- Интервью как метод сбора информации в журналистике
- Интервьюирование как метод социологического опроса
- Опрос и его методики
- Метод интервью
- Готовые работы на аналогичную тему
- Виды интервью
- Интервьюирование как вид социологического опроса
- Готовые работы на аналогичную тему
- Этапы организации интервью
- Требование к личности интервьюера
- Правила составления вопросов для интервьюирования
Интервью как метод сбора информации в журналистике
Интервью — самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» от 80 до 90% их рабочего времени. К общепринятым в этой профессиональной деятельности относят не менее важные — наблюдение и работу с документами. Все три познавательных метода реализуются комплексно и по принципу дополнительности в зависимости от поставленных задач являются основным или вспомогательным инструментом журналистского поиска.
Виды интервью по М.Лукиной:
1. Информационное— наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Костяком информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем?
2. Оперативное— разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте.
3. Блиц-опрос, или опрос на улице – сбор разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу путем постановки одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.
4. Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы.
5. Интервью-портрет, напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя.
6. Креативное интервью (беседа, диалог) – журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества.
Подготовка к интервью:
— определение цели и характера необходимых сведений (зачем вы хотите взять интервью? каких результатов хотите достичь? почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника? интересен ли он лично вам? есть ли к нему интерес у широкой публики?);
— изучение предмета интервью и собеседника (если журналист располагает временем, то для предварительной подготовки желательно воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой. Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные источники и устные человеческие свидетельства);
— обдумывание хода интервью и вопросов (предварительная работа с источниками поможет определить основную тематику вопросов, продумать их последовательность и наметить путь, по которому журналист вместе со своим героем пойдет к намеченной цели. Вопросник стоит разрабатывать в соответствии с целями, о которых вы уже сообщили своему герою, когда договаривались об интервью);
— выбор места и времени (договариваясь о встрече, назначая время и место, прислушайтесь к пожеланию собеседника: чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время.
Проведение интервью:
встреча с собеседником, приветствие (при выборе того или иного стиля обращения — по имени или имени и отчеству, на «ты» или на «вы» — в первую очередь учитываются, по крайней мере, два фактора: возраст и социальное положение героя);
преамбула интервью (задача интервьюера— попытаться развеять возникшее напряжение и настороженность при встрече; верный путь — поговорить о том, что входит в сферу интересов вашего героя);
стратегия и тактика (вначале — нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы; затем основные; главный вопрос – в конце; желательно завершить разговор на позитивной ноте).
Завершение интервью:в строго установленное время; перед прощанием уточнить неясные вопросы, имена, цифры; уточнить, не хочет ли собеседник что-либо добавить к сказанному.
Возможные барьеры общения:
1. Психологические (несовпадение социальных характеристик беседующих, несовпадение психологического состояния, несоответствие обстановки, в которой протекает процесс общения, целям, смыслу, планам и привычкам участников).
2. Социально-психологические — неосведомленность журналиста о психологическом состоянии социальной группы, к которой принадлежит собеседник.
Этические – нежелание раскрывать свои или чужие секреты, запреты профессиональной этики (врачебной, педагогической и т. д.)
7.Наблюдение как метод сбора информации в журналистике.
Метод наблюдения основывается на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия.Журналистское наблюдение целенаправленно, последовательно, систематично. Тем самым оно отличается от обыденного наблюдения, которое носит спонтанный характер. В отличие от проработки документов, наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности – первичную информацию.
Объем наблюдаемого так велик, что зафиксировать данные с необходимой полнотой архитрудно, и это порождает технические сложности. Отсюда неизбежность дополнительной нагрузки на журналиста при проверке данных наблюдения. Дело в том, что в силу разных причин физического и психологического характера при наблюдении существует опасность иллюзии восприятия – неадекватного отражения наблюдаемого предмета. Возможны и ошибки интерпретации, связанные с избирательностью нашего восприятия.
Особая разновидность этого метода – самонаблюдение. Тут внимание журналиста сосредоточивается на собственном поведении, на внешних и внутренних факторах, которые его определяют, что открывает доступ к сведениям о неочевидных, скрытых процессах, характерных для той или иной ситуации. Но и в данном случае нельзя обойтись без проверки, без соотнесения результатов самонаблюдения с информацией, полученной другими методами, из других источников.
Источник
Интервьюирование как метод социологического опроса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Опрос и его методики
Современные социологические исследование опираются на ряд методов, которые и определяют дальнейший ход исследования и непременно влияют на его результаты. Проводя эмпирический сбор информации, необходимо определить заранее, каким методом пользоваться. В социологии выделяют следующие способы сбора данных:
Опрос является одним из важнейших первичных методов сбора информации. Оно предусматривает прямой или косвенный контакт с респондентами (опрашиваемыми) для получения ответов на вопросы об их убеждении, уровень знаний, отношение к определенному типу товара, поведение и т.д. в форме ответов на поставленные вопросы. Примерно в 90% случаев социологи обращаются именно к этому методу сбора эмпирических данных.
Выделяют два вида социологического опроса:
При анкетировании сам опрашиваемый заполняет бланк анкеты без помощи интервьюера. По форме проведения оно может быть индивидуальным и групповым.
По форме проведения опроса разделяют на прямой и опосредованное. При косвенном опросе интервьюеру связывается с респондентом через вспомогательные средства (телефон, почта, Интернет).В зависимости от источника информации различат массовые и экспертные опросы.
Метод интервью
Интервьюирование — форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.
По степени охвата проблематики интервью делят на:
- свободные (глубокие, клинические, фокусные);
- стандартизированные.
Свободное интервью больше напоминает свободную непринужденную беседу, в которой вопрос интеррвьюера обусловлены конечной целью исследования. Очень часто свободное интервью выступает началом глубокого, его используют как пробное исследование с целью выявления всех неточностей и недостатков для дальнейшего их предотвращения.
Готовые работы на аналогичную тему
Этот метод сбора эмпирических данных имеет следующие преимущества:
- Полученная информация глубже и продуманную сравнению с анкетированием
- Возможность наблюдать не только вербальные, но и вести наблюдение за невербаликой опрашиваемого
- Респондент получает возможность уточнить непонятные ему вопросы
- Возможность получить максимальное количество ответов по сравнению с анкетированием.
Главным недостатком этого метода является малая оперативность процедуры опроса. Также оно требует затраты большого количества средств и времени. Еще одним весомым недостатком интервьюирования риск влияния интервьюера по мнению респондента, может исказить результаты исследования.
Виды интервью
Существует несколько видов интервью:
- Стандартизированное интервью. его особенности находятся в том, что оно проводится в строгой последовательности, вопросы и варианты ответов на них заранее предусматриваются и готовятся социологами. Такие опросы проводят с помощью опросного листа.
- Полу-интервью. Такое интервью проводится не на основе опрашиваемого листа, а памятки с перечнем обязательных вопросов, как правило, полуоткрытых для возможности обсуждения с респондентом поставленной перед ним проблематики.
- Фокусированное интервью. Это целеенаправленая беседа, цель которой заключается в получении ответов на вопросы, которые предусматриваются программой. Различают свободные и стандартизированные интервью.
- Свободное интервью. Оно используется преимущественно только опытными социологами. Сложность свободного интервью заключается в том, что среди исследователем стоит задача собрать информацию без заранее заготовленного бланке с вопросами. Здесь социолог должен сам подбирать вопросы и подходы к опрашиваемым для получения необходимой информации.
- Разведывательное интервью. Его используют на подготовительном этапе социологического исследования. Целью разведывательного интервью является выявление тех или иных неточностей в запланированном исследовании и разработка рекомендаций по их устранению.
Источник
Интервьюирование как вид социологического опроса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Интервьюирование – это метод получения информации во время устного общения между двумя собеседниками – интервьюером и респондентом. Интервью предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.
Интервью используется как дополнение к анкетированию, на стадии подготовки массовых анкетных опросов с целью уточнить ответы по анкете, чаще всего интервью используют для опроса экспертов, специалистов или известных людей. Интервьюирование является самостоятельным методом сбора информации, используется исследователями только тогда, когда нет необходимости в больших выборках.
От анкетирования интервью отличается тем, что бланк с ответами фиксирует не сам респондент, а интервьюер, во время интервью могут использоваться современные технические средства, такие как телефон, диктофон, магнитофон, часто интервьюирование применяется не только в социологии, но и в журналистике, медицине и психологии.
В социальных исследованиях часто используется интервью как сбор первичного материала. Способ интервьюирования рационально применять в случае, если исследователь предполагает объективность в ответах респондента.
В отличие от стандартной беседы интервью всегда имеет определенную цель и предполагает предварительное планирование действий и обработку данных.
Интервьюирование является универсальным методом сбора сведений, информация полученная с помощью интервью может пригодится практически в любом исследовании, так как информация, полученная со слов опрашиваемых лиц всегда несет в себе ценность.
Есть у интервьюирования и свои недостатки, так как оно считается одним из самых субъективных методов в научном познании, во время интервью есть риск получить недостоверную или искаженную информацию, респондент может намерено уклонятся от достоверных ответов или же может отклонятся от истины в силу следующих причин:
- податливость давлению интервьюера;
- незнание каких-то значимых фактов, ложная информация о чем-то;
- негативное отношение к интервьюеру;
- сознательное уклонение от правдивых ответов;
- стереотипное мышление;
- сомнение в сохранении анонимности.
Готовые работы на аналогичную тему
Проводит интервью – интервьюер, который в свое очередь тоже может стать лицом, искажающим собранную информацию, поэтому к его квалификации часто предъявляются высокие требования. Интервьюер должен быть проницательным, психологически устойчивым, коммуникативным, компетентным. Особое значение подчас приобретают при этом сдержанность и терпение, общая эрудиция, гибкость ума, располагающие манеры и внешность, устойчивость к утомлению.
Этапы организации интервью
Существует несколько видов интервью, но вне зависимости от того, какой вид интервью используется в работе исследователя, есть четкая последовательность действий, обеспечивающая должную эффективность реализации данного метода.
Подготовительный этап включает в себя следующие моменты.
- Определить предмет и объект опроса, выбрать вид интервью.
- Составить план интервью, подготовить технические средства регистрации и обработки данных.
- Провести пилотажное интервьюирование.
- Уточнить программу исследования, отредактировать вопросы.
- Составить итоговый вариант совокупности вопросов, способов анализа собираемой информации.
Основной этап – проведение интервью.
Заключительный этап. На этом этапе полученную информацию анализируют и интерпретируют, сопоставление результатов устного опроса с данными, полученными при помощи других методов психологического исследования.
Требование к личности интервьюера
Интервьюер должен быть общительным, терпимым, чутким, эрудированным, иметь грамотную речь и четкую дикцию. В качестве интервьюеров могут выступать как профессиональные социологи, а также представители любых профессий. Как показывает практика, лучшими интервьюерами оказываются не специалисты, в связи с их большей беспристрастностью и нейтральностью по отношению к результатам исследования. Идеальный интервьюер – гомогенен по статусу по отношению к респонденту.
Гомогенный – однородный по составу, свойствам, происхождению и т. п.
Правила составления вопросов для интервьюирования
- Вопросы должны быть логичными, простыми и понятными для респондента.
- Избегать сложных технических терминов и малознакомых слов, слов с неопределенным значением, затрудняющих ответы.
- Избегать слишком личных и не корректных вопросов, так как респондент может отказаться на них отвечать.
- Предпочтение следует отдавать конкретным вопросам, тогда и отвечать на них будут конкретно, избегать абстрактных и обобщенных вопросы.
- Н стоит задавать слишком личные вопросы в начале интервью, если их никак не избежать, стоит их задать уже во время сложившейся беседы.
- Если респондент не разбирается в каких-то предметах или процессах, стоит прояснить ситуацию или привести пример и кратко в двух словах изложить материал.
- Вопросы не должны задевать самолюбия респондента.
- Стоит отступить от логического порядка, чтобы избежать влияния ответов на предшествующие вопросы.
В отличие от анкетирования, интервью не самый простой и дешевый метод сбора информации, для получения одного и того же объема информации с помощью интервью понадобится гораздо больше времени и затраченных средств. Применение интервью как метода в исследовании предполагает наличие специально обученного, компетентного интервьюера, что, естественно, требует не малых финансовых затрат. Интервью может занимать длительное время, что может негативно влиять на результат опроса, может сказать усталость самого респондента и интервьюера.
Все эти нюансы, связанные со сложностями проведения и организации интервью, являются вполне преодолимыми, настраивают на более серьезное отношение к организации интервью с целью использования всех его преимуществ в социологической практике.
Источник