Определите способы словообразования безмерный восклицание

Содержание
  1. Практическая работа по русскому языку и культуре речи. Словообразовательный анализ лексики.
  2. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  3. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  4. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  5. Оставьте свой комментарий
  6. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  7. Подарочные сертификаты
  8. § 21. Основные способы образования слов
  9. Основные способы словообразования с примерами
  10. Содержание:
  11. Морфологические способы словообразования
  12. Приставочный (префиксальный) способ
  13. Суффиксальный способ
  14. Приставочно-суффиксальный
  15. Бессуффиксный способ
  16. Сложение
  17. Сращение
  18. Переход одной части речи в другую
  19. Аббревиация
  20. Усечение
  21. Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
  22. Лексико-синтаксический способ словообразования
  23. Морфолого-синтаксический способ словообразования
  24. Лексико-семантический способ словообразования
  25. Таблица с примерами

Практическая работа по русскому языку и культуре речи. Словообразовательный анализ лексики.

Практическая работа № 4. Словообразовательный анализ лексики.

закрепление знаний, полученных на занятиях;

систематизировать представление о способах словообразования;

проследить историю образования слов.

учебник «Русский язык и культура речи» Антоновой Е.С., Воителевой Т.М.;

«Русский язык 10-11 классы» В.Ф. Греков, Е. Крючков, Л.А. Чешко, М., 2014;

алгоритм словообразовательного разбора слов.

Составить схему или таблицу морфологических и неморфологических способов словообразования. Указать все возможные способы образования слов, дополнить схему своими примерами ( по 2-3 примера).

а) Определить способ словообразования лексем.

Безмерный, восклицание, подумать , подпирать, бледно-голубой, доисторический, настольный, землепроходец, оскорбление, оленевод, преподаватель, учительская, сложносочиненное (предложение), быстрорастворимый, ООН, обучение, учащиеся.

б) Сделать словообразовательный анализ 10 слов по выбору(цепочки)

Образец: сверхмощный — мощный; скалолаз — скала, лазать;

смех — смешить — посмешить — посмешище

Перечислить в тетради основные правила правописания сложных слов. Привести примеры (по 2 слова ). Спишите приведенные ниже слова, объясните правописание.

(Девяност…)летний юбилей, новое (лет…)исчисление, праздное (врем…)препровождение, неожиданное (с)(ум…)сшествие, (с)(ум…)сшедшая скорость.

Отсутствовать (пол)года, исходить (пол)России, объехать (пол)Европы, отработать (пол)смены, встать (пол)третьего, перерыв в (пол)одиннадцатого, (пол)ложки меду купить (полу)кеды, выйти в (полу)финал.

Путеш..ственник, язык..знание, восьм..гранник, ча..питие, кон..водство, кров..обращение, кров..носный, одиннадцат..метровый, сорок..ведерный, сорок..ножка, ст..тысячный, пятидесят..летие, звер..бой, басн..словный, камен..тес, солнц..пек, электр..двигатель, электр..фикация, газ..провод, газ..фикация.

Оценка «5» ставится за 3 верно выполненных задания.

Оценка «4» ставится за 2 верно выполненных задания.

Оценка «3» ставится за верно выполненное задание.

Оценка «2» ставится за неверно выполненные задания.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 315 человек из 58 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1215650

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

§ 21. Основные способы образования слов

I. В пополнении словарного состава русского языка большую роль играет словообразование, создание новых слов на основе имеющихся в языке. Так, от слова компьютер при помощи суффикса -н- образовалось слово компьютерный, от слова стыковаться при помощи приставок со- и рас- были образованы слова состыковаться (соединиться, осуществить стыковку) и расстыковаться (разъединиться, произвести расстыковку); от слов космос и видеть путём сложения основ и при помощи суффикса -ни- было образовано слово космовидение (телевизионные передачи из космоса).

Читайте также:  Возможность выбора человека способа действия для достижения цели

Образование слов в русском языке происходит следующими основными способами:

1) при помощи приставок (приставочный способ), например: приходить, неудачный, предыстория;

2) при помощи суффиксов (суффиксальный способ), например: смелость, серебряный, алеть,

3) при помощи приставок и суффиксов одновременно (приставочно-суффиксальный способ), например: безвкусица, подземный, выпрямить, докрасна,

4) без суффиксов (бессуффиксный способ): вылет, глубь. С помощью бессуффиксного способа образуются от глаголов имена существительные, обычно означающие результат действия, например: взрывать → взрыв, рассветать → рассвет, вздохнуть → вздох, насыпать → насыпь. Бессуффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных, Например: тихий → тишь (ср.: тишина), синий → синь (ср.: синева). Как видно из примеров, при бессуффиксном способе часто происходит чередование звуков в основе исходного слова;

5) при помощи сложения:

а) целых слов, например: времяисчисление, меч-рыба, плащ-палатка;

б) основ слов с помощью соединительных гласных о и е, например: лесостепь, белоснежный, птицеферма, древнерусский, свинцово-серый.

Нередко при сложении основ в образовании слова одновременно участвуют и суффиксы, например: стихотворец, судоходство, правобережный;

в) части основы с целым словом или частей основы, например: стенгазета, спецкор, АТС (автоматическая телефонная станция), вуз (высшее учебное заведение);

6) при помощи слияния слов, входящих в одно словосочетание или (редко) предложение, например: нижеподписавшийся (ср.: подписавшийся ниже), малопригодный (ср.: мало пригодный для работы);

7) при помощи перехода слов из одной части речи в другую, например: рабочий (прилагательное) костюм — молодой рабочий (существительное); любоваться лунной ночью (существительное) — возвратиться (когда?) ночью (наречие).

Показать, как образуются слова в современном русском языке, какие словообразовательные средства при этом используются, ставят своей целью «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова и «Школьный словарь образования слов русского языка» М. Т. Баранова.

II. Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

При разборе слова по составу выясняется, из каких морфем оно состоит. Для этого надо:

1) выделить основу и окончание;

2) последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную);

3) выделить корень.

При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо:

1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу;

2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы);

3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слов, установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых оно образовано.

126. Заполните таблицу «Способы образования слов» своими примерами.

127. Определите способ словообразования.

Безмерный, восклицание, подумать, подпирать, бледно-голубой, доисторический, настольный, землепроходец, оскорбление, оленевод, преподаватель, учительская, сложносочинённое (предложение), быстрорастворимый (кофе), ООН, обучение, учащиеся.

128. Прочитайте. С помощью какого суффикса образованы данные слова?

1) Плавательный, развлекательный, строительный, смертельный, мучительный, общительный. 2) Международник, скромник, труженик, путаник. 3) Учительство, правительство, представительство.

129. Какие из данных слов образованы приставочным способом? Выпишите их. Сделайте их словообразовательный анализ. Побежать, побережье, повариха, выбор, выключатель, выгрузить, подгруппа, подделка, подснежник, повышение, по-зимнему.

130. Прочитайте. Укажите, какие недочёты допущены в употреблении однокоренных слов, какие слова образованы неправильно. Исправьте допущенные ошибки.

1) Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества. 2) На основе своих долгих размышлений Раскольников обосновал и свою теорию. 3) Драма «Гроза» относится к лучшим драматургическим произведениям. 4) Именно в это время появляются романтические произведения, в которых проявилась мечта писателя о новом человеке.

131. Прочитайте. Какие слова образованы неправильно? Исправьте допущенные ошибки и спишите.

1) С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых. 2) Грише Добросклонову заготовлен трудный путь народного заступника. 3) Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. 4) Мне бы хотелось особенно подчеркнуть такие черты характера Иудушки, как лицемерие. 5) От самодурности Дикого страдают не только его домочадцы, но и горожане. 6) Нередко за малейшие повинности крепостных жестоко наказывали. 7) Устои тёмного царства спошатнулись. 8) С поразительной глубиной отражены в романе основные социальные противоречия эпохи. 9) Успех первых пьес значительно упрочил положение драматурга.

Читайте также:  Культура это способ созидательной творческой деятельности

132. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Выпишите из текста выделенные слова, определите способ их образования. Спишите второй абзац, расставляя недостающие знаки препинания.

Хорошо собирать грибы в лесу. Так оно всегда и представляется, что грибник с корзиной должен идти в лес, какой бы он ни был: молоденький сосновый с маслятами и рыжиками, бор-беломошник с боровиками, пёстрый берёзовый с разнообразным грибным населением, тёмный еловый, широкошумный и широколиственный с преобладанием дуба, ольховое, осиновое с примесью ивы чернолесье.

Я редко прихожу с совсем пустой корзиной. В ней может оказаться мало именно тех грибов которые берут все и повсеместно но как на безрыбье и рак рыба так(же) на без-грибье и какая-нибудь говорушка серая или мокруха еловая гриб. (В. Солоухин)

133. По «Школьному словообразовательному словарю» А. Н. Тихонова определите, какие гнёзда (цепочки) слов образованы от исходных слов готовый, ликовать, сосед, из каких значимых частей состоит каждое образованное слово и какой способ словообразования был при этом использован.

Источник

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

  • Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Читайте также:  Формирование критериев критерий это способ

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная) – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

  • График (план работы) – график (художник)

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

  • Древний храм (прям) – храм природы (перен)

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

Приставочный

  • Чистить —очистить
  • Искренний – неискренний
  • Жечь — сжечь

Суффиксальный

  • Нефть – нефтяной
  • Парник – парниковый
  • Производство — производственный

Приставочно-суффиксальный

  • Правый – вправо
  • Граница – безграничный
  • Грязь — загрязнение

Постфиксальный

  • Приходить – приходиться
  • Связывать, связываться
  • Располагать — располагаться

Сложение основ

  • Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
  • Пар, ходить – пароход
  • Лес, заготовка — лесозаготовка

Сложение усеченных основ с целым словом

  • Экологический, система –экосистема
  • Физическая культура – физкультура
  • Драматический кружок — драмкружок

Аббревиатура

  • Средства массовой информации – СМИ
  • Правила дорожного движения – ПДД
  • Организация Объединенных Наций — ООН

Приставочно-постфиксальный

  • Писать – расписаться
  • Думать – задуматься
  • Плакать — расплакаться

Суффиксально-постфиксальный

Источник

Оцените статью
Разные способы