Определите способ словообразования мгу

Определите способ словообразования мгу

Основные способы словообразования –

переходом из одной части речи в другую.

Способ словообразования Словообразовательные морфемы Особенности
Приставочный приставка Приставка присоединяется к целому слову

При образовании приставочным способом, новое слово образуется при помощи приставки, которая присоединяется к целому слову. Производное и производящее слова являются одной и той же частью речи. Например:

Глагол переписать образован от глагола писать при помощи приставки переприставочным способом.

Способ словообразования Словообразовательные морфемы Особенности
Суффиксальный Суффикс, в том числе нулевой Суффикс присоединяется к основе слова.

Слово может быть образовано без суффикса путём отсечения в слове окончания (суффикса). Такой способ словообразования часто называют бессуффиксным.

При образовании суффиксальным способом, новое слово образуется при помощи суффикса. Суффикс присоединяется к основе производящего слова. Слово может быть образованы без суффикса путём отсечения в слове окончания (суффикса). Такой способ словообразования часто называют бессуффиксным. Например:

Прилагательное зеркальный образовано от основы слова зеркало при помощи суффикса нсуффиксальным способом.

Существительное “синь” образовано от основы слова “синий при помощи нулевого суффикса бессуффиксным способом

Способ словообразования Словообразовательные морфемы Особенности
Приставочно-суффиксальный Приставка и суффикс Суффикс и приставка присоединяются к основе слова.

При образовании приставочно-суффиксальным способом новое слово образуется от основы производящего слова при помощи приставки и суффикса. Например:

Слово пододеяльник образовано от основы слова одеяло при помощи приставки под— и суффикса —никприставочно-суффиксальным способом.

Способ словообразования Словообразовательные морфемы Особенности
Сложение Соединительная гласная Новое слово образуется в результате сложения:

· основы слова и целого слова с помощью соединительной гласной;

· начальных букв слов. Слова, образованные этим способом, называются сложносокращенными.

При образовании сложением новое слово образовано путём сложения:

  • основы слова и целого слова с помощью соединительной гласной–е— или –о-.
  • целых слов;
  • сокращенных основ, при этом слова, образованные этим способом, называются сложносокращенными.

Слово лесопарк образовано от основы слова лес и слова парк при помощи соединительной гласной –о— способом сложения.

высокообразованный ← высоко + образованный (слож.)

Слово высокообразованный образовано от слов высоко и образованный способом сложения.

Слово оргкомитет образовано от сокращенной основы слова организационный и слова комитет путем сложения.

МГУ Московский государственный университет (слож.)

Слово МГУ образовано от сокращенных основ слов Московский государственный университет способом сложения.

Способ словообразования Словообразовательные морфемы Особенности
Сложно-суффиксальный Соединительная гласная, суффикс Новое слово образуется в результате сложения двух и более основ слов и присоединения суффикса

При образовании cложно-суффиксальным способом новое слово образуется при помощи соединительной гласной путём сложения двух и более основ слов и присоединения суффикса. Например:

зубочистка ← зуб + чистить (сложно-суф. сп.)

Слово зубочистка образовано от основ слов зуб и чистить при помощи соединительной гласной –о— и суффикса –к— сложно-суффиксальным способом.

Способ словообразования Словообразовательные морфемы Особенности
Переход из одной части речи в другую Новое слово образуется в результате перехода из одной части речи в другую. При этом способе новое слово изменяет своё общее значение, морфологические и синтаксические свойства

При образовании переходом из одной части речи в другую, новое слово образуется в результате перехода из одной части речи в другую. При этом способе новое слово изменяет своё общее значение, морфологические и синтаксические свойства. Например:

Уютная столовая. Столовая (сущ.) ← столовая (прил.) (переход из одной части речи в другую)

Слово столовая в словосочетании уютная столовая является существительным и образовано от прилагательного столовая способом перехода из одной части речи в другую.

Повторим

Основные способы словообразования –

переходом из одной части речи в другую. При образовании приставочным способом, новое слово образуется при помощи приставки, которая присоединяется к целому слову. При образовании приставочно-суффиксальным способом новое слово образуется от основы производящего слова при помощи приставки и суффикса. При образовании сложением новое слово образовано путём сложения: основы слова и целого слова с помощью

соединительной гласной–е— или –о-,

сокращенных основ. При образовании cложно-суффиксальным способом новое слово образуется при помощи соединительной гласной путём сложения двух и более основ слов и присоединения суффикса. При образовании переходом из одной части речи в другую, новое слово образуется в результате перехода из одной части речи в другую.

Способ словообразования Словообразовательные морфемы Особенности
Приставочный приставка Приставка присоединяется к целому слову
Суффиксальный суффикс, в том числе нулевой Суффикс присоединяется к основе слова.

Слово может быть образовано без суффикса путём отсечения в слове окончания (суффикса). Такой способ словообразования часто называют бессуффиксным.

Приставочно-суффиксальный приставка и суффикс Суффикс и приставка присоединяются к основе слова.
Сложение соединительная гласная Новое слово образуется в результате сложения:

· основы слова и целого слова с помощью соединительной гласной;

· начальных букв слов. Слова, образованные этим способом, называются сложносокращенными.

Источник

Словообразование

Словообразование – образование слов на основе исходных слов или словосочетаний, Например, слово дом является исходным для слов домик, домишко, бездомный и др.; словосочетание быстро растворимый является исходным для прилагательного быстрорастворимый.

Основы образованных слов (домик, домишко, бездомный, быстрорастворимый и др.) являются производными, поскольку произведены от других слов, основ. Непроизводными называются основы, которые, с точки зрения современного языка, не образуются от других основ (сторож, бабочка, смотреть, румяный и др.). Словообразование следует отличать от этимологии, занимающейся происхождением слов, поиском их далёких корней.

Назовём основные способы словообразования в русском языке.

Приставочный способ – способ образования слов с помощью приставки. Приставка прибавляется к исходному слову. Например:
продумать ← думать + про-;
покраснеть ← краснеть + по-;
неправда ← правда + не-;
предобрый ← добрый + пре-;
поныне ← ныне + по-;
кое-какой ← какой + кое-.

Суффиксальный способ – способ образования слов с помощью суффикса. Суффикс прибавляется к основе исходного слова. При этом основа исходного слова может видоизменяться вследствие отсечения её части или/и чередования звуков. Например:
советовать ← совет + -ова-;
дробить ← дробь + -и-;
краснеть ← красный + -е-;
ускорени[йэ] ← ускорить (отсечение -и-) + -ений-;
размежёвка ← размежевать (отсечение -а-) + -к-;
учитель ← учить + -тель-;
ледничок ← ледник (к/ч) + -ок-;
лесостепной ← лесостепь + -н-;
кто-то ← кто + -то-.

Приставочно-суффиксальный/постфиксальный способ – способ образования слов с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса/постфикса. Приставка и суффикс/постфикс прибавляются к основе исходного слова. Например:
использовать ← польза + ис- + -ова-;
разбежаться ← бежать + раз- + -ся-;
упрочить ← прочный (отсечение -н-) + у- + -и-;
опёнок ← пень + о- + -ок-;
безденежь[йэ] ← деньги (е/нуль звука, г/ж) + без- + -й-;
беззвёздный ← звезда + без- + -н-;
по-французски ← французский + по- + -и-.

Бессуффиксный способ – способ образования слов, при котором от слова отбрасывается окончание (как правило, от имени прилагательного), либо одновременно отбрасывается окончание и от исходной основы отсекается суффикс (как правило, от глагола). Например:
синь ← синий;
тишь ← тихий (х/ш);
закат ← закатить – -и-;
обрыв ← обрывать – -а-;
загон ← загонять – -я-.

Способ сложения – способ образования слов, при котором в одном слове соединяются разные слова, основы слов, сокращённые части основ. Слова, образованные из целых слов, из двух и более основ, одна из которых может быть усечённой, называются сложными. При образовании сложных слов могут использоваться соединительные гласные «о» и «е».
Например:
город-герой ← город + герой;
школа-интернат ← школа + интернат;
землекоп ← земля + е + копать (отсечение -а-);
газопровод ← газ + о + проводить (отсечение -и-);

Слова, образованные из сокращённых частей основ (начальных букв; начальных звуков; частей, состоящих из нескольких звуков), называются сложносокращёнными словами, или аббревиатурами. Например:
МГУ ← Московский государственный университет;
вуз ← высшее учебное заведение;
селькор ← сельский корреспондент;
завуч ← заведующий учебной частью.

Переход слов из одной части речи в другую – способ образования слов, в котором не участвуют морфемы. То или иное слово, употребляясь в определённом контексте, может утратить грамматические признаки одной части речи и приобрести черты другой части речи. Например, в предложении Летом мы поедем к родственникам слово «летом» является наречием, поскольку оно не изменяется; к нему нельзя задать падежный вопрос, как к существительному.

Источник

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 9

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю».

Урок 10. Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования

В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано слово, надо:

1) увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;

2) определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.

Возьмём существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось значение предмета как результата этого действия. Следовательно, существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от глагола носить.

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.

1. Морфологический способ:

1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история — предыстория (то, что было «до» истории), делать — сделать;

2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый — красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить — мочёный (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили — он стал мочёный);

3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус — безвкусица (то, что лишено вкуса);

4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) — образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть — свист, бороться — борьба (результат получился из процесса), белый — белизна (существительное имеет признак цвета);

5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;

6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег — белоснежный; ферма для птиц — птицеферма;

7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета — стенгазета, Московский государственный университет — МГУ;

8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.

2. Неморфологический способ — образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) — среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) — ампер (единица измерения силы тока).

2) при помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. — Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла
новенькая. — Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное — красивая новенькая, предлог — у новенькой.

Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение — предлог в течение; деепричастие благодаря — предлог благодаря и т. п.

1. Определите способ словообразования слов объективность, лисонька, подоконник, направо. Определите, новые слова или формы слов рисующий, проехала, красивее, переходя.

2. Исправьте ошибки, допущенные в словообразовании выделенных слов. Проверяйте себя по орфографическому словарю.

1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Старик Дубровский не мог вынести измываний соседа.
4) Развитие движения разночинцев показано в романе «Отцы и дети» с большой шириной и глубиной.
5) Ехай скорей с горы!
6) Сегодня солнце так и жгёт.
7) Вы не хочете отдохнуть после обеда?

3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:

1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка
6) соломенный
7) самолёт
8) прочитанный

Источник

Читайте также:  Тканевая пузырьковая маска elizavecca способ применения
Оцените статью
Разные способы