 12–13 | 21–22 | 11–12 | 15–16 |
14–15 | 23–24 | 13–14 | 11–12 | |
16 и более | 25 и более | 15 и более | 18 и более | 13 и более |
Описание шкал
Общий показатель по каждой шкале подсчитывается путем сложения баллов (ключ приведен в Приложении 2), затем осуществляется перевод «сырых» баллов в стены (Приложение 3).
Шкала «поиск поддержки» (5 пунктов). К шкале относятся пункты: обращение за поддержкой, солидарность, поиск выхода из ситуации (поиск информации и обращение к специалистам), пассивное сотрудничество, религиозность (обращение к Богу).
Юноши и девушки, выбирающие в качестве доминирующей в негативных ситуациях стратегию преодоления «поиск поддержки», характеризуются ведомостью и экстернальным локусом контроля.
Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют об избегании социальных контактов в стрессовых ситуациях. У респондентов этой группы может наблюдаться проблема взаимозависимости и сложностей в коммуникативной сфере, восприимчивость к ряду заболеваний (Блазер, Хайм, Рингер, Томмен, 1998; Грачев, 1998; Каменская, 1993).[9, 18, 24].
Стратегия «поиск поддержки» является одним из самых мощных копинг-ресурсов в преодолении негативных ситуаций: смягчает влияние негативных ситуаций, сохраняет здоровье и благополучие человека. В то же время она может иметь не только положительный эффект, но и отрицательный. Отрицательный эффект связан с чрезмерным и неуместным оказанием поддержи, поиском поддержки, что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности у человека, находящегося в стрессовой ситуации, перекладыванием ответственности за разрешение ситуации на других.
Шкала «повышение самооценки» (8 пунктов). Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что усилия человека, находящегося в стрессовой ситуации, направлены на повышение самооценки за счет акцента на прошлые успехи и достижения. Главные усилия прилагаются на уход из поля проблемной ситуации путем переключения внимания на что-то другое или кого-то другого (на семью и близких). Межличностные контакты, «принятие других» и участие в их жизни помогает справиться с негативной ситуацией, а также повысить свою самооценку. Таким образом, стремление человека в трудные минуты жизни погружаться в заботы о других людях свидетельствует об обесценивании собственных проблем и о желании укрепления самооценки.
Шкала положительно коррелирует со шкалой «эмоциональный комфорт» опросника СПА. Эмоциональный комфорт достигается путем принятия ситуации как неизбежной, через «преуменьшение ее серьезности», юмора и самоиронии, оптимистической позиции, а также подавления негативных чувств и контроля над ними. В негативной ситуации достаточно тяжело поддерживать оптимистическую позицию. Возможно, здесь речь идет о так называемом «наивном» или «подчеркнутом» оптимизме, который возникает, когда человек прилагает определенные усилия, чтобы чувствовать себя хорошо.
Шкала «самообвинение» (5 пунктов). Респондент, у которого превалируют показатели по данной шкале, в стрессовых ситуациях на поведенческом уровне склонен уходить от проблемы, отказываться от попыток исправить ситуацию, отличается «смирением». Основная активность разворачивается в когнитивной и эмоциональной сферах. Это проявляется в «постоянных мыслях о случившемся», сочетающихся с пессимистическим отношением к происходящему. Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как состояние эмоционального дискомфорта. Респондент склонен искать причину случившегося в себе и обвинять себя, характеризуется «неприятием себя». Обвинения носят характер возмущения и жалости к себе. В целом данная стратегия относится к дезадаптивным.
2.В психологической литературе «самообвинение» рассматривается как пассивный и наименее эффективный способ преодоления негативных ситуаций [Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М., 19989]. Эта стратегия положительно связана со стратегией «поиск виновных». В трехфакторной структуре опросника два фактора объединены в один — «возмущение и жалость к себе». Таким образом, обе шкалы характеризуют эмоциональные стратегии преодоления, но имеют разную направленность: на себя и на других. Юноши и девушки связывают обвинение себя в случившемся и обвинение других, что может характеризовать эту стратегию как поиск ответа на вопрос «Кто виноват?» В зависимости от того, как человек отвечает на этот вопрос — «Я сам виноват, ничего лучшего я не заслуживаю» или «Виноваты другие», — предпочтение отдается одной из двух стратегий преодоления.
Шкала «анализ проблемы» (5 пунктов). Данная стратегия преодоления характеризуется как адаптивная. Респондент, у которого преобладает эта стратегия, отличается стремлением к уединению с целью обдумать возникшую проблемную ситуацию и найти выход. Проблемная ситуация рассматривается как шанс увидеть новые возможности, изменить жизненные установки и ценности (нахождение смысла случившегося). Стратегия дает возможность обрести чувство контроля над ситуаций и над собственной жизнью в целом. В анализе проблемной ситуации присутствует сравнение себя с другими людьми, а также ситуациями, имевшими место в прошлом, что отчасти помогает повысить самооценку и придает силы. Отношение к социальной поддержке можно охарактеризовать как «пассивное сотрудничество», то есть не поиск поддержки, а ее принятие. Социальные контакты характеризуются доверием и принятием помощи: «Доверяю людям, способным оказать поддержку и помощь, они знают, что делают». Данную стратегию выбирают скорее личности со склонностью к доминированию и с внутренним контролем. Эмоциональное состояние характеризуется как достаточно устойчивое, человек сохраняет самообладание, контролирует свои эмоции как наедине с собой, так и с близкими.
91. Шкала «поиск виновных» (4 пункта). Высокие баллы поданной шкале свидетельствуют о том, что респондент ищет причину случившегося вовне. При этом отмечается склонность к выражению раздражения, злости и ярости, направленных на других (агрессивные формы проявления эмоций). Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как дискомфортное, с присутствием постоянной «эмоциональной разрядки», жалости к себе, возмущения: плача, выражения печали, отчаяния, уныния, страха. Эмоции не контролируются ни наедине с собой, ни в присутствии друзей и близких. Респондент характеризуется снятием с себя ответственности за происходящее, перекладыванием ее на других и на ситуацию в целом, а также снижением внутренних требований к нормам своего поведения. Шкала положительно коррелирует дезадаптированностью личности, внешним контролем, неприятием себя и других (связь с неприятием других выше, чем с неприятием себя).
Источник
Гончарова Светлана Сергеевна
Методы и методики_____________________________
ОПРОСНИК «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ» – МЕТОД ДИАГНОТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Гончарова Светлана Сергеевна
преподаватель кафедры прикладной
психологии БГПУ им,М.Танка
Разработана версия Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» для раннего юношеского возраста (14-17 лет). Версия названа — опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС). Опросник СПНС включает 25 утверждений и 5 шкал: поиск поддержки, поддержание самооценки, анализ проблемы, самообвинение и поиск виновных. Описаны приемы валидизации опросника, приведены психометрические характеристики, осуществлена стандартизация его показателей. Опросник адресован психологам-исследователям, практикам и служит для диагностики способов и стратегий преодоления юношами и девушками негативных событий жизненного пути.
Ключевые слова: психологическое преодоление, опросник, валидность, надежность, стандартизация.
Девяностые годы ХХ столетия характеризовались тем, что в психодиагностике усилилось изучение роли ситуаций в поведении индивидуума. Это относилось как к анализу поведения человека в повседневных негативных ситуациях, так и кризисных (природные бедствия, войны, теракты). В это время все большее значение придается разработке инструментов, позволяющих оценить особенности реагирования человека на сложную ситуацию.
В зарубежных эмпирических исследованиях авторы обычно разрабатывают свои собственные методы диагностики психологического преодоления, по форме представляющие собой, как правило, многошкальные опросники, открытые и полуструктурированные интервью или экспертные оценки. К наиболее известным относятся: «Индикатор стратегий преодоления стресса» (разработан J.H.Amirkhan),«Опросник способов психологического преодоления — The Ways of Coping Questionnaire» (R.Lazarus и S.Folkman),«Копинговый перечень для стрессовых ситуаций» (N.S. Endler, J.D.A.Parker), «Шкала совладания – COPE Scale» (C.S.Carver). Для изучения особенностей совладания у детей, подростков и юношества используют: «Перечень жизненных событий и копинга – LECI» (J.E.Dise – Lewis) и «Перечень копинговых ориентаций подростков при переживании проблем – A-COPE (J.M.Patterson, H.I.McCubbin).
В отечественных исследованиях не существует стандартизированных методов изучения стратегий психологического преодоления, в основном это переводные шкалы и опросники, адаптированные на отечественных выборках (Т.Л.Крюкова, Н.А.Сирота, В.М Ялтонский). Одним из самых популярных и широко используемых считается «Индикатор копинг-стратегий», разработанный А.Амирханом (адаптация В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты), который позволяет выявить три стратегии преодоления: решения проблем, поиск социальной поддержки и избегание. Для изучения совладающего поведения в младшем школьном возрасте и у подростков применяют «Опросник копинг-стратегий школьного возраста», созданный американским исследователем П.Джонсом для подростков (адаптация В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты). Опросник содержит перечень из 26 способов преодоления (копинг-стратегий), которые используют дети, когда в их жизни происходят неприятные события.
На момент проведения исследований по изучению совладающего поведения в раннем юношеском возрасте в литературных источниках мы не встретили ссылок на методики, которые позволили бы нам изучить способы психологического преодоления на исследуемой выборке. Поэтому перед нами встала задача создания или разработки версии уже существующей методики. За основу нами был взят Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций» (А.Блазер, Э.Хайм, Х.Рингер, М.Томмен), работа велась с уже переводным вариантом[4].
Целью нашей работы было создание версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» — опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) для раннего юношеского возраста. Логика представленных материалов в данной статье следующая: охарактеризовать Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций»; описать отличия версии (опросника СПНС) от оригинала (Бернского опросника); представить психометрические характеристики опросника СПНС; предложить опросник для пользователя.
Описание Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций». Бернский опросник разработан в клинической психологии в рамках проблемно-ориентированной психотерапии[4]. Применяется как диагностический инструмент консультативной беседы «Критический инцидент», которая имеет шесть структурированных этапов. На третьем этапе беседы, задачи которого: изучение механизмов преодоления кризиса (обычно применяемых; применяемых в кризисных ситуациях; связанных с ресурсами, которыми располагает клиент, адекватных и неадекватных), психолог-консультант может применить опросник «Способы преодоления критических ситуаций». Цель использования опросника – изучение способов преодоления и выявление копинг-ресурсов (личностных и средовых) клиента, находящегося в кризисной ситуации. Общая же цель «Кризисного инцидента» авторами формулируется как «поддержание процессов копинга и преодоления кризиса, поощрение попыток клиента использовать с этой целью адекватные средства и стимулируя использование новых, обещающих успех форм преодоления» [4, с.231].
В основе методов, в том числе и психодиагностических, используемых в ходе кризисного вмешательства, лежат теории кризиса и стресса, когнитивные теории и теории преодоления трудных жизненных ситуаций (А.Бек, К.Дернер), интраиндивидуальный подход, в рамках которого совладающее поведение рассматривается как динамическое явление, соединяющее когнитивную, аффективную и поведенческую сферы (Р.Лазарус, Н.Эндлер). Бернский опросник состоит из 30 утверждений, 5-ти бальной шкалы: «не имеет места», «мало», «средне», «сильно» и «очень сильно», анализ результатов строиться исходя из трех сфер, в которых разворачивается психологическое преодоление: поведенческая, когнитивная и эмоциональная сферы[4,c.262]. Информация по опроснику, который предлагается для решения диагностических задач должна, как минимум включать: детальное описание измерительного инструмента; сведения о процедуре проведения и обработки полученных результатов; описание норм; данные о надежности и валидности [5,с.150]. Переводной вариант Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» представленный и книге «Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход»не отвечает некоторым из перечисленных требований: отсутствует инструкция, процедура расчета суммарных баллов, тестовые нормы. Опубликованный вариант опросника «Способы преодоления критических ситуаций» не защищен от ошибок и произвольного вмешательства в текст при переводе с немецкого языка.
В процессе работы нами был найден еще один русскоязычный вариант Бернского опросника, который апробирован на различных группах больных с получением нормативных данных на здоровой популяции в отделении неврозов и психотерапии института им.В.М.Бехтерева Санкт-Петербурга – опросник Е.Heim (1988)[9]. Опросник состоит из трех шкал, содержащих 26 утверждений, которые определяют способы преодоления трудностей по трем плоскостям копинг-поведения (поведенческой, когнитивной и эмоциональной). Из данной версии исключенными оказались следующие пункты Бернского опросника – из поведенческой шкалы «концентрированное расслабление», «поиск выхода из сложившейся ситуации/ поиск информации и обращение к специалистам», из шкалы когнитивной – «переключение внимания» и «юмор и ирония».
Разработанная нами версия Бернского опросника была названа — опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) (Приложение 1). Полученный опросник СПНС состоит из 25 утверждений, объединенных в 5 шкал; имеет пятипозиционную шкалу, нормативные показатели в «сырых» баллах и стэнах. Сравнительная характеристика Бернского опросника и его вариантов представлена в таблице.1.
Сравнительная характеристика Бернского опросника и
его вариантов (опросника СПНС и опросника Е.Heim)
Параметры | Бернский опросник | О Опросник Е. Heim | Опросник СПНС |
Название | |||
Цель | Выявляет способы преодоления критических ситуаций | Выявляет способы преодоления трудных ситуаций | Выявляет способы преодоления негативных ситуаций |
Количество шкал, их название | поведенческая интеллектуальная эмоциональная | поведенческая интеллектуальная эмоциональная | поиск поддержки повышение самооценки самообвинение анализ проблемы поиск виновных |
Количество пунктов | 25 25 | ||
Шкала оценки | Пятипозиционная «не имеет места», «мало», «средне», «сильно» и «очень сильно» | Дихотомическая «да», «нет» | Пятипозиционная «никогда», «редко», «иногда», «часто», «очень часто» |
Предназначен | Взрослые | Взрослые | Раннее юношество |
Наличие норм | В переводном варианте отсутствуют | Выявлены на здоровой популяции и различных группах больных | Для возраста 14 -17 лет |
Использование | Индивидуальная работа, клиническая практика | Индивидуальная работа, клиническая практика, групповые обследования | Индивидуальная работа, групповые обследования |
Процесс разработки версии Бернского опросника – опросника СПНС был многоэтапным и сводился к следующему:
1 Этап — этап содержательной валидизации опросника СПНС выполнялся 9-тью специалистами-психологами: психологи Национального института образования, школьные психологи г.Минска и г.Барановичи, опыт работы которых более 7 лет.
2 Этап – пилотажное исследование. На этом этапе был сделан анализ утверждений по результатам, полученным в ходе экспертной оценки и пилотажного исследования. Цель этапа — отбор заданий для окончательной версии опросника СПНС.
3 Этап — психометрическая адаптация опросника «Способы преодоления негативных ситуаций», которая включала в себя проверку надежности, валидности, достоверности (анализ пунктов на социальную желательность ответов).
4 этап – стандартизация опросника и характеристика шкал. Получены нормативные показатели по пяти выделенным шкалам опросника СПНС (в «сырых» баллах) и проведена его стандартизация (осуществлен перевод «сырых» баллов с стэны). Объем выборки стандартизации — 307 человек. Дана содержательная характеристика шкал опросника.
5 этап – издание статьи и руководства по применению опросника СПНС.
Охарактеризуем более подробно процесс разработки версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» — опросника СПНС.
Первоначально опросник СПНС имел ту же структуру и количество пунктов, что и Бернский опросник. Однако, в процессе валидизации были выделены 5 шкал (поиск поддержки, поддержание самооценки, самообвинение, анализ проблемы и поиск виновных), которые не соответствовали структуре Бернского опросника (поведенческая, когнитивная и эмоциональная шкалы). Бланк опросника СПНС, который был получен после проведения психометрической адаптации, представлен в Приложении 1.
В связи с ограничением объема статьи мы не будем касаться промежуточных этапов разработки опросника СПНС, которые будут освещены в руководстве по созданию и применению опросника.
Содержательная валидизация опросника СПНС. Утверждения Бернского опросника были переформулированы группой экспертов с учетом следующих требований, во-первых: максимально сохранить психологический смысл утверждений оригинала. Во-вторых, ясности и простоты формулировок; отражения конкретных, а не общих аспектов изучаемой области; вероятности и возможности предлагаемых вариантов ответа. В-третьих, утверждения должны быть понятны респондентам – юношам и девушкам 14-17 лет.
После переформулирования экспертами 30 утверждений и проведения пилотажного исследования (выборка 60 человек) осуществлен анализ пунктов опросника. Утверждения, которые характеризуют такие аспекты психологического преодоления как «активное избегание», «компенсация» и «поиск выхода из ситуации» оказались нерабочими из-за установки на крайние ответы – отсутствовал разброс значений шкалы (у 80% испытуемых были отмечены ответы «очень часто» или «никогда»). Слабость этих пунктов можно объяснить недостаточной репрезентативностью обследуемой выборки. Эти утверждения были заново отредактированы группой экспертов, после чего проведено основное исследование с определением психометрических характеристик опросника СПНС. Определение психометрических характеристик осуществлялось по «лоскутному» плану, то есть не все респонденты участвовали в выявлении каждой психометрической характеристики. В общей сложности в обследовании приняло участие 347 юношей и девушек.
Проверка надежности опросника СПНС. Для проверки надежности опросника СПНС были применены: метод «расщепления», метод «тест-ретест», коэффициент надежности-согласованности (R), коэффициент Кронбаха (α- Кронбаха).
Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего об его однородности (гомогенности) использовался метод ««расщепления»: коэффициент корреляции между четными и нечетными пунктами опросника СПНС равен r=0,675, р
Источник