- Определить стихотворный размер, рифму и рифмовку в стихотворении Пушкина «Зимнее утро»
- Построение стихотворения Пушкина «Зимнее утро»
- помогите! какой размер, ритм, рифмау стихотворения зимнее утро пушкина
- Урок по литературе в 6 классе на тему: «А.С. Пушкин «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха»
- Краткий анализ
- Смысл произведения
- История создания
- Композиция
- Образы и символы
- Как устроена ямбическая стопа
- Средства выразительности
- Немного о науке
Определить стихотворный размер, рифму и рифмовку в стихотворении Пушкина «Зимнее утро»
Стихотворение состоит из 5-ти строф (всего 30 строк)
1-я строфа — 6 строк, шестистишие.
Рифмы: чудесный — прелестный, проснись — взоры, Авроры — явись.
Рифмовка: AABCCB
2- я строфа- 6 строк, шестистишие.
Рифма: злилась-носилась, пятно — желтела, сидела — окно.
Рифмовка: AABCCB
3-я строфа — 6 строк, шестистишие.
Рифма: небесами-коврами, лежит-чернеет, зеленеет-блестит.
Рифмовка: AABCCB
4-я строфа — 6 строк, шестистишие.
Рифма: блеском-треском, печь — лежанки, санки — запречь.
Рифмовка: AABCCB
5-я строфа — 6 строк
Рифма: снегу-бегу-коня-пустые-густые-меня
Рифмовка: AABCCB
Размер: четырехстопный ямб.
Строфа состоит из парной рифмы и опоясывающей
рифмы.
Стопа двусложная, с ударением на 2 слоге
В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро» , написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.
Написано оно излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом.
Ямб – это двухсложная стопа, в которой все слоги строфы делятся на пары. В каждой паре первый слог безударный, а второй под ударением.
« \ _ \ _ \ _ \ _ » Например: «Не дай мне бог сойти с ума. Уж лучше посох и сума. »
\ — это безударный слог
_ — это ударный слог.
А четырёхстопный ямб потому, что в каждой строке по четыре пары таких слогов.
В ХОРЕЕ – всё наоборот, первый слог ударный, а второй – нет.
« _\ _\ _\ _\ » «В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут. »
Мерное, неустанное ямбическое движение стихотворения подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским» ) слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый» .
Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный! » Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.
Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа — это «вчера» , третья — это «сегодня» . Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).
Источник
Построение стихотворения Пушкина «Зимнее утро»
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» состоит из 5 строф, каждая из которых содержит 6 строк (или шестистишие).
Стихотворный размер — четырехстопный ямб.
В стихотворении используется смешанная рифмовка: ААВССВ.
В каждой строфе первые две строки рифмуются между собой АА:
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»
В третьей, четвертой, пятой и шестой строках используется кольцевая рифмовка ВССВ:
«…Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись. »
В стихотворении присутствуют мужская и женская рифмы.
Мужская рифма — когда ударение ставится на последний слог в строке. В этом стихотворении это происходит в третьей и шестой строке каждой строфы:
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись. »
Женская рифма — ударение ставится на предпоследний слог в строке. Это можно заметить в первой, второй, четвертой и пятой строчке каждой строфы:
« Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!…»
Источник
помогите! какой размер, ритм, рифмау стихотворения зимнее утро пушкина
В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро» , написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.
Написано оно излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом.
Ямб – это двухсложная стопа, в которой все слоги строфы делятся на пары. В каждой паре первый слог безударный, а второй под ударением.
« \ _ \ _ \ _ \ _ » Например: «Не дай мне бог сойти с ума. Уж лучше посох и сума. »
\ — это безударный слог
_ — это ударный слог.
А четырёхстопный ямб потому, что в каждой строке по четыре пары таких слогов.
В ХОРЕЕ – всё наоборот, первый слог ударный, а второй – нет.
« _\ _\ _\ _\ » «В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут. »
Мерное, неустанное ямбическое движение стихотворения подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским» ) слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый» .
Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный! » Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.
Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа — это «вчера» , третья — это «сегодня» . Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).
четырехстопный ямб.
Строфа состоит из
парной рифмы и опоясывающей рифмы.
Источник
Урок по литературе в 6 классе на тему: «А.С. Пушкин «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха»
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.
История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причём известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.
Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.
Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.
Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с парной и кольцевой рифмовкой.
Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
Сравнение – “как бледное пятно”.
Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.
“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе: с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.
Смысл произведения
Прочитав стихотворение «Зимнее утро», у читателя может сложиться впечатление того, что он сам только что побывал в заснеженном лесу и прокатился на санях. Весь текст читается очень легко и свободно. Поэт рассказывает нам историю о том, что еще вчера лирической героине было грустно. Но, с наступлением морозного и солнечного утра её настроение так же меняется в лучшую сторону. Ничто плохое не может длиться вечно, и следом обязательно придёт счастье.
Именно эту мысль и попытался донести до нас творец. Никогда не стоит отчаиваться, если сегодня что-то не ладится. Завтра будет новый день, который обязательно будет намного лучше вчерашнего.
Чтобы определить стихотворный размер, необходимо:
1. ритмично прочитать текст, обращая внимание на выделяющиеся гласные;
2. расставить ударения, ориентируясь на темп и ритм текста, а не грамматические нормы;
3. определить расположение ударных и безударных слогов относительно друг друга;
4. определить количество безударных слогов.
МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный.
Ударение в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» падает на каждый второй слог, ударных слогов четыре — четырёхстопный ямб.
Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском.
История создания
1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связана с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта: его жене Наталье Гончаровой и его Няне Арине Родионовне.
Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении Александр Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться её красотами и не думать больше ни о чём.
Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.
Посвящёно это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму: его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, поэт стремился не просто описать картину зимы, но и передать своё настроение, навеянное этой картиной.
Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любое время года окружает красота. Важно не пропустить её, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.
Композиция
Классическая линейная композиция, тем не менее заслуживает подробного разбора.
В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.
Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придаёт ему колорит.
В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает с восхищением, а в четвёртой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.
Но последняя строфа вновь отправляет читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.
Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.
Образы и символы
С первой же строчки стихотворения становится понятно, что главным персонажем в нем является природа, и все образы и символы самым тесным образом связаны с ней. Строчка «Мороз и солнце; день чудесный!» настраивает на жизнерадостный, оптимистичный лад, дарит ощущение свежего зимнего утра.
В первом шестистишии поэт с любовью описывает картину зимнего утра, которое несет в себе торжество пробуждающейся жизни. Он рисует образ пребывающей в сладостной неге красавицы, к которой обращается лирический герой. Называя ее «звездой севера», он тем самым указывает на то, что героиня является самой красивой женщиной северной столицы Российской империи – Петербурга.
Далее в стихотворении идет описание ненастного вечера, который является своеобразным противопоставлением ясному жизнерадостному утру. Так, на небе светит луна, которая является символом одиночества. Ее окружает облачное небо, беснует злая вьюга. Но затем лирический герой вновь возвращается к изображению веселого зимнего утра, которое несет с собой свет и надежду. В произведении появляются образы леса и речки. Детальное описание зимнего пейзажа указывает на спокойное, умиротворенное настроение лирического героя, раскрывает его богатый внутренний мир.
Далее в произведении идет описание деревенского быта: бурая кобылка, удобная лежанка, «веселым треском трещит затопленная печь». Картина размеренного крестьянского быта сменяется динамическим изображением резвого, «нетерпеливого коня». Его стремительность указывает на жизненный поток, который никогда не останавливается на своем пути.
Вид лирики легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Поэтому данное произведение относится к пейзажной лирике, а его жанр – лирическое стихотворение, поскольку в нём отражены мысли и чувства лирического героя. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – парная и кольцевая. также поэт использует как женскую рифму, так и мужскую, и это тоже работает на передачу настроения.
Как устроена ямбическая стопа
Как уже упоминалось, ямб – размер двусложный. Его стопа (то есть ритмическая группа определенной длительности) состоит из двух слогов: безударного и ударного. Именно в таком порядке: ударный слог – второй. Схематически это можно представить как UÚ| UÚ| UÚ| UÚ, например:
Мой дядя самых честный правил…
Ритмическое ударение оставляет ощущение движения вниз, давления. Слог без ударения – более легкий, словно воспаряющий кверху. Вверх-вниз, напоминает ритм спокойного дыхания – естественный для человека и поэтому легко им воспринимаемый.
Таким образом, ямбическая стопа – это последовательность безударного и ударного слогов.
Средства выразительности
Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:
- Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”
- Сравнение – “как бледное пятно”
- Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”
Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “друг прелестный”, “красавица”.
В произведении яркие эпитеты сочетаются с мрачными, создающими контраст, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нём и метафоры (например, на мутном небе мгла носилась), аллитерации и анафоры. Всё это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.
Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объясняет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударения нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «неодносложных»: тогда можно не думать о примерах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действительно, здесь есть «лишние» ударения — но все они обеспечены односложными словами, а их мы договорились не учитывать.
Лекции о поэзии и прозе
Русская литература XX века
Лекции о Блоке, Маяковском, Хлебникове и других
Как работает литература
Лекции, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама — и художественного творчества вообще
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
Когда обидой — опилась Душа разгневанная, Когда семижды зареклась Сражаться с демонами —
Не с теми, ливнями огней В бе́здну нисхлестнутыми: С земными низостями дней. С людскими косностями —
Деревья! К вам иду! Спастись От рева рыночного! Ва́шими вымахами ввысь Как сердце выдышано!
Дуб богоборческий! В бои Всем корнем шествующий! и́вы-провидицы мои! Березы-девственницы!
Вяз — яростный Авессалом, На пытке вздыбленная Сосна — ты, уст моих псалом: Го́речь рябиновая…
К вам! В живоплещущую ртуть Листвы — пусть рушащейся! Впервые руки распахнуть! Забросить рукописи!
Зеленых отсветов рои… Как в руки — плещущие… Простоволосые мои, Мои трепещущие!
Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «нарушение» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как проявление поэтической силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.
Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей
Лекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое
Источник