Определите способ словообразования законопослушный

Как разобрать по составу слово «Законопослушный»?

Слово «законопослушный»- это сложное прилагательное, которое состоит из двух слов- существительного » закон» и прилагательного «послушный»- эти два слова соединены с помощью соединительной гласной «о».Основа слова- законопослушн-, -ый окончание.

В этом слове два корня- «закон-» и «-слуш-«, -по- приставка, -н- суффикс, -ый окончание, а -о- соединительная гласная.

Слово Законопослушный отвечает на вопрос Какой? и оказывается сложным прилагательным мужского рода, которое обладает окончанием -ЫЙ: Законопослушный-Законопослушное-Законопослушная.

Подберем однокоренные слова к первой и второй части слова законопослушный: Закон-Законник-Законно и Послушный-Неслух-Слушаться

Тогда первым корнем слова Законопослушный будет морфема ЗАКОН-, а его вторым корнем оказывается морфема -СЛУШ-.

Далее выделим в составе слова Законопослушный соединительную гласную -О-, приставку ПО-, суффикс прилагательного -Н-.

Получаем: ЗАКОН-О-ПО-СЛУШ-Н-ЫЙ (корень-соединительная гласная-приставка-корень-суффикс-окончание), основа слова: ЗАКОНОПОСЛУШН-.

Пример предложения: Законопослушный кот никогда не таскает тапочек хозяина и ходит исключительно в лоток.

Прилагательное мужского рода Благовременный обладает окончанием -ЫЙ: Благовременный-Благовременная-Благовременное.

Слово это сложное и образовано от сложения слов Благо и Время, а потому в его составе выделим два корня. Первый корень БЛАГ- и однокоренные слова Благой-Благость. Второй корень -ВРЕМ- и однокоренные слова Время-Временщик.

Далее выделим в составе слова соединительную гласную -О- и суффикс прилагательного -ЕНН-.

Получаем: БЛАГ-О-ВРЕМ-ЕНН-ЫЙ (корень-соединительная гласная-корень-суффикс-окончание), основа слова: БЛАГОВРЕМЕНН-.

Существительное женского рода Благовоспитанность относится к третьему склонению и обладает нулевым окончанием: Благовоспитанность-Благовоспитанности-Благовоспитанностью.

Слово это образовано от сложения слов Благо и Воспитывать и потому оказывается сложным. Выделим в его составе два корня. Первый корень БЛАГ-, который мы уже рассматривали выше. Второй корень -ВОСПИТ- и однокоренные слова Воспитать-Воспитание.

Далее выделим в составе слова соединительную гласную -О-, суффикс -А- от глагола Воспитать, суффикс причастия -НН-, и суффикс существительного -ОСТЬ.

Получаем: БЛАГ-О-ВОСПИТ-А-НН-ОСТЬ_ (корень-соединительная гласная-корень-суффикс-суффикс-суффикс-нулевое окончание), основа слова: БЛАГОВОСПИТАННОСТЬ.

«Пешеход» — это существительное образовано путем слияния двух корней: первый — это «пеш» (пеший, пешком), второй — это » ход».

Пешеход — это человек, который двигается путем пешего хода.

Таким образом, в этом слове целых два корня, которые соединены между собой соединительной «е». Больше в слове » пешеход» морфем нет (не забываем, что соединительная гласная вообще не может быть морфемой), а окончание является нулевым.

Глагол «запускаться» стоит в неопределенной форме, поэтому никакого окончания нет и быть не может. Глагол возвратный, на это указывает постфикс -СЯ. В различных разборах конечное -ТЬ указывают либо как окончание, либо как суффикс.

В зависимости от значения этого слова возможны два варианта морфемного разбора:

1) запускать(ся) — змея, ракету, двигатель,производство. Основное значение содержится в корне ПУСК.

за/ пуск/ а/ ть/ ся — приставка/ корень/ суффикс/ суффикс/ постфикс, основа прерывистая — запуска_ся.

2) запускать(ся) — болезнь, работу. Здесь основное значение выражено в корне ЗАПУСК- ( сравним: запустить болезнь, дела запущены. В корне происходит чередование СК//СТ//Щ).

запуск/ а/ ть/ ся — корень/ суффикс/ суффикс/ постфикс, основа прерывистая — запуска_ся.

Глагол Подкармливать является инфинитивом и обладает окончанием -ТЬ.

Однокоренными словами оказываются: Подкармливать-Кормить-Кормление-Корм.

Следовательно корнем слова будет морфема -КАРМЛ-, в которой видим и чередование гласных в корне О/А и чередование согласных М/МЛ.

Далее выделим в составе слова приставку ПОД-, и суффикс глагола -ИВА-.

Получаем: ПОД-КАРМЛ-ИВА-ТЬ (приставка-корень-суффикс-окончание), основа слова: ПОДКАРМЛИВА-.

Существительное среднего рода Промывание относится ко второму склонению и обладает окончанием -Е: Промывание-Промывания-Промыванию-Промывание-Промыванием-Промывании.

Однокоренными словами оказываются: Промывание-Промывать-Отмывать-Намывать-Мыть.

Следовательно корнем слова будет морфема -МЫ-.

Далее выделим в составе слова приставку ПРО-, суффикс -ВА- от глагола Промывать, и суффикс существительного -НИ- (НИЙ).

Получаем: ПРО-МЫ-ВА-НИ-Е (приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание), основа слова: ПРОМЫВАНИ-.

Существительное среднего рода Единовластие относится ко второму склонению и обладает окончанием -Е: Единовластие-Единовластия-Единовластию-Единовластие-Единовластием-Единовластии.

Слово это сложное, так как образовано сложением слов Единый и Власть.

Поэтому выделим в его составе два корня, первый ЕДИН- и однокоренные слова Единый-Единица-Единственный.

Второй корень будет -ВЛАСТ- и однокоренными словами оказываются: Власть-Властвовать-Властный.

Далее выделим в составе слова соединительную гласную -О- и суффикс существительного -И- (ИЙ).

Получаем: ЕДИН-О-ВЛАСТ-И-Е (корень-соединительная гласная-корень-суффикс-окончание), основа слова: ЕДИНОВЛАСТИ-.

Прилагательное мужского рода Единовременный обладает окончанием -ЫЙ: Единовременный-Единовременная-Единовременное.

Слово это также сложное и первым корнем мы видим уже знакомый корень ЕДИН. Вторым корнем оказывается морфема -ВРЕМ- и однокоренными словами оказываются: Время-Временно-Временщик.

Далее выделим в составе слова соединительную гласную -О-, суффикс косвенного падежа -ЕН-, от слова Времени, и суффикс прилагательного -Н-.

Читайте также:  Поприветствуйте друг друга разными способами

Получаем: ЕДИН-О-ВРЕМ-ЕН-Н-ЫЙ (корень-соединительная гласная-корень-суффикс-суффикс-окончание), основа слова: ЕДИНОВРЕМЕНН-.

Наречие Единожды оказывается неизменяемым словом и не обладает каким-либо окончанием.

Однокоренными словами оказываются: Единожды-Единый-Единственный-Единичный-Единица.

Следовательно корнем слова будет морфема ЕДИН-.

Далее выделим в составе слова суффикс (интерфикс) -О- и суффикс наречия -ЖДЫ-.

Получаем: ЕДИН-О-ЖДЫ (корень-суффикс-суффикс), основа слова: ЕДИНОЖДЫ.

Источник

Определите способ образования сложных слов :буквоед, волнорез, чугунолитейный, летописец, литературоведческий, искусствовед, законодательство, законопослушный, пресс — секретарь, премьер — министр, др?

Русский язык | 10 — 11 классы

Определите способ образования сложных слов :

буквоед, волнорез, чугунолитейный, летописец, литературоведческий, искусствовед, законодательство, законопослушный, пресс — секретарь, премьер — министр, дровосек, завмаг, евразийский, северо — восточный, посудохозяйственный, старпом, дензнаки, красноречие, черно — белый, звуко — буквенный, старомосковский, черно — бурая, мясомолочный, полстраны, КамАЗ, АО, ООН, МХАТ, ТЮЗ.

Определим способ образования сложных слов :

буквоед : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.

Волнорез : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.

Чугунолитейный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.

Летописец : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О, суффиксальный способ.

Литературоведческий : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.

Искусствовед : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.

Законодательство : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О, суффиксальный способ.

Законопослушный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.

Пресс — секретарь : сложение начальной части слова с целым словом.

Премьер — министр : сложение целых слов.

Дровосек : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.

Завмаг : сложение сокращённых основ слов (заведующий магазином).

Евразийский : образование слова из сочетания слов (сложение без соединительной гласной).

Северо — восточный : сложение путём сочетания слов.

Посудохозяйственный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.

Старпом : сложение сокращённых основ слов (старший помощник).

Дензнаки : сложение начальной части слова с целым словом (денежные знаки).

Красноречие : сложение основ с помощью соединительной гласной О.

Чёрно — белый : образование слова из сочетание слов (сложение целых слов).

Звуко — буквенный : образование слова из сочетание слов.

Старомосковский : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.

Чёрно — бурая : образование слова из сочетание слов.

Мясомолочный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.

Полстраны : сложение начальной части слова с целым словом (половина страны).

КамАЗ : сложение начальных букв слова (Камский Автомобильный Завод).

АО : сложение начальных букв слова (Акционерное Общество).

ООН : сложение начальных букв слова (Организация Объединённых Наций).

МХАТ : сложение начальных букв слова (Московский Художественный Академический Театр).

ТЮЗ : сложение начальных букв слова (Театр Юного Зрителя).

Источник

Разбор по составу слова «законопослушный»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: проламывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «законопослушный&raquo

Синонимы к слову «законопослушный&raquo

Предложения со словом «законопослушный&raquo

  • Мало того, когда наши люди переезжают в другие страны, они, как правило, становятся законопослушными гражданами.

Сочетаемость слова «законопослушный&raquo

Что (кто) бывает «законопослушным»

Значение слова «законопослушный&raquo

ЗАКОНОПОСЛУ’ШНЫЙ, ая, ое (устар. офиц.). Покорный закону. (Толковый словарь Ушакова)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «законопослушный&raquo

ЗАКОНОПОСЛУ’ШНЫЙ, ая, ое (устар. офиц.). Покорный закону.

Предложения со словом «законопослушный&raquo

Мало того, когда наши люди переезжают в другие страны, они, как правило, становятся законопослушными гражданами.

Так что каждый из этих не самых законопослушных людей считает своим долгом помочь мне, если потребуется.

Их задача – вовремя разрабатывать и внедрять законы, которые бы заинтересовали рыбопромышленника вести эффективное производство, продавать продукцию прежде всего на своём внутреннем рынке и быть законопослушным.

Источник

Урок в 11 классе «Словообразование. Способы словообразования».

Тема урока: «Словообразование. Способы словообразования». 11 класс

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, плакаты «Способы словообразования», карточки раздаточный материал; рабочая карта урока, обучающие модули (информационный, практический, контрольный).

Цели: Познавательные: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;закрепить знания о способах словообразования;решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, устную речь;развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).

Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Задачи: выявить связь значения корня с лексическим значением слова;обобщить сведения о морфемах;повторить способы образования слова;развивать и обогащать речь учащихся.

Технология: проблемное обучение, ЭОР, ЦОР.

«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…» В. Песков.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь. На этом уроке мы с вами продолжаем изучение раздела науки о языке «Словообразование».

Читайте также:  Способы использования документов архива

II. Целеполагание. Сегодня на уроке нам предстоит :

вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова» ;

разработать алгоритм действий при подготовке к ЕГЭ ;

отработать навыки выполнения заданий разного уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ по данной теме .

Теоретические положения по теме «Словообразование»

1. Непроизводное слово – это слово, ко­торое не образовано от других слов

2. Слово, которое образовано ог другого слова, – производное

3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим

4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой

5. Производящее слово может быть производным и непроизводным

6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах нос ить и нос ик

7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым

8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.

9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам:
– морфологические;
– неморфологический.

Работа с эпиграфом. – Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?

III. Актуализация знаний. На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.

Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.

IV. Фронтальный опрос.

– Итак, что же такое «Словообразование»? Что оно изучает?

– Что такое морфема? ( Значимая часть слова ). Почему «значимая»? (т. к. несет информацию о слове).

– На какие виды делятся морфемы? ( , , , ).

А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд. Итак, приступим.

«Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов» ( Корень )

«Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.» ( Приставка )

«Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении» ( Окончание )

«Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов» ( Суффикс )

Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? ( определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню ).

Запись в тетрадях учащихся:

– заключено лексическое значение

– образуют новые слова

– образует формы слов

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся: а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

На какие 2 части делятся изменяемые слова? ( , )

Что такое основа?

Как называются слова с одним и тем же корнем?

Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? ( лексическое значение слова )

Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? ( омонимичными )

Чем различаются формы слова и однокоренные слова? ( Ответ у доски, у плаката ).
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить . А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход , проход , проход ).

– А теперь я предлагаю на основе следующих заданий попытаться сформулировать своего рода алгоритм позволяющий успешно справиться с заданиями на ЕГЭ

1. Буквенный диктант.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ЕГЭ

– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова.
Мандарин – мандариновый, охота – охотник,брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о).

1. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

2. Доказательство.
– Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить , вымпел , вылететь, высветить, высокий , выспаться, вылепить, выпрыгнуть. )

2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ.

3. Нахождение ошибок в группировках .
– Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите.

3. РАСШИРЕНИЕ СОБСТВЕННОГО КРУГОЗОРА И УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.

Водяной, водолаз, водить.

Дар, дарить, подарок.

Славный, славить, слава, прославлять.

Переносица, носить, носилки.

Речка, заречье, наречие, междуречье.

Слово, словарь, дословный.

Обсудить, суд, судоходство, присудить.

(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).

Читайте также:  Как лечить аритмию народными способами

– Как называются такие корни? (Омонимичные).

Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился (чтение полученного алгоритма)

V. Информационный модуль

С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 6-го класса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть.

Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.

Я предлагаю сейчас познакомиться с информационным модулем, а затем по этим материалам ответить на вопрос: – Какие способы образования слов существуют в русском языке?

Но отвечая на этот вопрос нам необходимо учитывать мнение лингвистов, составляющих КИМы для экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, который вам предстоит сдавать в будущем году

Просмотр модуля: – Какие способы образования слов существуют в русском языке?

Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.

Один ученик, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу.

Весь класс оформляет таблицу в рабочей карте урока и заполняет её примерами

2. Беспорядок
10. Соавтор

Переход слова из одной части речи в другую

4. Лесничество
6. Героизм

11. Чебуречная
12. Столовая

3. Безветрие
8. Бескозырка

1. Говор
7. Сторож

5. Сложение
а) словосложение
б) основосложение
в) основосложение с одновременной суффиксацией
г) Аббревиация

5. Языкознание
9. Лесопарк

– владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько

Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.

Распределите слова в соответствии со способом образования:

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

VI. Работа с учебником.

Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).

Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности .

VII. Самостоятельная работа.

Мы потренировались в определении способа словообразования, а теперь давайте обратимся к заданиям, нацеленным на определение структуры слова.

VIII. Контрольный модуль.

IX. Подведение итогов. Работа с целями урока.

1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).

Что изучается в разделе «Словообразование»?

Какие способы словообразования существуют?

На какие группы делятся способы словообразования?

2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.

Словообразование
Трудное, но интересное
Объясняет, развивает, учит
Понятным становится слово
Здорово!

Словообразование
Сложное, неоднозначное
Привлекает, завораживает, развивает
Ясным становится слова суть!
А это главное!

Словообразование
Сложное, но очень важное
Манит, влечёт, зовёт
Во всём разобраться хочется
Справиться с этим хочу!

Способы словообразования
Морфологический, неморфологический
Запутывают, волнуют, страшат
Очень трудно всё это понять!
Но я обязательно справлюсь!

Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

основные способы словообразования.

морфемный и словообразовательный разбор.

производные и производящие основы

словообразовательные и формообразовательные морфемы

– Какой можно сделать вывод?

Вывод : Сегодня мы повторили способы словообразования, отработали типичные задания из КИМов ЕГЭ по теме «словообразование» (это задание В1). Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

1. Миниатюра «Родственники»

– Вы кто такие?
– Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?
– Я ваша тётя – Гусеница. (Родня ли Гусеница Гусю?)

2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).

3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи)

Источник

Оцените статью
Разные способы