Опросник способов совладания крюкова куфтяк

Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Скачать:

Вложение Размер
oprosnik_lazarusa.docx 26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса

( Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто — 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

— это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

  • Конфронтационный копинг — пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • Дистанцирование — пункты: 8,9,11,16,32,35.
  • Самоконтроль — пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
  • Поиск социальной поддержки — пункты: 4,14,17,24,33,36.
  • Принятие ответственности — пункты: 5,19,22,42.
  • Бегство-избегание — пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
  • Планирование решения проблемы — пункты: 1,20,30,39,40,43.
  • Положительная переоценка — пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
  • Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  • Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  • Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  • Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  • Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  • Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  • Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  • Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Источник

Опросник способов совладания

(Методика Р. Лазаруса, С.Фолькмана «Копинг-тест» в адаптации Т.Л.Крюковой, Е.В. Куфтяк )

Предлагаемая методика является первой стандартной методикой в области измерения копинга. Имеет 8 эмпирически полученных шкал, которые в свою очередь делятся на 3 группы по таким основаниям, как решение проблем, поиск и использование социальной поддержки и регулирование эмоций.

Предмет диагностики: оценка способов совладания в специфических трудных ситуациях.

Инструкция: Отметьте, пожалуйста, как вы поступаете обычно в трудных ситуациях, выбрав один из предложенных вариантов ответов в опросном листе (никогда-0, редко-1,иногда-2,часто-3).

Оказавшись в трудной ситуации, я никогда редко иногда часто
1. …сосредотачивался на том, что мне нужно было сделать дальше – на следующем шаге
2. …начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь
3. …пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение
4. …говорил с другими, чтобы побольше узнать о ситуации
5. …критиковал и укорял себя
6. …пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть
7. … надеялся на чудо
8. … смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет
9. …вел себя так, как будто ничего не произошло
10. …старался не показывать своих чувств
11. …пытался увидеть в ситуации что-то положительное
12. …спал больше обычного
13. …срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы
14. …искал сочувствия и понимания у кого-нибудь
15. …во мне возникала потребность выразить себя творчески
16. …пытался забыть все это
17. …обращался за помощью к специалистам
18. …менялся или рос как личность в положительную сторону
19. …извинялся или старался загладить
20. …составлял план действий
21. …старался дать какой-то выход своим чувствам
22. …понимал, что сам вызвал эту проблему
23. …набирался опыта в этой ситуации
24. …говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации
25. …пытался улучшить свое самочувствие едой\. выпивкой, курением или лекарствами
26. …рисковал напропалую
27. …старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву
28. …находил новую веру во что-то
29. …вновь открывал для себя что-то важное
30. …что-то менял так, что все улаживалось
31. …в целом избегал общения с людьми
32. …не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться
33. …спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал
34. …старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела
35. …отказывался воспринимать это слишком серьезно
36. …говорил о том, что я чувствую
37. …стоял на своем и боролся за то, что хотел
38. …вымещал это на других людях
39. …пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации
40. …знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить
41. …отказывался верить, что это действительно произошло
42. …давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому
43. …находил пару других способов решения проблемы
44. …старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах
45. …что-то менял в себе
46. …хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось
47. …представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться
48. …молился
49. …прокручивал в уме, что мне сказать или сделать
50. …думал о том, как в данной ситуации действовал бы человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему

Р.Лазарусом и С.Фолкманом предложены следующие ситуативно-специфические стратегии:

Конфронтационный копинг – характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску – п.п. 2,3,13,21,26,37;

Поиск социальной поддержки или усилия обрести эмоциональный комфорт и информацию от других – п.п.4,14,17,24,33,36;

Планирование решения проблем (произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы) – п.п.1,20,30,39,40,43;

Самоконтроль или усилия по регулированию своих чувств и действий – п.п.6,10,27,34,44,49,50;

Дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость) – п.п.8,9,11,16,32,35;

Положительная переоценка (усилия по созданию положительного значения, фокусировке на росте собственной личности, включает также религиозное измерение) – п.п. 15,18,23,28,29,45,48;

Принятие ответственности (признание роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения) – п.п.6,19,22,42;

Бегство-избегание (мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирование от нее) – п.п. 7,12,25,31,38,41,46,47.

Тестовые нормы опросника
копинг-стратегии низкие значения средние значения высокие значения
а б а б а б
Конфронтационный копинг 1-6 0-7 7-11 8-11 12-17 12-16
Дистанцирование 1-6 1-7 7-11 8-11 12-17 12-16
Самоконтроль 4-11 1-10 12-16 11-15 17-21 16-19
Поиск социальной поддержки 0-7 0-7 8-13 8-13 14-18 14-17
Принятие ответственности 0-5 0-5 6-9 6-9 10-12 10-12
Бегство-избегание 3-7 1-7 8-13 8-14 14-23 15-22
Планирование решения проблем 2-10 3-9 11-15 10-13 16-18 14-18
Положительная переоценка 3-9 1-9 10-15 10-14 16-21 15-19

Примечание: а- выборка людей старше 20 лет, б- выборка людей младше 20 лет.

Источник

Опросник способов совладания

Название Опросник способов совладания
Дата 14.08.2013
Размер 95.68 Kb.
Тип Документы
скачать >>>
1. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Инструкция специалисту.doc
2. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/CMAS — детская шкала проявлений тревожности/CMAS — описание.doc
3. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/CMAS — детская шкала проявлений тревожности/CMAS — форма.doc
4. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/FACES 3 — шкала семейной адаптации и сплоченности/Описание FACES 3.doc
5. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/FACES 3 — шкала семейной адаптации и сплоченности/Форма FACES 3.doc
6. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/PARI — измерение родительских установок и реакций/PARI бланк.doc
7. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/PARI — измерение родительских установок и реакций/PARI описание.doc
8. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/PARI — измерение родительских установок и реакций/PARI текст.doc
9. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/АСТ — Анализ семейной тревоги/АСТ — описание.doc
10. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/АСТ — Анализ семейной тревоги/АСТ — форма и бланк.doc
11. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/ВРР — Взаимодействие родитель-ребенок/ВРР — описание.doc
12. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/ВРР — Взаимодействие родитель-ребенок/ВРР — формы и бланки.doc
13. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Гиссенский опросник соматических жалоб/Гиссенский опросник — описание.doc
14. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Гиссенский опросник соматических жалоб/Гиссенский опросник — форма.doc
15. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Дембо-Рубинштейн — измерение самооценки/Дембо-Рубинштейн — описание.doc
16. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Дембо-Рубинштейн — измерение самооценки/Дембо-Рубинштейн-Бланк.doc
17. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Заеко Психологическая дистанция/Заеко — описание.doc
18. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Заеко Психологическая дистанция/Заеко — форма.doc
19. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Индикатор копинг-стратегий/Индикатор копинга — описание.doc
20. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Индикатор копинг-стратегий/Индикатор копинга — форма.doc
21. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/КРС — кинетический рисунок семьи/КРС описание.doc
22. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/КРС — кинетический рисунок семьи/КРС форма.doc
23. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Карта наблюдений Стотта/Карта наблюдений — описание.doc
24. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Карта наблюдений Стотта/Карта наблюдений — форма.doc
25. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Кирк Шкала признания различий/Описание методики Кирка.doc
26. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Кирк Шкала признания различий/Форма методики Кирка.doc
27. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Копинг стратегии школьного возраста Никольская/Никольская — описание.doc
28. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Копинг стратегии школьного возраста Никольская/Никольская — форма.doc
29. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/ОДРЭВ — опросник эмоциональных отношений в семье/ОДРЭВ — бланк.doc
30. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/ОДРЭВ — опросник эмоциональных отношений в семье/ОДРЭВ — описание.doc
31. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/ОДРЭВ — опросник эмоциональных отношений в семье/ОДРЭВ — форма.doc
32. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/ОСС — опросник способов совладания/ОСС — описание.doc
33. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/ОСС — опросник способов совладания/ОСС — форма.doc
34. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Привязанность в мл. школ. возрасте-Пупырева/Привязанность-Пупырева — описание.doc
35. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Привязанность в мл. школ. возрасте-Пупырева/Привязанность-Пупырева — форма.doc
36. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Привязанность стар. подрос-Яремчук/Привязанность-Яремчук — описание.doc
37. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Привязанность стар. подрос-Яремчук/Привязанность-Яремчук — форма.doc
38. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Прихожан -шкала личностной тревожности/Прихожан — описание.doc
39. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Прихожан -шкала личностной тревожности/Прихожан — форма.doc
40. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Распределение ролей в семье Алешина и др/Распределение ролей — бланк.doc
41. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Распределение ролей в семье Алешина и др/Распределение ролей — описание.doc
42. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Распределение ролей в семье Алешина и др/Распределение ролей — форма.doc
Инструкция для педагога-психолога, проводящего диагностику семей Шаг Цель и содержание шага
Детская шкала проявлений тревожности
Детская шкала проявлений тревожности
Цель и назначение методики. Методика предназначена для оценки семейной сплоченности и семейной адаптации (гибкости) – двух основных параметров в «круговой модели»
Faces-3 Форма для родителей
Бланк опросника pari
Опросник измерения родительских установок и реакций
Опросник измерения родительских установок и реакций (pari) Инструкция
Опросник «Анализ семейной тревоги» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990). Цель и назначение методики. Опросник «Анализ семейной тревоги»
Опросник «аст» Инструкция
Цель и назначение методики. Оценка взаимодействия родителей с детьми. Описание и теоретические основы методики. Опросник «Взаимодействие родитель-ребёнок»
Взаимодействие родитель-ребёнок
Гиссенский опросник соматических жалоб
Гиссенский опросник Инструкция
Методика измерения самооценки
Авторитет у сверстников умение многое делать своими руками, умелые руки внешность
Методика измерения психологической дистанции
Методика измерения психологической дистанции
Опросник «Индикатор копинг-стратегий»
Опросник «Индикатор копинг-стратегий» Инструкция
Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс, С. Кауфман, 1972) Цель и назначение методики. Тест «Кинетический рисунок семьи»
Кинетический рисунок семьи Инструкция
«Карта наблюдений»
«Карта наблюдений» Инструкция
«Шкала признания различий» Д. Кирка
Шкала Д. Кирка Инструкция
Опросник копинг-стратегий школьного возраста
Опросник копинг-стратегий детей младшего школьного возраста Семья № Имя Дата рождения
Вопроса Ответ
Опросник эмоциональных отношений в семье
Опросник эмоциональных отношений в семье Инструкция
Опросник способов совладания
Опросник способов совладания (осс)
Опросник на оценку типа привязанности к матери в младшем школьном возрасте
Опросник на привязанность к матери в младшем школьном возрасте
Опросник на привязанность к родителям для старших подростков
Опросник на привязанность к родителям для старших подростков
Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет
Шкала личностной тревожности
Бланк методики «Распределение ролей в семье»
Опросник распределения ролей в семье
Опросник распределения ролей в семье Инструкция

Опросник способов совладания

(R.S. Lazarus, S. Folkman, 1988;

в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, 2004)

Цель и назначение методики. Опросник способов совладания (далее ОСС) предназначен для определения копинг-стратегий, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности. Cчитается первой стандартной методикой в области измерения копинга.

Описание и теоретические основы методики. Методика разрабатывалась
Р. Лазарусом и его ученицей С. Фолкман 1955 по 1988 годы. Окончательный вариант был предложен Р. Лазарусом и С. Фолкман в 1988 году и получил сокращенное обозначение WCQ. Данная методика считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. На русский язык методика была переведена в лаборатории Л.И. Вассермана в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева . На русскоязычной выборке данная методика была адаптирована Т. Л.Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают Р. Лазарус и С. Фолкман, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Совладающее поведение определяется как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. Оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Следует отметить, что для изучения совладающего поведения (копинга) на сегодняшний день используются две группы методов. Первая группа методов изучения копинга – интериндивидуальные опросники – оценивают основные копинг-стратегии как ответ на определенную напряженную ситуацию (потерю работы, болезнь, появление ребенка и т.д.). На измерение интериндивидуального копинга самое большое влияние оказал рассматриваемый нами опросник Р. Лазаруса WCQ, который окончательно оформился в 1988 году, а на русскоязычной выборке был адаптирован Т.Л. Крюковой с коллегами. Вторая группа методов – интраиндивидуальные – представляют собой личностно ориентированные опросники, рассматривающие копинг стратегии как устойчивые характеристики поведения человека или устойчивый стиль его совладания в самых различных ситуациях. Одной из самых известных методик данной группы является опросник Н.Д. Эндлера и Д.А. Паркера, также адаптированный на русскоязычной выборке Т.Л. Крюковой в 2001 году. При этом между результатами, полученными по этим двум группам методов зарубежными авторами обнаружена слабая связь. Исходя из этого, при проведении исследования важно выбрать и определиться, метод какой группы наиболее уместен в данном случае. К. Олдвин предлагает считать критерием выбора методики (интериндивидуальной, ориентированной на процесс совладания или интраиндивидуальной, ориентированной на стиль совладания) являются задачи исследователя. Если речь идет о ближайших последствиях копинга и важно изучить процесс совладания, где на разных этапах стратегия копинга может меняться, то лучше использовать интериндивидуальные методики. Напротив, если интерес в том, чтобы выявить отдаленные последствия копинга и важно выявить те устойчивые стилевые особенности поведения человека, которые их определяют – лучше выбрать интраиндивидуальную методику.

В контексте нашего исследования процесса адаптации в семьях усыновителей на разных его этапах, считаем более значимым использование интериндивидуальной методики, а именно методики ООС. Кроме этого, сама по себе ситуация усыновления является специфической, ненормативной трудностью в жизненном цикле семей

Так как методика ОСС относится к интериндивидуальным многомерным, ориентированным на ситуацию, опросникам, ее характеризует своеобразие инструкции для испытуемых: их просят припомнить недавнее (произошедшее за последнюю неделю или месяц) стрессовое событие из их реальной жизни и то, как они с ним (ней) справились. Методика состоит из 50 вопросов и имеет 8 эмпирически полученных шкал: конфронтативный копинг (6 вопросов), поиск социальной поддержки (6 вопросов), планирование решения проблемы (6 вопросов), самоконтроль (7 вопросов), дистанцирование (6 вопросов), позитивная переоценка (7 вопросов), принятие ответственности (4 вопроса) и бегство-избегание, включающая фантазирование, еду, алкоголь, курение, наркотики или лекарства (8 вопросов).

Процедура проведения. Испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка результатов. Производится в соответствии с ключом.

Ключ:

  • Конфронтационный копинг – пункты: 2,3,13,21,26,37(мах 18 баллов).
  • Дистанцирование – пункты: 8,9,11,16,32,35 (мах 18 баллов).
  • Самоконтроль – пункты: 6,10,27,34,44,49,50 (мах 21 балл).
  • Поиск социальной поддержки – пункты: 4,14,17,24,33,36 (мах 18 баллов).
  • Принятие ответственности – пункты: 5,19,22,42 (мах 12 баллов).
  • Бегство-избегание – пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47 ( мах – 24 балла).
  • Планирование решения проблемы – пункты: 1,20,30,39,40,43 (мах 18 баллов).
  • Положительная переоценка – пункты: 15,18,23,28,29,45,48 (мах 21 балл).

Далее производится подсчет баллов в соответствии со следующим алгоритмом.

  1. Подсчитывается общий балл (Х) по той или иной шкале. Для этого суммируются баллы, набранные респондентом по каждой субшкале, в соответствии с его вариантами ответа.
  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто — 3 балла.
  1. Определяется уровень выраженности той или иной копинг-стратегии по следующей формуле:

X = сумма балов по шкале/ max балл100

где X – уровень выраженности определенной копинг стратегии; max балл =12 или 18 или 21 или 24 соответственно.

Например, если испытуемый набрал по шкале конфронтационного копинга 8 баллов, то уровень напряженности данной копинг-стратегии высчитывается по формуле:.

X = 8 / 18100=44,4%

  • 3) В соответствии с тестовыми нормами, приведенными ниже в Таблице 1, определяется уровень напряженности той или иной стратегии.

Таблица 1 – Тестовые нормы опросника ОСС для людей старше и младше 20 лет

Копинг-стратегии Низкие значения

Средние значения Высокие значения
старше 20 лет (16-20 лет) старше 20 лет (16-20 лет) старше 20 лет (16-20 лет)
Конфронтативный

копинг

от 1 до 6 от 0 по 7 от 7 до 11 от 8 до 11 от 12 по 17 от 12 до 16
Дистанцирование от 1 до 6 от 1 до 7 от 7 до 11 от 8 до 11 от 12 до 17 от 12 до 16
Самоконтроль от 4 до 11 от 1 до 10 от 12 до 16 от 11 до 15 от 17 до 21 от 16 до 19
Поиск социальной поддержки от 0 до 7 от 0 до 7 от 8 до !3 от 8 до 13 от 11 до 18 от 14 до 17
Принятие ответственности от 0 до 5 от 0 до 5 от 6 до 9 от 6 до 9 от 10 до 12 от 10 до 12
Бегство-избегание от 3 до 7 от 1 до 7 от 8 до 13 от 8 до 14 от 14 до 23 от 15 до 22
Планирование решения проблемы от 2 до 10 от 3 до 9 от 11до 15 от 10 до 13 от 16 до 18 от 14 до 18
Положительная переоценка от 3 до 9 от 1 до 9 от 9 до 1 5 от 10 до 14 от 16 до 21 от 15 до 19

Интерпретация результатов. Предполагает учет описания субшкал.

1 – Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

2 – Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

3 – Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей.

4 – Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

5 – Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные на бегство, избегание или уход от проблемы, а не дистанцирование от нее.

6 – Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблеме.

7 – Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного смысла ситуации, концентрация на росте собственной личности, включая также религиозный опыт.

Данные о валидности методики. На русскоязычной выборке данная методика была адаптирована коллективом автором под руководством Т. Л. Крюковой в 2004 году. Выборка для адаптации составила 600 испытуемых: 234 респондента мужского пола, 366 – женского пола. Средний возраст испытуемых = 25,9 лет. Среди них были выделены две группы испытуемых. Первая группа – испытуемые до 20 лет. Общее количество человек в первой группе – 219 человек, среди них 54 человека мужского пола, 165 человек – женского пола, средний возраст 16,6 лет. Вторая группа состояла из взрослых респондентов старше 20 лет в общем количестве 381 человек. Среди них было 180 человек мужского пола и 201 женщина, а средний возраст респондентов составил 35,3 лет. Особую часть выборки составили беременные женщины в количестве 49 человек. Подсчет согласованности шкал (внутренней консистентности опросника) методом вычисления коэффициента альфа Кронбаха для выборки взрослых испытуемых дал следующие результаты:

1 шкала. Конфронтативный копинг: =0,39 (SD=2,63).

2 шкала. Дистанцирование: =0,57 (SD=3,00).

3 шкала. Самоконтроль: =0б52 (SD=3,18).

4 шкала. Поиск социальной поддержки: =0,56 (SD=3,20).

5 шкала. Принятие ответственности: =0,47 (SD=2,15).

6 шкала. Бегство-избегание: =0,52 (SD=3,50).

7 шкала. Планирование решения проблемы: =0,62 (SD=2,91).

8 шкала. Положительная переоценка: =0,59 (SD=3,36).

Как отмечается, результаты показывают не очень высокую согласованность шкал (особенно шкалы «Конфронтативный копинг»). Следует учитывать, что если для интраиндивидуальных опросников минимально приемлемое значение — коэффициента равно 0,65, то для интериндивидуальных допускаются и более низкие значения0,55. Адаптация ООС позволила определить тестовые нормы, которые приведены выше в таблице 1.

Источник

Читайте также:  Каким способом лучше удалить полип эндометрия
Оцените статью
Разные способы