Опрос как способ сбора информации

Вопрос 3. Опрос как метод сбора информации.

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности. Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

Опрос бывает двух видов – анкетирование и интервьюирование. Источник информации для нас – респондент. Анкета должна быть не большой (15-20 мин), предельно понятной. Интервью может быть до 1,5 часов.

Анкетирование. При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:

  • анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое);
  • путем раздачи анкет группе респондентов.

В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов. Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.

Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования. В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.

В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.

Требования к анкете:

  • необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;
  • на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания;
  • вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.

Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.

По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения.

По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню».

В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респонедента по рассматриваемой проблеме.

Интервью. Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации). Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего.

Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку.

Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.

Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.

Социально-статистическая диагностика позволяет получить мнение о различных социально-экономических преобразованиях, работе государственных и муниципальных органов управления, влиянии телевидения на молодежь и другие группы населения.

Экспертный и массовый опрос

Независимо от формы и способа проведения можно выделить такие виды опросов как массовые опросы и экспертные опросы. Экспертный опрос это «заслушивание и фиксация в содержательной и количественной форме суждений экспертов по решаемой проблеме».

Экспертные опросы и массовые опросы, как правило, включаются в исследование для решения различных задач.

Целью массового опроса является получение информации о знаниях, мнениях, ценностных ориентациях и установках респондентов, отражающих их отношение к определенным событиям, явлениям действительности. Цель экспертного опроса заключается в получении информации о самих событиях и явлениях действительности, отраженной в знаниях, мнениях и оценках экспертов.

Читайте также:  Способ для печати штрих

Подобная информация может исходить только от компетентных лиц, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Источник

Опрос как метод сбора социологической информации

Наиболее распространенным методом получения первичной информации является опрос , при котором источником информации выступает словесное сообщение людей. Его основу составляет совокупность вопросов респонденту, ответы на которые дают необходимую исследователю информацию. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценки опрошенных . Различают виды опроса: письменное (анкетирование ) , устное (интервью ) , экспертное (опрос компетентных лиц ) и социометрическое опроса (изучение социально-психологических проявлений межличностных отношений в группе) .

По форме контакта различают следующие варианты опроса: 1 ) личное или опосредованное ( раздаточную , почтовое , прессовое , телефонный ) опрос ; 2 ) индивидуальное или групповое ; 3 ) свободное или формализованное , фокусированного (направлено) ; 4 ) сплошное или выборочное ; 5 ) по месту жительства или работы , во временных целевых аудиториях (пассажиры поезда , участники собрания) .

Анкетный опрос — один из основных видов социологического опроса , сущность которого заключается в том, что опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, которые предлагаются им в виде анкеты . Путем письменного опроса можно одновременно охватить большое количество респондентов за сравнительно короткий отрезок времени. Особенностью анкетного опроса является то, что исследователь не может лично влиять на ход опроса.

Центральная проблема анкетного опроса — формулировки вопросов . В зависимости от содержания вопроса анкеты делятся на вопрос о фактах , вопросы о знании , информированности , вопрос о поведении , вопрос о установки; зависимости от формализованности вариантов ответов — на открытые (без заранее сформулированных ответов ) , полузакрытые (наряду с вариантами ответов остается место для произвольных ответов ) , закрытые ( с заранее сформулированными вариантами ответов ) . По функциям вопросы делятся на содержательно — функциональные , которые служат непосредственно для сбора информации по теме опроса ; вопрос- фильтры , позволяющие « отсеять » от следующего вопроса респондентов , которым этот вопрос не назначается ; контрольные (вопрос- ловушки ) , предназначенные для контроля искренности респондента ; психологически функциональные , которые служат для установления социально — психологического контакта с респондентом .

Интервью — это беседа , которая проводится по заранее намеченной теме, раскрывается в специально подготовленном опроснике . Интервьюер выступает в роли исследователя , который не только задает вопросы , но и направляет разговор , делая это незаметно. Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется вопросник с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения данных, максимально сопоставимых данным, собранным различными интервьюерами; нестандартизированное (неформализованные) интервью — свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте общения и формы фиксации ответов не стандартизированы. В полуформализованное интервью в ходе диалога задаются как заранее подготовленные вопросы , так и дополнительные . Различают также интервью по месту проведения ( на рабочем месте , в непринужденной обстановке ) ; по процедуре проведения (индивидуальные , групповые , одноразовые, многоразовые ) .

Метод социометрии используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, его неформальную структуру , неофициальные микрогруппы и связи между ними. Суть метода — сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора , сделанного каждым членом группы по тому или иному критерию. Каждому опрашиваемому выдают список группы , в котором каждому ее члену присвоены определенный номер и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию . На основе матрицы строится социограмма ( графическое изображение схемы межличностных отношений) , что позволяет увидеть структурные элементы межличностных отношений в коллективе , лидеров коллектива , микрогруппы . Однако на практике могут возникнуть ситуации , когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект — носитель проблемы и , соответственно, использовать его как источник информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса или явления .

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования . Критериями отбора экспертов является род занятий , стаж работы , уровень и характер образования , опыт в определенной сфере деятельности , возраст и др. . Центральный критерий отбора экспертов — их компетентность. Для ее определения с той или иной степенью точности существует два метода : самооценка эксперта и коллективная оценка авторитетности эксперта. Опрос компетентных лиц называются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в социологическом исследовании : оценка состояния (включая причины) и прогнозирования тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Одна из самых простых форм экспертного прогноза — обмен мнениями, предусматривающий одновременное присутствие всех экспертов за « круглым столом», где и происходит выяснение доминирующей позиции по вопросу, который обсуждается .

Читайте также:  Ферментативный способ получения энергии

Источник

Опрос как метод сбора информации.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации на сегодняшний день остается опрос. Опрос может рассматриваться как одна из форм массового общения, навыками которого владеет каждый человек. Однако опрос имеет свои специфические черты. В контакт, как правило, вступают незнакомые друг с другом люди, общение которых ограничено по продолжительности во времени. Кроме того, один из контактирующих выполняет узко профессиональные задачи. Полученные в ходе опроса сведения рассматриваются как конфиденциальная информация.

Опрос представляет собой метод сбора социологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (анкетера-интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом и вытекающие из целей и задач исследования.

Во-первых, в ходе наблюдения и анализа документов социолог фиксирует практическое поведение испытуемого, тогда как использование опросного метода предполагает фиксацию вербального поведения респондента, поэтому есть основания рассматривать опрос как менее точный инструмент исследования. Во-вторых, наблюдение и анализ документов характеризуются односторонней связью между исследователем и испытуемым, следовательно, воздействие исследователя на испытуемого практически сведено к нулю. В ходе же опроса личность исследователя может оказать сильное влияние на содержание ответов респондента, а в конечном итоге – на объективность полученной информации.

К достоинствам опросного метода можно отнести прежде всего его универсальность, а также многообразие информации, характеризующей исследуемый объект. Кроме того, опрос предоставляет исследователю не только информацию об объективных процессах, но и сведения о ценностях, установках поведения, об отношении людей к тем или иным событиям, о моделях взаимодействия представителей разных социальных групп. Опросная процедура позволяет направить ход опроса на получение наиболее ценной информации, связанной с целью и задачами исследования.

Метод опроса имеет большое количество разновидностей, которые социологи активно применяют в своей практической деятельности.

В зависимости от Способа общения Опрос может проводиться в форме анкетирования, когда общение исследователя и респондента опосредовано анкетой и респондент отвечает на вопросы письменно, а также в форме интервью, когда имеет место прямое взаимодействие исследователя и респондента, и респондент устно отвечает на задаваемые исследователем вопросы.

В зависимости от Социального уровня Респондентов опрос может быть индивидуальным, когда исследователь общается только с одним человеком, отвечающим на вопросы, и групповым, когда имеет место общение социолога с группой людей. При этом следует отличать индивидуальное групповое анкетирование, а также индивидуальное и групповое интервью. и пр.).

Основным инструментом опросной процедуры является вопрос. Вопрос можно определить Как включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (обычно в виде вопрошающего мнения), адресуемого респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. Список подобных высказываний, в котором осуществляется запланированный обмен сообщениями, представляет собой опросник. Вопрос всегда сопровождается директивой по поводу того, где и как должна быть записана реакция (ответ) респондента. В совокупности с этой записью вопрос составляет запрограммированный исследователем акт коммуникации с респондентом в письменной (анкетирование) или устной (интервью) форме.

В социологической анкете или бланке интервью могут быть использованы следующие Типы вопросов.

По отношению к цели исследования Вопросы могут быть программно-тематическими (их целью является получение информации, необходимой для решения задач исследования) и процедурными (основное их предназначение в том, чтобы оптимизировать процедуру опроса, например, наладить контакт с респондентом или проверить искренность его ответов).

По отношению к личности респондента Социолог может использовать прямые вопросы, которые предполагают выражение отношения респондента к тому или иному явлению или процессу с точки зрения собственной позиции, или косвенные вопросы. Во втором случае респондент формулирует свои ответы с точки зрения социальной группы в безличной форме.

По уровню стандартизации Различают Открытые вопросы, которые не содержат вариантов ответа, что предоставляет респонденту возможность абсолютно свободно выразить свое мнение по той или иной проблеме;Полузакрытые Вопросы, в которых респондент может либо выбрать имеющийся вариант ответа, либо сформулировать собственное суждение; Закрытые Вопросы, которые содержат полный список всех возможных вариантов ответа.

Читайте также:  Способы задание функции типы функции

Какие требования предъявляются к формулировке вопросов? Прежде всего, вопрос должен быть понятен респонденту. Формулировать его следует таким образом, чтобы используемые термины однозначно толковались всеми испытуемыми. Также необходимо учитывать уровень информированности людей о тех или иных событиях и явлениях. Формулировка вопроса должна быть нейтральной. Вопрос не должен включать пояснения, дополнения, подсказки, направляющие ответы. Конструкция вопроса должна быть вежливой по форме.

Виды опросов.

Опрос по месту жительства респондента (квартирный опрос

Применение
Данный способ проведения опроса подходит для решения большинства задач связанных с изучением потребителей.
Методика проведения
Территория населенного пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.
Достоинства квартирного опроса
-Возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью.
-Возможность демонстрации респонденту стимульных материалов (карточек, образцов продукции и т.д.).
-Простота проведения контроля работы интервьюеров.
Недостатки квартирного опроса
-Высокие требования к квалификации интервьюеров
-Относительно высокая стоимость проведения интервью
-Проблемы, связанные с недоверчивостью/ подозрительностью респондентов

Уличный опрос, опрос в местах продаж (опрос покупателей в магазине), опрос в местах скопления потребителей

Применение
Может применяется для решения широкого круга маркетинговых задач.
Методика проведения
Интервью проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в торговых точках, или в местах скопления потребителей.
Достоинства уличного опроса
-Высокая скорость проведения опроса.
-Относительно низкая стоимость проведения опроса.
-Кроме того, при проведении опроса в местах продаж и/или опроса в местах скопления потребителей появляется возможность опросить некоторые специфические группы респондентов
Недостатки уличного опроса
-Ограничения на продолжительность интервью (до 10 минут)
-Относительная сложность организации контроля за работой интервьюеров
-Сильное влияние погодных условий (снег/ дождь/ мороз/ветер)
-Сложность получения разрешения на проведение опроса в торговых точках (для магазинных опросов/ опросов в местах скопления потребителей), этот процесс может занять продолжительное время и стоить достаточно дорого.

Телефонный опрос

Применение
Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования (например, на В2В-рынках)
Методика проведения
На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.
Достоинства телефонного опроса
-Высокая скорость проведения опроса.
-Относительно низкая стоимость проведения опроса.
-Возможность широкого географического охвата.
-Возможность добраться до труднодостижимых для других видов опроса групп респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтеры, и т.д.)
-Легкость контроля качества работы интервьюеров
Недостатки телефонного опроса
-Серьезное ограничение продолжительности интервью (до 7 минут).
-Невозможность использования стимульных материалов
-Низкий уровень телефонизации средних и небольших городов России

Анкета на самозаполнение

Применение
Иногда это единственный адекватный способ опросить свою целевую группу. В целом, можно выделить два способа сбора информации. В первом случае анкеты собираются сразу после заполнения (например, на выставках и презентациях). Во втором случае анкеты собираются через некоторое время после заполнения (как разновидность – почтовый опрос).
Достоинства анкет на самозаполнение
-Относительно низкая, в некоторых случаях, стоимость проведения
-Отсутствие «эффекта интервьюера»; более высокая откровенность респондентов.
Недостатки анкет на самозаполнение
-Недостаточная скорость сбора данных
-Проблема возврата анкет.
-Проблема репрезентативности выборки

Интернет-опросы

Применение
При существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.)
Достоинства интернет опросов
-Оперативность результатов.
Недостатки интернет опросов
-Стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос
-Стихийность выборки
-Нерепрезентативность выборки
-Отсутствие контроля за действиями респондента

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов.

Источник

Оцените статью
Разные способы