Определите способ словообразования каждого компонента словообразовательной цепочки бродяжничать

Содержание
  1. Определить способ словообразования в следующих словахподснежник, бродяжничать, синь, переспросить, мостовая, огнетушитель, самолет, газопровод?
  2. Способ словообразования слова наполнился?
  3. Определите способ словообразования слов : удаль, спецпроект, обессилить, размножить?
  4. Определите способ словообразования в словах?
  5. Определить способ словообразования слов :прибрежный, бессовестность, примерочная(им?
  6. Определить способ словообразования слов : просвечивал подбородок угловатые пережитой?
  7. Определите способ словообразования слова Долетали?
  8. Разобрать по составу слово самолет?
  9. Определите способ словообразования слова столяр?
  10. Определите способы образования данных слов : будничный — газопровод — выход — кондитерская — плащ — палатка — серость -?
  11. Какой способ словообразования слова : правдоподобности?
  12. Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки»
  13. Тема урока по русскому языку: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов»

Определить способ словообразования в следующих словахподснежник, бродяжничать, синь, переспросить, мостовая, огнетушитель, самолет, газопровод?

Русский язык | 1 — 4 классы

Определить способ словообразования в следующих словах

подснежник, бродяжничать, синь, переспросить, мостовая, огнетушитель, самолет, газопровод.

Подснежник — приставочно — суффиксальный

Способ словообразования слова наполнился?

Способ словообразования слова наполнился.

Определите способ словообразования слов : удаль, спецпроект, обессилить, размножить?

Определите способ словообразования слов : удаль, спецпроект, обессилить, размножить.

Определите способ словообразования в словах?

Определите способ словообразования в словах.

Определить способ словообразования слов :прибрежный, бессовестность, примерочная(им?

Определить способ словообразования слов :

прибрежный, бессовестность, примерочная(им.

Сущ), лесной, испить.

Определить способ словообразования слов : просвечивал подбородок угловатые пережитой?

Определить способ словообразования слов : просвечивал подбородок угловатые пережитой.

Определите способ словообразования слова Долетали?

Определите способ словообразования слова Долетали.

Разобрать по составу слово самолет?

Разобрать по составу слово самолет.

Определить способ образования слова самолет.

Определите способ словообразования слова столяр?

Определите способ словообразования слова столяр.

Определите способы образования данных слов : будничный — газопровод — выход — кондитерская — плащ — палатка — серость -?

Определите способы образования данных слов : будничный — газопровод — выход — кондитерская — плащ — палатка — серость -.

Какой способ словообразования слова : правдоподобности?

Какой способ словообразования слова : правдоподобности.

На этой странице находится вопрос Определить способ словообразования в следующих словахподснежник, бродяжничать, синь, переспросить, мостовая, огнетушитель, самолет, газопровод?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Ветки — подлежащие, защищали — сказуемое, ели — дополнение, от ели — дополнение, кормушку — дополнение. Защищали (что? ) ветки Ветки (чего? ) ели Защищали (что? ) кормушку Защищали (от чего? ) от ели.

Как? Тихо ( ни кто не видел) Чем? Ручкой.

Первое, что вспоминается, это волнение. Я боялась, что не смогу подружиться с классом, не найду среди одноклассников друзей. Но я тогда была очень общительной, и все мои страхи оказались напрасны. Я подружилась с Олей. Кстати говоря, сейчас я уже..

Мама сегодня сходила в магазин за продуктами и купила очень солёный зелёненький огурчик 2) Мы пошли в лес лес был из берёзы берёзы были чёрная белые на этой берёзы были веточки с зелёненькими листиками.

Зелёненький огурчик вырос у нас в саду этим летом Цветочек с зелененькими листиками вырос на подоконнике.

Я считаю, что я похож(а) на орхидею. Потому что орхидей снимет тепло и радость, и считается цветком семейной любви. Я очень добрый(а). Моя мама очень любит орхидеи. И у меня дома весь подоконик в них.

Я вечно человек веселый. Мне всегда приятно находится в компании других людей, а также, по их мнению, я являюсь душой компании. Если человеку грустно или просто он ищет поддержку, он всегда идет ко мне, потому что он знает, что, поговорив со мной, ..

4) председатель 5) бросает 7б, 8 зв 6) сказоЧНная. 7) один [галаваломка] 8) долина 9) степь, кольцо, пальма 10) речька, ожевать 11) ветошь 6б, 5 зв, вестник 7 б, 6 зв. , сольный — 7б, 6зв, сонный — 6 б, 5 зв.

Хорошую — прилагательное Слушать — глагол Приятно — прилагательное РЕЧИ — СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Ж. Р.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГКОУ НСВУ МВД России)

Цикл гуманитарных и математических дисциплин

Учебный предмет: Русский язык

Читайте также:  Финам форекс способы пополнения

Преподаватель: Вартабедьян В.Б.

Тема урока: «Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки».

Повторить основные способы словообразования;

Совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора, работа со словарями.

Тип урока: комбинированный: обобщение и систематизация.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

2016-2017 учебный год

Проверка домашнего задания (обсуждение упражнений учебника)

Задания для учащихся мини-тест 1.«Проверь себя» ( в рамках подготовки к ЕГЭ ):

1. В каком слове произносится звук [т].

а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная

5. В каком слове все согласные глухие?

а) всходы б) колесо в) поход г) редкий

2. Задание «Дай толкование слова» (см. Приложение 2) подразумевает работу с паронимами в рамках подготовки к ЕГЭ) и может проводиться как самим учителем, так и подготовленным учеником.

3. Демонстрация задания на слайде.

– В каком ряду во всех словах суффикс ец имеет одно и то же значение?

Боец, мудрец, характерец;

испанец, немец, иностранец ;

старец, хлебец, братец;

морозец, хитрец, борец.

(Верно: 2, так как обозначает название лиц по местности, национальности; в остальных случаях суффикс -ЕЦ имеет либо ласкательное значение, либо иронический оттенок.)

Вступительное слово учителя.

Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90 % слов нашего языка являются производными, то есть 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.

Поэтому цель урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.

Повторение темы «Словообразование»

— Что изучается в разделе «Словообразование»?

— Какие способы словообразования вы знаете? (называем и приводим примеры)

Остановимся на способах словообразования подробнее.

Суффиксальный –почитать – почтение (суффикс прибавляется не к исходному слову, а к его основе, причем основа может видоизменяться (отсекается ее часть, происходит чередование звуков

Приставочно-суффиксальный – свеча- подсвечник

Бессуфиксный: от исходного слова отбрасывается окончание или суффикс вместе с окончанием – зеленый- зелень, укорять- укор.

Сложение: театр-студия, детсад, турпоход, вуз, МХАТ, древнегреческий, англо-русский и т.д.

Переход из одной части речи в другую: Он поступил в военный институт. Мой дядя – военный.

V .Словообразовательный анализ

При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка.

Возьмем слово снег, строим словообразовательную цепочку:снег-снежный-бесснежный.

При словообразовательном анализе очень важно учитывать значение слова. Например, слово почтение (от слова почет, почитать, почтить, почитатель, почтенный). Историческая приставка давно срослась с корнем и в современном русском языке не выделяется: слово почет состоит из одного корня. Почтение произошло от слова почитать с помощью суффикса –ени-.

Заметим, что глагол почитать имеет пару-омоним, образованный приставочным способом от глагола читать.

Во многих случаях необходимо обращаться к специальным словарям, например, к «Школьному словообразовательному словарю» А.Н.Тихонова. Дело в том, что в процессе развития языка происходят структурные изменения слов.

Так, в слове позор (корень), пожар (корень), хотя с этимологической точки зрения выделяются другие корни. Но в современном русском языке рассматриваемые слова стали неразложимыми, корневыми, корень поглотил приставку.

V 1. Практические задания.

1) Осложнённое списывание (Приложение 1)

Демонстрация текста на слайде.

[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]

Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

Задание к тексту.

– Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.)

Самопроверка по восстановленному тексту. Демонстрация текста на слайде.

«– Вот я тебя как высеку…

– Как милости вашей будет угодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?»

Читайте также:  Форма обучения способ контроля учебной деятельности

– Объяснить вставленные орфограммы.

– Какая разница в значении слов высечь и посечь ? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское «высечь» на своё «посечь».)

2) Работа со словарями.

– Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка по — образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка вы — означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь.)

3) упражнение 77

4)Определите способ образования слов ( рассвет (бессуффиксный- разбираем) , снегопад, быстрорастворимый, интернет-магазин, ВВЦ, зарплата.

5) Из предложений 4-5 текста Л.М.Леонова выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (в рамках реализации заданий ЕГЭ).

(4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости , и Родиону был известен Полин адрес. (5) Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей любимой проездом в действующую армию.

В каком слове нет суффикса –к–?

1)стройка 2) доска (дощечка) 3)ирландка 4)ушко

2. В каком слове есть суффикс – ик- со значением «маленький»

1) ключик 2)плотник 3)вареник 4)зяблик

3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания

1)недобрый 2)по-матросски 3) заречный 4)посмотрю

6. Приложение 1 (если останется время) комплексный анализ текста: стихотворение М.Цветаевой « Расстояние…версты, мили» (можно использовать на любом уроке, посвященному теме «Словообразование»)

VI 1. Домашнее задание: упражнения №78, №81

Источник

Тема урока по русскому языку: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов»

Долгова Марина Константиновна ,

учитель русского языка

МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ

Русский язык 6 класс

М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016

Тема урока: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов»

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2

Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме(35), четвертый урок по существительному

Цель урока: создание условий для тренировки умения учащихся составлять словообразовательные цепочки слов.

Обучающие: 1) повторение сведений о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке слов, обучение работе со словообразовательным словарем.

Развивающие: развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения; формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;

Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры, стремления к здоровому образу жизни.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры

Универсальные учебные действия (УУД)

Формирование умения составлять словообразовательные цепочки. Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного словаря.

Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения различать словообразовательные пары и цепочки; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и корректированию ошибок.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер

Психологический настрой обучающихся на урок

Анаграмма. ЫРС (Сыр)

— Ребята, подберите рифму к слову урок с помощью слова сыр.

(Учащиеся отвечают. Один из учеников на доске пишет слово сыр, ставит стрелку и пишет слово сырок, затем образует с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса слово сырочек.)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемной ситуации

На прошлом уроке мы занимались словообразованием имен существительных . Догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы учащихся)

— Что это? (Цепочка) Обратите внимание на ударение в слове!

— Мы с вами будем составлять цепочки. Золотые? Верно, словообразовательные. Составление цепочек – занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Какое изобразительно-выразительное средство вы использовали в этой работе? (Сравнение)

Проверка домашнего задания

1. На доске составьте кластер «Способы словообразования имен существительных»

2.Выпишите один пример из домашнего упражнения, докажите правильность вашего решения, используя тип речи – рассуждение.

3. Расскажите об уменьшительно-ласкательных суффиксах, приводя примеры.

Актуализация знаний учащихся

Подготовленный ученик № 1 объясняет одноклассникам тему. Словообразовательная цепочка — это последовательность однокоренных слов. При этом каждый новый элемент вытекает из предыдущего, как звенья цепочки. Каждая новая единица в словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим. Рассмотрим пример. В цепочке сыр

Читайте также:  Чем занять себя за компьютером 100 способов

Он задает вопрос классу:

-Чем отличается словообразовательная пара от словообразовательной цепочки?

Приводит примеры: дом-домик, лес

Подготовленный ученик № 2 знакомит одноклассников со словообразовательным словарем, выбрав понравившиеся примеры.

Подготовленный ученик № 3 представляет материал о производной и производящей основе, взяв примеры из словообразовательного словаря.

Освоение нового материала — Для чего нужна словообразовательная цепочка? Словообразовательная цепочка слова – последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм, который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к пониманию значения лексики и возможности ее усвоения.

Работа в парах или группах . § 12, упр. 112. Рассмотрите запись.

1 группа Добрый → добряк → добрячка

2 группа Гитара → гитарист → гитаристка

3 группа Вода → водяной → водянистый → водянистость

При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки. Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа.

Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: под-свеч-ник, где под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочно-суффиксальный способ словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча». Выявляем производящую основу свеч- от слова свеча, окончание убираем. Приложение № 1 Алгоритм

Физминутка. Построимся цепочкой и пройдемся по классу, изменяя движение влево и вправо.

Применение новых знаний 1.Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку А)друг→дружочек-дружок Б)слово→словесный→словеса В)небеса→небо→небесный Г)дело→деловой→деловитый Приложение № 2

2. Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом образования.

Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр…стут в б…льших рыб, — прямо подумать страшно! Так жалко рыбёшечек!

— Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников) Приложение № 3

3. Составьте по картине Васильева «Мокрый луг» текст из трех предложений со словом луг, чтобы прослеживались в нем словообразовательные возможности русского языка.

Цель: самооценка результатов своей деятельности и всех учеников.

-Что нового открыли на уроке?

-Что удалось сделать легче всего?

-Какие трудности возникли?

-Чего вы добились?

Домашнее задание: § 12, упр. 115.

Дополнительное задание по желанию: составьте тест со словообразовательными цепочками.

Приложение № 1 Алгоритм

При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки. Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа.

Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: под-свеч-ник, где под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочно-суффиксальный способ словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча». Выявляем произодящую основу свеч от слова свеча, окончание убираем.

Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку А)друг→дружочек-дружок Б)слово→словесный→словеса В)небеса→небо→небесный Г)дело→деловой→деловитый

Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом образования.

Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр…стут в б…льших рыб, — прямо подумать страшно! Так жалко рыбёшечек!

— Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников)

Источник

Оцените статью
Разные способы