Определите способ словообразования жаропонижающее

Урок «Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Урок по подготовке к ЕГЭ. Целью урока является повторение способов образования слов, отработка умения определять способ словообразования.

Скачать:

Вложение Размер
povtorenie_sposobov_slovoobrazovaniya.docx 20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение способов словообразования.

(Подготовка к ЕГЭ, задание В1)

Цель : повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.

Оборудование : раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий ЕГЭ

I. Образцы тестовых заданий из ЕГЭ

В1. Из предложений 8-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.

А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.

Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:

За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.

II. Повторение словообразования

Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)

— Вспомните способы образования слов. Заполнение таблицы с разбором

присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи. Что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия

бабушка – прабабушка, весёлый – развесёлый, моральный – аморальный, что – нечто, всюду – повсюду, завтра – назавтра

Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия

Лес – лесник, писать – писатель, толкать – толкнуть, терпеть – терпение, бодрый – бодрость, какой – какой-то, дружеский – дружески, думать — думая

Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия

Хлеб – нахлебник, свеча – подсвечник, ворчать – разворчаться, тайна – втайне, старый – по-старому, приятельский – по-приятельски, река — заречный

Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных

Рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить – пила, просечь – просека, гнилой – гниль, сухой – сушь, суша, синий – синь.

Образование новых слов, с помощью двух или более корней

Сложение целых слов: вагон-ресторан, жар-птица, школа-интернат

Сложение с помощью соед. гласной: бензозаправочный, жилищно-бытовой, пешеход, отчётно-выборный

Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым словом или частей двух слов): автовокзал, зарплата, пол-арбуза, универмаг

Аббревиация: МГУ, КВН, ТЮЗ

6. Переход из одной части речи в другую

Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных

Ванная, настоящее, приёмная, снотворное, учащиеся, учительская, первые цветы

Возьми на заметку!

При определении способа образования слова помни!

  1. О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)
  2. Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
  3. При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
  4. Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
  5. Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!

Как определить способ словообразования:

  1. Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово
  2. Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
  3. Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
  4. По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.

Возьми на заметку!

Как определить приставочный способ словообразования:

  1. Выпиши все слова с приставками
  2. Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки

III. Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой

Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая

Бес край н ий← край

выключа тель ← выключать

закол к а← заколоть

за нов о ← новый

при двор н ый← двор

хлебозаготовка← хлеб+заготовить+ к

раз болеть ся ←болеть

подар ок ←подарить

сообража я ←соображать

V. Выполнение тестовых заданий

1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:

2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:

3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:

4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:

5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:

VI. Самостоятельная работа по карточка

  1. Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.
  2. Разберите слова по составу: беспощадный, скромненький, неинтересный
  3. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.

1. Определите способ словообразования: по-хорошему, постепенно, будущее.

2. Разберите слова по составу: замыкается, законченный, перечитывать

3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.

1 . Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.

2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.

Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.

  1. Определите способ словообразования: взрыв, долголетие, сороковка.
  2. Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения

Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.

  1. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.

1. Определите способ словообразования: молчаливо, небрежность, словосочетание.

2. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении

От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало.

Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.

Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.

  1. Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.

2. Укажите способ образования слова ПОСТЕПЕННО в предложении

Вадим стоял под густой липой, и упоительный запах вокруг его головы, и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и, отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.

  1. Разберите слова по составу: расклёванный, подвесить, выздороветь.

2. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Его никто не провожал: он не любил проводов.

VI. Домашнее задание:

Подобрать самостоятельно по 5 слов на каждый способ словообразования

Источник

Рекомендации Руководство по усвоению учебного материала. Уэ 0 2 мин

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Роговцева Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8

Блок «Морфемика и словообразование», 10 класс.

Модуль 2. « Способы словообразования», 2 часа

Технологическая карта урока «Способы словообразования»

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала.

Запись на слайде

Комплексная дидактическая цель :

— осуществить подготовку учащихся к ЕГЭ по словообразованию (часть В-1 ЕГЭ)

— з акрепить знания учащихся о способах образования слов,

-закрепить навыки определения способов словообразования,

— выполнять упражнения и тесты по словообразованию;

— дать учащимся навыки работы с научной информацией и самостоятельной работы;

— развивать умение работать с учебным модулем.

Частная дидактическая цель (ЧДЦ): Повторение теоретического материала по теме «Словообразование»

.1.Фронтальный опрос по словообразованию.

Что изучается в разделе «Словообразование»?

Расскажите о классификации способов словообразования.

Назовите морфологические способы образования слов, приведите примеры.

_ Какие неморфологические способы образования слов вы знаете. Приведите примеры.

За каждый верный ответ получаете дополнительный балл.

«Входной контроль». Выполнение тестовых заданий.

1. Определите способ образования существительного учительская :

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

2. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный :

В) приставка и суффикс,

Д) соединительной гласной Е.

3. Какое слово образовано путём сложения основ:

4. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:

5. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:

6. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ :

7. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК :

8. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ :

Взаимоконтроль: проверьте друг друга и поставьте оценку за выполнение теста.

В рабочей тетради

Повторение теоретического материала

Частная дидактическая цель (ЧДЦ): повторить принципы определения способа словообразования

Возьми на заметку!

При определении способа образования слова помни!

О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)

Обращать внимание на чередования (водить-вождение)

При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)

Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)

Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!

Как определить способ словообразования:

Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово

Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению

Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)

По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.

Возьми на заметку!

Как определить приставочный способ словообразования:

Выпиши все слова с приставками

Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки

Прочитайте теоретический материал, данный в технологической карте.

Составьте опорную запись в тетради.

Работа по учебнику. Стр.55

Запись на доске или на слайде

Запись на слайде

Запись на слайде

Частная дидактическая цель (ЧДЦ) : повторить порядок словообразовательного разбора. Прочитать план и образец словообразовательного разбора в учебнике.

План словообразовательного разбора
1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
3. Указать способ образования слова.
Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.
Образец словообразовательного разбора
Зеленоватый 2
Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват- , т. е. суффиксальным способом.
Зеленоватый зеленый (суффиксальный способ).

Частная дидактическая цель (ЧДЦ . Выполнить письменный словообразовательный разбор слов.

Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, водонепроницаемый, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, красноречие.

Работа в тетради. Самопроверка по контрольному листу

Частная дидактическая цель (ЧДЦ .) Уметь составлять и восстанавливать словообразовательную цепочку.

Задание№1 Распределите слова в виде словообразовательной цепи.

1 вариант. Проветривать, проветриваться, ветер, проветриться, проветривание.

2 вариант. Остекленелый, стекло, остекленеть, стекленеть, остекленелость.

Задание №2. Запишите словообразовательную цепочку, восстановив недостающие звенья, укажите словообразовательные аффиксы.

1) Вода водянистость

2) Юбилей предъюбилейный

3) Резать изрезаться

Работа в тетради.

Самопроверка по контрольному листу.

Проверка по ключу.

Работа в тетради.

Частная дидактическая цель (ЧДЦ) : проверить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ по данной теме.

1) В каком ряду во все слова образованы неморфологическим способом?

пароходный (гудок), тяжелораненый (боец), летящий (шар)

блестящие (способности), (вкусное) мороженое, (идти) наудачу

благодаря (подруге), умалишённый (старик), занимательный (материал)

скошенная (трава), сильнодействующее (лекарство), (заводская) столовая.

2) Укажите способ образования выделенных слов в предложениях .

1. После обеда государь, по русскому обыкновению , пошёл отдохнуть.

2. Скорыми и неровными шагами ходил Мазепа из угла в угол.

3. «Слово о полку Игореве»-настоящая жемчужина древнерусской литературы.

3) Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

4) Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Птица подаёт голос из-за прогалины, где всё ещё зеленеет трава от закравшихся лучей солнца.

5)Из данных предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Даже белоствольные берёзы кажутся какими-то серыми, потускнела зелень ёлок, а огромные дубы сделались похожими на чудища, протянувшие во все стороны свои корявые лапы.

6) Из данных предложений выпишите слово, образованное способом перехода одной части речи в другую.

На набережной озабоченно хлопотали стайки голубей, то поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на тёплый, не успевший остыть за ночь асфальт.

1) В каком ряду нет слов, образованных неморфологическим способом?

учёный, мороженое, будущее

ответственный, плащ-палатка, быстрорастворимый

пароход, заплыв, ответственность

многообещающий, диван-кровать, выход

2) Укажите способ образования выделенных слов в предложениях .

1.Через неделю было окончено расследование происшествия на заводе.

2.Мягкий сумрак покрывал всё кругом, придавая предметам причудливые формы.

3) Вечером вся семья собралась в гостиной.

3) Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и смело тянула вверх, сквозь густой, пахучий ореховый лес.

4) Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом

Жизнь не бывает и не должна быть безоблачным счастьем- уже сама по себе она великий дар.

5) Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Задумав картину, наполни ею сердце, только тогда увидят её и твои глаза.

6) Из предложения выпишите слово, образованное неморфологическим способом.

Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплошь своими и чужими этюдами.

Работа на распечатанных листах. Взаимопроверка по ключу, выставление оценок.

Работа на распечатанных листах. Взаимопроверка по ключу, выставление оценок.

Частная дидактическая цель (ЧДЦ) : выбор домашнего задания.

1. Подготовиться к контрольной работе (повторить теорию по теме «Словообразование» )

2. базовый уровень – упражнение 74,77.

Определить способы образования слов.

3. Повышенный практический уровень: Самостоятельно составить тест по теме « Словообразование».

4.творческий уровень: выполнить презентацию по теме «Морфологические и неморфологические способы образования слов».

Частная дидактическая цель (ЧДЦ) : подведение итогов урока.

1. Удалось ли вам достичь учебной цели (УЭ-0)?

2. Что нового узнали?

3. Какие трудности и на каких этапах урока испытывали?

4. Какие задания вызвали наибольший интерес?

Источник

Читайте также:  Способы защиты интересов работодателей
Оцените статью
Разные способы