Определите способ образования расположить

Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры

Содержание:

Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?

Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.

Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:

  • различать производные и непроизводные слова;
  • видеть производящую и производную основы;
  • уметь выделять морфемы;
  • знать способы словообразования.

Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.

Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.

К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.

Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.

Способы словообразования:

  1. морфологические:
    • приставочный,
    • суффиксальный,
    • приставочно-суффиксальный,
    • постфиксальный,
    • приставочно-постфиксальный,
    • суффиксально-постфиксальный,
    • бессуффиксальный,
    • сложение основ,
    • аббревиатура;

  2. неморфологические:
    • лексико-синтаксический,
    • лексико-семантический,
    • морфолого-синтаксический.

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Бессуффксальный

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Сложение основ

Аббревиатура

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

Приставочный

  • Лить – в-лить
  • глубокий – не-глубокий
  • Горячий – горяч-о
  • Переписать – перепис-к
  • Вокзал – при-вокзаль-н-ый
  • Гора – вз-горь-j
  • Поднять – поднять-ся
  • Считать – считать-ся
  • Рассказать – рассказ
  • Зеленый – зелень
  • Гулять – на-гулять-ся
  • Спать – вы-спать-ся
  • Женатый – жен-и-ть-ся
  • Резвый – резв-и-ть-ся
  • Стих, сложение – стихосложение
  • Много, этаж — многоэтажный
  • Центральный универсальным магазин – ЦУМ
  • Театр юного зрителя — ТЮЗ
  • Высоко, качественный – высококачественный
  • С ума сшедший — сумасшедший
  • Лук (овощ) – лук (оружие со стрелами) — омонимы
  • По’лки – полки’ (омографы)
  • Стекло (оконное) – стекло (на пол) – омоформы
  • Кот – код (омофоны)
Морфолого-синтаксический
(переход из одной части речи в другую)
  • Передняя (дверца) – в передней (никого не было)

План словообразовательного разбора (анализа)

Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.

Начальная форма слова:

  • существительное – ед.ч., Им.п.;
  • прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • глагол – неопределенная форма;
  • причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • местоимение – в зависимости от разряда
  • наречие, деепричастие – не изменяются.

Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.

Затем выполнить следующие действия:

  1. Указать часть речи
  2. Установить слово с производящей основой.
  3. Выделить основу в производящем слове.
  4. Выделить производную основу в разбираемом слове.
  5. Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
  6. Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
  7. Определить способ образования.
  • выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
  • при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.

Примеры словообразовательного анализа

Образец устного разбора

Подоконник существительное, в начальной форме.

  1. Производящей основой для слова подоконник является основа в слове окно (окн-)
  2. Основой производного слова является подоконник.
  3. Слово подоконникобразовано от слова окно с помощью присоединения приставки под- и суффикса -ник-.
  4. Способ образования: приставочно-суффиксальный.

Источник

Практикум по определению способа образования слов

Цели и задачи:

  • закрепить знания учащихся о способах образования слов,
  • закрепить навыки определения способов словообразования,
  • знать основные способы образования слов в русском языке,
  • уметь определять способ образования слов.

1. Организационный момент.

Учитель: — Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.

(один ученик записывает на доске).

Учитель: — Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.

(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).

Учитель: — В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?

(Приложение. Слайд 3)

((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).

Учитель: — Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: — Какое упражнение вы выполняли дома?

Учитель: — Что нужно было сделать по заданию упражнения?

(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).

Учитель: — Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.

(правильный вариант написан на обратной стороне доски)

3. Повторение и закрепление.

Учитель: — Что вы знаете про словообразование?

(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).

Учитель: — Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.

— Начнем с разминки: Задание классу.

1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4)

(дети отвечают с мест устно)

Славный – бесславный, (приставка)

Двор – дворец, (суффикс)

Барабан – барабанщик, (суффикс)

Соберу – разберу, (приставка)

Дно – бездонный (приставка, суффикс)

Расчет – рассчитывать. (суффикс)

(делается вывод: приставка, суффикс).

Учитель: — Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)

— Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)

2. Образуйте новые слова по аналогии.

Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5)

На выполнение задания – 2 минуты.

(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)

Пеший, ходить – пешеход,

Вода, проводить — … . (сложение двух основ)

Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.

Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой

парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с

помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.

(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)

  • Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
  • Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
  • Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
  • Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
  • Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
  • Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
  • Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
  • Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
  • Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка, бессуффиксный способ)
  • Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).

Учитель: — Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?

(от корней с помощью суффиксов и приставок).

Учитель: — Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?

Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6) (способы образования новых слов)

Учитель: — Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)

Учитель: — 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.

Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7)

На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.

— Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.

(по одному ученику с каждого варианта читают текст)

Не тронь огнем мою Россию,
Мечом родимую не тронь –
И ты её познаешь силу
Не через меч – через ладонь.
И ты её познаешь верность
Чужда изменчивость Москве! –
И мир найдет себе оседлость
В добрососедстве и родстве.
Все будет искренно и просто,
Чисты сердца, когда дружны.
А это ли не хлеб и воздух,
Что так отечествам нужны?!

2. Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величие моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
И знаю – в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!

Учитель: — Расскажите, как вы выполняли задание.

(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).

Учитель: — Физминутка: “погоня за тремя зайцами” — разминаем шею, спину и глазки.

А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.

Учитель: — 5. 1).Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?

(Приложение. Слайд 8)

Учитель: — У кого дерево получится самым ветвистым?

(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)

2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:

1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

Учитель: — На выполнение задания – 5 минут.

(задания по парам выполняются в тетрадях)

Учитель: Вопросы к группам:

— У кого дерево получилось самым ветвистым?

— С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?

Вопросы к парам:

— Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?

— Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?

— О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?

Учитель: — Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.

(дети переставляют стулья на место)

Учитель: — 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.

(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)

Учитель: — Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.

Следующий, слет, Ленинград, тишина, рассвет, подснежник, сбить, моржовый, вертолет, столовая, приговаривать, вечнозеленый, вздох, подгруппа, прохожий, сверхмощная, загородный, меч-рыба, стенгазета, рабочий, платочек, выдумать.

(по истечении времени ученики отдают друг другу карточки и проверяют по образцу на слайде) (Приложение. Слайд 9)

Учитель: — Какие затруднения вызвало выполнение этого задания?

Учитель: — 1. Как образуются новые слова в русском языке?

2. Назовите способы образования слов.

3. С какой целью мы изучаем способы образования слов?

4. Образуйте новые слова с помощью разных способов:

— приставочного от слова РАСЧЕТ,

— суффиксального от слова АВГУСТ,

— приставочно-суффиксального от слова ПЕНЬ.

Источник

Читайте также:  Азопирамовая проба способ приготовления
Оцените статью
Разные способы
Морфологические Неморфологические
Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение основ и слов Переход одной части речи в другую