Определите способы словообразования подземный сладковатый бабушкин довоенный клетчатый

Содержание
  1. Конспект урока «Практикум по словообразованию». план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Подписи к слайдам:
  6. Предварительный просмотр:
  7. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  8. Заранее . запишите в начальной форме слова, от которых образованы данные прилагательные. определите словообразования. 1. подземный ( это какой? — находящийся под землёй ) 2. сладковатый ( это какой? — не совсем сладкий ) 3. удивительный ( это какой? — такой, который удивил ) 4. железноьетонный ( это какой? — сделанный из железо-бетона ) 5. бездарный ( это какой? — лишенный дара ) 6. бабушкин ( это какой? — принадлежащий бабушке ) 7. тонкостенный ( это какой? — имеющий тонкие стены ) 8. ( это какой? — относящийся к ) 9. золотистый ( это какой? — цвета золота ) 10. довоенный ( это какой? — существовавший до войны )
  9. Ответы 8

Конспект урока «Практикум по словообразованию».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока +презентация по теме «Практикум по словообразованию». Материал на повторение и закрепление

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока «Практикум по словообразованию» 15.11 КБ
Презентация к уроку 533.55 КБ
Таблица «Основные способы словообразования» 14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13 ноября 2017 года

Тема: «Практикум по словообразованию»

Цели: закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора, самостоятельной работы.

— Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Словарная работа

Запись числа и темы

Иллюстрация, экскаватор, понимать (в корнях с чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс а ), коллекция, багряный, бордовый.

III Актуализация знаний

— Какой ряд состоит только из однокоренных слов?

1) Сон, сонный, сны;

2) Бумага, бумаге, бумагой;

3) Заяц, зайчиха, зайчонок;

4) Скрепка, крепить, крепим.

— Какие слова называются однокоренными?

— Как образуются формы слова?

— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы и другие корни. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания).

— Как называется наука, которая изучает части слова?

— Наука, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова, называется… .

— Назовите способы словообразования.

IV Работа по теме урока

Сегодня мы с вами продолжим тренироваться в определении способов словообразования. На партах перед вами лежат таблицы-памятки «Основные способы словообразования», давайте их внимательно изучим.

Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные.

Задание 2. Определите способ словообразования

Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования.

V Подведение итогов

— Расскажите об этапах словообразовательного разбора.

— Какие трудности вы испытываете при словообразовательном разборе?

Комментированное выставление оценок

Домашнее задание. Выполнить карточку.

Запишите слова, от которых образованы данные слова. Определите способ словообразования.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Практикум по словообразованию

Какой ряд состоит только из однокоренных слов? Сон, сонный, сны; Бумага, бумаге, бумагой; Заяц, зайчиха, зайчонок; Скрепка, крепить, крепим.

Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные. Обмен………………………………………………. Наряд………………………………………………. Доброта……………………………………………. Работа………………………………………………. Скромность………………………………………. Зайчонок………………………………………….. Пригород………………………………………….

Задание 2. Определите способ словообразования Подземный………………………………………… Сладковатый……………………………………… Бабушкин…………………………………………… Довоенный………………………………………… Клетчатый…………………………………………

Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования. Протестовать………………………………………. Вредничать………………………………………… Завтракать………………………………………….. Покраснеть…………………………………………. Присвоить……………………………………………

Предварительный просмотр:

Основные способы образования слов в русском языке

Приставка всегда присоединяется к целому слову:

Суффикс присоединяется к основе слова:

Только имена существительные:

  1. Сложение:

А) основа + основа;

Б) основа + основа + суффикс;

Г) сложение сокращенных основ.

Водопад – вода, падать,

темно-синий – темный, синий;

Сенокосилка – сено, косить,

белоснежный – белый, снег;

Спецназ – (войска) специального назначения, ЧТЗ – Челябинский тракторный завод.

  1. Переход из одной части речи в другую

(Новый) знакомый – знакомый (врач)

Мойдодыр – мой до дыр,

Вечнозеленый – вечно зеленый

Чтобы определить способ словообразования, необходимо, прежде всего, найти исходное, производящее слово, то есть то слово, от которого образовано данное. Подобрать производящее слово помогут специальные словесные формулы. Для каждой части речи они свои.

Определяя способ образования существительного, сначала посмотрите, не является ли оно бывшим прилагательным, образованным путем перехода из одной части речи в другую, или бывшим словосочетанием, образованным путем слияния.

Если отвлеченное существительное обозначает действие как предмет, то оно образовано от глагола, если признак как предмет – от прилагательного (рассказ – рассказать, верность – верный).

Если существительное обозначает конкретный предмет, то, определяя, от какого слова оно образовано, воспользуйтесь формулами: тот, кто…то, что…то, чем…то, где… .

Чтобы определить, от какого слова образовано прилагательное, задайте к нему вопрос это какой? и подставьте формулу: похожий на…, сделанный из…, лишенный чего-то, имеющий отношение к … и др.

Например: каменный (это какой? – сделанный из камня) – камень.

Чтобы определить, от какого слова образован глагол, задайте к нему вопрос что это значит? Помните, что многие приставочные глаголы несовершенного вида образуются от приставочных глаголов совершенного вида суффиксальным способом.

Например: вспахивать – вспахать, зашивать – зашить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока.

Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Орфография.Культура речи» предлагаю для учителей русского языка.

Мои наработки на тему:- «Словообразование наречий».

Источник

Заранее . запишите в начальной форме слова, от которых образованы данные прилагательные. определите словообразования. 1. подземный ( это какой? — находящийся под землёй ) 2. сладковатый ( это какой? — не совсем сладкий ) 3. удивительный ( это какой? — такой, который удивил ) 4. железноьетонный ( это какой? — сделанный из железо-бетона ) 5. бездарный ( это какой? — лишенный дара ) 6. бабушкин ( это какой? — принадлежащий бабушке ) 7. тонкостенный ( это какой? — имеющий тонкие стены ) 8. ( это какой? — относящийся к ) 9. золотистый ( это какой? — цвета золота ) 10. довоенный ( это какой? — существовавший до войны )

Ответы 8

1. Земля. Прилагательное образовано приставочно-суффиксальный

2. Сладость. Прилагательное образовано от исходного путем добавления суффиксов и окончания.

3. Диво. Прилагательное образовано от исходного слова добавлением приставки, суффиксов и окончания.

4. Железо и бетон. Сложное прилагательное образовано сложением двух основ, суффикса и окончания.

5. Дар. Прилагательное образовано от исходного слова добавлением приставки, суффикса и окончания.

6. Бабушка. Здесь прилагательное образовано от исходного слова добавлением суффикса и нулевого окончания.

7. Тонкий и стена. Сложное прилагательное образовано от исходных сложением основ, добавлением суффикса и окончания.

8. История. Прилагательное образовано от основы истор-, суффиксов, окончания.

9. Золото. Прилагательное образовано от основы золот-, суффиксов и окончания.

10. Война. Прилагательное образовано от основы воен-, с добавлением приставки, суффикса и окончания.

Источник

Читайте также:  Бестарный способ перевозки молока
Оцените статью
Разные способы