Определите способ словообразования мостовая

Все способы словообразования (таблица с примерами)

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  • мор­фо­ло­ги­че­ский;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

    Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

    Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее про­дук­тив­ный.

    Морфологический способ словообразования

    Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

    Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

    • пре­фик­сы, или при­став­ки;
    • суф­фик­сы;
    • пост­фик­сы;
    • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные;
    • флек­сии, или окон­ча­ния.

    Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

    В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

    1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

    • писа ть → вы писать
    • вид → под вид
    • забавн ый → пре забав­ный

    2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

    • нахо­ди ть → наход к а
    • цвет (цве­ток) → цвет ник
    • улы­ба ть ся → улыб к а

    3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са

    • локоть → под локот ник
    • бесед а → со бесед ник
    • свеж ий → о свеж и ть
    • мор е → за мор ск ий
    • мох → за мш е ть

    4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

    • взво­ди ть → взвод
    • при­пе­ва ть → при­пев
    • свинь я → свин ой
    • золот о → золот ой
    • восемь → восьм ой

    5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

    • кт о → кто- то
    • чт о → что- нибудь
    • где → где- либо
    • когда → когда- то
    • бро­са ть → бро­сать ся

    6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

    • слу­ша ть → в слу­шать ся
    • нюха ть → при нюхать ся
    • дума ть → в думать ся
    • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
    • жда ть → до ждать ся

    7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са.

    • толп а → толп и ть ся
    • скуп ой → скуп и ться
    • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

    8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние

    1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во

    а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

    • кресло-кровать;
    • платье-халат;
    • ракета-носитель;
    • ковёр-самолет;

    б) с помо­щью интер­фик­са:

    • север , восток → север о -восток;
    • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
    • свод неб а → неб о свод;
    • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
    • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

    2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

    • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
    • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
    • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

    3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

    • зам ести­тель пред седа­те­ля → зам­пред;
    • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
    • проф союз­ный ком итет → проф­ком;

    4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

    9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

    • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
    • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
    • сам , вари ть + → сам о вар;
    • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
    • каш а, вари ть + → каш е вар.

    Таблица с примерами

    Способы обра­зо­ва­ния словПримеры

    1. Приставочный

    текст → под текст
    гна ть → до гнать

    2. Суффиксальный

    бел ый → бел изн а
    паха ть → пах от а
    сотво­ри ть → сотвор ени е

    3. Приставочно-суффиксальный

    люд и → без люд н ый
    долг ий → за долг о
    дом → на дом ник

    4. Бессуффиксальный

    отды­ха ть → отдых
    зелен ый → зелень
    супруг → супру­га

    5. Постфиксальный

    как ой → какой- нибудь
    чт о → что- то
    где → где- либо

    6. Сложение:
    1) двух основ

    2) двух основ + суф­фикс

    3) сокра­щен­ных основ

    4) началь­ных букв или зву­ков

    пожар , опасн ый → пожа­ро­опас­ный
    диван , кро­вать → диван-кровать
    канат , ходи ть → кана­то­ход ец
    мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
    спец иаль­ный кор респон­дент → спец­кор
    МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

    7. Слияние целых слов

    густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
    мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

    8. Переход из одной части речи в дру­гую

    заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
    про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

    Лексико-синтаксический способ словообразования

    С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их ком­по­нен­тов:

    • впе­ред смот­ря­щий → впе­рёд­смот­ря­щий;
    • сего дня → сего­дня;
    • с ума сшед­ший → сума­сшед­ший.

    При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

    Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно уда­ре­ние:

    • сей час → сейча́с;
    • тот час → то́тчас

    В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие:

    • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
    • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный рай­он;
    • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий чело­век;
    • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работ­ник;
    • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
    • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

    Морфолого-синтаксический способ словообразования

    Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли веще­ствен­ность.

    Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

    Понаблюдаем:

    • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
    • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
    • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
    • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная дирек­то­ра;
    • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабо­чий.

    Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

    • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) вер­хом;
    • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
    • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

    Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наре­чие:

    мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

    Лексико-семантический способ словообразования

    Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

    • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с вра­гом;
    • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
    • титан — твер­дый металл.

    Видеоурок

    Источник

    Урок русского языка на тему «Основные способы образования слов в русском языке» (6 класс).

    Русский язык. 6 класс. Урок № 6.

    § 6. Основные способы образования слов в русском языке.

    Цель: сформировать представление об основных способах образования слов в русском языке.

    познавательные : познакомиться с основными способами образования слов в русском языке.

    регулятивные : развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, долговременную зрительную и слуховую память, моторную и слуховую память.

    коммуникативные : воспитывать любовь и уважение к предмету, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, наблюдательность, уважение к общечеловеческим ценностям.

    Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

    Способы образования слов:

    При ехать ехать

    мячик мяч

    За морский море

    Переход переходить

    5. Сложение основ:

    Луноход Луна, ходить.

    6. Сложение слов:

    Диван-кровать, парнишка-боец, ракета-носитель.

    7. Переход из одной части речи в другую:

    Ванная комната ванная.

    вуз высшее учебное заведение.

    МГУ Московский государственный университет.

    Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, показывающий последовательность их образования.

    Водянистый водяной вода.

    Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

    (1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

    Ключ (см. презентацию):

    сложение основ и слов

    переход одной части речи в другую

    Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:

    Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.

    сложение основ и слов

    переход из одной части речи в другую

    Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:

    (1) газета — газетчик; летчик, наводчик, переводчик.

    (2) мяч — мячик; мячик, шарик, топорик.

    (3) почет — почетный; грамотный, знатный, платный.

    (4) рад — радость; внешность, бледность, жалость.

    (5) день — денёчек; замочек, мешочек, платочек.

    (6) садовый — садовник; печник, ученик, лесник.

    (7) сказка — сказочка; лавочка, саночки, баночка.

    (8) умный — умненький; беленький, серенький, тоненький.

    Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, обра­зо­ванные приставочным способом, 2) слова, обра­зо­ванные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):

    (1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.

    Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

    (1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

    (1) Славный – бес/славный (приставочный),

    (2) двор – двор/ец (суффиксальный),

    (3) барабан – барабан/щик (суффиксальный),

    (4) беру – раз/беру (приставочный),

    (5) дно – без/дон/н/ый (приставочно-суффиксальный),

    (6) выходить – выход (бессуфиксный).

    Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложное слово:

    (1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

    (1) Вода, проводить — водопровóд.

    (2) ловить, рыба — рыболов.

    (3) копать, земля — землекоп.

    (4) строить, самолеты — самолетостроитель.

    (5) газ, проводить — газопровóд.

    (7) общий, жить — общежитие.

    (8) атом, ходить — атомоход.

    (9) буря, ломать — бурелом.

    (10) путь, шествовать — путешествие.

    (11) луна, ходить — луноход.

    (12) вода, падать – водопад.

    Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):

    (1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.

    (1) Барабан – барабан/щик, (2) табун – табун/щик, (3) трактор – трактор/ист, (4) журнал — журнал/ист, (5) программа – программ/ист, (6) артиллерия – артиллер/ист, (7) учить – учи/тель, (8) воспитать – воспита/тель.

    Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:

    (1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.

    (1) Интерес – интерес/н/ый, (2) учеба – учеб/н/ый, (3) гигант – гигант/ск/ий, (4) стихия – стихий/н/ый, (5) магистраль – магистраль/н/ый.

    Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

    (1) Давний . недавно; (2) теннис . теннисистка; (3) велосипед . велосипедистка; (4) блистать . блистательность; (5) разделить . разделительный.

    (1) Давний . (недавний) недавно;

    (2) теннис . (теннисист) теннисистка;

    (3) велосипед . (велосипедист) велосипедистка;

    (4) блистать . (блистательный) блистательность;

    (5) разделить . (разделитель) разделительный.

    Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?

    (1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал.

    (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется.

    (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко.

    (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

    (1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (Прилагательное — существительное).

    (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (Существительное – прилагательное).

    (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (Прилагательное — существительное).

    (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм. (Существительное – прилагательное).

    Упражнения №№ 36, 38.

    Морфемика и словообразование

    Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

    (1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

    Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:

    Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.

    Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:

    Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, обра­зо­ванные приставочным способом, 2) слова, обра­зо­ванные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):

    (1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.

    Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

    (1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

    Морфемика и словообразование

    Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

    (1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

    Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:

    Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.

    Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:

    Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, обра­зо­ванные приставочным способом, 2) слова, обра­зо­ванные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):

    (1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.

    Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

    (1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

    Морфемика и словообразование

    Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

    (1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

    Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:

    Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.

    Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:

    Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, обра­зо­ванные приставочным способом, 2) слова, обра­зо­ванные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):

    (1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.

    Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

    (1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

    Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:

    (1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

    Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):

    (1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.

    Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:

    (1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.

    Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

    (1) Давний . недавно; (2) теннис . теннисистка; (3) велосипед . велосипедистка; (4) блистать . блистательность; (5) разделить . разделительный.

    Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?

    (1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

    Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:

    (1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

    Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):

    (1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.

    Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:

    (1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.

    Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

    (1) Давний . недавно; (2) теннис . теннисистка; (3) велосипед . велосипедистка; (4) блистать . блистательность; (5) разделить . разделительный.

    Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?

    (1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

    Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:

    (1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

    Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):

    (1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.

    Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:

    (1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.

    Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

    (1) Давний . недавно; (2) теннис . теннисистка; (3) велосипед . велосипедистка; (4) блистать . блистательность; (5) разделить . разделительный.

    Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?

    (1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Источник

    Читайте также:  Каким способом может быть определена точка стояния
  • Оцените статью
    Разные способы