Определите способ словообразования прегрустный

Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 6. Словообразовательные средства и способы словообразования

Первая часть названия этой темы у вас наверняка сомнений не вызовет: словообразовательными средствами, «строительным материалом» в русском языке являются знакомые вам приставки и суффиксы, а нередко и отсутствие последних (звучит странно, но мы уже с таким явлением не раз встречались! Вернитесь к заданиям 6, 36). Думается, нетрудно вам будет определить и способы словообразования. Если в словообразовании используются суффиксы и приставки, то такие способы называются аффиксальными, а если аффиксы не участвуют – безаффиксными (бессуффиксными).

Аффиксальных способов три:

а) приставочный (префиксация) – присоединение к исходному слову приставки: ползти – приползти; огромный – преогромный; группа – подгруппа;
б) суффиксальный (суффиксация) – добавление к исходной основе суффикса: сук – сучок; черный – чернота; камень – каменный; прыгать – прыгнуть; приклеивать – приклеивание;
в) приставочно-суффиксальный способ (конфикс) – одновременное присоединение приставок и суффиксов: есть – наесться; на столе – настольный; по Волге – Поволжье; дружеский – по-дружески.

Более точно словообразовательные суффиксы и приставки называть дериваторами. (Немец. Derivat «производное слово» восходит к латин. derivatus в значении «отклоненный». То есть деривация – это процесс словопроизводства.) Приставка и суффикс – принадлежность какого-либо одного слова (своего рода его «частная собственность»): зайч-онок-. Действительно, в морфемном составе этого слова выделяется суффикс -онок-. Но ведь он «работает» не только на это слово, еще многие и многие названия детенышей птиц и животных образованы с помощью этого суффикса (cм. задание 49). Получается, что -онок- – самостоятельное словообразовательное средство, используемое при необходимости создать слово со значением «детеныш». То есть приставочный или суффиксальный дериватор подвижен, динамичен, активно (или не очень) участвует в словопроизводстве. А собственно приставка и суффикс (принадлежность конкретного слова) неподвижны, статичны, и ими правильнее будет пользоваться в морфемике, а не в словообразовании. В дальнейшем мы будем использовать и термин дериватор, и более привычный вам словообразовательный аффикс (аффиксы).

При безаффиксном способе от исходного слова отсекается суффикс (зачастую вместе с окончанием): уколоть – укол, реветь – рева, полететь – полет.
Помните: окончания в словообразовании не участвуют, они – показатели словоизменения разных частей речи! (Об этом у нас пойдет речь при изучении морфологии.)
Немного позже мы поговорим еще о некоторых способах словообразования.
А пока подробнее познакомимся с особенностями аффиксальных и безаффиксного способов.

Задание 75. Спишите словообразовательные пары, выделите приставочные дериваторы.

а) Вешать – перевешать;
танцевать – протанцевать;
думать – вздумать;
нести – вынести;
прясть – допрясть;
смеяться – засмеяться;
собирать – насобирать;
ехать – объехать;
тащить – оттащить;
скакать – поскакать;
расти – подрасти;
ходить – приходить;
бить – разбить;
писать – описать;
жечь – сжечь;
плыть – уплыть.

б) Отдел – подотдел;
группа – подгруппа;
станция – подстанция;
разделение – подразделение;
заголовок – подзаголовок;
вкус – привкус;
история – предыстория;
дед – прадед;
бабушка – прабабушка.

в) Интересный – неинтересный;
грустный – прегрустный;
несчастный – разнесчастный;
демократический – антидемократический («анти» обозначает против).

г) Противно – препротивно;
любезно – прелюбезно;
глупо – преглупо.

Какие части речи образуются приставочным способом?
Меняется ли часть речи при префиксации?
Для образования какой части речи чаще всего используются приставочные дериваторы?

Задание 76. Прочитайте приставочные производные от глагола вести:

воз-вести, вы-вести, до-вести, за-вести, на-вести, об-вести, от-вести, пере-вести, по-вести, под-вести, при-вести, про-вести, раз-вести, с-вести, у-вести.

Каким значением отличаются приставочные слова от бесприставочного?
Изменилось ли значение производных глаголов коренным образом по сравнению с исходным глаголом?

Задание 77. Как мы убедились, при приставочном способе словообразования значение производного слова коренным образом не отличается от исходного, к нему лишь добавляется некоторый оттенок. Постарайтесь выяснить эти оттенки в следующих словообразовательных парах:

Читайте также:  Способ определения размера зерна

говорить – выговорить; двигаться – задвигаться; лить – долить; готовить – наготовить; гореть – обгореть; прыгнуть – отпрыгнуть; считать – пересчитать; косить – покосить; рыть – подрыть; плестись – приплестись; звать – прозвать; варить – недоварить; валить – развалить; беречь – сберечь; скользнуть – ускользнуть;
удалый – разудалый; легкий – сверхлегкий; глупый – архиглупый (приставка архи- заимствованная и обозначает «очень», как и привычная нам приставка пре-).

Задание 78. Докажите, что все приведенные слова образованы суффиксальным способом:

мячик, роскошничать, родненький, обличение, облачко, облачный, находчивый, композиционный, комплектовать, громадина, пасечник, мякоть, приколка, женушка, жесткость, гриппозный, врачевать, птичий, пунктуационный, луковица.

Какие части речи образуются суффиксальным способом: те же, что и исходные, или разные?

Задание 79. Значительно ли отличается производное слово от исходного в следующих суффиксальных образованиях? Как бы вы определили эту разницу в значении? (Не забудьте выделить суффиксальный дериватор.)

Пирог – пирожок; картофель – картофелина; черный – черненький; револьвер – револьверишко; расстроить – расстроиться; лопата – лопатка; медвежонок – медвежоночек; сапог – сапожище; слово – словцо; табун – табунок.

Задание 80. Производное слово отличается от исходного при суффиксальном образовании только оттенком значения (см. предыдущее задание). Но всегда ли? Сравните следующие пары. Выделите суффиксальные дериваторы производного слова.

Школа – школьник; табель – табельщик; таить – тайник; стол – столовый; один – одиннадцать; рецензия – рецензент; проект – проектировать; крестьянин – крестьянство; комиссар – комиссариат; компания – компаньон; земля – земляк.

При выполнении заданий 79 и 80 вам, вероятно, не составило труда определить словообразовательное значение суффиксальных дериваторов. Но так бывает далеко не всегда, особенно это касается прилагательных и глаголов. Зачастую словообразовательные суффиксы в них не имеют конкретного значения, для них характерны широта и отвлеченность. Давайте убедимся.

Задание 81. Как образованы следующие прилагательные?

Школьный, трамвайный, лесной, карандашный, календарный, архивный, хлебный, газетный, длинный.

Финансовый, апельсиновый, еловый, вкусовой, береговой, годовой, роковой, чековый, громовой.

Задания (для обоих вариантов).

Можно ли определить конкретное значение суффиксальных дериваторов -н- и -ов-?
Добавьте в каждую группу свои примеры. Прояснилось ли значение суффиксов?

Задание 82. Используя словообразовательный суффикс -ну-, образуйте глаголы от данных, запишите несколько собственных примеров.

Шагать, прыгать, кричать, толкать, бодать, звякать, свистеть, рвать, шугать.

Как бы вы определили общее значение всех этих глаголов?

Задание 83. Допишите знаменатели:

Какой суффиксальный дериватор образует глаголы от прилагательных?
Что они обозначают?
То же ли значение имеют производные в парах: черный – чернить, синий – синить?

Задание 84. «Не тормози, сникерсни!» – громко зазывала реклама. Вова Бутузов предложил Насте Кувшинчиковой:

– Ну, что, пойдем сникерснем, раз так настаивают?
– Вот еще! – возмутилась Настя. – Делать неизвестно что.
– Как это неизвестно?
– Да конечно! И слова-то такого нет, а мы что-то должны сделать.
– Как нет? Сникерснуть – значит съесть «Сникерс».
– Понимаю, что тут без «Сникерса» не обошлось, но глагол-то неправильно образован! Сам посмотри: топать – топнуть, кричать – крикнуть, моргать – моргнуть. Глаголы-то с суффиксом -ну-, если отвечают на вопрос что сделать?, производные, образованы суффиксальным способом. А где же исходный для сникерснуть? Сникерсать, что ли? Что-то я такого не слышала.
– Ишь ты, похоже, ты права, – задумался Вова.

А вы как считаете, кто прав?
Чем отличаются глаголы топнуть, крикнуть, моргнуть от гнуть, тонуть, вязнуть?

Задание 85. Суффиксы имен существительных более конкретны (вспомните, что они могут обозначать). Но все-таки в некоторых случаях и они имеют широкое абстрактное значение.

АБСТРАКТНЫЙ. Заимств. из нем. яз. в 30–40-е годы XIX в. Нем. abstract МУЖ после изменения an > о > у и gi > ж. Первоначальное «взрослый мужчина»

Источник

Читайте также:  Способы обмена информацией между процессами

Способы словообразования в русском языке

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или приставки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные;
  • флек­сии, или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

  • писа ть → вы писать
  • вид → под вид
  • забавн ый → пре забав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

  • нахо­ди ть → наход к а
  • цвет (цве­ток) → цвет ник
  • улы­ба ть ся → улыб к а

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

  • локоть → под локот ник
  • бесед а → со бесед ник
  • свеж ий → о свеж и ть
  • мор е → за мор ск ий
  • мох → за мш е ть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­ди ть → взвод
  • при­пе­ва ть → при­пев
  • свинь я → свин ой
  • золот о → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кт о → кто- то
  • чт о → что- нибудь
  • где → где- либо
  • когда → когда- то
  • бро­са ть → бро­сать ся

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

  • слу­ша ть → в слу­шать ся
  • нюха ть → при нюхать ся
  • дума ть → в думать ся
  • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
  • жда ть → до ждать ся

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

  • толп а → толп и ть ся
  • скуп ой → скуп и ться
  • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

  • север , восток → север о -восток;
  • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
  • свод неб а → неб о свод;
  • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
  • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

  • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
  • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
  • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • зам ести­тель пред седа­те­ля → зампред;
  • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
  • проф союз­ный ком итет → профком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

  • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
  • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
  • сам , вари ть + → сам о вар;
  • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
  • каш а, вари ть + → каш е вар.
Читайте также:  Таблица способы изменения внутренней энергии тела 8 класс таблица

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Видеоурок

Источник

Оцените статью
Разные способы
Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры