Мышление, речь, воображение и творчество
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 10:07, практическая работа
Краткое описание
Понятие о мышлении как отражении существенных свойств действительности в опосредованной и обобщенной форме.
Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для разрешения познавательных проблем.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Практическая работа по психологии_итог.docx
Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.
6. Основные функции и операции воображения.
- представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
- регулирование эмоциональных состояний;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
- формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
- агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
- схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
- акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
- типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
7. Методы исследования воображения.
Работы Дж. Гилфорда (1954), а затем и П. Торренса (1962) положили начало новому этапу в развитии диагностики креативности, основанному на использовании стандартизованных тестов для изучения творческого потенциала человека. Существенным отличием нового подхода было изучение креативности как самостоятельного фактора, несводимого к общей умственной одарённости [3, с. 83].
Дж. Гилфорд определял креативность как универсальную познавательную творческую способность. В 1959 году Дж. Гилфорд выделил основные различия между двумя типами мыслительных операций: конвергентным и дивергентным. Конвергентное мышление (от лат. сходиться) проявляется в тех случаях, когда человеку, решающему задачу, необходимо на основе множества условий найти одно верное решение. Дивергентное мышление (от лат. расходиться) характеризуется способностью решать одну и ту же задачу разными способами.
Способность человека к конвергентному мышлению можно определить с помощью тестов на интеллект, а способность к конвергентному мышлению является основой для креативности личности как общей творческой способности. На основе этой теории Дж. Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), ориентированные на дивергентную продуктивность.
Эти тесты были предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Они оценивали вербальную (10 субтестов) и невербальную креативность (4 субтеста).
В дальнейшем тест Гилфорда был модифицирован. Батарея тестов, состоящая из 7 субтестов, была предложена Е.Туник. Тест предназначен для детей возрастной группы от 5 до 15 лет [6, с. 7–9].
1. Беглость (лёгкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2. Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3. Оригинальность – своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов.
4. Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели [6, с. 8].
С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работу с тестами можно проводить в групповой форме [6, с. 9].
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления). Задача: перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.
Субтест 2. Заключения. Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Субтест 3. Слова. Модификация для детей 5–8 лет. Задача: придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определённым слогом. Субтест 3. Выражение. Модификация для 9–15 лет. Задача: придумать предложения, состоящие из четырёх слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.
Субтест 4. Словесная ассоциация. Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Субтест 5. Составление изображений. Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур.
Субтест 6. Эскизы. Задача: в квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.
Субтест 7. Спрятанная форма. Задача: найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении [6, с. 9–27].
Дальнейшее развитие эта система получила в трудах Е. П. Торренса (1962–1967 гг.), а также, с определёнными поправками на условия проявления креативности, М. Волаха и Н. Когана (1965 г.).
Е. П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Торренс определял креативность как способность к обострённому восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. К перечню исследуемых Гилфордом факторов Торренс добавляет ещё три свойства дивергентного мышления: «Адекватность», «Сопротивление замыканию» и «Абстрактность названия» [4, с. 6–7].
Первое издание теста Е. Торренса вышло в 1966 году. Последующие переработанные издания появились в 1974 году, а затем – в 1983 году. Батарея тестов Е. Торренса состоит из двух частей: вербальной батареи (7 субтестов) и образной батареи (3 субтеста) [4, с. 3–7].
Вербальный тест состоит из следующих заданий:
«Вопросы»: необходимо задать как можно больше вопросов о происходящем на картинке.
«Причины»: требуется придумать максимальное количество причин, вызвавших события, происходящие на картинке.
«Следствия»: нужно придумать как можно больше следствий, вытекающих из происходящего на картинке.
«Улучшение предмета»: требуется придумать как можно больше оригинальных способов улучшения игрушечного слона.
«Необычное использование»: необходимо назвать как можно больше способов необычного использования картонных коробок.
«Необычные вопросы»: требуется придумать максимально много необычных вопросов о картонных коробках.
«Невероятная ситуация»: нужно придумать как можно больше последствий заданной невероятной ситуации. Этот субтест является адаптацией методики Дж. Гилфорда [4, с. 7–22].
Образная батарея тестов на изобразительное творческое мышление состоит из следующих субтестов:
1. «Создание рисунка»: требуется создать оригинальный рисунок, частью которого является цветное овальное пятно, напоминающее обычные предметы. Цвет и место фигуры испытуемый выбирает самостоятельно.
«Незаконченные фигуры»: необходимо создать оригинальное изображение на основе каждой из десяти незаконченных фигур, которые отличаются друг от друга и навязывают испытуемому определённые устойчивые образы.
«Повторяющиеся линии»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе каждой из тридцати пар одинаковых параллельных линий [4, с. 124–126].
Временные ограничения, введённые Б. Торренсом, позволили стандартизированно измерять креативность и сравнивать разных людей по уровню развития этой способности. В то же время эта особенность теста чаще всего подвергается критике [4, с. 7].
После работ Дж. Гилфорда и П. Торренса различение интеллекта как общей способности к применению знаний и креативности как общей способности к преобразованию этих знаний стало общепринятым. А изучение креативности с помощью тестов выделилось в самостоятельную область психодиагностики [3, с. 83].
Решение задач
Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
Мыслительные операции: анализ, синтез
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
Мыслительные операции: систематизация, анализ.
в) Задание обучающимся: составить текст, используя новые слова.
Мыслительные операции: синтез
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
д) Задание студентам — найти сходство между предложенными чертежами.
Мыслительные операции: сравнение, анализ, конкретизация
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
Мыслительная операция: анализ, конкретизация, синтез.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
Мыслительные операции: сравнение, анализ
з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
Фотопортрет преступника при таких условиях можно составить только при задействовании всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, систематизация.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.
Мыслительные операции: конкретизация, сравнение.
В какой из следующих ситуаций не представлена опосредованность мышления:
а) Определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки.
б) Хотя длина бикфордова шнура не превышала 1,5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.
в) Показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть.
г) Придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд назад код утерян навсегда.
Ответ: на мой взгляд, здесь во всех ситуациях задействована опосредованность мышления:
А) монтер установил способ подключения – последовательное или параллельное, далее начал проверять все лампочки. Т.е. способ подключения влияет на исправность лампочек – анализ. А далее при помощи восприятия – определяется работоспособность лампочек.
Б) Любой сапер с опытом знает, сколько по времени горит бикфордов шнур, также он видит, где стоит грузовик, знает, сколько времени ему потребуется, чтобы дойти до машины — опять задействован мыслительный процесс – анализ, сравнение.
В) Показания приборов – мало только увидеть числовые показания, надо знать, какой уровень показаний является критическим, и какое расстояние до ближайшего аэродрома – мыслительный процесс – анализ, сравнение.
Г) После сильного удара Петру отказали процессы памяти, увиденный или имеющийся код утерян – сложно по вырванному примеру из контекста дать полный анализ. Но, чтобы это обнаружить, Петру надо было либо постараться припомнить код, либо обыскать себя и обнаружить, что носителя с кодом нет, т.е. провести анализ ситуации – мыслительный процесс, а не только восприятие своего состояния.
Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).
Придумайте рассказ, в котором встречаются слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Время на работу 10 минут. После завершения работы прочитайте некоторые из рассказов вслух.
Рассказ оценивают по следующим критериям: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, неожиданность концовки.
Ситуации и учебные задания:
- Написание данного практического занятия – все мыслительные операции, в зависимости от задания.
- Написание заключения к курсовой работе – обобщение, конкретизация.
- Решение олимпиадной логико-математической задачи – абстракция. Часто невозможно решить задачу, используя традиционные подходы. Помогает абстрагирование от ситуации, выход за рамки.
Рассказ: Я шел по дороге и увидел одинокий кабинет в поле. Это выглядело странно, потому что на улице шел дождь, а возле кабинета я ожидал увидеть сторожа, но тщетно.
В двери торчал ключ, я вошел внутрь, потому что хотел укрыться от дождя, но всё что я увидел внутри — сломанная лодка. И тут я понял, что это полная шляпа, ведь в кабинете нет потолка.
Для оценки творческого воображения можно использовать следующую методику. За 5 минут нужно составить как можно больше осмысленных фраз, в каждую из которых должны входить три слова: «свет, воздух, земля».
Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная, оригинальная комбинация, 4 – правильное, логичное сочетание слов, 3 – пожалуй, и так можно, 2 – два слова связаны верно, а третье нелогично, 1 – бессмысленное сочетание слов. После подсчета суммы баллов по всем фразам рассчитывается коэффициент творческого воображения, который равен сумме баллов, деленных на число фраз, написанных за 5 минут.
В воздухе свет и комья земли. Свет льется на землю, окрашивая частички влажного воздуха. Успех крестьянина на земле зависит от света, воздуха и иных погодных условий.
Источник
Тема 6. Человек как биологический индивид. Темперамент
Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).
Опишите ситуации, в которых проявляются основные виды мышления (по различным классификациям).
Тема 5. Мышление
1. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:
а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.
2. В какой из следующих ситуаций не представлена опосредованность мышления:
а) Определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки.
б) Хотя длина бикфордова шнура не превышала 1,5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.
в) Показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть.
г) Придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд код утерян навсегда.
4. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
г) Собирание ребенком конструктора.
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения
е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.
ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях. з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
и) Составление архитектором будущего плана постройки.
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения. л) Решение учебной задачи новым способом.
6. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период
д) Задание ученикам — найти сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.
7. Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной?
A. Часы бывают электронные, механические, настенные, напольные
Б. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих
B. В зависимости от содержания хранящегося в памяти материала различают следующие ее виды: образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную
Г. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.
1. Выделите основные группы индивидных свойств. Для каждой группы приведите примеры конкретных ситуаций, в которых эти свойства проявляются.
2. Опишите ситуации, в которых проявляются следующие свойства темперамента: активность, реактивность, экстраверсия-интроверсия, пластичность — ригидность, темп реакции, эмоциональная устойчивость, сензитивность.
3. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения. а) При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж. б) Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него. в) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом. г) Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности. д) Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал. е) Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок. ж) При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают. з) Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться. и) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека. к) Кирилл не выносит, когда приходится терять время в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задерживает. л) Сообщение о том, что его доклад перенесен с вечернего заседания на утреннее, заметно расстроило доцента Ковалева, и он плохо спал ночью.
4. Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях: а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует. б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору. в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу. г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа. Какие виды психолого-педагогических воздействий можно применить к данным школьникам, учитывая их типы темперамента?
5. Как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях: а) По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной. б) Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины. в) Происходит сбой в работе компьютера и потеряно большое количество информации.
6. Четыре здоровых молодых человека желают стать летчиками-испытателями. Тестирование показало, что X. — холерик, С. — сангвиник, М. — меланхолик, Ф. — флегматик. Кстати, X. — мастер спорта по дзюдо, Ф. — давно и весьма эффективно занимается бегом на длинные дистанции, М. — мастер спорта по прыжкам в воду, а С. — великолепный альпинист. Каково, скорее всего, будет заключение специальной комиссии?
7. Иногда в качестве наказания ребенка оставляют одного в комнате. Для ребенка с каким типом темперамента это наказание окажется наиболее слабым? Аргументируйте свой ответ.
8. При взаимодействии с человеком какого типа темперамента можно быть максимально прямолинейным? Аргументируйте свой ответ.
9. Напишите рекомендации о том, как можно взаимодействовать с людьми различных типов темперамента.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник