Словообразование
Дидактический материал к учебнику М.В. Панова
6 класс
§ 6. Словообразовательные средства и способы словообразования
Первая часть названия этой темы у вас наверняка сомнений не вызовет: словообразовательными средствами, «строительным материалом» в русском языке являются знакомые вам приставки и суффиксы, а нередко и отсутствие последних (звучит странно, но мы уже с таким явлением не раз встречались! Вернитесь к заданиям 6, 36). Думается, нетрудно вам будет определить и способы словообразования. Если в словообразовании используются суффиксы и приставки, то такие способы называются аффиксальными, а если аффиксы не участвуют – безаффиксными (бессуффиксными).
Аффиксальных способов три:
а) приставочный (префиксация) – присоединение к исходному слову приставки: ползти – приползти; огромный – преогромный; группа – подгруппа;
б) суффиксальный (суффиксация) – добавление к исходной основе суффикса: сук – сучок; черный – чернота; камень – каменный; прыгать – прыгнуть; приклеивать – приклеивание;
в) приставочно-суффиксальный способ (конфикс) – одновременное присоединение приставок и суффиксов: есть – наесться; на столе – настольный; по Волге – Поволжье; дружеский – по-дружески.
Более точно словообразовательные суффиксы и приставки называть дериваторами. (Немец. Derivat «производное слово» восходит к латин. derivatus в значении «отклоненный». То есть деривация – это процесс словопроизводства.) Приставка и суффикс – принадлежность какого-либо одного слова (своего рода его «частная собственность»): зайч-онок-. Действительно, в морфемном составе этого слова выделяется суффикс -онок-. Но ведь он «работает» не только на это слово, еще многие и многие названия детенышей птиц и животных образованы с помощью этого суффикса (cм. задание 49). Получается, что -онок- – самостоятельное словообразовательное средство, используемое при необходимости создать слово со значением «детеныш». То есть приставочный или суффиксальный дериватор подвижен, динамичен, активно (или не очень) участвует в словопроизводстве. А собственно приставка и суффикс (принадлежность конкретного слова) неподвижны, статичны, и ими правильнее будет пользоваться в морфемике, а не в словообразовании. В дальнейшем мы будем использовать и термин дериватор, и более привычный вам словообразовательный аффикс (аффиксы).
При безаффиксном способе от исходного слова отсекается суффикс (зачастую вместе с окончанием): уколоть – укол, реветь – рева, полететь – полет.
Помните: окончания в словообразовании не участвуют, они – показатели словоизменения разных частей речи! (Об этом у нас пойдет речь при изучении морфологии.)
Немного позже мы поговорим еще о некоторых способах словообразования.
А пока подробнее познакомимся с особенностями аффиксальных и безаффиксного способов.
Задание 75. Спишите словообразовательные пары, выделите приставочные дериваторы.
а) Вешать – перевешать;
танцевать – протанцевать;
думать – вздумать;
нести – вынести;
прясть – допрясть;
смеяться – засмеяться;
собирать – насобирать;
ехать – объехать;
тащить – оттащить;
скакать – поскакать;
расти – подрасти;
ходить – приходить;
бить – разбить;
писать – описать;
жечь – сжечь;
плыть – уплыть.
б) Отдел – подотдел;
группа – подгруппа;
станция – подстанция;
разделение – подразделение;
заголовок – подзаголовок;
вкус – привкус;
история – предыстория;
дед – прадед;
бабушка – прабабушка.
в) Интересный – неинтересный;
грустный – прегрустный;
несчастный – разнесчастный;
демократический – антидемократический («анти» обозначает против).
г) Противно – препротивно;
любезно – прелюбезно;
глупо – преглупо.
Какие части речи образуются приставочным способом?
Меняется ли часть речи при префиксации?
Для образования какой части речи чаще всего используются приставочные дериваторы?
Задание 76. Прочитайте приставочные производные от глагола вести:
воз-вести, вы-вести, до-вести, за-вести, на-вести, об-вести, от-вести, пере-вести, по-вести, под-вести, при-вести, про-вести, раз-вести, с-вести, у-вести.
Каким значением отличаются приставочные слова от бесприставочного?
Изменилось ли значение производных глаголов коренным образом по сравнению с исходным глаголом?
Задание 77. Как мы убедились, при приставочном способе словообразования значение производного слова коренным образом не отличается от исходного, к нему лишь добавляется некоторый оттенок. Постарайтесь выяснить эти оттенки в следующих словообразовательных парах:
говорить – выговорить; двигаться – задвигаться; лить – долить; готовить – наготовить; гореть – обгореть; прыгнуть – отпрыгнуть; считать – пересчитать; косить – покосить; рыть – подрыть; плестись – приплестись; звать – прозвать; варить – недоварить; валить – развалить; беречь – сберечь; скользнуть – ускользнуть;
удалый – разудалый; легкий – сверхлегкий; глупый – архиглупый (приставка архи- заимствованная и обозначает «очень», как и привычная нам приставка пре-).
Задание 78. Докажите, что все приведенные слова образованы суффиксальным способом:
мячик, роскошничать, родненький, обличение, облачко, облачный, находчивый, композиционный, комплектовать, громадина, пасечник, мякоть, приколка, женушка, жесткость, гриппозный, врачевать, птичий, пунктуационный, луковица.
Какие части речи образуются суффиксальным способом: те же, что и исходные, или разные?
Задание 79. Значительно ли отличается производное слово от исходного в следующих суффиксальных образованиях? Как бы вы определили эту разницу в значении? (Не забудьте выделить суффиксальный дериватор.)
Пирог – пирожок; картофель – картофелина; черный – черненький; револьвер – револьверишко; расстроить – расстроиться; лопата – лопатка; медвежонок – медвежоночек; сапог – сапожище; слово – словцо; табун – табунок.
Задание 80. Производное слово отличается от исходного при суффиксальном образовании только оттенком значения (см. предыдущее задание). Но всегда ли? Сравните следующие пары. Выделите суффиксальные дериваторы производного слова.
Школа – школьник; табель – табельщик; таить – тайник; стол – столовый; один – одиннадцать; рецензия – рецензент; проект – проектировать; крестьянин – крестьянство; комиссар – комиссариат; компания – компаньон; земля – земляк.
При выполнении заданий 79 и 80 вам, вероятно, не составило труда определить словообразовательное значение суффиксальных дериваторов. Но так бывает далеко не всегда, особенно это касается прилагательных и глаголов. Зачастую словообразовательные суффиксы в них не имеют конкретного значения, для них характерны широта и отвлеченность. Давайте убедимся.
Задание 81. Как образованы следующие прилагательные?
Школьный, трамвайный, лесной, карандашный, календарный, архивный, хлебный, газетный, длинный.
Финансовый, апельсиновый, еловый, вкусовой, береговой, годовой, роковой, чековый, громовой.
Задания (для обоих вариантов).
Можно ли определить конкретное значение суффиксальных дериваторов -н- и -ов-?
Добавьте в каждую группу свои примеры. Прояснилось ли значение суффиксов?
Задание 82. Используя словообразовательный суффикс -ну-, образуйте глаголы от данных, запишите несколько собственных примеров.
Шагать, прыгать, кричать, толкать, бодать, звякать, свистеть, рвать, шугать.
Как бы вы определили общее значение всех этих глаголов?
Задание 83. Допишите знаменатели:
Какой суффиксальный дериватор образует глаголы от прилагательных?
Что они обозначают?
То же ли значение имеют производные в парах: черный – чернить, синий – синить?
Задание 84. «Не тормози, сникерсни!» – громко зазывала реклама. Вова Бутузов предложил Насте Кувшинчиковой:
– Ну, что, пойдем сникерснем, раз так настаивают?
– Вот еще! – возмутилась Настя. – Делать неизвестно что.
– Как это неизвестно?
– Да конечно! И слова-то такого нет, а мы что-то должны сделать.
– Как нет? Сникерснуть – значит съесть «Сникерс».
– Понимаю, что тут без «Сникерса» не обошлось, но глагол-то неправильно образован! Сам посмотри: топать – топнуть, кричать – крикнуть, моргать – моргнуть. Глаголы-то с суффиксом -ну-, если отвечают на вопрос что сделать?, производные, образованы суффиксальным способом. А где же исходный для сникерснуть? Сникерсать, что ли? Что-то я такого не слышала.
– Ишь ты, похоже, ты права, – задумался Вова.
А вы как считаете, кто прав?
Чем отличаются глаголы топнуть, крикнуть, моргнуть от гнуть, тонуть, вязнуть?
Задание 85. Суффиксы имен существительных более конкретны (вспомните, что они могут обозначать). Но все-таки в некоторых случаях и они имеют широкое абстрактное значение.
АБСТРАКТНЫЙ. Заимств. из нем. яз. в 30–40-е годы XIX в. Нем. abstract МУЖ после изменения an > о > у и gi > ж. Первоначальное «взрослый мужчина»
Источник
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Основные способы образования слов в русском языке
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Способы словообразования.
2. Словообразовательный анализ слова.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.
Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.
Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.
Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.
Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.
Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.
Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.
При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным способом образуются
имена существительные:
к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.
имена прилагательные:
к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;
местоимения:
к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;
глаголы:
к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;
наречия:
к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.
Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.
Суффиксальным способом образуются: имена существительные
багаж + суффикс -ник- получается багажник
камень + суффикс -щик- получается каменщик
гитара + суффикс -ист- получается гитарист
учить + суффикс -тель- получается учитель
честный + суффикс -ость- получается честность
строить + суффикс -ени- получается строение
стул + суффикс -ик- получается стулик
имена прилагательные
забота + суффикс -лив- получается заботливый
осень + суффикс -н- получается осенний
гусь + суффикс -ин- получается гусиный
белый + суффикс -еньк- получается беленький
наречия, оканчивающиеся на О:
к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;
к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.
Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.
Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.
Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.
Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.
Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.
Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:
От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.
Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.
Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.
Вспомним план словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано.
3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
4. Указать средство словообразования.
5. Указать способ словообразования.
Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной
1. Прибрежный – образовано от слова берег.
Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.
2. Речной – образовано от слова река.
Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.
Разбор тренировочных заданий
Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.
Правильный ответ: Пришкольный
Выделите цветом слова с приставкой при-.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Источник