Тест по теме «Словообразование. Морфология»,10-11 классов
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ»
Морфемы (значимые части слова): приставка, корень, суффикс, окончание.
Основные способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.
Запомните, как правильно пишутся названия способов образования слов в русском языке:
БЕ СС У ФФ ИКСНЫЙ (две буквы СС и две буквы ФФ)
СУ ФФ ИКСАЛЬНЫЙ (две буквы ФФ)
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи относится указанное слово.
2. Вы определили, что это имя существительное:
• если это отглагольное имя существительное, в котором после корня сразу идет окончание и нет суффикса, то оно образовано бессуффиксным способом (например, СПОРЫ, В ПЕРЕХОДАХ, ПРИ ПЕРЕЛЕТЕ);
• если это отглагольное имя существительное, которое оканчивается на -НИЕ, -ИЕ, то оно образовано суффиксальным способом (например, УГЛУБЛЕНИЕ, ПРЕДЧУВСТВИЕ);
• если это неотглагольное имя существительное с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и последними буквами в слове -ЬЕ, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ПОДМОСКОВЬЕ, БЕЗДОРОЖЬЕ, ПОБЕРЕЖЬЕ, ПРИУРАЛЬЕ);
• если это неотглагольное имя существительное, которое оканчивается на -ОСТЬ, то оно образовано суффиксальным способом (например, БЕСПОМОЩНОСТЬ);
• если это имя существительное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕПОНИМАНИЕ).
3. Вы определили, что это имя прилагательное:
• если это имя прилагательное со значением «отсутствие, нехватка чего-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ, БЕСПОМОЩНЫЙ);
• если это имя прилагательное со значением «нахождение где-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, НАТЕЛЬНЫЙ, ПРИБРЕЖНЫЙ);
• если это имя прилагательное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЙ).
4. Вы определили, что это глагол:
• если в этом глаголе есть приставка и ее можно отбросить (получится глагол другого вида), то этот глагол образован приставочным способом (ПРИСЛАЛ, ПРОЛИЛ);
• если в глаголе есть приставка и суффикс -СЯ и их нельзя отбросить (при отбрасывании либо приставки, либо суффикса -СЯ получается не существующее в русском языке слово), то этот глагол образован приставочно-суффиксальным способом (например, ВЫСПАТЬСЯ, РАЗБЕЖАТЬСЯ).
5. Вы определили, что это причастие:
• если причастие не начинается с НЕ, то оно образовано суффиксальным способом, независимо от наличия в нем приставки (например, ПРИЛЕТЕВШИЙ, ПРОЧИТАВШИЙ);
• если причастие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (НЕПРОЧИТАННАЯ книга).
6. Вы определили, что это деепричастие:
• деепричастия образуются только суффиксальным способом.
7. Вы определили, что это наречие:
• если наречие оканчивается на -О, то оно образовано суффиксальным способом от исходного имени прилагательного (например, БЕЗЗВУЧНО, БЕСПОМОЩНО);
• если наречие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕМНОГО, НЕДОЛГО);
• если наречие не оканчивается на -О, то оно чаще всего образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ВО-ПЕРВЫХ, ВСКОРЕ, СМОЛОДУ).
1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ?
2. Определите способ образования слова ЛЕГКО?
3. Определите способ образования слова РАЗРАБОТКА?
4. Определите способ образования слова ИЗГОТОВЛЕНИЕ?
5. Каким способом образовалось слово СООТЕЧЕСТВЕННИК?
6. Каким способом образовалось слово ПРОЕЗД?
7. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ?
8. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ?
9. Каким способом образовании выделенное слово в предложении В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась?
10. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.
11. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(1) Много любопытного было в доме. (2) Были там заводные китайские человечки. (3) Погонится один за другим и машет палкой. (4) А мы смотрим, смеёмся. (5) Очень любили мы бывать в этом доме.
12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.
13. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Ответ:
14. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1) Современная молодежь, поглощённая компьютерами, совсем перестала читать. (2) Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3) В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман.
15. Из предложений 7-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(7) Ранним утром мы шли вдоль реки. (8) Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (10) Тишь кругом и красота.
16. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1) Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2) Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3) Но мало кто мог её найти.
17. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он перед началом работы любовался живописью Ларионова или Гончарова.
18. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(1) Все знали, что вечером Сергей уедет. (2) Маша долго ждала от него весточки. (3) И вот однажды глухой осенью…
19. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1) Впереди нас ждали ещё километры пути. (2) Мы присели отдохнуть и разожгли костёр. (3) Дымок окутал поляну.
20. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Устроившись в открытом месте, в кустах дубняка, жадными глазами следила она за передвижениями батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму — пороховом и от пожаров.
Источник
Тема: Способы образования имён прилагательных
Содержимое разработки
по русскому языку для 6 класса
(школ с русским языком обучения)
учителя русского языка
и литературы школы № 208
Мирзо Улугбекского района,
Яминовой Умиды Туйчиевны
Разработка урока по русскому языку для 6 класса
(школ с русским языком обучения) на тему:
«Способы образования имён прилагательных»
Способы образования имён прилагательных
Восприятие нового материала
Познакомить с основными способами образования имён прилагательных.
Дать знания о суффиксальном способе образования слов.
Развить навыки и умения образования имён прилагательных суффиксальным способом и правильного употребления их в речи.
Воспитывать чувство любви к родной природе.
1.Подготовка к активному восприятию сведений о способах образования имён прилагательных.
2.Конструирование предложений с использованием прилагательных, образованных суффиксальным способом.
3.Обогащение словаря учащихся.
Технология и организация учебного процесса
Аудирование, говорение, чтение, письмо
Индивидуально-дифференцировыанная работа, работа в парах, коллективная учебная деятельность.
Мультимедийная учебная презентация
Работа по таблице, беседа по вопросам
Вопросно-ответная беседа(фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, словарный диктант)
Научит правильному употреблению имён прилагательных , образованных морфологическим способом
Сумеетразобрать имена прилагательных по составу, определить способ образования
Продолжит формирование у учащихся навыков составления текста, на заданные темы
Примут активное участие в составлении текстов с употреблением имён прилагательных
Проверка посещаемости, готовности класса к уроку.
Проверка домашнего задания.
Учитель проходит по рядам и проверяет наличие в тетрадях выполненного упражнения 325, заданного на дом.
Проверяет, как учащиеся усвоили пройденную тему «Морфологический разбор имени прилагательного».
На доске записаны 2 предложения. Учащиеся с места читают предложения, выделяют имена прилагательные и делают морфологический разбор.
Порядок устного разбора: Прилагательное узкой. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Начальная форма узкий, качественное, полное, употреблено в форме единственного числа, дательного падежа, женского рода; в предложении является определением.
Объяснение нового материала.
Сообщение учителем темы урока: «Способы образования имён прилагательных». Запись темы на доске и в тетрадях.
Организация фронтальной беседы по изученной ранее теме «Состав слова. Словообразование».
Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как образуются слова в русском языке.
Ученик: С помощью приставки и суффикса.
Учитель: Что такое приставка?
Ученик: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Учитель: Как называется способ образования слов с помощью приставки?
Ученик: Приставочный или префиксальный.
Учитель: Что такое суффикс?
Ученик: Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Учитель: Как называется способ образования слов с помощью суффикса?
Учитель: А какие значимые части слова вы ещё знаете?
Учитель: А что у нас составляет основу слова?
Ученик: Приставка, корень, суффикс(или часть слова без окончания).
Учитель: Для чего служит окончание?
Ученик: Для связи слов в предложении.
Учитель: А что такое морфема?
Ученик: Это каждая значимая часть слова: приставка, корень, суффикс и окончание.
Учитель: Молодцы, ребята. А какие способы образования слов мы ещё с вами знаем?
Ученик: Приставочно-суффиксальный и сложение корней, основ, слов.
Учитель: Как называется такой способ образования слов?
Ученик: Морфологическим способом образования слов.
Учитель: А теперь внимание: имена прилагательные, также как и имена существительные образуются с помощью приставок и суффиксов, а сложные имена прилагательные с помощью сложения слов (основ, корней).
Имена прилагательные образуются от разных частей речи: имён существительных, глаголов, других прилагательных.
Работа по таблице. Таблица проецируется на экран или вывешивается на доске.
Учитель: Посмотрите на экран (или доску). На доске вывешена (на экране проецируется) таблица с основными способами образования имён прилагательных.
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Префиксальный, или приставочный
Суффиксальный, или суффиксный
кожа → кожаный и т.д.
Префиксально-суффиксальный, или приставочно-суффиксальный (одновременное присоединение приставки и суффикса)
море → заморскийи т.д.
Сложение корней, основ, слов
синие глаза →синеглазый
любит труд → трудолюбивый
черный и белый → черно-белый
север и восток → северо-восточный
вечно зелёный → вечнозелёный
Учащиеся читают отдельные примеры из таблицы под руководством учителя. Учитель обращает их внимание на то, как образованы имена прилагательные и от каких частей речи.
Словарный диктант. Запись под диктовку 6-8 словосочетаний сущ.+ прил., выделение в прилагательных суффиксов.
Грустный мальчик, чугунная сковородка, мужественный человек, лиственный лес, дыхательные пути, дружеский жест, человеческий детеныш, ворчливый человек, дырявое ведро, кожаная обувь, звериные повадки.
Проверка. Учащиеся читают написанные словосочетания, называют выделенные ими суффиксы.
Организация индивидуально-дифференцированной работы.
Учащиеся самостоятельно работают по одному из трёх вариантов карточек. Степень сложности заданий в трёх вариантах разная с учётом уровня речевой подготовки учащихся, но одно задание во всех вариантах сформулировано одинаково: выделить суффиксы в прилагательных. Поэтому дифференциация заданий по уровню сложности внешне не проявляется, так как при проверке выполнения учащиеся будут читать словосочетания и указывать суффиксы в прилагательных.
I вариант (сложный уровень).Списать словосочетания. В прилагательных выделить суффиксы. С тремя словосочетаниями составить предложения на тему «Весна».
Весеннее солнце, зелёная травка, звонкие песни, удивительная пора, жаркие дни, дождливые дни, приятный ветерок, солнечная погода.
II вариант (средний уровень).Прочитать текст, выписать словосочетания сущ.+прил., в прилагательных выделить суффиксы.
С голубого весеннего неба льются солнечные лучи. Из дальних стран возвращаются перелётные птицы. Зверипросыпаются после зимней спячки. Скоро деревья оденутся в зелёный наряд.
III вариант(низкий (слабый) уровень).Списать текст, вставив пропущенные имена прилагательные. В прилагательных выделить суффиксы.
Хорош … денёк! … солнышко пригревает. Радостно звучат … голоса. Несколько дней стоит … погода. Веет … ветерок. По небу плывут … облака.
Проверка выполненной работы. Прослушивание монологических высказываний отдельных учащихся.
Работа по картинам на тему «Весна». Задание составить по 3 предложения, используя имена прилагательные, образованные префиксальным, суффиксальным или префиксально-суффиксальным способами.
В качестве образца учитель предварительно вместе с учащимися составляет предложения по одной из картинок.
Выставление и комментирование оценок.
Письменное выполнение упражнения 328, данного в учебнике «Русский язык» для 6 класса школ с русским языком обучения, Зеленина В.И., Т.2013
Объяснение домашнего задание производится путём разбора 1-2 слов из упражнения в качестве образца.
При наличии времени учитель может предложить учащимся сыграть в игру «Кто быстрее?»Игра организуется для закрепления полученных умений.Учащимся предлагается ряд вопросов, ответом на который служит прилагательное, образованное морфологическим способом.
Цель игры: Научить навыкам самостоятельного составления новых слов-прилагательных и умение выделять в них морфему.
Как называют зверя, у которого большие клыки? (клыкастый)
Человек, обладающий сильным и звучным голосом (голосистый)
Если у человека нет голоса, то он … (безголосый)
Если у ящерицы оторвать хвост, она станет … (бесхвостой)
Если у человеке острое зрение и он всё подмечает, то о нём говорят… (глазастый)
Поступок, который совершает человек не думая (бездумный)
Неловкий, неумелый в работе человек (безрукий)
Если у человека нет усов он… (безусый), а если есть … (усатый)
Человек с большой бородой (бородатый)
Человек, который сутулится может стать (горбатым).
Как называют человека, у которого нет таланта (бездарный, неталантливый)
Существо, не причиняющее обиды или вреда (безобидный или безвредный).
Источник