Определите способ словообразования завтракать

Урок «Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Урок по подготовке к ЕГЭ. Целью урока является повторение способов образования слов, отработка умения определять способ словообразования.

Скачать:

Вложение Размер
povtorenie_sposobov_slovoobrazovaniya.docx 20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение способов словообразования.

(Подготовка к ЕГЭ, задание В1)

Цель : повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.

Оборудование : раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий ЕГЭ

I. Образцы тестовых заданий из ЕГЭ

В1. Из предложений 8-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.

А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.

Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:

За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.

II. Повторение словообразования

Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)

— Вспомните способы образования слов. Заполнение таблицы с разбором

присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи. Что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия

бабушка – прабабушка, весёлый – развесёлый, моральный – аморальный, что – нечто, всюду – повсюду, завтра – назавтра

Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия

Лес – лесник, писать – писатель, толкать – толкнуть, терпеть – терпение, бодрый – бодрость, какой – какой-то, дружеский – дружески, думать — думая

Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия

Хлеб – нахлебник, свеча – подсвечник, ворчать – разворчаться, тайна – втайне, старый – по-старому, приятельский – по-приятельски, река — заречный

Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных

Рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить – пила, просечь – просека, гнилой – гниль, сухой – сушь, суша, синий – синь.

Образование новых слов, с помощью двух или более корней

Сложение целых слов: вагон-ресторан, жар-птица, школа-интернат

Сложение с помощью соед. гласной: бензозаправочный, жилищно-бытовой, пешеход, отчётно-выборный

Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым словом или частей двух слов): автовокзал, зарплата, пол-арбуза, универмаг

Аббревиация: МГУ, КВН, ТЮЗ

6. Переход из одной части речи в другую

Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных

Ванная, настоящее, приёмная, снотворное, учащиеся, учительская, первые цветы

Возьми на заметку!

При определении способа образования слова помни!

  1. О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)
  2. Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
  3. При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
  4. Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
  5. Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!

Как определить способ словообразования:

  1. Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово
  2. Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
  3. Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
  4. По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.

Возьми на заметку!

Как определить приставочный способ словообразования:

  1. Выпиши все слова с приставками
  2. Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки

III. Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой

Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая

Бес край н ий← край

выключа тель ← выключать

закол к а← заколоть

за нов о ← новый

при двор н ый← двор

хлебозаготовка← хлеб+заготовить+ к

раз болеть ся ←болеть

подар ок ←подарить

сообража я ←соображать

V. Выполнение тестовых заданий

1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:

2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:

3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:

4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:

5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:

VI. Самостоятельная работа по карточка

  1. Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.
  2. Разберите слова по составу: беспощадный, скромненький, неинтересный
  3. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.

1. Определите способ словообразования: по-хорошему, постепенно, будущее.

2. Разберите слова по составу: замыкается, законченный, перечитывать

3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.

1 . Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.

2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.

Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.

  1. Определите способ словообразования: взрыв, долголетие, сороковка.
  2. Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения

Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.

  1. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.

1. Определите способ словообразования: молчаливо, небрежность, словосочетание.

2. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении

От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало.

Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.

Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.

  1. Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.

2. Укажите способ образования слова ПОСТЕПЕННО в предложении

Вадим стоял под густой липой, и упоительный запах вокруг его головы, и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и, отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.

  1. Разберите слова по составу: расклёванный, подвесить, выздороветь.

2. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Его никто не провожал: он не любил проводов.

VI. Домашнее задание:

Подобрать самостоятельно по 5 слов на каждый способ словообразования

Источник

Конспект урока «Практикум по словообразованию».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока +презентация по теме «Практикум по словообразованию». Материал на повторение и закрепление

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока «Практикум по словообразованию» 15.11 КБ
Презентация к уроку 533.55 КБ
Таблица «Основные способы словообразования» 14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13 ноября 2017 года

Тема: «Практикум по словообразованию»

Цели: закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора, самостоятельной работы.

— Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Словарная работа

Запись числа и темы

Иллюстрация, экскаватор, понимать (в корнях с чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс а ), коллекция, багряный, бордовый.

III Актуализация знаний

— Какой ряд состоит только из однокоренных слов?

1) Сон, сонный, сны;

2) Бумага, бумаге, бумагой;

3) Заяц, зайчиха, зайчонок;

4) Скрепка, крепить, крепим.

— Какие слова называются однокоренными?

— Как образуются формы слова?

— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы и другие корни. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания).

— Как называется наука, которая изучает части слова?

— Наука, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова, называется… .

— Назовите способы словообразования.

IV Работа по теме урока

Сегодня мы с вами продолжим тренироваться в определении способов словообразования. На партах перед вами лежат таблицы-памятки «Основные способы словообразования», давайте их внимательно изучим.

Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные.

Задание 2. Определите способ словообразования

Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования.

V Подведение итогов

— Расскажите об этапах словообразовательного разбора.

— Какие трудности вы испытываете при словообразовательном разборе?

Комментированное выставление оценок

Домашнее задание. Выполнить карточку.

Запишите слова, от которых образованы данные слова. Определите способ словообразования.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Практикум по словообразованию

Какой ряд состоит только из однокоренных слов? Сон, сонный, сны; Бумага, бумаге, бумагой; Заяц, зайчиха, зайчонок; Скрепка, крепить, крепим.

Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные. Обмен………………………………………………. Наряд………………………………………………. Доброта……………………………………………. Работа………………………………………………. Скромность………………………………………. Зайчонок………………………………………….. Пригород………………………………………….

Задание 2. Определите способ словообразования Подземный………………………………………… Сладковатый……………………………………… Бабушкин…………………………………………… Довоенный………………………………………… Клетчатый…………………………………………

Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования. Протестовать………………………………………. Вредничать………………………………………… Завтракать………………………………………….. Покраснеть…………………………………………. Присвоить……………………………………………

Предварительный просмотр:

Основные способы образования слов в русском языке

Приставка всегда присоединяется к целому слову:

Суффикс присоединяется к основе слова:

Только имена существительные:

  1. Сложение:

А) основа + основа;

Б) основа + основа + суффикс;

Г) сложение сокращенных основ.

Водопад – вода, падать,

темно-синий – темный, синий;

Сенокосилка – сено, косить,

белоснежный – белый, снег;

Спецназ – (войска) специального назначения, ЧТЗ – Челябинский тракторный завод.

  1. Переход из одной части речи в другую

(Новый) знакомый – знакомый (врач)

Мойдодыр – мой до дыр,

Вечнозеленый – вечно зеленый

Чтобы определить способ словообразования, необходимо, прежде всего, найти исходное, производящее слово, то есть то слово, от которого образовано данное. Подобрать производящее слово помогут специальные словесные формулы. Для каждой части речи они свои.

Определяя способ образования существительного, сначала посмотрите, не является ли оно бывшим прилагательным, образованным путем перехода из одной части речи в другую, или бывшим словосочетанием, образованным путем слияния.

Если отвлеченное существительное обозначает действие как предмет, то оно образовано от глагола, если признак как предмет – от прилагательного (рассказ – рассказать, верность – верный).

Если существительное обозначает конкретный предмет, то, определяя, от какого слова оно образовано, воспользуйтесь формулами: тот, кто…то, что…то, чем…то, где… .

Чтобы определить, от какого слова образовано прилагательное, задайте к нему вопрос это какой? и подставьте формулу: похожий на…, сделанный из…, лишенный чего-то, имеющий отношение к … и др.

Например: каменный (это какой? – сделанный из камня) – камень.

Чтобы определить, от какого слова образован глагол, задайте к нему вопрос что это значит? Помните, что многие приставочные глаголы несовершенного вида образуются от приставочных глаголов совершенного вида суффиксальным способом.

Например: вспахивать – вспахать, зашивать – зашить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока.

Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Орфография.Культура речи» предлагаю для учителей русского языка.

Мои наработки на тему:- «Словообразование наречий».

Источник

Читайте также:  Способы продаж транспортных услуг
Оцените статью
Разные способы