Определите способ образования языкознание

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

  • Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Читайте также:  4 какими способами можно получить наноматериалы

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная) – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

  • График (план работы) – график (художник)

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

  • Древний храм (прям) – храм природы (перен)

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

Приставочный

  • Чистить —очистить
  • Искренний – неискренний
  • Жечь — сжечь

Суффиксальный

  • Нефть – нефтяной
  • Парник – парниковый
  • Производство — производственный

Приставочно-суффиксальный

  • Правый – вправо
  • Граница – безграничный
  • Грязь — загрязнение

Постфиксальный

  • Приходить – приходиться
  • Связывать, связываться
  • Располагать — располагаться

Сложение основ

  • Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
  • Пар, ходить – пароход
  • Лес, заготовка — лесозаготовка

Сложение усеченных основ с целым словом

  • Экологический, система –экосистема
  • Физическая культура – физкультура
  • Драматический кружок — драмкружок

Аббревиатура

  • Средства массовой информации – СМИ
  • Правила дорожного движения – ПДД
  • Организация Объединенных Наций — ООН

Приставочно-постфиксальный

  • Писать – расписаться
  • Думать – задуматься
  • Плакать — расплакаться

Суффиксально-постфиксальный

Источник

Словообразование как раздел языкознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие словообразования

Словообразование – это раздел языкознания, в рамках которого лингвисты занимаются изучением производных и сложных слов относительно их способов создания, функционирования, строения и классификации.

В научной литературе, чаще иностранной, используется другое название словообразования – «деривация», произошедшее от латинского слова «derivatio», которое переводится на русский язык как «отклонение». В соответствии с этим производные (то есть образованные, новые) слова называются дериватами.

Словообразование можно рассматривать как часть ономасиологии, то есть раздела семантики, занимающегося исследованием новых языковых знаков от обозначаемого (вещи) через значение (мысль) к обозначающему (языковое средство: слово и т.д.).

На основе одного из базовых лингвистических противопоставлений выделяют следующие типы словообразования:

  • диахроническое словообразование – изучает динамический аспект образования слов, то есть их процесс;
  • синхроническое словообразование — изучает статический аспект образования слов, то есть его конечный результат.

Кроме данных о непосредственном образовании слов, эта теоретическая дисциплина предоставляет возможности предсказать появление новых слов, выявить условия этого появления, а также определить правила, в соответствии с которыми на данном этапе развития языка образуются новые слова.

Словообразование является в достаточной степени сложным лингвистическим разделом. Эта сложность обуславливается следующими положениями:

  • словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы – грамматикой (и морфологией, и синтаксисом), фонологией, семантикой;
  • языковая система подвержена сильной мобильности, из-за чего не представляется возможным установить каких-либо чётких границ в словообразовании;
  • сложность дифференциации диахронического и синхронического аспектов;
  • большой объём словообразовательных единиц, следствием которого является необходимость значительного числа теоретических концепций;
  • разнообразие словообразовательных функций.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятийный аппарат словообразования

Теория словообразования как любая научная дисциплина располагает собственным понятийным аппаратом. Двумя её основными понятиями являются понятия мотивации и словообразовательной производности.

Мотивация (в других источниках – мотивированность) представляет собой семантическую обусловленность значения деривата значениями производящих слов (например, «он носит знамя» — «знаменосец»). В этом случае производящие слова являются источниками мотивации (мотивирующими), а дериват – обусловленным (мотивированным).

Словообразовательной производностью называют формальную и семантическую выводимость свойств деривата из свойств производящих слов.

Благодаря применению приведённых выше понятий, дериват можно рассмотреть в качестве структуры, внутренняя форма которой соответствует содержанию, выражаемому ею. Причём эта структура образуется посредством сочетания двух частей: отсылочной и формантной.

Отсылочная часть – это основа мотивирующего слова, которая отсылает к источнику мотивации. Формантная часть – это формант (то есть аффикс), который используется в словообразовании для выражения значения деривата, нового по сравнению с мотивирующим словом. Например, в случае следующего словообразования — слово «преподаватель» от словосочетания «он преподаёт» — формантом является суффикс –тель, а остальная часть является отсылочной.

Также важное место в теории словообразования занимает понятие словообразовательного правила, которое до сих пор разрабатывается и развивается лингвистами. Оно непосредственно связано с закономерностями, которые сопровождают создание морфологических структур дериватов и выражение ими новых значений.

  • отмечают особенности образования некоторых слов;
  • определяют диапазон их действий;
  • характеризуют с различных точек зрения словообразование;
  • указывают на основу словообразования;
  • определяют используемые приемы и способы;
  • описывают признаки и свойства участвующих в деривации морфем;
  • устанавливают различного рода ограничения в словообразовании и др.

Способы образования слов

Отталкиваясь от понятия словообразования как раздела языкознания, в качестве его предмета можно определить вопросы, непосредственно связанные с образованием новых слов. Как правило, оно осуществляется через формальные и семантические соотношения между производящим и производным словами, которые являются однокоренными.

Формальные соотношения заключаются в обозримом изменении производящего слова. Для их реализации используют специальные формальные средства, в зависимости от которых различают несколько видов словообразования:

  • словопроизводство – это присоединение к производящему слову аффиксов или их отсечение (соответственно выделяют суффиксальное, приставочное, приставочно-суффиксальное и бессуффиксальное словообразование);
  • словосложение – это объединение нескольких (двух или более) основ в единое целое, которое называется сложным словом;
  • аббревиация – это образование слова через сокращения слов и словосочетаний или сочетание их первых букв (звуков).

Имеет место быть особый вид словообразования, который представляет собой одновременное проявление формальных и семантических соотношений. Этот вид – конверсия, которую можно определить как морфолого-синтаксический способ словообразования, в результате которого слово переходит из одной части речи в другую.

Кроме того, существуют два способа словообразования, которые реализуются с лексической точки зрения. Лексико-семантический способ заключается в приобретении словом какого-либо нового значения при сохранении старого. Тем самым образуются омонимы. А лексико-синтаксический способ осуществляется посредством сращения словосочетания в одно целое слово.

Источник

Читайте также:  Способ защиты нематериальных благ это
Оцените статью
Разные способы