- Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 9
- Словообразование
- «Памятка для определения способа образования слов в русском языке»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 9
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю».
Урок 10. Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования
В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано слово, надо:
1) увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;
2) определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.
Возьмём существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось значение предмета как результата этого действия. Следовательно, существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от глагола носить.
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.
1. Морфологический способ:
1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история — предыстория (то, что было «до» истории), делать — сделать;
2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый — красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить — мочёный (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили — он стал мочёный);
3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус — безвкусица (то, что лишено вкуса);
4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) — образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть — свист, бороться — борьба (результат получился из процесса), белый — белизна (существительное имеет признак цвета);
5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;
6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег — белоснежный; ферма для птиц — птицеферма;
7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета — стенгазета, Московский государственный университет — МГУ;
8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.
2. Неморфологический способ — образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) — среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) — ампер (единица измерения силы тока).
2) при помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. — Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая. — Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное — красивая новенькая, предлог — у новенькой.
Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение — предлог в течение; деепричастие благодаря — предлог благодаря и т. п.
1. Определите способ словообразования слов объективность, лисонька, подоконник, направо. Определите, новые слова или формы слов рисующий, проехала, красивее, переходя.
2. Исправьте ошибки, допущенные в словообразовании выделенных слов. Проверяйте себя по орфографическому словарю.
1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Старик Дубровский не мог вынести измываний соседа.
4) Развитие движения разночинцев показано в романе «Отцы и дети» с большой шириной и глубиной.
5) Ехай скорей с горы!
6) Сегодня солнце так и жгёт.
7) Вы не хочете отдохнуть после обеда?
3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:
1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка
6) соломенный
7) самолёт
8) прочитанный
Источник
Словообразование
Помимо стандартного морфемного разбора слова с выделением частей слова и их графическим обозначением, в школьной программе также обязательным для изучения является словообразовательный разбор. С его помощью удается определить, каким образом было образовано слово, какие части слова участвовали в этом процессе.
В соответствии с этим в грамматике выделяется целый раздел, который так и называется — словообразование. Он изучает строение слов и способы их образования.
Какие выделяют способы образования новых слов?
- приставочный (дедушка → прадедушка);
- суффиксальный (громкий → громко);
- приставочно-суффиксальный (скорость → ускорить);
- бессуффиксный (резать → резь);
- сложение основ (труба + провод → трубопровод).
Кроме того, в качестве способа образования новых слов выделяют субстантивацию — это переход одной части речи в другую внутри определенного контекста без видимых изменений основы слова. В школьной программе такие случаи встречаются редко и в основном их подробнее изучают в университетских курсах русского языка.
Для лучшего усвоения материала приведем пример: нестись бегом. Если рассматривать каждое слово в словосочетании отдельно, то «нестись» мы отнесем к глаголу, а «бегом» — к существительному. Однако в данном словосочетании «бегом» отвечает на вопрос «Каким образом?» — значит, выполняет функцию наречия.
Чем отличается словообразовательный разбор от схожего разбора слова по составу?
В словообразовательном разборе обязательно прописывается цепочка слов, начиная с исходного, от которого были образованы другие. В каждом новом слове из цепи выделяются словообразовательные морфемы (суффиксы, нулевые суффиксы, постфиксы, приставки и др.). Для удобства проверки созданы специальные словообразовательные словари.
Разбор слова по составу представляет собой обозначение морфем графически.
Источник
«Памятка для определения способа образования слов в русском языке»
слов в русском языке
(продукт проектной деятельности учащихся
11 класса МКОУ «СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).
Руководитель — учитель русского языка и литературы Керефова Аксана Барасбиевна
При выборе производящего слова
(при имеющемся производном)
При определении способа словообразования
Неправильное восстановление словообразовательной цепочки
Что нужно знать?
В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным -существительное женского рода:
В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное производным:
Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→ приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
писать→ за писать→запис ыва ть
Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорош о
Приставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия:
дедушка→ пра дедушка
Суффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему слову.
В русском языке есть суффиксы, которые состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.
Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом
имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:
Бессуффиксный способ – присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим способом образуются следующие группы слов:
существительные от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:
существительные от прилагательных путём замены окончания прилагательного на нулевое окончание:
Сложение – способ, при котором происходит образование новых слов путём соединения частей нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).
Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий, сем-и-летний).
Запомни! В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т. к. изменяются обе части: шест и десят и.
Запомни наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.
Переход – это способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Наиболее распространенные переходы: из прилагательного в существительное ( дежурный ученик – дежурный по подъезду),
из причастия в существительное ( управляющий производством человек – главный управляющий ),
из причастия в прилагательное ( ведущий судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог( ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая Вадика).
Сращение – это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём слияния, сращения слов в одно слово:
сей час→ сейчас; сего дня→ сегодня.
Воспользуйся схемой словообразовательного анализа.
Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни следующие действия:
-определи все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);
-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.
Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).
Например: близорук ость/
лес н ой, здоров енн ый.
Если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то выполни следующие действия:
-выбери слова с приставкой и суффиксом;
-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если «нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если «нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
Схема словообразовательного разбора:
определить какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).
найти производящее слово: истолковать значение производного ( это можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого оно образовано ) или подобрать слово, родственное производному (оно обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).
сравнив состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с помощью которой оно образовано.
определить способ образования исследуемого слова.
Пример словообразовательного разбора :
имеет значение «не имеющий дома ». Значит, образовано от слова «дом»
слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1506039
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник