Урок «Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Урок по подготовке к ЕГЭ. Целью урока является повторение способов образования слов, отработка умения определять способ словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_sposobov_slovoobrazovaniya.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение способов словообразования.
(Подготовка к ЕГЭ, задание В1)
Цель : повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.
Оборудование : раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий ЕГЭ
I. Образцы тестовых заданий из ЕГЭ
В1. Из предложений 8-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.
А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.
Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:
За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.
II. Повторение словообразования
Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)
— Вспомните способы образования слов. Заполнение таблицы с разбором
присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи. Что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия
бабушка – прабабушка, весёлый – развесёлый, моральный – аморальный, что – нечто, всюду – повсюду, завтра – назавтра
Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия
Лес – лесник, писать – писатель, толкать – толкнуть, терпеть – терпение, бодрый – бодрость, какой – какой-то, дружеский – дружески, думать — думая
Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия
Хлеб – нахлебник, свеча – подсвечник, ворчать – разворчаться, тайна – втайне, старый – по-старому, приятельский – по-приятельски, река — заречный
Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных
Рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить – пила, просечь – просека, гнилой – гниль, сухой – сушь, суша, синий – синь.
Образование новых слов, с помощью двух или более корней
Сложение целых слов: вагон-ресторан, жар-птица, школа-интернат
Сложение с помощью соед. гласной: бензозаправочный, жилищно-бытовой, пешеход, отчётно-выборный
Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым словом или частей двух слов): автовокзал, зарплата, пол-арбуза, универмаг
Аббревиация: МГУ, КВН, ТЮЗ
6. Переход из одной части речи в другую
Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных
Ванная, настоящее, приёмная, снотворное, учащиеся, учительская, первые цветы
Возьми на заметку!
При определении способа образования слова помни!
- О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)
- Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
- При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
- Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
- Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!
Как определить способ словообразования:
- Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово
- Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
- Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
- По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.
Возьми на заметку!
Как определить приставочный способ словообразования:
- Выпиши все слова с приставками
- Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки
III. Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой
Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая
Бес край н ий← край
выключа тель ← выключать
закол к а← заколоть
за нов о ← новый
при двор н ый← двор
хлебозаготовка← хлеб+заготовить+ к
раз болеть ся ←болеть
подар ок ←подарить
сообража я ←соображать
V. Выполнение тестовых заданий
1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:
2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:
3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:
4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:
5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:
VI. Самостоятельная работа по карточка
- Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.
- Разберите слова по составу: беспощадный, скромненький, неинтересный
- Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.
1. Определите способ словообразования: по-хорошему, постепенно, будущее.
2. Разберите слова по составу: замыкается, законченный, перечитывать
3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.
1 . Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.
2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.
Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.
- Определите способ словообразования: взрыв, долголетие, сороковка.
- Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения
Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.
- Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.
1. Определите способ словообразования: молчаливо, небрежность, словосочетание.
2. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении
От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало.
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.
Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
- Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.
2. Укажите способ образования слова ПОСТЕПЕННО в предложении
Вадим стоял под густой липой, и упоительный запах вокруг его головы, и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и, отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.
- Разберите слова по составу: расклёванный, подвесить, выздороветь.
2. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Его никто не провожал: он не любил проводов.
VI. Домашнее задание:
Подобрать самостоятельно по 5 слов на каждый способ словообразования
Источник
Урок русского языка, 11 класс, подготовка к ЕГЭ Повторение способов словообразования
(Подготовка к ЕГЭ, задание В1)
Цель: подготовить учащихся к Единому государственному экзамену (задания части В1), повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.
- обобщить теоретический материал о разных способах образования слов в русском языке; выработать алгоритм выполнения задания по словообразованию с разной формулировкой в КИМах; повторить и закрепить трудные случаи словообразования.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий ЕГЭ
I. Оргмомент. Определение целей урока, основных этапов.
Задание. Орфоэпическая разминка.
На экран проецируются слова: каталог, красивее, щавель, квартал, звонит, ходатайство, донельзя, торты, банты, исчерпав, баловать, долбит, сливовый, свекла, принята, облегчить, кухонный, договор, мастерски, жалюзи, шарфы, премировать, одновременно, бармен, брала, прибыл, прибыла, оптовый, клала, изогнутый, загнутый, столяр, столяра, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод, путепровод.
каталОг, красИвее, щавЕль, квартАл, звонИт, ходАтайство, донЕльзя, тОрты,
бАнты, исчЕрпав, баловАть, долбИт, слИвовый, свЁкла, принятА, облегчИть, кУхонный, договОр, мастерскИ, жалюзИ, шАрфы, премировАть, одноврЕмЕнно, бАрмен, бралА, прИбыл, прибылА, оптОвый, клАла, изОгнутый, зАгнутый, столЯр, столярА, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, трубопровОд, путепровОд.
II. Повторение словообразования
Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)
— Вспомним способы образования новых слов. Заполним таблицу.
присоединение приставки к уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия
дед – прадед, грустный – прегрустный, реальный — нереальный, где – негде, всюду – повсюду.
Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия
Дождь — дождик, читать — читатель, кричать — крикнуть, скупой — скупость, чей — чей-то, играть — играя
Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы, наречия
Береза — подберезовик, плясать — переплясывать, новый — по-новому, река – заречный, дружеский — по-дружески, мечтать — размечтаться,
Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных
Гладкий — гладь, рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить– пила, сухой – сушь, синий – синь.
Образование новых слов с помощью двух или более корней
Сложение целых слов: грамм-молекула, киловатт-час, жар-птица.
Сложение с помощью соед. гласной: общенародный, северо-западный, атомоход, отчётно-выборный.
Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым
словом или частей двух слов): автомойка, зарплата, пол-лимона,
Аббревиация: ООН, КБГУ, ТЮЗ
6. Переход из одной части речи в другую
Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных
Мороженое, портной, приёмная, снотворное, учительская
Не забыть до экзамена!
Бессуфиксным способом образуются только существительные:
бежать – бег, разрывать – разрыв, синий – синь
тихий – тишь, полететь – полет, зеленый – зелень
Научись строить словообразовательные цепочки. Это поможет тебе лучше понять морфемное строение слова:
След — след-ова-ть — по-след-ова-ть —
Возьми на заметку!
При определении способа образования слова помни!
- О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи) Обращать внимание на чередования (водить — вождение) При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие) Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!
Разграничение морфемного и словообразовательного анализа слов
1.Определите часть речи, установите, имеет ли оно формы
словоизменения.
1.Определите, является слово
производным или непроизводным.
2.Выделите основу и окончание.
Определите характер основы
(членимая или нечленимая).
2.Определите производящую основу и словообразовательный
формант.
3.Выделите морфемы в составе
членимой основы и определите
их значение.
3.Определите способ словообразования.
Как определить способ словообразования:
Найди производящее слово, т. е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово. Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению. Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли).
По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.
1.Непроизводные (весна, приятный);
2 Производные (весенний, неприятный);
3.Производящие (дверь-дверной, дрожать-дрожь)
Возьми на заметку!
Как определить приставочный способ словообразования:
Выпиши все слова с приставками Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки
1 задание. Из приведенных рядов однокоренных слов выберите производящие для производных слов.
Примирение — мир, мирить, примирить;
загустелый — загустение, густеть, загустеть, густой, сгустить;
поссорившихся — ссора, ссориться, поссориться;
двойственность — двойственно, двойной, двоякий, двойственный, двоиться.
2 задание. Определите способ образования данных слов с последующей проверкой.
По-своему, вышел, благодарность, сушь, близорукость, собеседник,
прошептал, мороженое, крепко-накрепко.
3 задание. Из текста выпишите слова, образованные суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
(1)Раннее весеннее утро. (2)Прохладное и росистое. (3)В небе нет ни облачка. (4)Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (5)Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. (6)В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы. …(7)Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. (8)Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
4 задание. Определите способы образования сложных слов:
голубоглазый, сороконожка, приамударьинский, древнерусский, зоопарк, сорвиголова, лесостепь, быстрорастворимый, сухофрукты.
5 задание. Составить словообразовательные цепочки:
Приплясывать, по-чешски, перевозчик.
6 задание. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов:
светочувствительная, электросварщик.
IV. Самостоятельная работа по карточкам
Определите способ словообразования: по-хорошему, прибыль, подземный,
Разберите слова по составу: законченный, беспощадный, неинтересный,
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Его никто не провожал: он не любил проводов.
1. Определите способ словообразования: разбойник, медлительный, постепенно, будущее.
2. Разберите слова по составу: подвесить, замыкается, скромненький, перечитывать.
3. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.
Определите способ словообразования: бессмертие, нечто, сохранение, постель, во-вторых. Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ. Из предложения выпишите слово, образованное приставочно — суффиксальным способом.
Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
1.Определите способ словообразования: постепенно, некуда, взрыв, долголетие,
2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА.
3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.
1. Определите способ словообразования: бессмертие, нежность, словосочетание, некуда.
2. Укажите способ образования слова ПОСТЕПЕННО.
3.Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища
вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.
V. Выполнение тестовых заданий
1. Из предложений 28-29 выпишите слова, образованное приставочным и приставочно — суффиксальным способами.
(28)Обнявшись, подружески слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну (По Л. Леонову).
2. Укажите способ образования слова ОЧАРОВАНИЕ из предложения:
Но проходит боль, и человек опять чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живёт в красоте речи
3. Из предложения выпишите слова, образованные при помощи сложения основ.
Лена — главная судоходная восточносибирская артерия, значение которой для интенсивно развивающегося хозяйства огромно.
4. Укажите способ образования слова ВСЕСТОРОННЕ (предложение 29).
Молодой в те годы польский языковед Ежи Курилович стал всесторонне анализировать звуки этого языка.
5.Из предложения выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе, нависшем над пропастью (Нагибин).
6. Укажите способ образования слова РАСХОД из предложения :
Банковский кредит — выдаваемая на какой-либо срок ссуда, в пределах которой возможен расход на определённую потребность.
VII. Домашнее задание:
Подобрать самостоятельно по 4 слова на каждый способ словообразования.
Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: вшестером, задуматься, глушь, подлинность. Подготовиться к контрольной работе.
Источник