- Определить способ словообразования: — прибыль -подземный — глубина -по-хорошему -постепенно -будущее — сохранение — постель -во-вторых -взрыв — долголетие -сороковка — молчаливо — небрежность -словосочитание -бессмертие -постепенно — некуда -разбойник — беличье -медлителтнвй
- Определить способ словообразования: — прибыль -подземный — глубина -по-хорошему -постепенно -будущее — сохранение — постель -во-вторых -взрыв — долголетие -сороковка — молчаливо — небрежность -словосочитание -бессмертие -постепенно — некуда -разбойник — беличье -медлителтнвй
- Урок «Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1) методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.
Определить способ словообразования:
— прибыль
-подземный
— глубина
-по-хорошему
-постепенно
-будущее
— сохранение
— постель
-во-вторых
-взрыв
— долголетие
-сороковка
— молчаливо
— небрежность
-словосочитание
-бессмертие
-постепенно
— некуда
-разбойник
— беличье
-медлителтнвй
по — хорошему — приставочно-суффиксальный
постепенно — приставочно — суффиксальный
во — вторых — приставочно — суффиксальный
сороковка — приставочно — суффиксальный
небрежность — приставочно — суффиксальный
словосочетание — приставочно — суффиксальный
постепенно — приставочно — суффиксальный
разбойник — приставочно — суффиксальный
Напишу только основную мысль
во первых
если ты будешь воровать то и все будут воровать (изменения всегда не единичны).
а если все будут воровать то начнется анархия. и не будет порядка. нелья спокойно оставить вещи.
во вторых
после проступка тебя мучает совесть
(проявление совести это стыд)
в третьих
пострадавшему от кради будет плохо
(у него же вещь украли)
теперь распиши все это
приведи примеры
типо вася взял у пети яблоко
васе было стыдно
а петя остался без яблока
Источник
Определить способ словообразования:
— прибыль
-подземный
— глубина
-по-хорошему
-постепенно
-будущее
— сохранение
— постель
-во-вторых
-взрыв
— долголетие
-сороковка
— молчаливо
— небрежность
-словосочитание
-бессмертие
-постепенно
— некуда
-разбойник
— беличье
-медлителтнвй
по — хорошему — приставочно-суффиксальный
постепенно — приставочно — суффиксальный
во — вторых — приставочно — суффиксальный
сороковка — приставочно — суффиксальный
небрежность — приставочно — суффиксальный
словосочетание — приставочно — суффиксальный
постепенно — приставочно — суффиксальный
разбойник — приставочно — суффиксальный
Напишу только основную мысль
во первых
если ты будешь воровать то и все будут воровать (изменения всегда не единичны).
а если все будут воровать то начнется анархия. и не будет порядка. нелья спокойно оставить вещи.
во вторых
после проступка тебя мучает совесть
(проявление совести это стыд)
в третьих
пострадавшему от кради будет плохо
(у него же вещь украли)
теперь распиши все это
приведи примеры
типо вася взял у пети яблоко
васе было стыдно
а петя остался без яблока
Источник
Урок «Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Урок по подготовке к ЕГЭ. Целью урока является повторение способов образования слов, отработка умения определять способ словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_sposobov_slovoobrazovaniya.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение способов словообразования.
(Подготовка к ЕГЭ, задание В1)
Цель : повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.
Оборудование : раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий ЕГЭ
I. Образцы тестовых заданий из ЕГЭ
В1. Из предложений 8-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.
А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.
Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:
За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.
II. Повторение словообразования
Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)
— Вспомните способы образования слов. Заполнение таблицы с разбором
присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи. Что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия
бабушка – прабабушка, весёлый – развесёлый, моральный – аморальный, что – нечто, всюду – повсюду, завтра – назавтра
Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия
Лес – лесник, писать – писатель, толкать – толкнуть, терпеть – терпение, бодрый – бодрость, какой – какой-то, дружеский – дружески, думать — думая
Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия
Хлеб – нахлебник, свеча – подсвечник, ворчать – разворчаться, тайна – втайне, старый – по-старому, приятельский – по-приятельски, река — заречный
Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных
Рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить – пила, просечь – просека, гнилой – гниль, сухой – сушь, суша, синий – синь.
Образование новых слов, с помощью двух или более корней
Сложение целых слов: вагон-ресторан, жар-птица, школа-интернат
Сложение с помощью соед. гласной: бензозаправочный, жилищно-бытовой, пешеход, отчётно-выборный
Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым словом или частей двух слов): автовокзал, зарплата, пол-арбуза, универмаг
Аббревиация: МГУ, КВН, ТЮЗ
6. Переход из одной части речи в другую
Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных
Ванная, настоящее, приёмная, снотворное, учащиеся, учительская, первые цветы
Возьми на заметку!
При определении способа образования слова помни!
- О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)
- Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
- При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
- Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
- Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!
Как определить способ словообразования:
- Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово
- Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
- Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
- По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.
Возьми на заметку!
Как определить приставочный способ словообразования:
- Выпиши все слова с приставками
- Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки
III. Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой
Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая
Бес край н ий← край
выключа тель ← выключать
закол к а← заколоть
за нов о ← новый
при двор н ый← двор
хлебозаготовка← хлеб+заготовить+ к
раз болеть ся ←болеть
подар ок ←подарить
сообража я ←соображать
V. Выполнение тестовых заданий
1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:
2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:
3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:
4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:
5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:
VI. Самостоятельная работа по карточка
- Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.
- Разберите слова по составу: беспощадный, скромненький, неинтересный
- Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.
1. Определите способ словообразования: по-хорошему, постепенно, будущее.
2. Разберите слова по составу: замыкается, законченный, перечитывать
3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.
1 . Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.
2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.
Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.
- Определите способ словообразования: взрыв, долголетие, сороковка.
- Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения
Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.
- Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.
1. Определите способ словообразования: молчаливо, небрежность, словосочетание.
2. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении
От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало.
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.
Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
- Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.
2. Укажите способ образования слова ПОСТЕПЕННО в предложении
Вадим стоял под густой липой, и упоительный запах вокруг его головы, и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и, отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.
- Разберите слова по составу: расклёванный, подвесить, выздороветь.
2. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Его никто не провожал: он не любил проводов.
VI. Домашнее задание:
Подобрать самостоятельно по 5 слов на каждый способ словообразования
Источник
Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.
Ты написала неправильно старого дятла на гнезде не оставишь такой поговорки нет есть такая поговорка старого дятла на гнезде не поймаешь
запятые ставятся, т.к определяемое слово стоит перед причастным оборотом:
1) Книга (опред.слово), |лежавшая на столе|, была открыта на первой странице.
2) Речка, бежавшая по дну оврага, была мелководной.
3) Полотенце, небрежно брошенное на стул, было влажным.
4) Утюг, не выключенный из розетки, может привести к пожару.
5) Школа, отремонтированная к новому учебному году, ещё пахла краской.
дальше запятые не ставятся, т.к определяемое слово стоит после причастного оборота:
6) |Лежавшая на столе| книга (опред.слово) была обёрнута в красную обложку.
7) Бежавшая по дну оврага речка была мелководной.
8) Небрежно брошенное на стул полотенце было влажным.
9) Не выключенный из розетки утюг может привести к пожару.
10) Отремонтированная к новому учебному году школа еще пахла краской.
Из бездны — обстоятельство
Времени — определение (так как вопрос из бездны какой?)
Дошли — сказуемое
До нас — обстоятельство
В сгустках — обстоятельство
Разума — определение (вопрос в сгустках каких?)
Знания жизни — определение (вопрос в сгустках каких?)
Этих — определение (но это не прилагательное, а указательное местоимение. Это так, на всякий случай, если спросят)
Радость и страдания, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота и уродство — однородные подлежащие
Людские — определение
Истин — определение (красота какая?)
Предрассудков — определение (уродство какое?)
Источник