Определите способ словообразования лесоповал

Словообразование.
Способы словообразования

Вы уже знаете, что слова в русском языке образуются с помощью морфем – морфемным (аффиксальным способом) и без помощи морфем – безаффиксным способом.

Вам уже известны и некоторые разновидности морфемного способа.

1) Приставочный способ – способ образования новых слов с помощью приставок:

Обратите внимание! 1. Приставка присоединяется ко всему слову в целом (такое слово называется производящим). 2. Приставочным способом образуются слова той же части речи, что и производящие.

2) Суффиксальный способ – способ образования новых слов с помощью суффиксов:

Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных. В образовании существительных участвует 1000 суффиксов, в образовании прилагательных – 50, в образовании глаголов – 20. При помощи разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи. Тогда мы говорим о словообразовательном гнезде.

3) Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слов с помощью аффиксов: приставки и суффикса:

4) Основосложение – способ образования новых слов путем соединения двух и более производящих основ, или слов, или их частей. Результатом основосложения являются сложные слова.

Сложение может осуществляться при помощи интерфикса (соединительной гласной). Например:

Сложные слова могут образовываться и оформляться по-разному:

а) составные слова (пишутся через дефис): плащ-палатка, диван-кровать, ракета-носитель;

б) слитные слова: белокаменный, древнерусский, сельскохозяйственный;

в) сложносокращенные слова (аббревиатуры): РИА, вуз, ОТК, стенгазета.

Обратите внимание! Аббревиация характерна только для имен существительных. В сложносокращенных словах между буквами точка не ставится.

1. Что нового вы узнали о способах словообразования? Дополните данные примеры тремя своими.

2. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите однокоренные слова, произведите их словообразовательный разбор.

В чистом поле, в белом поле
Было все белым-бело,
Потому что это поле
Белым снегом замело.

И стоял в том белом поле
Белоснежно-белый дом,
С белой крышей, с белой дверью,
С беломраморным крыльцом.

Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.

И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно черный кот.

Был он черен, словно ворон,
От усов и до хвоста,
Сверху черен, снизу черен.
Весь – сплошная чернота!

3. Установите словообразовательную мотивированность и представьте словообразовательное гнездо:

а) тихий, тишина, тишь, тихонький, тихонечко, затихнуть, притихнуть, тихонько;

б) море, морской, взморье, по-морскому, моряк, приморский, приморье;

в) цена, ценить, ценный, оценить, прицениться, бесценок, бесценный, ценно, бесценно, обесценить, обесцениться.

4. Проведите наблюдения и скажите, какой принцип положен в основу деления слов на группы:

в) луноход, пешеход, тяжеловоз, пятиклассник;

г) юннат, Буммаш, собкор;

д) летчик-космонавт, школа-интернат, платье-костюм, диван-кровать.

5. Прочитайте вслух сложносокращенные слова. Расшифруйте их. Подберите к ним прилагательные и запишите получившиеся словосочетания:

КВН, ЭВМ, ТЮЗ, вуз, универмаг, хоздоговор, спецкурс, стенгазета, завуч.

6. Запишите слова, графически обозначая условия выбора соединительной гласной: небосвод, мореплаватель, остроумный, светочувствительный, долгожитель, огнетушитель, землетрясение, станкостроение.

7. Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Составьте с любыми записанными словами предложения по схемам:

Вода, падать; ловить, рыба; копать, земля; строить, самолеты; газ, проводить; лед, колоть; общий, жить; атом, ходить; буря, ломать; путь, шествовать; луна, ходить; земля, проходить; вода, проводить; дерево, обрабатывать; нефть, перерабатывать.

Читайте также:  Способы стирки грязных вещей без кипячения

8. Запишите слова в два столбика: сложные слова и остальные. Графически объясните написание пропущенных букв.

Пчел_вод, закр_питель, обозр_ватель, лес_воз, уч_тчик, книг_печатание, язык_вед, глаз_мер, сч_тчик, добр_душный, пол_защитный, оч_видец, пар_ход.

9. Подберите и запишите по 2–3 сложных слова, в составе которых были бы корни: -вар-, -вед-, -воз-, вод-, -кол-, -коп-, -лов-, -мер-, -мет-, -ход-, -нос-.

10. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Запишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните сложные слова.

Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были совсем маленькие: не то котята, не то щенки.

Отдали Прасковье Ивановне потому что ее муж, опытный зверолов, отыскал берлогу.

Принесли медвежат в избу сунули под лавку, на тулуп. Тут и тепло и не дует.

Добросердечная Ивановна сама сделала соски. Взяла две бутылки теплого молочка налила и тряпками заткнула.

Вот и лежат мишки с бутылками спят посасывают молоко причмокивают и растут понемногу.

Сначала с тулупа не слезали а потом и по избе стали ползать ковылять кататься.

Благополучно растут мишки.

11. Найдите в тексте сложные слова, объясните их написание. Прочитав текст два раза, запишите его по памяти.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дышит тихий пожар.

Упражнения для закрепления и обобщения темы
«Способы словообразования»

1. Распределите слова по группам в зависимости от способа словообразования.

Приставить, подпись, сталевар, прибрежный, булочная, ракетчик, стенгазета, подрасти, искатель, подоконник, пригорок, больной, военный, выход, придорожный, военная (тайна).

2. От данных существительных образуйте суффиксальным способом прилагательные.

Интерес, учеба, гигант, стихия, магистраль.

3. От имен прилагательных образуйте существительные со значением качества, свойства. Какие суффиксы вы для этого использовали?

а) Плавучий, свежий, живучий, неуклюжий;

б) белый, дешевый, кривой, желтый;

в) упрямый, безумный, коварный, богатый;

г) пестрый, острый, тесный, высокий;

д) толстый, тихий, глубокий, высокий.

4. От глаголов образуйте названия человека (лица по действию). Запишите полученные слова, сгруппировав их в зависимости от суффиксов.

Образец. Строить. Человек, который строит, – строитель.

Мечтать, пахать, искать, переводить, победить, подражать, косить, печь, налетать, погонять, читать.

5. К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались записанные вами слова.

Барабан, табун; трактор, журнал; программа, артиллерия; учить, воспитать, смотреть; музыка, оркестр; фокус, гриб, весть.

6. Запишите названия профессий ваших родителей. Подумайте, как они образованы. Произведите словообразовательный разбор записанных слов.

7. Проанализируйте примеры и скажите, как меняется значение слова при изменении словообразовательной морфемы.

Старик, старец; глухость, глухота; изгнать, выгнать; сломать, изломать; войти, выйти; включить, выключить; юнец, юноша.

8. Образуйте слова приставочным способом от глаголов и прилагательных: ходить, лететь, рисовать; большой, прекрасный.

Читайте также:  Кто по способу питания раки

У кого получилось больше слов?

9. С помощью каких суффиксов можно от данных слов образовать новые, относящиеся к той же части речи? Запишите полученные слова.

Красный, соленый, слабый.

Костюм, скрипка, голубь.

Кто нашел больше суффиксов?

10. Объясните лексическое значение данных слов, укажите производящую и производную основы, выделите словообразовательную морфему, определите способ словообразования.

Контрнаступление, пришкольный, обновить, ширь, миллионер, освоить, разгрузить, повсюду, ахать.

Определите, от каких частей речи образованы слова.

11. Определите строение, способ образования, лексическое значение существительных.

Писец, писарь, писака, писатель, переписчик, подписчик, писательница, летописец, баснописец, бытописатель.

12. Скажите, одна или разные морфемы выделены в словах:

лимончик, разносчик; книжка, покраска; багровый, резиновый; соавтор, сохранить; присесть, прибить.

13. От одной или разных производящих основ образовались слова? Докажите правильность своего утверждения.

Расписание, расписка; подмосковный, московский; пуск, запуск; домишко, домик, домище; соломенный, соломинка, соломка.

14. Спишите текст. Объясните, как образованы названия жуков.

Славные имена у жучишек: точильщики, пилильщики, бомбардиры, усачи, долгоносики, карапузики. Или вот это: скакун полевой! Скакун так скакун: ты ладошкой его, а он – хоп! И подскочил. И в траве затерялся: попробуй разгляди зеленого на зеленом! Лучше не ищи, только зря глаза проглядишь.

15. Озаглавьте текст, спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите слова, образованные с помощью конфиксов.

Ударила первая капля дождя – начались соревнования. Соревновались трое: гриб под_синовик, гриб подб_резовик, гриб м_ховик. Первым выжимал вес подб_резовик. Он поднял листик б_резы и улитку. Вторым номером был гриб под_синовик. Он выж_л три листка осины, шесть хв_инок и с_сновую шишку. М_ховик был третьим. Он ра_з_дорился, ра_хвастался. Ра_двинул шляпкой мох, подлез под суч_к и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал – не выжал! Только шляпку свою ра_давил.

16. От каких слов образованы имена существительные старушка, тетушка, игрушка, хохотушка, болтушка, кумушка?

17. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Произведите словообразовательный разбор выделенных слов.

Ни листочка ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.

18. Подберите к данным словам по 3–4 слова, образованных тем же способом.

Железнодорожный, подстаканник, безразмерный, насыпь, вечнозеленый, чернеть, ТОО.

19. Восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

давний . недавно;

теннис . теннисистка;

велосипед . велосипедистка;

привлекать . . привлекательность;

разделить . разделительный.

20. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с нулевым суффиксом. Скажите, от каких глаголов и прилагательных они образованы.

1. Зелень проб_валась через с_лому и сено прошлого года. 2. Треск льдинок под моими ногами был далеко слышен птицам. 3. Вокруг ра_стилалась необ_ятная ширь. 4. Я услыш_л легкий с г_лубиным гульканьем взлет птицы. 5. До самого заката спорили на пойм_ три дятла. Давно уже подошло время прилета птиц. 6. Пр_должает_ся суш_ великая. 7. Непр_ходимую глуш_ предст_вляет собой этот лес летом и осен_ю.

Источник

ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 47

217. Образуйте приставочным способом новые слова от данных глаголов.

писать — НАписать, Списат, ПРОписать, ПЕРЕписать.

бросить — Сбросить, ПЕРЕбросить,

бежать — Сбежать, ПРОбежать, Убежать.

строить — ПОстроить, Устроить, НАстроить.

218. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки, с помощью которых образованы слова.

Бессловесный (бес), преуспевающий (пре), приберечь (при), воспеть (вос), безденежный (без), рассыпать (рас), испечь (ис), растолочь (рас), безвкусный (без).

Читайте также:  Способы получения энергии микробной клетки

219. Спишите. Выпишите слова, образованные приставочным морфологическим способом. Выделите приставки.

Ты строишь планы, ты хлопочешь,

Ты рассчитаешь (рас) все по дням,

А жизнь захочет (за) — захохочет (за),

Ей смех и слезы пополам.

220. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образованы приведенные слова. Рядом запишите слова с производящей основой.

рыбный от рыба — суффикс н

221. Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами.

голодание, заболевание — суффикс -ани-

снижение, учение, удивление — суффикс -ени-

братский, детский, светский — суффикс -ск-

ковровый, дворовый, сосновый — суффикс -ов-

задиристый, заливистый — суффикс -ист-

222. Обозначьте суффиксы в словах.

Зарядка — суффикс [к]

Заряженный — суффикс [яж] + суффикс [енн]

Открыто — без суффикса

Кукушонок — суффикс [он] + суффикс [ок]

Разбрызгивать — суффикс [ива]

Кривизна — суффикс [изн]

Безоглядный — суффикс [н]

Росистый — суффикс [ист]

Живучесть — суффикс [уч] + суффикс [есть]

По-дружески — без суффикса

Безбоязненно — без суффикса

Ограниченность — суффикс [енн] + суффикс [ость]

Разведывать — суффикс [ыва]

223. Образуйте приставочно-суффиксальным способом новые слова от приведенных ниже.

224. Обозначьте приставки и суффиксы, посредством которых образованы слова. Укажите слова с производящей основой.

225. От приведенных ниже глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации образуйте существительные. Какие изменения, происходят с производящей основой?

бежать — бег, дрожать — дрожь, грохотать-грохот, мутный- муть, хохотать- хохот, визжать- визг, лязгать — лязг, пищать — писк, густой — гуща, гладкий — гладь, носить — ноша, скучать — скука

226. Обозначьте в словах суффиксы, находящиеся после окончаний.

Раздеваться (ся), какой-то (то), раздевающийся, кто-либо, что-нибудь, купаться (ся), гнаться (ся).

227. Определите способ словообразования приведенных ниже слов. Распределите их по следующим группам согласно способу образования. Какие из них образованы: 1) сложением слов; 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; 3) сложением с использованием суффиксов; 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; 5) сложением частей основ?

1) сложением слов; платье-костюм, кафе-клуб, зверосовхоз, скороспелый, железобетон, 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; кареглазый, газопровод, рыболов, змеелов, снегопад, громоотвод, самовар.3) сложением с использованием суффиксов; землеройка, Черноморский, картофелеуборочный, плодоовощной, соковарка, железнодорожник, 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; широкоплечий, 5) сложением частей основ МВТУ, АПН, ВТО, техпомощь (здесь часть основы ТЕХНИЧЕСК + слово)

228. Определите, каким способом образованы следующие слова.

сварщик — суффиксальный от глагола сварить

гниль — бессуффиксальный от прилагательного гнилой

беспокойный — приставочно — суффиксальный от слова покой

железнодорожник — суффиксальный ( ик) от железнодорожный

подставка — суффиксальный (к) от глагола поставить

военрук — соединение частей слов

заграничный — приставочно — суффиксальный

229. Из предыдущего упражнения выпишите слова, соответствующие схеме:

В упражнении нет подходящих слов

230. Для приведенных ниже слов укажите слова с производящей основой. Выделите словообразовательные средства: приставки, суффиксы, постфиксы.

Подземный — земля, глубь — глубокий, расшуметься — шуметь, высота — высь, поджарка — поджарить, пододеяльник — одеяло, безоблачный — облако, приглядеться — глядеть, выкупаться — выкупать, кофемолка — молоть + кофе, вездеход — ходить + везде, надкостница – кость.

Источник

Оцените статью
Разные способы