- Словообразование наречий в русском языке
- Словообразование наречий
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ образования наречий
- Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
- Постфиксальный способ
- Сложение
- Слияние
- Переход из одной части речи в другую
- Практическая работа по теме «Словообообразование» (7 класс) учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразование наречий в русском языке
Словообразование наречий — это приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ, а также сложение и слияние. Большая группа наречий образована способом перехода слов других частей речи.
Словообразование наречий
В русском языке наречие сформировалась на базе других самостоятельных частей речи. Наречия возникли от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и их грамматических форм. Укажем основные способы образования наречий в русском языке:
- приставочный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- постфиксальный
- сложение
- слияние
- переход из одной части речи в другую.
Рассмотрим подробно, с помощью каких способов образуются наречия.
Приставочный способ
Приставочный способ словообразования характерен для всех самостоятельных частей речи русского языка. Слова одной и той же части речи образуются с помощью приставки, или префикса.
Понаблюдаем, какие наречия образованы этим способом:
- нельзя → донельзя,
- ныне → доныне,
- всегда → навсегда,
- против → напротив,
- сквозь → насквозь,
- вне → извне,
- всюду → отовсюду.
Отрицательные местоименные наречия образованы от относительных наречий с помощью приставки не- и ни-:
- куда → некуда,
- когда → некогда,
- зачем → незачем,
- откуда → ниоткуда,
- где → нигде,
- как → никак.
Суффиксальный способ образования наречий
Суффиксальный способ востребован при словообразовании наречий от прилагательных и числительных.
С помощью суффиксов -о и -е образуем наречия от полных форм качественных прилагательных:
- радостный → радостно смеяться,
- внятный → внятно объяснить,
- внутренний → внутренне расслабиться,
- скрипучий → скрипуче прошептать.
Обратим внимание, что суффикс -е образует наречия от слов с основой на шипящий или мягкий согласный.
С помощью суффикса -и образуем наречия от прилагательных:
- сатирический → описать сатирически,
- комический → изобразить комически,
- мастерский → изготовить мастерски.
От количественных числительных суффиксальным способом были образованы наречия:
- один → однажды,
- два → дважды посолить,
- три → трижды перекреститься,
- четыре → четырежды переписать.
Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
С помощью сразу двух морфем, приставки и суффикса, образуем наречия от существительных:
- верх → сверху,
- начало → вначале,
- нутро → изнутри,
- век → вовеки,
- даль → вдали.
От кратких форм прилагательных с помощью приставок из-/ис-, до-, с- и суффикса -а образованы наречия:
Аналогично приставки в-, на-, за- и суффикс -о образуют слова этой же части речи:
Весьма продуктивно словообразование наречий от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому-/-ему, -и:
- домашний → по-домашнему приготовить,
- новый → по-новому сделать,
- приятельский → по-приятельски общаться,
- мужской → по-мужски ответить,
- свой → поступить по-своему,
- всякий → делать по-всякому.
Многие наречия образованы от прилагательных с помощью приставок в- и на- и суффикса -ую:
- темный → сыграть втёмную,
- круговой → занять оборону вкруговую,
- сухой → разгромить всухую,
- рукопашный → драться врукопашную,
- прямой → идти напрямую.
Порядковые числительные образуют наречия с помощью приставок в-/во- и суффикса -ых/-их:
- второй → во-вторых,
- седьмой → в-седьмых,
- третий → в-третьих.
Собирательные числительные являются производящей основой для ряда наречий:
- четверо → вчетверо сложить лист,
- двое → вдвоем работать,
- шестеро → вшестером справились,
- трое → натрое разрубить.
Постфиксальный способ
Постфиксальный способ укажем в образовании неопределенных местоименных наречий с помощью частиц -то, либо, -нибудь:
- где → где-то,
- куда → куда-либо,
- как → как-нибудь.
Частица -таки образует новые слова этой части речи от однокоренных наречий:
- совсем → совсем-таки,
- так → так-таки,
- наконец → наконец-таки,
- слишком → слишком-таки.
Сложение
Способом сложения образуются сложные наречия:
Слияние
Способ слияния двух слов в одно образовал наречия:
- сей час → сейчас,
- тот час → тотчас,
- сего дня → сегодня.
Переход из одной части речи в другую
Многие наречия образованы путем прямого перехода слов других частей речи и их грамматических форм.
Существительные в форме винительного и творительного падежа пополнили категорию наречий:
- потерпи капельку,
- помоги чуточку,
- спуститься с лестницы бегом,
- отправился следом,
- кататься на санках зимой.
Часть наречий возникла способом перехода глагольных форм:
- жить играючи,
- говорить не шутя,
- прошмыгнуть крадучись,
- читать лёжа,
- одеваться не спеша,
- нехотя согласиться.
Источник
Практическая работа по теме «Словообообразование» (7 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Дидактический материал можно использовать для проведения практической работы, предусматривающий дифференциацию обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_po_slovoobrazovaniyu_7.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по теме «Способы словообразования. Морфемика».
1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания .
З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне но не см_гла.
2.Выполните фонетический разбор слова землю.
3.Определите способ словообразования.
Съёжились, грозные, морозцем,замораживала.
4.Разберите по составу слова: об…явила, солнечный, раз…ярённая, смешались, пр…л…тел, с…ёжились.
5.Определите способ словообразования наречий: вполсилы, смело, неоткуда, давно-давно.
6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть реч и.
по теме «Способы словообразования. Морфемика».
1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Уд.. вительно перепутались здесь л..сные цв..ты с луговыми. Ещё на опушк.. можно было найти розовые кошач..и лапки или белые пирами..ки заяч..его уха а уж рядом др..мали сменив на дневное время свои венчики цветы собач. его мыла. Л..ловые кисти кукушкиных слезок р..сли рядом с медвеж(?)им луком вороний глаз цвёл непод..лёку от куриной сл..поты а метёлки лис(?)его хвоста высоко подн..мались над полянками петушиного гребня.
2.Выполните фонетический разбор слова глаз.
3.Определите способ словообразования.
Перепутались, медвежий, полянками, луговыми.
4.Разберите по составу слова : лесные, лапки ,неподалеку, сменив, куриной, дремали.
5.Определите способ словообразования наречий : удивительно, издали, назло, мало-мальски.
6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть речи.
по теме «Способы словообразования. Морфемика».
1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Вскоре туман сомкнулся плотной ст..ной вокруг судна. В м..лочной мгле двигались медлен..о осторожно. В (пол) день (не) большая парусная барка (только) только успела вывернут(?)ся (из) под носа у пар..хода. В другой раз откуда-то справа , вв..рху, вдруг появилось облако со сверкающими краями, а в воздухе п..веяло холодом. пар..ход двигался (еле) еле потом отош..л назад, будто украдкой стал сп..лзать в глубь тумана (на) лево. Это было (не) облако а лед..ная гора. На пар..ходе всё притихло а огромная г..ра плыла тихо покачиваясь и вдруг исчезла, будто ра..таяла.
2.Выполните фонетический разбор слова вдруг.
3 .Определите способ словообразования .
Молочной, сверкающими, с..лзать, пар..ход.
4.Разберите по составу слова : назад, появилось, покачиваясь, лед..ная, воздухе, ра..таяла.
5.Определите способ словообразования наречий : вскоре, еле(еле), тихо, вв..рху.
6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть речи.
по теме «Способы словообразования. Морфемика».
1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Направо от г..рода тихо пош..птывая и изредк.. вздрагивая от невзначай налетевшего в..тра т..мнела ольховая роща налев… тянулось необозримое поле. Там, где глаз (не) мог уже отличить в потёмках поле от неба, ярко мерцал огонёк. Поодаль от меня сидел Савка. Поджав под себя по-турецки ноги и свесив голову он задумчив.. глядел на Кутьку. Наши крючки с живцами давно уже стояли в реке, и нам ничего (не) оставалось делать, как только предават(?)ся отдыху который так любил никогда не утомлявшийся и вечно отдыхавший Савка. З..ря ещё не совсем п..гасла а летняя ноч.. уже охватывала своей нежащей усыпляющей лаской природу
2.Выполните фонетический разбор слов а ярко.
3.Определите способ словообразования.
Пош..птывая, летняя, совсем, охватывала .
4.Разберите по составу слова : поджав, п..гасла, лаской, ольховая, крючки, ничего.
5.Определите способ словообразования наречий : направо, по-турецки, давно,никогда.
6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть речи.
по теме «Способы словообразования. Морфемика».
1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания .
З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне но не см_гла.
2.Выполните фонетический разбор слова землю.
3.Определите способ словообразования.
Съёжились, грозные, морозцем,замораживала.
4.Разберите по составу слова: об…явила, солнечный, раз…ярённая, смешались, пр…л…тел, с…ёжились.
5.Определите способ словообразования наречий: вполсилы, смело, неоткуда, давно-давно.
6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть реч и.
по теме «Способы словообразования. Морфемика».
1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Уд.. вительно перепутались здесь л..сные цв..ты с луговыми. Ещё на опушк.. можно было найти розовые кошач..и лапки или белые пирами..ки заяч..его уха а уж рядом др..мали сменив на дневное время свои венчики цветы собач. его мыла. Л..ловые кисти кукушкиных слезок р..сли рядом с медвеж(?)им луком вороний глаз цвёл непод..лёку от куриной сл..поты а метёлки лис(?)его хвоста высоко подн..мались над полянками петушиного гребня.
2.Выполните фонетический разбор слова глаз.
3.Определите способ словообразования.
Перепутались, медвежий, полянками, луговыми.
4.Разберите по составу слова : лесные, лапки ,неподалеку, сменив, куриной, дремали.
5.Определите способ словообразования наречий : удивительно, издали, назло, мало-мальски.
6. Запишите по 5 примеров на бессуффиксный способ, сращение и переход из одной части речи в другую. Составьте с каждым из слов предложение, подчеркните слово как член предложения, определите его часть речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 10 КЛАССЕ » ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА»
РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СЛАЙДОВ ДЛЯ ИТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ.
Практические работы для 9 класса
Практические работы по информатике для 9 класса (по учебнику И.Г. Семакина). Всего 27 практических заданий по темам: компьютерная сеть, поиск информации в интернете, электронная почта, создание сайта.
Практическая работа для 8 класса: «Форматирование текста»
Цель данной практическрй работы: ученик научится создавать понятные и грамотные тексты для обмена информацией через овладение способами форматирования текста.
Практическая работа в 7 классе на тему «Очистка поваренной соли»2
Практическая работа по химии в 7 классе по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»Тип урока — применение знаний на практике.В ходе выполнения практической работы учащиеся учатся выделя.
Практические работы для 7 класса
Набор содержит 10 практических работ: Работа с папками Кодирование информации (решение задач) Работа в программа «Калькулятор» и «Блокнот» Работа с флэш-диском Использование графических примити.
Практическая работа для 9 класса по творчеству А.С.Пушкина
Работа представляет собой тест без выбора ответов по лирике поэта.
Задания для практической работы в 5 классе
Задания для практической работы для учащихся 5 класса при изучении тем «Клавиатура», «Текстовый редактор», «Графический редактор».
Источник