- как определить способ образования слов: расторопный, юность, конфетница, зелень, беспредеьщина. Нужно очень срочно.
- Определите способ словообразования следующих слов : диван — кровать, вдуматься, зелень, паровоз, водопроводчик, по — русски, перешептываться, столовая?
- Сложение — слов : Пример(диван — кровать)?
- Определите способ словообразованияОпределите способ словообразования следующих слов : Котировка, Пиарщик, конфликтология, коррумпант, прозаикесса?
- Определите способ образования слова вдуматься?
- Слова, подпол, мебельщик, паркетный, подоконник, водопровод, стеклышко, зимний, перелесок, пришкольный, подводный, атомоход, прачечная, диван — кровать, безрукавка, домик, пароход, листик, столовая, п?
- Разбор слова по составу диван — кровать?
- Какой общий способ словообразования в словах столовая и нападающий?
- Определите способ словообразования слова — «Долетали»?
- Определить способ словообразования песчаный, паровоз, ширь, сделать, напольныый, спорщик, обеднеть?
- Определите способ словообразования слова ОТКРЫТИЕ?
- Для предложенных слов укажите производящие слова и способ словообразования : Вылет, переход, зелень, ширь?
- Словообразование
- Компакт-тема № 4*
- Понятия производной, непроизводной, производящей основ
- Упражнения
- Основные способы словообразования
- Упражнение
- Упражнения
как определить способ образования слов: расторопный, юность, конфетница, зелень, беспредеьщина. Нужно очень срочно.
Расторопный (от торопить) — приставочно-суффиксальный
Юность (от юный) — суффиксальный
Конфетница (от конфета) — суффиксальный
Зелень (от зелёный) — бессуффиксный
Беспредельщина — (от беспредел) — суффиксальный
План словообразовательного разбора
1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
2. Определить (если необходимо) , с помощью каких морфем образовано данное слово.
3. Указать способ образования слова.
Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.
Образец словообразовательного разбора
Зеленоватый 2
Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват-, т. е. суффиксальным способом.
Зеленоватый зеленый (суффиксальный способ) .
Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.
1. Приставочный: распахать пахать, отвезти везти, небольшойбольшой, бесчестныйчестный, подкомиссиякомиссия.
Примечание. Приставочный способ характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову. Например, слова неопасный (опасный) , отрезать (резать) , прабабушка (бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник, прилуниться, заречный — другими способами.
2. Суффиксальный: работник работать, сельскийсело.
3. Приставочно-суффиксальный: безрукавка рукав, настенный стена, оздоровить здоровый, сначала (нареч. ) начало.
4. Бессуффиксальный (бессуффиксный) : вылет вылететь, синь синий.
Примечание. Подобные слова в научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого суффикса. Ср. : золотой золото + ø, серябряный серебро + -ян-, бронзовый бронза + -ов-, железный железо + -н-). Нулевая суффиксация в этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа словообразования.
5. Сложение:
а) целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба;
б) основ, корней или частей разных слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер (в подобных случаях всегда используются соединительные гласные) .
В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.
6. Слияние слов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро растворимый) , тотчас (тот час) .
7. Переход слова из одной части речи в другую: молодой рабочий (сущ. ) рабочий (прилаг. ) инструмент.
8. Усечение основы производящего слова: маг магнитофон, зам заместитель. При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.
Примечание. При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования. Например: тихоокеанский Тихий океан + -ск- (способ сложения и суффиксальный способ) .
Расторопный (от торопить) — приставочно-суффиксальный
Юность (от юный) — суффиксальный
Конфетница (от конфета) — суффиксальный
Зелень (от зелёный) — бессуффиксный
Беспредельщина — (от беспредел) — суффиксальный
План словообразовательного разбора
1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
2. Определить (если необходимо) , с помощью каких морфем образовано данное слово.
3. Указать способ образования слова.
Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.
Образец словообразовательного разбора
Зеленоватый 2
Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват-, т. е. суффиксальным способом.
Зеленоватый зеленый (суффиксальный способ) .
Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.
1. Приставочный: распахать пахать, отвезти везти, небольшойбольшой, бесчестныйчестный, подкомиссиякомиссия.
Примечание. Приставочный способ характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову. Например, слова неопасный (опасный) , отрезать (резать) , прабабушка (бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник, прилуниться, заречный — другими способами.
2. Суффиксальный: работник работать, сельскийсело.
3. Приставочно-суффиксальный: безрукавка рукав, настенный стена, оздоровить здоровый, сначала (нареч. ) начало.
4. Бессуффиксальный (бессуффиксный) : вылет вылететь, синь синий.
Примечание. Подобные слова в научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого суффикса. Ср. : золотой золото + ø, серябряный серебро + -ян-, бронзовый бронза + -ов-, железный железо + -н-). Нулевая суффиксация в этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа словообразования.
5. Сложение:
а) целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба;
б) основ, корней или частей разных слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер (в подобных случаях всегда используются соединительные гласные) .
В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.
6. Слияние слов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро растворимый) , тотчас (тот час) .
7. Переход слова из одной части речи в другую: молодой рабочий (сущ. ) рабочий (прилаг. ) инструмент.
8. Усечение основы производящего слова: маг магнитофон, зам заместитель. При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.
Примечание. При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования. Например: тихоокеанский Тихий океан + -ск- (способ сложения и суффиксальный способ)
Источник
Определите способ словообразования следующих слов : диван — кровать, вдуматься, зелень, паровоз, водопроводчик, по — русски, перешептываться, столовая?
Русский язык | 5 — 9 классы
Определите способ словообразования следующих слов : диван — кровать, вдуматься, зелень, паровоз, водопроводчик, по — русски, перешептываться, столовая.
Диван — кровать — сложение основ.
Вдуматься — думать, плюс приставка в, суффикс ся — приставочно — суффиксальный.
Зелень — безсуффиксный (безаффиксальный).
Паровоз — сложение основ.
Водопроводчик : водопровод + суффикс чик — суффиксальный.
По — русски — приставочный.
Диван — кровать — сложение
ВдуматьСЯ — приставочно — суффиксальный
ПО — русСКИ — прист — суф.
столовая — переход из одной части речи в другую.
Сложение — слов : Пример(диван — кровать)?
Сложение — слов : Пример(диван — кровать).
Определите способ словообразованияОпределите способ словообразования следующих слов : Котировка, Пиарщик, конфликтология, коррумпант, прозаикесса?
Определите способ словообразованияОпределите способ словообразования следующих слов : Котировка, Пиарщик, конфликтология, коррумпант, прозаикесса.
Определите способ образования слова вдуматься?
Определите способ образования слова вдуматься.
Слова, подпол, мебельщик, паркетный, подоконник, водопровод, стеклышко, зимний, перелесок, пришкольный, подводный, атомоход, прачечная, диван — кровать, безрукавка, домик, пароход, листик, столовая, п?
Слова, подпол, мебельщик, паркетный, подоконник, водопровод, стеклышко, зимний, перелесок, пришкольный, подводный, атомоход, прачечная, диван — кровать, безрукавка, домик, пароход, листик, столовая, переехать, плащ — палатка, стульчик, это какие способы словообразования?
Разбор слова по составу диван — кровать?
Разбор слова по составу диван — кровать.
Какой общий способ словообразования в словах столовая и нападающий?
Какой общий способ словообразования в словах столовая и нападающий.
Определите способ словообразования слова — «Долетали»?
Определите способ словообразования слова — «Долетали».
Определить способ словообразования песчаный, паровоз, ширь, сделать, напольныый, спорщик, обеднеть?
Определить способ словообразования песчаный, паровоз, ширь, сделать, напольныый, спорщик, обеднеть.
Определите способ словообразования слова ОТКРЫТИЕ?
Определите способ словообразования слова ОТКРЫТИЕ.
Для предложенных слов укажите производящие слова и способ словообразования : Вылет, переход, зелень, ширь?
Для предложенных слов укажите производящие слова и способ словообразования : Вылет, переход, зелень, ширь.
На странице вопроса Определите способ словообразования следующих слов : диван — кровать, вдуматься, зелень, паровоз, водопроводчик, по — русски, перешептываться, столовая? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
Полёвка — корень пол ; полюшко — корень пол ; полено — корень полен ; полевод — корни пол и вод. Ответ : корень ПОЛ в словах полевка и полюшко.
И где здесь пропуски.
У меня во дворе красивый сад. На море красивые волны. Стрелы так красиво летят.
Моё достоинство, твоё уважение, радость жизни, мастерство рук.
Моё достоинство , твоё уважение , моя радость , моё мастерство.
Не нужна запятая во 2 предложении после «низко», нужна после «пожары» в 5. Однородные обстоятельства во втором — низко, медленно, в 3 — на лужайке, на улице, 4 — на севере, на юге, в 5 одн. Сказуемые — тушат, помогают, развозят, охраняют.
1 какие из потребностей современного человека обеспечивают растительные организмы? 2 как влияет хозяйственная деятельность человека на растения? Составьте таблицу сфера деятельности человека и их последствия для растений 3 как вы думаете каким обра..
Первое предложение — вступление Основа — Со второго предложения до «И опять зайчата под кустами лежат». Заключение — Всё, начиная с предложения » Так уже повелось. «.
Я и Саша сделали красивый шалаш. (2) Мы и наши родители поехали на отдых. С союзами. Мы с друзьями пошли в поход. (2) Я с родителями первый раз пошёл в школу. Сойдёт.
6. 1. 3) втянув, держась, не двигаясь, остолбенев. 2. 4) верящий, верящий, отчаялся, растаявший 7. 3. 1) вприпрыжку 8. 1. 4) бешеная скорость — одно «н» 2. Б) 2, 3 деревянные, украшенные 9. 1. 1) где — нибудь, литературно — художественный, по -..
Источник
Словообразование
Компакт-тема № 4*
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик —> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть.
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.
Пояснение:
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со + ученик
производящая основа
соученик
производная основа
пре + большой
производящая основа
пребольшой
производная основа
пере + бежать
производящая основа
перебежать
производная основа
от + ныне
производящая основа
отныне
производная основа
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
комната + -к-
производящая основа
комнатка
производная основа
комната + -н-
производящая основа
комнатный
производная основа
свет + -л-
производящая основа
светлый
производная основа
светлый + -еньк-
производящая основа
светленький
производная основа
светлый + -еть
производящая основа
светлеть
производная основа
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
не- + избежать + -н-
производящая основа
под- + слепой + -оват-
производящая основа
подслеповатый
производная основа
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
на столе + -н—
производящая основа
при дороге + -н-
производящая основа
придорожный
производная основа
под одеялом + -ник-
производящая основа
пододеяльник
производная основа
Упражнение
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
Распределите слова по трем группам по способу образования.
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить —> учиться, сломать —> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой —> какой-нибудь, где —> где-то, когда —> когда-либо, как —> как-нибудь).
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.
Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) —> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.
Источник