Способы словообразования
Вы уже знаете, что слова в русском языке образуются с помощью морфем – морфемным (аффиксальным способом) и без помощи морфем – безаффиксным способом.
Вам уже известны и некоторые разновидности морфемного способа.
1) Приставочный способ – способ образования новых слов с помощью приставок:
Обратите внимание! 1. Приставка присоединяется ко всему слову в целом (такое слово называется производящим). 2. Приставочным способом образуются слова той же части речи, что и производящие.
2) Суффиксальный способ – способ образования новых слов с помощью суффиксов:
Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных. В образовании существительных участвует 1000 суффиксов, в образовании прилагательных – 50, в образовании глаголов – 20. При помощи разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи. Тогда мы говорим о словообразовательном гнезде.
3) Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слов с помощью аффиксов: приставки и суффикса:
4) Основосложение – способ образования новых слов путем соединения двух и более производящих основ, или слов, или их частей. Результатом основосложения являются сложные слова.
Сложение может осуществляться при помощи интерфикса (соединительной гласной). Например:
Сложные слова могут образовываться и оформляться по-разному:
а) составные слова (пишутся через дефис): плащ-палатка, диван-кровать, ракета-носитель;
б) слитные слова: белокаменный, древнерусский, сельскохозяйственный;
в) сложносокращенные слова (аббревиатуры): РИА, вуз, ОТК, стенгазета.
Обратите внимание! Аббревиация характерна только для имен существительных. В сложносокращенных словах между буквами точка не ставится.
1. Что нового вы узнали о способах словообразования? Дополните данные примеры тремя своими.
2. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите однокоренные слова, произведите их словообразовательный разбор.
В чистом поле, в белом поле Было все белым-бело, Потому что это поле Белым снегом замело. |
И стоял в том белом поле
Белоснежно-белый дом,
С белой крышей, с белой дверью,
С беломраморным крыльцом.
Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.
И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно черный кот.
Был он черен, словно ворон,
От усов и до хвоста,
Сверху черен, снизу черен.
Весь – сплошная чернота!
3. Установите словообразовательную мотивированность и представьте словообразовательное гнездо:
а) тихий, тишина, тишь, тихонький, тихонечко, затихнуть, притихнуть, тихонько;
б) море, морской, взморье, по-морскому, моряк, приморский, приморье;
в) цена, ценить, ценный, оценить, прицениться, бесценок, бесценный, ценно, бесценно, обесценить, обесцениться.
4. Проведите наблюдения и скажите, какой принцип положен в основу деления слов на группы:
в) луноход, пешеход, тяжеловоз, пятиклассник;
г) юннат, Буммаш, собкор;
д) летчик-космонавт, школа-интернат, платье-костюм, диван-кровать.
5. Прочитайте вслух сложносокращенные слова. Расшифруйте их. Подберите к ним прилагательные и запишите получившиеся словосочетания:
КВН, ЭВМ, ТЮЗ, вуз, универмаг, хоздоговор, спецкурс, стенгазета, завуч.
6. Запишите слова, графически обозначая условия выбора соединительной гласной: небосвод, мореплаватель, остроумный, светочувствительный, долгожитель, огнетушитель, землетрясение, станкостроение.
7. Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Составьте с любыми записанными словами предложения по схемам:
Вода, падать; ловить, рыба; копать, земля; строить, самолеты; газ, проводить; лед, колоть; общий, жить; атом, ходить; буря, ломать; путь, шествовать; луна, ходить; земля, проходить; вода, проводить; дерево, обрабатывать; нефть, перерабатывать.
8. Запишите слова в два столбика: сложные слова и остальные. Графически объясните написание пропущенных букв.
Пчел_вод, закр_питель, обозр_ватель, лес_воз, уч_тчик, книг_печатание, язык_вед, глаз_мер, сч_тчик, добр_душный, пол_защитный, оч_видец, пар_ход.
9. Подберите и запишите по 2–3 сложных слова, в составе которых были бы корни: -вар-, -вед-, -воз-, вод-, -кол-, -коп-, -лов-, -мер-, -мет-, -ход-, -нос-.
10. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Запишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните сложные слова.
Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были совсем маленькие: не то котята, не то щенки.
Отдали Прасковье Ивановне потому что ее муж, опытный зверолов, отыскал берлогу.
Принесли медвежат в избу сунули под лавку, на тулуп. Тут и тепло и не дует.
Добросердечная Ивановна сама сделала соски. Взяла две бутылки теплого молочка налила и тряпками заткнула.
Вот и лежат мишки с бутылками спят посасывают молоко причмокивают и растут понемногу.
Сначала с тулупа не слезали а потом и по избе стали ползать ковылять кататься.
Благополучно растут мишки.
11. Найдите в тексте сложные слова, объясните их написание. Прочитав текст два раза, запишите его по памяти.
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.
Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дышит тихий пожар.
Упражнения для закрепления и обобщения темы
«Способы словообразования»
1. Распределите слова по группам в зависимости от способа словообразования.
Приставить, подпись, сталевар, прибрежный, булочная, ракетчик, стенгазета, подрасти, искатель, подоконник, пригорок, больной, военный, выход, придорожный, военная (тайна).
2. От данных существительных образуйте суффиксальным способом прилагательные.
Интерес, учеба, гигант, стихия, магистраль.
3. От имен прилагательных образуйте существительные со значением качества, свойства. Какие суффиксы вы для этого использовали?
а) Плавучий, свежий, живучий, неуклюжий;
б) белый, дешевый, кривой, желтый;
в) упрямый, безумный, коварный, богатый;
г) пестрый, острый, тесный, высокий;
д) толстый, тихий, глубокий, высокий.
4. От глаголов образуйте названия человека (лица по действию). Запишите полученные слова, сгруппировав их в зависимости от суффиксов.
Образец. Строить. Человек, который строит, – строитель.
Мечтать, пахать, искать, переводить, победить, подражать, косить, печь, налетать, погонять, читать.
5. К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались записанные вами слова.
Барабан, табун; трактор, журнал; программа, артиллерия; учить, воспитать, смотреть; музыка, оркестр; фокус, гриб, весть.
6. Запишите названия профессий ваших родителей. Подумайте, как они образованы. Произведите словообразовательный разбор записанных слов.
7. Проанализируйте примеры и скажите, как меняется значение слова при изменении словообразовательной морфемы.
Старик, старец; глухость, глухота; изгнать, выгнать; сломать, изломать; войти, выйти; включить, выключить; юнец, юноша.
8. Образуйте слова приставочным способом от глаголов и прилагательных: ходить, лететь, рисовать; большой, прекрасный.
У кого получилось больше слов?
9. С помощью каких суффиксов можно от данных слов образовать новые, относящиеся к той же части речи? Запишите полученные слова.
Красный, соленый, слабый.
Костюм, скрипка, голубь.
Кто нашел больше суффиксов?
10. Объясните лексическое значение данных слов, укажите производящую и производную основы, выделите словообразовательную морфему, определите способ словообразования.
Контрнаступление, пришкольный, обновить, ширь, миллионер, освоить, разгрузить, повсюду, ахать.
Определите, от каких частей речи образованы слова.
11. Определите строение, способ образования, лексическое значение существительных.
Писец, писарь, писака, писатель, переписчик, подписчик, писательница, летописец, баснописец, бытописатель.
12. Скажите, одна или разные морфемы выделены в словах:
лимончик, разносчик; книжка, покраска; багровый, резиновый; соавтор, сохранить; присесть, прибить.
13. От одной или разных производящих основ образовались слова? Докажите правильность своего утверждения.
Расписание, расписка; подмосковный, московский; пуск, запуск; домишко, домик, домище; соломенный, соломинка, соломка.
14. Спишите текст. Объясните, как образованы названия жуков.
Славные имена у жучишек: точильщики, пилильщики, бомбардиры, усачи, долгоносики, карапузики. Или вот это: скакун полевой! Скакун так скакун: ты ладошкой его, а он – хоп! И подскочил. И в траве затерялся: попробуй разгляди зеленого на зеленом! Лучше не ищи, только зря глаза проглядишь.
15. Озаглавьте текст, спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите слова, образованные с помощью конфиксов.
Ударила первая капля дождя – начались соревнования. Соревновались трое: гриб под_синовик, гриб подб_резовик, гриб м_ховик. Первым выжимал вес подб_резовик. Он поднял листик б_резы и улитку. Вторым номером был гриб под_синовик. Он выж_л три листка осины, шесть хв_инок и с_сновую шишку. М_ховик был третьим. Он ра_з_дорился, ра_хвастался. Ра_двинул шляпкой мох, подлез под суч_к и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал – не выжал! Только шляпку свою ра_давил.
16. От каких слов образованы имена существительные старушка, тетушка, игрушка, хохотушка, болтушка, кумушка?
17. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Произведите словообразовательный разбор выделенных слов.
Ни листочка ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
18. Подберите к данным словам по 3–4 слова, образованных тем же способом.
Железнодорожный, подстаканник, безразмерный, насыпь, вечнозеленый, чернеть, ТОО.
19. Восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
давний
.
недавно;
теннис .
теннисистка;
велосипед .
велосипедистка;
привлекать .
.
привлекательность;
разделить .
разделительный.
20. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с нулевым суффиксом. Скажите, от каких глаголов и прилагательных они образованы.
1. Зелень проб_валась через с_лому и сено прошлого года. 2. Треск льдинок под моими ногами был далеко слышен птицам. 3. Вокруг ра_стилалась необ_ятная ширь. 4. Я услыш_л легкий с г_лубиным гульканьем взлет птицы. 5. До самого заката спорили на пойм_ три дятла. Давно уже подошло время прилета птиц. 6. Пр_должает_ся суш_ великая. 7. Непр_ходимую глуш_ предст_вляет собой этот лес летом и осен_ю.
Источник
Тест по теме «Словообразование. Морфология»,10-11 классов
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ»
Морфемы (значимые части слова): приставка, корень, суффикс, окончание.
Основные способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.
Запомните, как правильно пишутся названия способов образования слов в русском языке:
БЕ СС У ФФ ИКСНЫЙ (две буквы СС и две буквы ФФ)
СУ ФФ ИКСАЛЬНЫЙ (две буквы ФФ)
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи относится указанное слово.
2. Вы определили, что это имя существительное:
• если это отглагольное имя существительное, в котором после корня сразу идет окончание и нет суффикса, то оно образовано бессуффиксным способом (например, СПОРЫ, В ПЕРЕХОДАХ, ПРИ ПЕРЕЛЕТЕ);
• если это отглагольное имя существительное, которое оканчивается на -НИЕ, -ИЕ, то оно образовано суффиксальным способом (например, УГЛУБЛЕНИЕ, ПРЕДЧУВСТВИЕ);
• если это неотглагольное имя существительное с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и последними буквами в слове -ЬЕ, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ПОДМОСКОВЬЕ, БЕЗДОРОЖЬЕ, ПОБЕРЕЖЬЕ, ПРИУРАЛЬЕ);
• если это неотглагольное имя существительное, которое оканчивается на -ОСТЬ, то оно образовано суффиксальным способом (например, БЕСПОМОЩНОСТЬ);
• если это имя существительное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕПОНИМАНИЕ).
3. Вы определили, что это имя прилагательное:
• если это имя прилагательное со значением «отсутствие, нехватка чего-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ, БЕСПОМОЩНЫЙ);
• если это имя прилагательное со значением «нахождение где-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, НАТЕЛЬНЫЙ, ПРИБРЕЖНЫЙ);
• если это имя прилагательное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЙ).
4. Вы определили, что это глагол:
• если в этом глаголе есть приставка и ее можно отбросить (получится глагол другого вида), то этот глагол образован приставочным способом (ПРИСЛАЛ, ПРОЛИЛ);
• если в глаголе есть приставка и суффикс -СЯ и их нельзя отбросить (при отбрасывании либо приставки, либо суффикса -СЯ получается не существующее в русском языке слово), то этот глагол образован приставочно-суффиксальным способом (например, ВЫСПАТЬСЯ, РАЗБЕЖАТЬСЯ).
5. Вы определили, что это причастие:
• если причастие не начинается с НЕ, то оно образовано суффиксальным способом, независимо от наличия в нем приставки (например, ПРИЛЕТЕВШИЙ, ПРОЧИТАВШИЙ);
• если причастие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (НЕПРОЧИТАННАЯ книга).
6. Вы определили, что это деепричастие:
• деепричастия образуются только суффиксальным способом.
7. Вы определили, что это наречие:
• если наречие оканчивается на -О, то оно образовано суффиксальным способом от исходного имени прилагательного (например, БЕЗЗВУЧНО, БЕСПОМОЩНО);
• если наречие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕМНОГО, НЕДОЛГО);
• если наречие не оканчивается на -О, то оно чаще всего образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ВО-ПЕРВЫХ, ВСКОРЕ, СМОЛОДУ).
1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ?
2. Определите способ образования слова ЛЕГКО?
3. Определите способ образования слова РАЗРАБОТКА?
4. Определите способ образования слова ИЗГОТОВЛЕНИЕ?
5. Каким способом образовалось слово СООТЕЧЕСТВЕННИК?
6. Каким способом образовалось слово ПРОЕЗД?
7. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ?
8. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ?
9. Каким способом образовании выделенное слово в предложении В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась?
10. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.
11. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(1) Много любопытного было в доме. (2) Были там заводные китайские человечки. (3) Погонится один за другим и машет палкой. (4) А мы смотрим, смеёмся. (5) Очень любили мы бывать в этом доме.
12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.
13. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Ответ:
14. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1) Современная молодежь, поглощённая компьютерами, совсем перестала читать. (2) Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3) В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман.
15. Из предложений 7-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(7) Ранним утром мы шли вдоль реки. (8) Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (10) Тишь кругом и красота.
16. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1) Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2) Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3) Но мало кто мог её найти.
17. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он перед началом работы любовался живописью Ларионова или Гончарова.
18. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(1) Все знали, что вечером Сергей уедет. (2) Маша долго ждала от него весточки. (3) И вот однажды глухой осенью…
19. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1) Впереди нас ждали ещё километры пути. (2) Мы присели отдохнуть и разожгли костёр. (3) Дымок окутал поляну.
20. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Устроившись в открытом месте, в кустах дубняка, жадными глазами следила она за передвижениями батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму — пороховом и от пожаров.
Источник