Определите способ словообразования наречий вполсилы

Словообразование наречий в русском языке

Словообразование наре­чий — это при­ста­воч­ный, суф­фик­саль­ный, приставочно-суффиксальный спо­соб, а так­же сло­же­ние и сли­я­ние. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на спо­со­бом пере­хо­да слов дру­гих частей речи.

Словообразование наречий

В рус­ском язы­ке наре­чие сфор­ми­ро­ва­лась на базе дру­гих само­сто­я­тель­ных частей речи. Наречия воз­ник­ли от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных, гла­го­лов и их грам­ма­ти­че­ских форм. Укажем основ­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий в рус­ском язы­ке:

  • при­ста­воч­ный
  • суф­фик­саль­ный
  • приставочно-суффиксальный
  • пост­фик­саль­ный
  • сло­же­ние
  • сли­я­ние
  • пере­ход из одной части речи в дру­гую.

Рассмотрим подроб­но, с помо­щью каких спо­со­бов обра­зу­ют­ся наре­чия.

Приставочный способ

Приставочный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния харак­те­рен для всех само­сто­я­тель­ных частей речи рус­ско­го язы­ка. Слова одной и той же части речи обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки, или пре­фик­са.

Понаблюдаем, какие наре­чия обра­зо­ва­ны этим спо­со­бом:

  • нель­зя → донель­зя,
  • ныне → доныне,
  • все­гда → навсе­гда,
  • про­тив → напро­тив,
  • сквозь → насквозь,
  • вне → извне,
  • всю­ду → отовсю­ду.

Отрицательные место­имен­ные наре­чия обра­зо­ва­ны от отно­си­тель­ных наре­чий с помо­щью при­став­ки не- и ни-:

  • куда → некуда,
  • когда → некогда,
  • зачем → незачем,
  • отку­да → ниотку­да,
  • где → нигде,
  • как → никак.

Суффиксальный способ образования наречий

Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван при сло­во­об­ра­зо­ва­нии наре­чий от при­ла­га­тель­ных и чис­ли­тель­ных.

С помо­щью суф­фик­сов -о и -е обра­зу­ем наре­чия от пол­ных форм каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

  • радост­ный → радостно сме­ять­ся,
  • внят­ный → внятно объ­яс­нить,
  • внут­рен­ний → внут­ренне рас­сла­бить­ся,
  • скри­пу­чий → скри­пуче про­шеп­тать.

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс -е обра­зу­ет наре­чия от слов с осно­вой на шипя­щий или мяг­кий соглас­ный.

С помо­щью суф­фик­са -и обра­зу­ем наре­чия от при­ла­га­тель­ных:

  • сати­ри­че­ский → опи­сать сати­ри­чески,
  • коми­че­ский → изоб­ра­зить коми­чески,
  • мастер­ский → изго­то­вить мастерски.

От коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных суф­фик­саль­ным спо­со­бом были обра­зо­ва­ны наре­чия:

  • один → однажды,
  • два → дважды посо­лить,
  • три → трижды пере­кре­стить­ся,
  • четы­ре → четы­режды пере­пи­сать.

Приставочно-суффиксальный способ образования наречий

С помо­щью сра­зу двух мор­фем, при­став­ки и суф­фик­са, обра­зу­ем наре­чия от суще­стви­тель­ных:

  • верх → сверху,
  • нача­ло → вначале,
  • нут­ро → изнутри,
  • век → вовеки,
  • даль → вдали.

От крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- и суф­фик­са -а обра­зо­ва­ны наре­чия:

Аналогично при­став­ки в-, на-, за- и суф­фикс -о обра­зу­ют сло­ва этой же части речи:

Весьма про­дук­тив­но сло­во­об­ра­зо­ва­ние наре­чий от при­ла­га­тель­ных и место­име­ний с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -ому-/-ему, -и:

  • домаш­ний → по-домашнему при­го­то­вить,
  • новый → по-новому сде­лать,
  • при­я­тель­ский → по-при­я­тельски общать­ся,
  • муж­ской → по-мужски отве­тить,
  • свой → посту­пить по-своему,
  • вся­кий → делать по-всякому.

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в- и на- и суф­фик­са -ую:

  • тем­ный → сыг­рать втёмную,
  • кру­го­вой → занять обо­ро­ну вкру­говую,
  • сухой → раз­гро­мить всухую,
  • руко­паш­ный → драть­ся вруко­пашную,
  • пря­мой → идти напрямую.
Читайте также:  Способы защиты папки с файлами

Порядковые чис­ли­тель­ные обра­зу­ют наре­чия с помо­щью при­ста­вок в-/во- и суф­фик­са -ых/-их:

  • вто­рой → во-вторых,
  • седь­мой → в-седьмых,
  • тре­тий → в-третьих.

Собирательные чис­ли­тель­ные явля­ют­ся про­из­во­дя­щей осно­вой для ряда наре­чий:

  • чет­ве­ро → вчет­веро сло­жить лист,
  • двое → вдвоем рабо­тать,
  • шесте­ро → вшестером спра­ви­лись,
  • трое → натрое раз­ру­бить.

Постфиксальный способ

Постфиксальный спо­соб ука­жем в обра­зо­ва­нии неопре­де­лен­ных место­имен­ных наре­чий с помо­щью частиц -то, либо, -нибудь:

  • где → где-то,
  • куда → куда-либо,
  • как → как-нибудь.

Частица -таки обра­зу­ет новые сло­ва этой части речи от одно­ко­рен­ных наре­чий:

  • совсем → совсем-таки,
  • так → так-таки,
  • нако­нец → наконец-таки,
  • слиш­ком → слишком-таки.

Сложение

Способом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные наре­чия:

Слияние

Способ сли­я­ния двух слов в одно обра­зо­вал наре­чия:

  • сей час → сей­час,
  • тот час → тот­час,
  • сего дня → сего­дня.

Переход из одной части речи в другую

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны путем пря­мо­го пере­хо­да слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм.

Существительные в фор­ме вини­тель­но­го и тво­ри­тель­но­го паде­жа попол­ни­ли кате­го­рию наре­чий:

  • потер­пи капель­ку,
  • помо­ги чуточ­ку,
  • спу­стить­ся с лест­ни­цы бегом,
  • отпра­вил­ся сле­дом,
  • катать­ся на сан­ках зимой.

Часть наре­чий воз­ник­ла спо­со­бом пере­хо­да гла­голь­ных форм:

  • жить игра­ю­чи,
  • гово­рить не шутя,
  • про­шмыг­нуть кра­ду­чись,
  • читать лёжа,
  • оде­вать­ся не спе­ша,
  • нехо­тя согла­сить­ся.

Источник

Практическая работа по теме «Словообообразование» (7 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Дидактический материал можно использовать для проведения практической работы, предусматривающий дифференциацию обучения.

Скачать:

Вложение Размер
prakticheskaya_rabota_po_slovoobrazovaniyu_7.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

по теме «Способы словообразования. Морфемика».

1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания .

З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне но не см_гла.

2.Выполните фонетический разбор слова землю.

3.Определите способ словообразования.

Съёжились, грозные, морозцем,замораживала.

4.Разберите по составу слова: об…явила, солнечный, раз…ярённая, смешались, пр…л…тел, с…ёжились.

5.Определите способ словообразования наречий: вполсилы, смело, неоткуда, давно-давно.

6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть реч и.

по теме «Способы словообразования. Морфемика».

1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Уд.. вительно перепутались здесь л..сные цв..ты с луговыми. Ещё на опушк.. можно было найти розовые кошач..и лапки или белые пирами..ки заяч..его уха а уж рядом др..мали сменив на дневное время свои венчики цветы собач. его мыла. Л..ловые кисти кукушкиных слезок р..сли рядом с медвеж(?)им луком вороний глаз цвёл непод..лёку от куриной сл..поты а метёлки лис(?)его хвоста высоко подн..мались над полянками петушиного гребня.

2.Выполните фонетический разбор слова глаз.

3.Определите способ словообразования.

Перепутались, медвежий, полянками, луговыми.

4.Разберите по составу слова : лесные, лапки ,неподалеку, сменив, куриной, дремали.

5.Определите способ словообразования наречий : удивительно, издали, назло, мало-мальски.

6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть речи.

по теме «Способы словообразования. Морфемика».

1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Вскоре туман сомкнулся плотной ст..ной вокруг судна. В м..лочной мгле двигались медлен..о осторожно. В (пол) день (не) большая парусная барка (только) только успела вывернут(?)ся (из) под носа у пар..хода. В другой раз откуда-то справа , вв..рху, вдруг появилось облако со сверкающими краями, а в воздухе п..веяло холодом. пар..ход двигался (еле) еле потом отош..л назад, будто украдкой стал сп..лзать в глубь тумана (на) лево. Это было (не) облако а лед..ная гора. На пар..ходе всё притихло а огромная г..ра плыла тихо покачиваясь и вдруг исчезла, будто ра..таяла.

2.Выполните фонетический разбор слова вдруг.

3 .Определите способ словообразования .

Молочной, сверкающими, с..лзать, пар..ход.

4.Разберите по составу слова : назад, появилось, покачиваясь, лед..ная, воздухе, ра..таяла.

5.Определите способ словообразования наречий : вскоре, еле(еле), тихо, вв..рху.

6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть речи.

по теме «Способы словообразования. Морфемика».

1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Направо от г..рода тихо пош..птывая и изредк.. вздрагивая от невзначай налетевшего в..тра т..мнела ольховая роща налев… тянулось необозримое поле. Там, где глаз (не) мог уже отличить в потёмках поле от неба, ярко мерцал огонёк. Поодаль от меня сидел Савка. Поджав под себя по-турецки ноги и свесив голову он задумчив.. глядел на Кутьку. Наши крючки с живцами давно уже стояли в реке, и нам ничего (не) оставалось делать, как только предават(?)ся отдыху который так любил никогда не утомлявшийся и вечно отдыхавший Савка. З..ря ещё не совсем п..гасла а летняя ноч.. уже охватывала своей нежащей усыпляющей лаской природу

2.Выполните фонетический разбор слов а ярко.

3.Определите способ словообразования.

Пош..птывая, летняя, совсем, охватывала .

4.Разберите по составу слова : поджав, п..гасла, лаской, ольховая, крючки, ничего.

5.Определите способ словообразования наречий : направо, по-турецки, давно,никогда.

6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть речи.

по теме «Способы словообразования. Морфемика».

1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания .

З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне но не см_гла.

2.Выполните фонетический разбор слова землю.

3.Определите способ словообразования.

Съёжились, грозные, морозцем,замораживала.

4.Разберите по составу слова: об…явила, солнечный, раз…ярённая, смешались, пр…л…тел, с…ёжились.

5.Определите способ словообразования наречий: вполсилы, смело, неоткуда, давно-давно.

6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть реч и.

по теме «Способы словообразования. Морфемика».

1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Уд.. вительно перепутались здесь л..сные цв..ты с луговыми. Ещё на опушк.. можно было найти розовые кошач..и лапки или белые пирами..ки заяч..его уха а уж рядом др..мали сменив на дневное время свои венчики цветы собач. его мыла. Л..ловые кисти кукушкиных слезок р..сли рядом с медвеж(?)им луком вороний глаз цвёл непод..лёку от куриной сл..поты а метёлки лис(?)его хвоста высоко подн..мались над полянками петушиного гребня.

2.Выполните фонетический разбор слова глаз.

3.Определите способ словообразования.

Перепутались, медвежий, полянками, луговыми.

4.Разберите по составу слова : лесные, лапки ,неподалеку, сменив, куриной, дремали.

5.Определите способ словообразования наречий : удивительно, издали, назло, мало-мальски.

6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 10 КЛАССЕ » ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА»

РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СЛАЙДОВ ДЛЯ ИТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ.

Практические работы для 9 класса

Практические работы по информатике для 9 класса (по учебнику И.Г. Семакина). Всего 27 практических заданий по темам: компьютерная сеть, поиск информации в интернете, электронная почта, создание сайта.

Практическая работа для 8 класса: «Форматирование текста»

Цель данной практическрй работы: ученик научится создавать понятные и грамотные тексты для обмена информацией через овладение способами форматирования текста.

Практическая работа в 7 классе на тему «Очистка поваренной соли»2

Практическая работа по химии в 7 классе по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»Тип урока — применение знаний на практике.В ходе выполнения практической работы учащиеся учатся выделя.

Практические работы для 7 класса

Набор содержит 10 практических работ: Работа с папками Кодирование информации (решение задач) Работа в программа «Калькулятор» и «Блокнот» Работа с флэш-диском Использование графических примити.

Практическая работа для 9 класса по творчеству А.С.Пушкина

Работа представляет собой тест без выбора ответов по лирике поэта.

Задания для практической работы в 5 классе

Задания для практической работы для учащихся 5 класса при изучении тем «Клавиатура», «Текстовый редактор», «Графический редактор».

Источник

Читайте также:  Способ прекращения физическим лицом
Оцените статью
Разные способы