- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Словообразование как раздел языкознания
- Понятие словообразования
- Готовые работы на аналогичную тему
- Понятийный аппарат словообразования
- Способы образования слов
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
Словообразование как раздел языкознания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие словообразования
Словообразование – это раздел языкознания, в рамках которого лингвисты занимаются изучением производных и сложных слов относительно их способов создания, функционирования, строения и классификации.
В научной литературе, чаще иностранной, используется другое название словообразования – «деривация», произошедшее от латинского слова «derivatio», которое переводится на русский язык как «отклонение». В соответствии с этим производные (то есть образованные, новые) слова называются дериватами.
Словообразование можно рассматривать как часть ономасиологии, то есть раздела семантики, занимающегося исследованием новых языковых знаков от обозначаемого (вещи) через значение (мысль) к обозначающему (языковое средство: слово и т.д.).
На основе одного из базовых лингвистических противопоставлений выделяют следующие типы словообразования:
- диахроническое словообразование – изучает динамический аспект образования слов, то есть их процесс;
- синхроническое словообразование — изучает статический аспект образования слов, то есть его конечный результат.
Кроме данных о непосредственном образовании слов, эта теоретическая дисциплина предоставляет возможности предсказать появление новых слов, выявить условия этого появления, а также определить правила, в соответствии с которыми на данном этапе развития языка образуются новые слова.
Словообразование является в достаточной степени сложным лингвистическим разделом. Эта сложность обуславливается следующими положениями:
- словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы – грамматикой (и морфологией, и синтаксисом), фонологией, семантикой;
- языковая система подвержена сильной мобильности, из-за чего не представляется возможным установить каких-либо чётких границ в словообразовании;
- сложность дифференциации диахронического и синхронического аспектов;
- большой объём словообразовательных единиц, следствием которого является необходимость значительного числа теоретических концепций;
- разнообразие словообразовательных функций.
Готовые работы на аналогичную тему
Понятийный аппарат словообразования
Теория словообразования как любая научная дисциплина располагает собственным понятийным аппаратом. Двумя её основными понятиями являются понятия мотивации и словообразовательной производности.
Мотивация (в других источниках – мотивированность) представляет собой семантическую обусловленность значения деривата значениями производящих слов (например, «он носит знамя» — «знаменосец»). В этом случае производящие слова являются источниками мотивации (мотивирующими), а дериват – обусловленным (мотивированным).
Словообразовательной производностью называют формальную и семантическую выводимость свойств деривата из свойств производящих слов.
Благодаря применению приведённых выше понятий, дериват можно рассмотреть в качестве структуры, внутренняя форма которой соответствует содержанию, выражаемому ею. Причём эта структура образуется посредством сочетания двух частей: отсылочной и формантной.
Отсылочная часть – это основа мотивирующего слова, которая отсылает к источнику мотивации. Формантная часть – это формант (то есть аффикс), который используется в словообразовании для выражения значения деривата, нового по сравнению с мотивирующим словом. Например, в случае следующего словообразования — слово «преподаватель» от словосочетания «он преподаёт» — формантом является суффикс –тель, а остальная часть является отсылочной.
Также важное место в теории словообразования занимает понятие словообразовательного правила, которое до сих пор разрабатывается и развивается лингвистами. Оно непосредственно связано с закономерностями, которые сопровождают создание морфологических структур дериватов и выражение ими новых значений.
- отмечают особенности образования некоторых слов;
- определяют диапазон их действий;
- характеризуют с различных точек зрения словообразование;
- указывают на основу словообразования;
- определяют используемые приемы и способы;
- описывают признаки и свойства участвующих в деривации морфем;
- устанавливают различного рода ограничения в словообразовании и др.
Способы образования слов
Отталкиваясь от понятия словообразования как раздела языкознания, в качестве его предмета можно определить вопросы, непосредственно связанные с образованием новых слов. Как правило, оно осуществляется через формальные и семантические соотношения между производящим и производным словами, которые являются однокоренными.
Формальные соотношения заключаются в обозримом изменении производящего слова. Для их реализации используют специальные формальные средства, в зависимости от которых различают несколько видов словообразования:
- словопроизводство – это присоединение к производящему слову аффиксов или их отсечение (соответственно выделяют суффиксальное, приставочное, приставочно-суффиксальное и бессуффиксальное словообразование);
- словосложение – это объединение нескольких (двух или более) основ в единое целое, которое называется сложным словом;
- аббревиация – это образование слова через сокращения слов и словосочетаний или сочетание их первых букв (звуков).
Имеет место быть особый вид словообразования, который представляет собой одновременное проявление формальных и семантических соотношений. Этот вид – конверсия, которую можно определить как морфолого-синтаксический способ словообразования, в результате которого слово переходит из одной части речи в другую.
Кроме того, существуют два способа словообразования, которые реализуются с лексической точки зрения. Лексико-семантический способ заключается в приобретении словом какого-либо нового значения при сохранении старого. Тем самым образуются омонимы. А лексико-синтаксический способ осуществляется посредством сращения словосочетания в одно целое слово.
Источник