Определите способ словообразования город герой

Контрольная работа по русскому языку на тему «Словообразование» (6 класс)

Контрольная работа по теме «Словообразование» 1 вариант

Соотнести способ словообразования со словом:

Сложение основ надрез

Сложение слов солнышко

Переход одной части речи в другую бесцельный

Написать слова, от которых образованы данные слова; указать способ образования слов:

Каким способом образовано слово безбрежное ?

Закончите формулировку правила.

В корне с чередованием –гар- — -гор- без ударения пишется буква……………………..

Вставьте нужную букву в корни:

р..сток, нал..жение, ср..слись, разл..гать, отр..сль, отр..стить, к..сательная, Р..стов, к..снуться, распол..житься, выг…реть, з…ря.

Напишите нужную букву в приставках пре- и при- и дайте в скобках объяснение после каждого слова:

Пр..забавный случай, пр..брежная полоса, пр..крепить доску, пр..подняться со стула, пр..открыть дверцу, пр..плыть вовремя, пр..градить дорогу.

Прочитайте текст, выполните задания, указывая слово или номер предложения.

(1) Спорый дождь льется отвесно, сильно. (2) Он всегда приближается с набегающим шумом.

(3) Особенно хорош спорый дождь на реке. (4) Каждая его капля выбивает по воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает. (5) При этом по всей реке стоит стеклянный звон. (6) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или отдыхает.

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

2. Укажите номера предложений с однородными сказумыми.

3. Укажите номер сложного предложения (постройте схему).

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

Контрольная работа по теме «Словообразование» 2 вариант

Соотнести способ словообразования со словом:

Сложение основ диван-кровать

Сложение слов столовая

Переход одной части речи в другую подземный

Написать слова, от которых образованы данные слова; указать способ образования слов:

Каким способом образовано слово опёнок ?

Закончите формулировку правила.

В корне с чередованием –зар- — -зор- без ударения пишется буква……………………..

Вставьте нужную букву в корни:

р..сток, прил..гать, выр..стать, изл..жение, ср..слись, отр..сль, к..саться, Р..стов, к..снуться, распол..житься, з…ря, сг…реть.

Напишите нужную букву в приставках пре- и при- и дайте в скобках объяснение после каждого слова:

Пр..забавный случай, пр..вязать нитку, пр..лечь на кровать, пр..глушить мотор, пр..лететь вовремя, пр..вокзальная площадь, пр..градить дорогу.

Прочитайте текст, выполните задания, указывая слово или номер предложения.

(1) Спорый дождь льется отвесно, сильно. (2) Он всегда приближается с набегающим шумом.

(3) Особенно хорош спорый дождь на реке. (4) Каждая его капля, касаясь воды, выбивает круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает. (5) При этом по всей реке стоит стеклянный звон. (6) По высоте этого звона догадываешься, идёт дождь в полную силу или отдыхает.

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

2. Укажите номер предложения с однородными обстоятельствами.

3. Укажите номер сложного предложения (постройте схему).

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 314 человек из 58 регионов
Читайте также:  1с упп настройка способов распределения затрат организации

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 926 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-282694

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест по теме «Словообразование. Морфология»,10-11 классов

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ»

Морфемы (значимые части слова): приставка, корень, суффикс, окончание.

Основные способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.

Запомните, как правильно пишутся названия способов образования слов в русском языке:

БЕ СС У ФФ ИКСНЫЙ (две буквы СС и две буквы ФФ)

СУ ФФ ИКСАЛЬНЫЙ (две буквы ФФ)

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, к какой части речи относится указанное слово.

2. Вы определили, что это имя существительное:

• если это отглагольное имя существительное, в котором после корня сразу идет окончание и нет суффикса, то оно образовано бессуффиксным способом (например, СПОРЫ, В ПЕРЕХОДАХ, ПРИ ПЕРЕЛЕТЕ);

• если это отглагольное имя существительное, которое оканчивается на -НИЕ, -ИЕ, то оно образовано суффиксальным способом (например, УГЛУБЛЕНИЕ, ПРЕДЧУВСТВИЕ);

• если это неотглагольное имя существительное с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и последними буквами в слове -ЬЕ, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ПОДМОСКОВЬЕ, БЕЗДОРОЖЬЕ, ПОБЕРЕЖЬЕ, ПРИУРАЛЬЕ);

• если это неотглагольное имя существительное, которое оканчивается на -ОСТЬ, то оно образовано суффиксальным способом (например, БЕСПОМОЩНОСТЬ);

• если это имя существительное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕПОНИМАНИЕ).

3. Вы определили, что это имя прилагательное:

• если это имя прилагательное со значением «отсутствие, нехватка чего-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ, БЕСПОМОЩНЫЙ);

• если это имя прилагательное со значением «нахождение где-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, НАТЕЛЬНЫЙ, ПРИБРЕЖНЫЙ);

• если это имя прилагательное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЙ).

4. Вы определили, что это глагол:

Читайте также:  Способы общения с глухими людьми

• если в этом глаголе есть приставка и ее можно отбросить (получится глагол другого вида), то этот глагол образован приставочным способом (ПРИСЛАЛ, ПРОЛИЛ);

• если в глаголе есть приставка и суффикс -СЯ и их нельзя отбросить (при отбрасывании либо приставки, либо суффикса -СЯ получается не существующее в русском языке слово), то этот глагол образован приставочно-суффиксальным способом (например, ВЫСПАТЬСЯ, РАЗБЕЖАТЬСЯ).

5. Вы определили, что это причастие:

• если причастие не начинается с НЕ, то оно образовано суффиксальным способом, независимо от наличия в нем приставки (например, ПРИЛЕТЕВШИЙ, ПРОЧИТАВШИЙ);

• если причастие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (НЕПРОЧИТАННАЯ книга).

6. Вы определили, что это деепричастие:

• деепричастия образуются только суффиксальным способом.

7. Вы определили, что это наречие:

• если наречие оканчивается на -О, то оно образовано суффиксальным способом от исходного имени прилагательного (например, БЕЗЗВУЧНО, БЕСПОМОЩНО);

• если наречие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕМНОГО, НЕДОЛГО);

• если наречие не оканчивается на -О, то оно чаще всего образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ВО-ПЕРВЫХ, ВСКОРЕ, СМОЛОДУ).

1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ?

2. Определите способ образования слова ЛЕГКО?

3. Определите способ образования слова РАЗРАБОТКА?

4. Определите способ образования слова ИЗГОТОВЛЕНИЕ?

5. Каким способом образовалось слово СООТЕЧЕСТВЕННИК?

6. Каким способом образовалось слово ПРОЕЗД?

7. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ?

8. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ?

9. Каким способом образовании выделенное слово в предложении В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась?

10. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.

11. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(1) Много любопытного было в доме. (2) Были там заводные китайские человечки. (3) Погонится один за другим и машет палкой. (4) А мы смотрим, смеёмся. (5) Очень любили мы бывать в этом доме.

12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.

13. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Ответ:

14. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1) Современная молодежь, поглощённая компьютерами, совсем перестала читать. (2) Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3) В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман.

15. Из предложений 7-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(7) Ранним утром мы шли вдоль реки. (8) Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (10) Тишь кругом и красота.

16. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1) Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2) Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3) Но мало кто мог её найти.

17. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он перед началом работы любовался живописью Ларионова или Гончарова.

Читайте также:  Ангидриды кислот способы получения

18. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(1) Все знали, что вечером Сергей уедет. (2) Маша долго ждала от него весточки. (3) И вот однажды глухой осенью…

19. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1) Впереди нас ждали ещё километры пути. (2) Мы присели отдохнуть и разожгли костёр. (3) Дымок окутал поляну.

20. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Устроившись в открытом месте, в кустах дубняка, жадными глазами следила она за передвижениями батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму — пороховом и от пожаров.

Источник

Урок русского языка Способы словообразования 5 класс

Содержимое разработки

Урок русского языка 5 класс

Тема «Способы словообразования»

Цели: 1) знать основные способы словообразования;

2) уметь определять способ образования слова по алгоритму;

3) определять значения словообразовательных морфем.

А. Работа со словарными словами (запись на доске и в тетрадях с объяснением).

Пространство, фонтан, памятник, монумент, панорама.

Б. Определить структуру предложения, построить схему.

Блеснул на востоке луч солнца, и природа оживилась.

В. Повторяем орфографию. Игра «Третий лишний»

1) бе…жалостный, бе…хитростный, бе…словесный

2) пр…задуматься, пр…украсить, пр…кратить

3) пром…кашка, подск…чить, р…стущий

-Знания каких разделов науки о языке нам необходимы, чтобы правильно написать данные слова? (фонетика, морфемика, словообразование)

-Что изучает морфемика?

-Что изучает словообразование?

2. Закрепление изученного теоретического материала

-Сегодня мы продолжаем работать по теме «Способы словообразования». Для чего нам необходимы знания по данной теме? Какие цели для себя определим?

-Какие способы образования слов нам уже известны?

-Мы знаем, что словообразовательные морфемы—кирпичики, с помощью которых строится слово. Какую роль они еще выполняют? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Задание1. Докажите, что все слова образованы суффиксальным способом

Мячик, родненький, облачко, громадина, решение, избушка, жесткость, сапожище.

-Сгруппируйте выделенные суффиксы в зависимости от значения. Какие группы суффиксов вы можете назвать?

-А теперь обратимся к суффиксам, помогающим в образовании слов со значением «лицо по профессии, роду деятельности». Вспомните эти суффиксы и образуйте от данных ниже слов новые слова, запишите.

Журнал, печь (пироги), испытать, дирижировать, плясать, продавать, море, помощь.

Задание 3. Устная пятиминутка. Реши лингвистические задачки.

1.Найди второе слагаемое

2. Определите значение разности

-Из книг к нам приходят герои: Белоснежка, Златовласка, Черномор, Чародей и др. Знаете ли вы этих героев? Как образованы эти имена? Этот способ образования будет необходим при выполнении следующего задания.

Задание 4. Игра «Собери слова»

— О каких двух гласных нельзя забывать при образовании сложных слов?

-Сложные слова существовали в русском языке издавна. Встречаются они и в народных приметах. Убедимся в этом, выполнив следующее задание.

Задание 5. Определи, какие названия месяцев соответствуют данным словам?

Златолист, хлебосол, снегогон, зимобор, листопад, вьюговей.

3. Обобщение Тест «Проверь себя»

1.Какое слово образовано приставочным способом?

А) настольный, б) вездеход в) проехать г) подготовка

2. Укажите, от какого слова образовано слово СВАРКА (=соединение)

А) варить б) варка в) сварить г) сварщик

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) бездумный б) причудливый в) никогда 4) проходить

4. Какое слово соответствует строению : приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание?

А) нелегко б) объединиться в) бессердечный г) взлетающий

5. В каком ряду все слова образованы одним способом?

Источник

Оцените статью
Разные способы