- Разбор по составу слова «учитель»
- Сходные по морфемному строению слова
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «учитель»
- Синонимы к слову «учитель»
- Предложения со словом «учитель»
- Цитаты из русской классики со словом «учитель»
- Сочетаемость слова «учитель»
- Каким бывает «учитель»
- Значение слова «учитель»
- Афоризмы русских писателей со словом «учитель»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «учитель»
- Предложения со словом «учитель»
- Как образуются слова в русском языке план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разбор по составу слова «учитель»
- Сходные по морфемному строению слова
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «учитель»
- Синонимы к слову «учитель»
- Предложения со словом «учитель»
- Цитаты из русской классики со словом «учитель»
- Сочетаемость слова «учитель»
- Каким бывает «учитель»
- Значение слова «учитель»
- Афоризмы русских писателей со словом «учитель»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «учитель»
- Предложения со словом «учитель»
- Урок русского языка в 5-м классе «Как образуются слова в русском языке» (используется учебник М.М. Разумовской)
Разбор по составу слова «учитель»
уч | корень |
и | суффикс |
тель | суффикс |
ø | нулевое окончание |
Сходные по морфемному строению слова
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перезнакомиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «учитель»
Синонимы к слову «учитель»
Предложения со словом «учитель»
- Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
Цитаты из русской классики со словом «учитель»
- Достойный ученик достойного учителя послушался и поехал к Сиротининой.
Сочетаемость слова «учитель»
Каким бывает «учитель»
Значение слова «учитель»
УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «учитель»
- Что самое главное в деле учителя? Воспитывать человека… Создавать настоящих людей. Нелегкое дело…
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «учитель»
УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы.
Предложения со словом «учитель»
Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.
Однако хороший учитель музыки никогда не начнёт обучение с целой джазовой пьесы – поначалу вы будете упорно учить гаммы, аккорды и пассажи.
Источник
Как образуются слова в русском языке
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок по теме «Словообразование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 53.5 КБ |
kak_obrazuyutsya_slova_v_russkom_yazyke.pptx | 176.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Как образуются слова в русском языке
познакомить с основными способами словообразования.
- уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
- дать понятие о способах образования слов в русском языке.
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- тренировать мышление, память.
- создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;
- воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.
1. Психологическая подготовка к уроку.
Учитель читает стихотворение «Как растут слова»
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом;
С ним садовник идет.
Гулять в саду чудесном!
Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).
Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)
Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы)
Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.
Слово учителя: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. (каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на доске)
Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
3. Стадия осмысления
Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 279 на стр. 91. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометы «V» — уже знал, « +» — новое, «?» — не понял
(использование приема «Инсерт») (учащиеся работают индивидуально в течение 5 мин)
Слово учителя: Разделите свои тетради на 3 части. 1-я колонка «V», 2-я колонка «+», 3-я колонка «?». Заполните таблицу. (обсуждение таблиц, получившихся у учащихся)
Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)
Слово учителя: Определите способ образования у слов, записанных на доске.
Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.
(Индивидуальная работа учащихся)
Слово учителя: Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа
Слово учителя: Проверим выполненное задание. В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? (Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)
Слово учителя: (Игра «Сыщики») Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.
- У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» — приставка (рассказчик)
- У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «возможность» — приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:
1. Корень мой находится в цене,
В окраске найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
- В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом — по мне на уроки пойдете. (Расписание)
Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)
Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало
1. Слово учителя: Давайте поиграем в игру «Верите ли вы».
1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?
2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?
3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?
4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?
5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?
6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?
7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?
8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?
— Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)
— Почему мы не смогли ответить на него?
(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).
— Что же мы должны сделать? (Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
2. Домашнее задание:
Посредством приёма РАФТ создайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.
3. Выставление оценок (учащиеся оценивают свою работу на уроке сами)
Источник
Разбор по составу слова «учитель»
уч | корень |
и | суффикс |
тель | суффикс |
ø | нулевое окончание |
Сходные по морфемному строению слова
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: закидывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «учитель»
Синонимы к слову «учитель»
Предложения со словом «учитель»
- Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
Цитаты из русской классики со словом «учитель»
- Достойный ученик достойного учителя послушался и поехал к Сиротининой.
Сочетаемость слова «учитель»
Каким бывает «учитель»
Значение слова «учитель»
УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «учитель»
- Что самое главное в деле учителя? Воспитывать человека… Создавать настоящих людей. Нелегкое дело…
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «учитель»
УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы.
Предложения со словом «учитель»
Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.
Однако хороший учитель музыки никогда не начнёт обучение с целой джазовой пьесы – поначалу вы будете упорно учить гаммы, аккорды и пассажи.
Источник
Урок русского языка в 5-м классе «Как образуются слова в русском языке» (используется учебник М.М. Разумовской)
- Обобщить сведения о морфемах;
- Дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным, суффиксальным способами образования слов и сложением;
- Научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слова;
- Развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему
- На материале урока воспитывать чувство взаимовыручки, коллективизма, интерес к русскому языку.
1. Слово учителя.
Сегодня мы с вами продолжаем разговор о словах. Но у нас необычный урок: в гости к нам придет сказка. Любите сказки? А какие?
Сказка часто начинается с присказки. В качестве присказки я взяла слова А.С.Пушкина
“Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!”.
Эти слова будут девизом нашего урока. Как вы их понимаете?
– Запишите их в тетрадь, укажите, в каких словах есть известные нам орфограммы, обозначьте их графически. Назовите слова как части речи.
– Сделайте фонетический разбор слова “сказка”, подберите к нему однокоренные. Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?
– А что показывает эта схема?
Сегодня на уроке пойдет речь о том, как образуются слова, какие основные способы образования слов существуют. Мы должны научиться графически показывать способ образования слова. Это наша задача на сегодняшний урок. Чтобы ее выполнить, мы должны не только много знать, но и работать дружно, поддерживать друг друга.
“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки и суффикса, заинтересовывается строением слова, положением его в речи, в предложении…Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”
– Выразительное чтение вслух хором. Как вы понимаете эти слова?
2. Изучение нового материала
Тема урока для вас непростая, чтобы было легче ее усвоить, я и позвала в гости сказку.
Будет сказка занимательна, слушайте, дети, ее внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много–много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.
Сказывают, было это давно. Но и тогда в удивительной стране Морфемика жили маленькие морфемы. Они всегда были разными, и у каждой был свой характер. И даже в те давние времена они были очень талантливы. Каждая морфема выбирала себе любимую роль. Таких ролей четыре. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова, в которых не нужны исполнители на другие роли. Корень – и все!
– Вы знаете такие слова? Назовите их.
Следующую роль исполняли Приставки. У приставок характер решительный. Они многое могут изменить.
Смотрите, слово РИСОВАТЬ устало,
Решило отдохнуть.
Вдруг прилетели приставки, как стая птиц.
Приставка – раз, приставка – два!
Совсем новые у нас получаются слова.
(Учитель записывает на доске приставки на-, при-, за-, с-, пере-)
– Запишите слова, которые получились. Можно ли говорить, что это каждая приставка образует новое слово? Докажите.
Живут на свете и другие удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное – суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики:
-оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.
Поначалу Приставки и Суффиксы очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними. Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорит медленно, низким голосом : “Что это вы тут расшумелись. Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без Корня, сказать”. Приставки и Суффиксы пробовали–пробовали, старались-старались, но ничего у них не получилось. С тех пор Корень, как главный в слове, решил: “За то, что вы раздор учинили, будете стоять от меня по разные стороны. Вы, Приставки, слева, а вы, Суффиксы, справа. И станете вы мне вовеки веков помогать: слова новые образовывать. А чтобы вам в словах было уютней, я подарю вам по теремку. А чтобы вас никто не путал, крыши у теремков будут разные. У Приставок ¬ , а у Суффиксов ^ . А себе я выберу крышу, похожую на месяц в небе .
Четвертая роль была у окончания. Окошечко в его доме то бывает пустым, то разные буквы в нем появляются .
– А почему? А у некоторых слов вообще окошечка не было. Почему?
– Так какую же роль отвели окончанию?
Вот такие удивительные морфемы живут в этой стране.
–Понравилась вам сказка? Кто из веселых морфем понравился больше всего? А кто не понравился?
А ведь приставки и суффиксы познакомили нас с основными способами образования слов в русском языке. В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Но основных способов словообразования три. О каком же не рассказали нам приставки и суффиксы? Почему?
–Ответьте на этот вопрос, прочитав материал упр. 253.
Ту часть слова, к которой присоединяется приставка или суффикс, или те части слова, которые складываются, мы будем обозначать
(Образец на доске)
Вернемся в сказку. Однажды Корень дал своим помощникам Приставкам и Суффиксам 3 ответственных задания. Но Приставки и Суффиксы снова поссорились и не смогли задание выполнить. Давайте им поможем.
1. Задание 1 (на карточках)
Найти в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Запишите по образцу(на доске). Обозначьте грамматическую основу первого предложения.
1. Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
2. Кушай яблочко, мой свет –
Благодарствуй за обед.
3. Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
4. Бабушка, постой немножко, –
Ей кричит она в окошко,–
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу.
– Задание 2 (одновременно на доске)
Выполняется по группам.
Задание : образуйте глаголы–антонимы по данным схемам. Какое значение вносит приставка в слово?
¬ + При- У- | за- от- | в(во)- вы- |
Задание: от слов чай, зависть, помощь, весть, задача
образуйте новые по схеме
+ | ^ -НИК- |
Какие слова имеют значение предмет? Какое значение имеют все остальные слова?
Задание: покажите графически, как образовались данные слова
Хлебозаготовка, пароход, секундомер, самовар
2. Самостоятельная работа. Задание 3 (для всех, кроме сильных уч-ся)
Определите способ образования слов, распределите слова в таблице
приставочный | Суффиксальный | сложение |
Лесок, избушка, надписать, аптекарь, садовод, самосвал, дверка, вынести, приморский, реченька, ледокол.
Задание для сильных уч–ся (выполняется одновременно с классом)
Определи способ образования данных слов, напиши сочинение–миниатюру на тему “Какой я представляю страну Морфемику”, постарайся использовать в нем данные слова, предварительно определив, как они образовались):
Травушка, речка, голубизна, позолотить, солнышко, многоэтажный.
Вот мы и справились с заданием. А как вы думаете, почему нам это удалось? Что же мы нового узнали?
На этом нашей сказке конец. А кто слушал – молодец! А молодцами вы сегодня были все. (Выставляются оценки за урок)
Домашнее задание (по выбору уч-ся)
- Составьте рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивая параграф, а по-своему, как поняли, приводя свои примеры). Упр. 256, 257.
- Кому трудно, о новой теме рассказать по материалам учебника. Упр. 256, 257.
- Кто любит творчество, сочините свою сказку о том, как образуются слова.
Источник