- Словообразование
- Дидактический материал к учебнику М.В. Панова
- 6 класс
- § 6. Словообразовательные средства и способы словообразования
- Способы словообразования в русском языке
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
Словообразование
Дидактический материал к учебнику М.В. Панова
6 класс
§ 6. Словообразовательные средства и способы словообразования
Первая часть названия этой темы у вас наверняка сомнений не вызовет: словообразовательными средствами, «строительным материалом» в русском языке являются знакомые вам приставки и суффиксы, а нередко и отсутствие последних (звучит странно, но мы уже с таким явлением не раз встречались! Вернитесь к заданиям 6, 36). Думается, нетрудно вам будет определить и способы словообразования. Если в словообразовании используются суффиксы и приставки, то такие способы называются аффиксальными, а если аффиксы не участвуют – безаффиксными (бессуффиксными).
Аффиксальных способов три:
а) приставочный (префиксация) – присоединение к исходному слову приставки: ползти – приползти; огромный – преогромный; группа – подгруппа;
б) суффиксальный (суффиксация) – добавление к исходной основе суффикса: сук – сучок; черный – чернота; камень – каменный; прыгать – прыгнуть; приклеивать – приклеивание;
в) приставочно-суффиксальный способ (конфикс) – одновременное присоединение приставок и суффиксов: есть – наесться; на столе – настольный; по Волге – Поволжье; дружеский – по-дружески.
Более точно словообразовательные суффиксы и приставки называть дериваторами. (Немец. Derivat «производное слово» восходит к латин. derivatus в значении «отклоненный». То есть деривация – это процесс словопроизводства.) Приставка и суффикс – принадлежность какого-либо одного слова (своего рода его «частная собственность»): зайч-онок-. Действительно, в морфемном составе этого слова выделяется суффикс -онок-. Но ведь он «работает» не только на это слово, еще многие и многие названия детенышей птиц и животных образованы с помощью этого суффикса (cм. задание 49). Получается, что -онок- – самостоятельное словообразовательное средство, используемое при необходимости создать слово со значением «детеныш». То есть приставочный или суффиксальный дериватор подвижен, динамичен, активно (или не очень) участвует в словопроизводстве. А собственно приставка и суффикс (принадлежность конкретного слова) неподвижны, статичны, и ими правильнее будет пользоваться в морфемике, а не в словообразовании. В дальнейшем мы будем использовать и термин дериватор, и более привычный вам словообразовательный аффикс (аффиксы).
При безаффиксном способе от исходного слова отсекается суффикс (зачастую вместе с окончанием): уколоть – укол, реветь – рева, полететь – полет.
Помните: окончания в словообразовании не участвуют, они – показатели словоизменения разных частей речи! (Об этом у нас пойдет речь при изучении морфологии.)
Немного позже мы поговорим еще о некоторых способах словообразования.
А пока подробнее познакомимся с особенностями аффиксальных и безаффиксного способов.
Задание 75. Спишите словообразовательные пары, выделите приставочные дериваторы.
а) Вешать – перевешать;
танцевать – протанцевать;
думать – вздумать;
нести – вынести;
прясть – допрясть;
смеяться – засмеяться;
собирать – насобирать;
ехать – объехать;
тащить – оттащить;
скакать – поскакать;
расти – подрасти;
ходить – приходить;
бить – разбить;
писать – описать;
жечь – сжечь;
плыть – уплыть.
б) Отдел – подотдел;
группа – подгруппа;
станция – подстанция;
разделение – подразделение;
заголовок – подзаголовок;
вкус – привкус;
история – предыстория;
дед – прадед;
бабушка – прабабушка.
в) Интересный – неинтересный;
грустный – прегрустный;
несчастный – разнесчастный;
демократический – антидемократический («анти» обозначает против).
г) Противно – препротивно;
любезно – прелюбезно;
глупо – преглупо.
Какие части речи образуются приставочным способом?
Меняется ли часть речи при префиксации?
Для образования какой части речи чаще всего используются приставочные дериваторы?
Задание 76. Прочитайте приставочные производные от глагола вести:
воз-вести, вы-вести, до-вести, за-вести, на-вести, об-вести, от-вести, пере-вести, по-вести, под-вести, при-вести, про-вести, раз-вести, с-вести, у-вести.
Каким значением отличаются приставочные слова от бесприставочного?
Изменилось ли значение производных глаголов коренным образом по сравнению с исходным глаголом?
Задание 77. Как мы убедились, при приставочном способе словообразования значение производного слова коренным образом не отличается от исходного, к нему лишь добавляется некоторый оттенок. Постарайтесь выяснить эти оттенки в следующих словообразовательных парах:
говорить – выговорить; двигаться – задвигаться; лить – долить; готовить – наготовить; гореть – обгореть; прыгнуть – отпрыгнуть; считать – пересчитать; косить – покосить; рыть – подрыть; плестись – приплестись; звать – прозвать; варить – недоварить; валить – развалить; беречь – сберечь; скользнуть – ускользнуть;
удалый – разудалый; легкий – сверхлегкий; глупый – архиглупый (приставка архи- заимствованная и обозначает «очень», как и привычная нам приставка пре-).
Задание 78. Докажите, что все приведенные слова образованы суффиксальным способом:
мячик, роскошничать, родненький, обличение, облачко, облачный, находчивый, композиционный, комплектовать, громадина, пасечник, мякоть, приколка, женушка, жесткость, гриппозный, врачевать, птичий, пунктуационный, луковица.
Какие части речи образуются суффиксальным способом: те же, что и исходные, или разные?
Задание 79. Значительно ли отличается производное слово от исходного в следующих суффиксальных образованиях? Как бы вы определили эту разницу в значении? (Не забудьте выделить суффиксальный дериватор.)
Пирог – пирожок; картофель – картофелина; черный – черненький; револьвер – револьверишко; расстроить – расстроиться; лопата – лопатка; медвежонок – медвежоночек; сапог – сапожище; слово – словцо; табун – табунок.
Задание 80. Производное слово отличается от исходного при суффиксальном образовании только оттенком значения (см. предыдущее задание). Но всегда ли? Сравните следующие пары. Выделите суффиксальные дериваторы производного слова.
Школа – школьник; табель – табельщик; таить – тайник; стол – столовый; один – одиннадцать; рецензия – рецензент; проект – проектировать; крестьянин – крестьянство; комиссар – комиссариат; компания – компаньон; земля – земляк.
При выполнении заданий 79 и 80 вам, вероятно, не составило труда определить словообразовательное значение суффиксальных дериваторов. Но так бывает далеко не всегда, особенно это касается прилагательных и глаголов. Зачастую словообразовательные суффиксы в них не имеют конкретного значения, для них характерны широта и отвлеченность. Давайте убедимся.
Задание 81. Как образованы следующие прилагательные?
Школьный, трамвайный, лесной, карандашный, календарный, архивный, хлебный, газетный, длинный.
Финансовый, апельсиновый, еловый, вкусовой, береговой, годовой, роковой, чековый, громовой.
Задания (для обоих вариантов).
Можно ли определить конкретное значение суффиксальных дериваторов -н- и -ов-?
Добавьте в каждую группу свои примеры. Прояснилось ли значение суффиксов?
Задание 82. Используя словообразовательный суффикс -ну-, образуйте глаголы от данных, запишите несколько собственных примеров.
Шагать, прыгать, кричать, толкать, бодать, звякать, свистеть, рвать, шугать.
Как бы вы определили общее значение всех этих глаголов?
Задание 83. Допишите знаменатели:
Какой суффиксальный дериватор образует глаголы от прилагательных?
Что они обозначают?
То же ли значение имеют производные в парах: черный – чернить, синий – синить?
Задание 84. «Не тормози, сникерсни!» – громко зазывала реклама. Вова Бутузов предложил Насте Кувшинчиковой:
– Ну, что, пойдем сникерснем, раз так настаивают?
– Вот еще! – возмутилась Настя. – Делать неизвестно что.
– Как это неизвестно?
– Да конечно! И слова-то такого нет, а мы что-то должны сделать.
– Как нет? Сникерснуть – значит съесть «Сникерс».
– Понимаю, что тут без «Сникерса» не обошлось, но глагол-то неправильно образован! Сам посмотри: топать – топнуть, кричать – крикнуть, моргать – моргнуть. Глаголы-то с суффиксом -ну-, если отвечают на вопрос что сделать?, производные, образованы суффиксальным способом. А где же исходный для сникерснуть? Сникерсать, что ли? Что-то я такого не слышала.
– Ишь ты, похоже, ты права, – задумался Вова.
А вы как считаете, кто прав?
Чем отличаются глаголы топнуть, крикнуть, моргнуть от гнуть, тонуть, вязнуть?
Задание 85. Суффиксы имен существительных более конкретны (вспомните, что они могут обозначать). Но все-таки в некоторых случаях и они имеют широкое абстрактное значение.
АБСТРАКТНЫЙ. Заимств. из нем. яз. в 30–40-е годы XIX в. Нем. abstract МУЖ после изменения an > о > у и gi > ж. Первоначальное «взрослый мужчина»
Источник
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|