Определите способ связи словосочетаний язык пушкина древнегреческий язык

Определите вид связи словосочетаний (согласование, , примыкание)

язык пушкина
древнегреческий язык
преемственное накопление
хорошо говорить
языковое явление
укоротить язык
тянуть за язык​

Ответы 8

ответ: 1 управление

Язык Пушкина — управление, язык (кого?), существительное, отвечает на вопрос косвенного падежа.

Древнегреческий язык — (какой?) — согласование, зависимое слово является прилагательным.

Преемственное накопление — тоже согласование, объяснение см. выше;

Хорошо говорить — говорить (как?) — примыкание, «хорошо» — обстоятельство, выраженное наречием.

Языковое явление — согласование.

Укоротить (что?) язык — управление, зависимое слово «язык» выражено существительным.

Тянуть за (что?) за язык — управление.

Моя картина — согласование

бабушкина похвала — согласование

а) выполненное задание (с)
б) забота о детях (у)
в) желание учиться (пр.)
г) его книга(пр.)
д) готовый к бою(у.)
е) любовь к родине (у.)
сокращения:
с -согласование
у- управление
пр — примыкание.

3. Определи вид односоставного предложения:
а) Хорошо в лесу в апреле. (безл.)
б) Скажи опр.-личное)
в) Нет в жизни счастья.(безличн.)
г) Светает уж.(безл.)
д) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.(назывн.)
е) Не забуду родину свою. (опр.-личн.)
ж) Тихое утро.(назывн)
з) В дверь позвонили. (неопр.-личн.)
4. Верно ли расставлены знаки препинания в предложениях (запиши, правильно расставив ЗП):
а) Жизнь прожить — не поле перейти.
б) Душа Печорина не каменистая трава.
в) Семью восемь- пятьдесят шесть.
г) Молчанье -золото, когда заходят в храм.
5. Запиши предложения и определи однородные и неоднородные определения, расставив знаки препинания.
а) Профессор открыл свой новенький кожаный саквояж.(неодн.)
б) Мне нравится его широкое скуластое лицо ,всегда бледное и несчастное. (одн.)
6. Выполни пунктуационный разбор предложения (ЗП не расставлены): Калиныч был одарен преимуществами,1 которые признавал сам Хорь, 2 например, 3.он заговаривал кровь,4. испуг ,5 бешенство.
1- присоединяет придаточное
2-3 — вводное слово
4-5-однородные дополнения .

Источник

Презентация к вводному уроку русского языка «Язык как развивающееся явление»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Язык как развивающееся явление». Презентация к уроку русского языка в 10 классе

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…» Константин Дмитриевич Ушинский

Наблюдения над многозначностью слова 1. Язык – подвижный мышечный орган в полости рта. 2. Язык – исторически сложившаяся система звуковых словарных, грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 3. Язык – это народ, нация.

Орфоэпическая минутка Расставьте ударения Договор, столяр, предположить, красивее, начал, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить, торты, досуг, кухонный, балованный, жалюзи, завидно, ломоть, бармен, форзац, средства, сливовый.

Определите способ связи словосочетаний Язык Пушкина, древнегреческий язык, современный язык, языковые явления, укоротить язык, хорошо говорить, тянуть за язык.

Синтаксический разбор предложения. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

Определите вид придаточного предложения 1.И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л.Н.Толстой) 2.Чтобы много знать, надо много учиться. 3.В русский язык по необходимости вошло множеств иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий. (В. Белинский) 4. Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и случая. (Рассел Бертран Артур Уильям). 5. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.(Л. Толстой)

Читайте также:  Деятельность как специфический способ бытия социального

Определите разновидность подчинительной связи Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И. С. Тургенев)

Цель нашего урока Задачи урока Учиться самостоятельно решать поставленные проблемы путем наблюдения за языковыми фактами; доказывать, что язык развивается, что наша речь богата; объяснять значения слов; проследить роль языка в жизни общества. Познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

Невозможно определить сколько языков существует в мире, ввиду условности различия между разными языками, как невозможно провести границу между морями.

Работа над новым материалом. Изменения орфоэпических норм Амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.

Сравните с устаревшими нормами АмфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия, климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

Вспомните строчки… « Гремит музыка полковая…», « Недуг, которому причину давно бы отыскать пора, подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела понемногу». Во времена Пушкина эти ударения были нормой.

Изменение грамматических форм слов Шумит порывный ветр между дерев нагих И, желтый лист крутя, далеко завевает. (Н. И. Гнедич. «Осень»)

Заполните таблицу Употребляется у А.С. Пушкина Современная норма Часть речи Имя существительное Деепричастие Имя числительное Имя прилагательное Местоимение

Употребляется у А.С. Пушкина Современная норма В постеле В постели Воспомня Вспомнив Осьмнадцать Восемнадцать Дальные Дальние Оне Они Часть речи Имя существительное Деепричастие Имя числительное Имя прилагательное Местоимение

Происхождение и употребление слов в современном русском языке Лексика с точки зрения происхождения и употребления

Исследования лексики языка Лексика – совокупность всех слов языка. Историзмы – слова, обозначающие предметы, вещи, явления, которые не существуют в современной действительности. Архаизмы – устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Неологизмы – это вновь образованные слова.

Заполните таблицу. Распределите слова с точки зрения их происхождения и употребления. Интернет, зреть, верста, дщерь, теневая экономика, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран , огнь, админ, юзер, кольчуга, латы, хит, биополе, зело, пуд, фунт, наличка, десница, банкомат, вершок, саммит, имиджмейкер, сажень, латы. ИСТОРИЗМЫ НЕОЛОГИЗМЫ АРХАИЗМЫ

СИНКВЕЙН Русский язык. Национальный, основной. Является, практикуется, забывается. Единственный государственный язык России. Славяне.

СИНКВЕЙН Русский язык. Распространённый, сложный. Обучает, тренирует, развивает. Не каждый может его выучить. Россия.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И. С. Тургенев

«Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись». (С.Я.Маршак) «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…». (К.Д.Ушинский) «Язык живет вместе с жизнью народа». (В.Г.Белинский) «Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем». (Н.Рерих) «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский) «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К.Г.Паустовский)

Читайте также:  Способы нарезки лука репчатого с названиями

Источник

Русский язык как развивающееся явление
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Скачать:

Вложение Размер
2_russkiy_yazyk_kak_razvivayushcheesya_yavlenie.docx 29.06 КБ
2_russkiy_yazyk_kak_razvivayushcheesya_yavlenie.pptx 293.69 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык как развивающееся явление

— На прошлом уроке мы с Вами говорили о развитии русского языка. Какие факторы влияют на его изменение?

— Назовите ближайших «родственников» русского языка?

(Восточная подгруппа славянских языков включает русский, украинский и белорусский —

(Восточная подгруппа славянских языков включает русский, украинский и белорусский — близкородственные языки.)

— Какова основная функция языка?
(Служить средством общения между людьми, коммуникативная.)

— Сегодня мы продолжаем разговор о русском языке как о развивающемся явлении.

3. Работа по теме урока

1) Работа с текстом

-Что такое язык ? Дома Вы должны были выписать значение этого слова. (Учащиеся зачитывают свои варианты).

Давайте послушаем легенду: « Язык мой — друг мой» ( Подготовленный заранее ученик )

Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее на свете блюдо. Когда Эзоп подал гостям язык, гости удивились. Эзоп сказал: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, мы изучаем науки, люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, мириться, приветствовать… Поэтому нужно знать, что нет ничего лучше языка».

Против такого объяснения не нашлось возражений. В другой раз Ксанф приказал Эзопу приготовить самое худшее блюдо. Когда Эзоп вновь приготовил языки, все удивились и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться. Он может вызвать войну. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!».

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

— На каких явлениях основана эта легенда?

— (Омонимия — звуковые совпадение различных по значению единиц: ключ «родник» и ключ «инструмент», брак «изъян» и брак «женитьба» ; многозначность).

-Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

-С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

— Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? (Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств. Речь – способность говорить, говорение. Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

— Да, «язык» мы рассматриваем часто как синоним слова «речь».

2) — Ребята, а сейчас я попрошу вас вспомнить фразеологизмы, пословицы, загадки со словом «язык».

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу ).

3 ) Орфоэпическая минутка.

– Как мы уже с Вами говорили, изменения происходят во всех разделах русского языка. Что изучает орфоэпия?

амфОра, англИйский, библиотЕка, заслУженный, индустрИя, клИмат, мУзыка, пАспорт, прОфиль

А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

4) — Что изучает фонетика?

Фонетический разбор : язык

5) – Что изучает синтаксис?

Определите способ связи словосочетаний :

Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов), преемственное накопление (управл)), современный язык (согласов), языковые явления (согласов),) укоротить язык (управл), хорошо говорить (примык), тянуть за язык (управл).

Синтаксический разбор предложения.

Я утром должен быть уверен , что с вами днем увижусь я .

(Составная конструкция, состоящая из краткого прилагательного и инфинитива быть)

(Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 простых предложений: 1) двусост, распростр, не осложнено; 2) двусост, распростр, не осложнено )

— Какие ещё разделы языка мы не упомянули? (орфография, морфология, лексика, словообразование, пунктуация)

1) Изменение грамматических форм слов.

Шумит порывный ветр между дерев нагих.
И, желтый лист крутя, далеко завевает.
( Н. И. Гнедич. «Осень» )

— Определите тему предложения. (Поздняя осень.)
— Назовите ключевые слова . (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)
— Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

— Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?
(Изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Полногласие – ветер, — .Образование множественного числа существительных деревья – деревьев. Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

4. Закрепление изученного

1) — Открываем тетради. Необходимо заполнить следующую таблицу по заданию.

Источник

Читайте также:  Дополните схему способы выкладки виды выкладки
Оцените статью
Разные способы