- Имя существительное – таблица разрядов по значению
- Понятие о лексико-грамматических разрядах существительных
- Конкретные и отвлеченные
- Собирательные
- Вещественные
- Одушевленные и неодушевленные
- Нарицательные и собственные
- Сводная таблица разрядов с примерами
- Способы словообразования в русском языке
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
Имя существительное – таблица разрядов по значению
Все слова русского языка, у которых одинаковы морфологические признаки, синтаксические особенности, объединяют в группы – части речи. Внутри части речи слова делят на лексико-грамматические разряды. Слова, относящиеся к тому или иному разряду, объединяют особенности значения, постоянные и непостоянные признаки, словообразовательные схемы.
Например, у местоимений разрядов 9. Один из них, возвратное местоимение, включает только слово «себя». Потому что это местоимение не похоже по признакам ни на какое другое. У прилагательных 3 разряда – качественные, относительные или притяжательные. У имен существительных (ИС) тоже есть деление по лексическим и грамматическим особенностям. Рассмотрим подробно разряды существительных.
Понятие о лексико-грамматических разрядах существительных
Знакомство с ИС начинается с вопросов Кто? Что? Эти два вопроса уже делят по значению все существительные на две большие группы – одушевленные и неодушевленные ИС. Конкретные предметы можно пересчитать, а отвлеченные понятия не поддаются счету. Все оттенки лексического значения учитывают, когда относят имена существительные к определенному разряду.
Конкретные и отвлеченные
Почти все, что мы видим, слышим, осязаем – предметы, люди, звуки, запахи, вкус – это конкретные ИС. Они обозначают то, что существует в нескольких или многих экземплярах. Эти объекты окружающего мира можно пересчитать. А слова, обозначающие их, бывают в единственном и множественном числе:
- города – города – много городов;
- слеза – слёзы – три слезы;
- ученик – ученики – восемь учеников;
- озеро – озера – несколько озер.
Отвлеченные ИС обозначают предметно:
- качество, свойство, т.е. признак: хрупкость, дешевизна, отчаянность;
- состояние: безутешность, голодание, счастье;
- действие: умывание, кормление, ходьба.
Эти абстрактные понятия нельзя пересчитать – отвлеченные ИС не сочетаются с числительными, со словами «несколько», «много». Поэтому они употребляются только в единственном числе.
Но в контексте отвлеченные ИС могут приобретать значение конкретных и употребляться во множественном числе:
- запечатлеть красоты Сибири;
- случайные радости;
- у каждого свои слабости.
Собирательные
Для обозначения совокупности предметов используют слова с собирательным значением. Они бывают либо единственного (студенчество), либо множественного (хлопоты) числа.
Существительные этого разряда бывают:
- собирательные, у которых нет сопоставимого конкретно-вещественного компонента. Хворост как название продукта питания не имеет слова для обозначения каждого отдельно взятого печенья:
– старье,
– руины,
– деньги; - собирательные, у которых есть конкретно-вещественное значение и слова для обозначения единицы, составляющей общее понятие. Хворост для растопки печи состоит из хворостин:
– жемчуг – жемчужина;
– солома – соломинка;
– тряпье – тряпка.
Вещественные
Однородную массу какого-либо вещества нельзя пересчитать, но можно измерить, разделить на части, каждая из которых сохраняет свойства целого:
- Разлить литр молока по стаканам.
- Съесть ложку сметаны.
- Купить баночку белил.
- Насыпать немного муки.
Такие существительные называют вещественными. Они не изменяются по числам, а бывают либо единственного (серебро, шерсть), либо множественного (чернила, сливки) числа.
Но это правило нарушается, если вещественное ИС ед. числа употребляется для обозначения:
- сортов, марок продукта: индийские шелка, синтетические масла;
- огромные массы вещества: пески Сахары, воды Амазонки.
Одушевленные и неодушевленные
Категория определяется по вопросам, отражающим значение: живое (Кто?) или неживое (Что?):
Грамматически категория одушевленности не всегда совпадает обычным представлением о предмете:
- солдаты – одушевленное ИС, а для названия воинских объединений используют неодушевленные: взвод, армия;
- роботы, куклы – это неживые предметы. Но в русском языке эти слова относятся к одушевленным.
В контексте неодушевленное ИС может менять этот признак, если слово используется для обозначения человека. Например, неловкого, малоподвижного мужчину могут обругать словом «тюфяк»:
В примере ИС стоит в винительном падеже, совпадающем с родительным. А это грамматический показатель одушевленности.
Нарицательные и собственные
Нарицательные ИС могут употребляться как собственные:
- Подарили розу и красивый шарик(цветок, надувной шарик).
- По аллее Роза вела на поводке Шарика(имя девочки, кличка собаки).
Сводная таблица разрядов с примерами
Общие сведения о разрядах существительных – в таблице:
Источник
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|