- Разборы слова выключатель
- Разбор по составу слова выключатель
- Дополнительные варианты разбора
- Схожие по составу слова
- Морфологический разбор слова выключатель
- Фонетический разбор слова выключатель
- Разбор по буквам:
- Значение слова выключатель
- Предложения со словом выключатель
- Цитаты со словом выключатель
- Урок «Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1) методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Словообразование
- Компакт-тема № 4*
- Понятия производной, непроизводной, производящей основ
- Упражнения
- Основные способы словообразования
- Упражнение
- Упражнения
Разборы слова выключатель
Разбор по составу слова выключатель
Дополнительные варианты разбора
Схожие по составу слова
Морфологический разбор слова выключатель
- имя существительное: неодушевлённое, мужской род единственное число, винительный падеж
- имя существительное: неодушевлённое, мужской род единственное число, именительный падеж
Фонетический разбор слова выключатель
Разбор по буквам:
- в: [в]:согласный, парный звонкий, сонорный, парный твёрдый
- ы: [ы]:гласный
- к: [к]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
- л: [л’]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
- ю: [у]:гласный
- ч: [ч’]:согласный, непарный глухой, непарный мягкий
- а: [а]:гласный
- т: [т’]:согласный, парный глухой, парный мягкий
- е: [и]:гласный
- л: [л’]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
- ь: —
- —:
Значение слова выключатель
выключ а тель, выключателя, муж. (тех.). Приспособление для выключения и включения электрического тока.
Предложения со словом выключатель
- выключатель с электромагнитным приводом (в маркировке).
- 6,3 А), 13 – счетчик, 14 – холодильник, 15 – однополюсная розетка без зануления, 16 – светильник входного крыльца, 17 – выключатель светильника, 18 – светильники, установленные в жилых помещениях дома, в т.
- Функционально УЗО можно определить как быстродействующий защитный выключатель, реагирующий на дифференциальный ток утечки в проводниках, проводящих электроэнергию к защищаемой электроустановке.
- Потом Арсен стал звонить по одним ему ведомым телефонам, и в течение часа появившиеся мужики в униформе починили выключатель, другие в униформе, уже не мужики, поколдовали над моей рожей и тоже слегка починили, а третьи, уже ни те ни другие, притащили кучу пакетов с экзотическими пищами и икрами.
Цитаты со словом выключатель
- Сегодня тебе хочется одного — сдохнуть, а завтра просыпаешься и понимаешь, что нужно было всего лишь спуститься на несколько ступенек, нащупать на стене выключатель и увидеть жизнь совсем в ином свете.
Анна Гавальда, «Просто вместе» - Сегодня тебе хочется одного — сдохнуть, а завтра просыпаешься и понимаешь, что нужно было всего лишь спуститься на несколько ступенек, нащупать на стене выключатель и увидеть жизнь совсем в ином свете.
Анна Гавальда, «Просто вместе» - Мужчины хотят женщину, которую они могут включать и выключать, как выключатель света.
Ян Флеминг
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»
Источник
Урок «Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Урок по подготовке к ЕГЭ. Целью урока является повторение способов образования слов, отработка умения определять способ словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_sposobov_slovoobrazovaniya.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение способов словообразования.
(Подготовка к ЕГЭ, задание В1)
Цель : повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.
Оборудование : раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий ЕГЭ
I. Образцы тестовых заданий из ЕГЭ
В1. Из предложений 8-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.
А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.
Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:
За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.
II. Повторение словообразования
Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)
— Вспомните способы образования слов. Заполнение таблицы с разбором
присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи. Что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия
бабушка – прабабушка, весёлый – развесёлый, моральный – аморальный, что – нечто, всюду – повсюду, завтра – назавтра
Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия
Лес – лесник, писать – писатель, толкать – толкнуть, терпеть – терпение, бодрый – бодрость, какой – какой-то, дружеский – дружески, думать — думая
Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия
Хлеб – нахлебник, свеча – подсвечник, ворчать – разворчаться, тайна – втайне, старый – по-старому, приятельский – по-приятельски, река — заречный
Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных
Рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить – пила, просечь – просека, гнилой – гниль, сухой – сушь, суша, синий – синь.
Образование новых слов, с помощью двух или более корней
Сложение целых слов: вагон-ресторан, жар-птица, школа-интернат
Сложение с помощью соед. гласной: бензозаправочный, жилищно-бытовой, пешеход, отчётно-выборный
Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым словом или частей двух слов): автовокзал, зарплата, пол-арбуза, универмаг
Аббревиация: МГУ, КВН, ТЮЗ
6. Переход из одной части речи в другую
Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных
Ванная, настоящее, приёмная, снотворное, учащиеся, учительская, первые цветы
Возьми на заметку!
При определении способа образования слова помни!
- О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)
- Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
- При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
- Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
- Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!
Как определить способ словообразования:
- Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово
- Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
- Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
- По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.
Возьми на заметку!
Как определить приставочный способ словообразования:
- Выпиши все слова с приставками
- Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки
III. Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой
Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая
Бес край н ий← край
выключа тель ← выключать
закол к а← заколоть
за нов о ← новый
при двор н ый← двор
хлебозаготовка← хлеб+заготовить+ к
раз болеть ся ←болеть
подар ок ←подарить
сообража я ←соображать
V. Выполнение тестовых заданий
1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:
2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:
3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:
4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:
5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:
VI. Самостоятельная работа по карточка
- Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.
- Разберите слова по составу: беспощадный, скромненький, неинтересный
- Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.
1. Определите способ словообразования: по-хорошему, постепенно, будущее.
2. Разберите слова по составу: замыкается, законченный, перечитывать
3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.
1 . Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.
2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.
Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.
- Определите способ словообразования: взрыв, долголетие, сороковка.
- Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения
Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.
- Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.
1. Определите способ словообразования: молчаливо, небрежность, словосочетание.
2. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении
От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало.
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.
Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
- Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.
2. Укажите способ образования слова ПОСТЕПЕННО в предложении
Вадим стоял под густой липой, и упоительный запах вокруг его головы, и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и, отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.
- Разберите слова по составу: расклёванный, подвесить, выздороветь.
2. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Его никто не провожал: он не любил проводов.
VI. Домашнее задание:
Подобрать самостоятельно по 5 слов на каждый способ словообразования
Источник
Словообразование
Компакт-тема № 4*
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик —> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть.
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.
Пояснение:
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со + ученик
производящая основа
соученик
производная основа
пре + большой
производящая основа
пребольшой
производная основа
пере + бежать
производящая основа
перебежать
производная основа
от + ныне
производящая основа
отныне
производная основа
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
комната + -к-
производящая основа
комнатка
производная основа
комната + -н-
производящая основа
комнатный
производная основа
свет + -л-
производящая основа
светлый
производная основа
светлый + -еньк-
производящая основа
светленький
производная основа
светлый + -еть
производящая основа
светлеть
производная основа
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
не- + избежать + -н-
производящая основа
под- + слепой + -оват-
производящая основа
подслеповатый
производная основа
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
на столе + -н—
производящая основа
при дороге + -н-
производящая основа
придорожный
производная основа
под одеялом + -ник-
производящая основа
пододеяльник
производная основа
Упражнение
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
Распределите слова по трем группам по способу образования.
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить —> учиться, сломать —> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой —> какой-нибудь, где —> где-то, когда —> когда-либо, как —> как-нибудь).
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.
Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) —> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.
Источник